Родителям

Эйснер Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

«20 фраз, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь»

«Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой»

 «Будешь плохо кушать – не вырастешь (будешь слабым, девочки любить не будут и т.д.)»

«Будешь строить рожи – навсегда останешься с таким лицом», «Будешь ковырять в носу — палец сломаешь»

«Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены»

  «Ваня уже доел кашу, а ты все еще копаешься», «У всех нормальные дети, а ты вечно…», «У тети Маши Петя на одни пятерки учится, а ты…»

 «Ты у нас лучше всех», «Из твоего класса никто тебе даже в подметки не годится»

«Пока не поешь – гулять не пойдешь», «Пока не соберешь игрушки – не включу мультики»

«Я с таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного не буду любить»

 «Зачем я тебя вообще родила», «Лучше бы у нас родилась девочка/мальчик»

 «Я из-за тебя карьеру не сделала», «Если бы не ты – мы бы каждый год на море отдыхали» 

«Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала», «Кто тебя вообще спрашивает», «Я сказала так, значит так»

«Как ты меня измотал, наверное, давление поднялось», «Ты так орешь, что у меня голова трещит от тебя», «Будешь так себя вести – я расстроюсь и заболею»

«Лучше не попадайся мне на глаза», «Исчезни, чтобы я тебя вообще не видела здесь»

«Да бери, только оставь меня в покое» 

«Еще раз так сделаешь – мультиков больше не увидишь», «Еще раз скажешь такое слово – останешься без прогулок»

«Не куплю тебе ничего, у меня денег нет»

«Не придумывай, там никого нет», «Хватит плакать, в темноте ничего страшного нет»

  «Ой, какой ты невоспитанный», «Ах ты жадина», «Ой, какой грязнуля, как поросенок»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как нужно воспитывать девочку в славянских традициях?

Общение ребёнка с родителями должно быть наполнено любовью и гармонией!

Вам наверняка известно, что наши предки, славяне, по-разному подходили к вопросу воспитания мальчиков и девочек. Старались делать так, чтобы такое воспитание было залогом здорового общества и здорового будущего. Детские психологи также поддерживают эту точку зрения, потому что нельзя одинаково подходить к общению с разнополыми детьми.

Давайте ознакомимся с главными правилами воспитания девочек и заглянем в историю.

В славянской традиции воспитанию детей не просто уделяли огромное внимание, без этого невозможно было выживание и продолжение рода. Люди жили в традиции, которая была самой их жизнью. В семьях было много детей, род жил компактно, родственники были недалеко. Уже старшие детки могли ухаживать и помогать воспитывать младших, одновременно получая все необходимые знания и навыки, которые потом передавали своим детям. Тоесть из поколения в поколение непрерывно продолжалась традиция, культура, обычаи, и процесс воспитания проходил естественным путём, как сама жизнь.

В наше время недостаточное внимание уделяется тому факту, что девочек и мальчиков необходимо воспитывать совершенно по-разному, чтобы они выросли гармоничными, смогли реализовать своё предназначение в жизни, были счастливыми и успешными. В традициях Предков были заложены разные подходы к воспитанию мальчиков и девочек, а ведь традиции – это опыт многих поколений и веков. 

Детки до 3-х лет растут, купаясь в родительском тепле, их берут на руки, ласкаюти целуют. Все это особенно важно для девочки. Проявление чувств должно стать хорошей привычкой — так в душе дочки родится женственность, искренность, теплота. Эстетическое воспитание, привитие любви к красоте и гармонии — это шаг к рождению в её душе будущей женщины, и она потом будет очень благодарна родителям за умение создавать красоту вокруг себя. Нужно особенно заботиться о красивых волосах девочки с самого рождения, ни в коем случае не стричь ее наголо: её первые косы очень важны для неё.

Девочка воспитывается, в первую очередь, как берегиня рода, будущая мать. С раннего детства нужно прививать ей стремление быть матерью. Поэтому самые первые игрушки для девочки – это, безусловно, куклы. Но куклы должны быть не Барби (взрослые девушки), а кукла-ребёнок, обязательно с красивым и приятным лицом. Ни в коем случае не покупайте малышке куклу с тёмной кожей. Куклы должны быть такими же, как она: светлыми и чистыми, чтобы девочка сохраняла чувство чистоты своего рода. Вещи дочки должны быть аккуратно сложены, в идеальном порядке и опрятности. Когда ребёнок станет постарше, то будет так же относиться ко всем вещам.

 

Общение ребёнка с родителями должно быть наполнено любовью и гармонией. Это очень важно, т.к. для малыша это пример для построения собственной жизни. Внимательное и уважительное обращение должно быть не только между взрослыми, но и по отношению к дочке. Это позволит ей вырасти с ощущением спокойной гордости и самоуважения.

Красивую добрую колыбельную песенку должна знать каждая мамочка уметь петь ее и качать дочку на руках. Во многих случаях жизни уже взрослой дочери колыбельная сыграет важную роль, ведь будут и тяжелые минуты, и тогда вспоминается мать с её песнями и добротой. Кроме этого, стоит придумать небольшие рифмы, которые с детства запомнятся дочке и будут впоследствии поддерживать её в состоянии уверенности и внутренней силы. 

До трех лет для девочки наиболее важными являются мама и бабушка, а после трёх папа станет таким же важным, как мама. Если отец по-настоящему покажет свои добрые, нежные, уравновешенные чувства к дочке, то он получит в награду её счастливую судьбу. Папа проявляет у дочери любовь к мужской сущности как таковой и создаёт подсознательный мир понимания мужчины. Отцу важно любоваться дочерью и лелеять её красоту, хвалить её, и тогда девочка будет стараться проявлять и совершенствовать то, за что её хвалят. Также отец должен научить дочь правильно понимать мужчин и благоразумно себя вести с ними.

Если правильно воспитывать девочку то она, повзрослев, поймет, что она сильна в одной плоскости, а мужчина в другой, и каждый из них является наилучшим в своей сфере. Тогда в будущей семейной жизни у молодых людей не возникает трудностей, а отношения становятся гармоничными и счастливыми!



Предварительный просмотр:

Страничка для родителей!

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников

http://www.stihi.ru/pics/2014/08/06/3641.jpg

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально - эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а, следовательно, и развитие его личности в целом.

 Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и великие педагоги. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается... От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни» (Платон). «Через красоту – к человечности» (В.А. Сухомлинский). «Нравственность должна выступать в форме красоты» (Гегель).

Современные исследователи (М. И. Лисина, Р. С. Буре, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.) подчёркивают неразрывную связь эмоционального развития детей и освоения детьми нравственных и эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного развития личности.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе творить. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса!

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

 Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.

Свои первые впечатления связывают с семьей М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитывали преданность ей. В семье завершается процесс закрепления опыта музицирования, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Педагог и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей.  

С целью изучения отношения семьи к музыке, к вопросам музыкального развития ребенка, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, предлагаем Вам, уважаемые родители, заполнить анкенту «Музыкальное развитие ребенка в семье». Эта информация позволит проанализировать специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, имеющиеся условия для развития его музыкальных способностей дома. каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Уважаемые родители! Вы – самые дорогие и близкие люди для своих детей! Дети гордятся Вами, им хочется вместе с Вами и танцевать, и петь песни, и играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на праздниках в детском саду, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

http://musicschool-2.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.jpg

Анкета для родителей

Уважаемые мамы и папы!  Мы хотим, чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни ребенка.  Поэтому надеемся на сотрудничество. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для музыкального воспитания своего малыша.

1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?

а

Считаю частью его будущей образованности

б

Отвожу одну из главных ролей

в

Особого значения не придаю

2.Как ребенок относится к музыкальному репертуару ДОУ?

а

Поет детские песни с удовольствием

б

Предпочитает копировать песни взрослых

в

Совсем не поет и не говорит о детских песнях

г

Поет только с взрослыми

3. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

а

Посещаю с ним концерты

б

Беседую с ним о музыке

в

Считаю, что это должны делать в ДОУ

г

Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу

4. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

а

Интереса не проявляет

б

Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии

в

Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю

5. Как ребенок реагирует на музыку?

а

Сразу начинает петь, как только слышит знакомую песню

б

Внимательно слушает музыку

в

Пытается движением воспроизвести характер музыки

г

Равнодушен к музыке

6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

а

Не занимаюсь этим

б

Есть музыкальный инструмент

в

Есть фонотека с детским репертуаром

Спасибо! 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка - 4 шага. Инструкция для родителей

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства  и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать свое эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако, современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции;
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций);
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния

 

Как же двигаться по этим 4-м шагам?

 

Шаг 1. Учимся распознавать эмоции

Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?  

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня - это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком - чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например:

  1. Радость - проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
  2. Печаль - хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.
  3. Страх - верхние веки сильно приподняты, брови сведены вместе, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад. Эмоция страха влечет за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть. В зависимости от этого различаются способы поведения в пугающей ситуации. Кого-то страх парализует, и он не способен ничего поделать с собой и ситуацией. В других случаях происходит мобилизация энергетических ресурсов на активное разрешение ситуации или ее избегание.
  4. Злость - сведенные брови, сверкают широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты. Губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или же они могут быть плотно сжаты. Повышается громкость голоса, иногда человек переходит на крик, угрозы. Жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
  5. Удивление - широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть. При крайней степени удивления происходит повышение тембра голоса, а также изменение интонации.
  6. Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, слегка приоткрытый рот. Все движения направлены к предмету интереса. Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма (человек будто замирает на мгновение), однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект - человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.
  7. Отвращение - сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята. Активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях. Иногда возникает передергивание по телу, в крайних случаях - тошнота и рвота (организм словно изгоняет из себя неприятное). 

 

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

  1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
  2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.
  3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
  4. Страх поможет держаться вдали от опасности.
  5. Удивление научит узнавать новое.
  6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
  7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

 

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае. Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации. А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

 

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению. Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

 

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является - определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.

Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:

 

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

 

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

 

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.

 

Почему развивать эмоциональный интеллект важно

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи. В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению. В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни - это научно доказанный факт. Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI[1].  

Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры. И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников. А по данным Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum)  - эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.

Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!



Предварительный просмотр:

Русские песни – пестушки, потешки, прибаутки, игровые.

Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.


Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки

А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!


Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

Примеры
«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!![2]


Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.


Игры
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:

Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.