Обобщение педагогического опыта

Бобкова Ксения Афанасьевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта по теме:

«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности»

воспитателя «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Бобковой Ксении Афанасьевны

      Чтобы создать комфортные ощущения в новых социально-экономических условиях, где приоритетной ценностью современного человека является информация и умение работать с ней, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.

     Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

    Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

    Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

  • Преобразование предметно-развивающей среды
  • Расширение возможности познания окружающего мира
  • Использование новой наглядности

Я задалась вопросом: Какие средства ИКТ я могу использовать в своей работе в детском саду? Активно применяю:

  • Ноутбук
  • Музыкальный центр /для прослушивания музыки, аудиосказок/
  • Мультимедийный проектор /презентации, мультфильмы/
  • Телевизор
  • Видеоплеер
  • Фотоаппарат
  • Принтер, сканер, копир
  • Мобильный телефон /фото, интернет, диктофон/
  • Видеокамера

 

В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции: 

  • Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья,  и т.п.
  • Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
  • Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

Где и как я применяю ИКТ в своей работе?  

  1. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса. 

    Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех образовательных областях. 

    Используя программу Microsoft PowerPoint, мною созданы презентации по окружающему миру (о временах года, об органах чувств, о строении тела), по безопасности (о правилах поведения на дороге), подборки слайдов по изобразительной деятельности, конструированию. 

     По художественной литературе: чтение произведений и последующий просмотр мультфильмов.

     С помощью видеокамеры создан ролик для родителей к Новому году.

     Для утренников совместно с музыкальным руководителем создаём фоновое сопровождение /музыка, презентации/.

     В игровой зоне мои маленькие воспитанники имеют возможность осваивать азы компьютерной грамотности: это различные виды современных технических устройств (принтер, клавиатура, телефон, компьютер и др.). В привычной деятельности  дошколята совершают различные игровые действия с атрибутами, используют  игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и творчество в обыгрывании различных ситуаций, связанных с применением технических устройств.

    Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, обязательно использую комплексы упражнений для глаз, проветриваю помещение.

2. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.

   Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Наличие у детского сада собственного сайта (находится в стадии разработки), странички в соцсети (в контакте) предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни детского сада, группы. Чтобы повысить интерес родителей, я представляю события из нашей жизни в виде небольших историй с использованием фото на стене группы (презентации, аннотации фотоальбомов).

   Общаюсь  с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Бобковой Ксении Афанасьевны

Использование проектной деятельности в работе с детьми.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные
знания. Развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся
ситуации школьного обучения.
Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают
знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы
спланированных практических заданий. Это обучение через
деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет
педагогическое сопровождение ребенка в деятельности.
Цель проектного метода:
развитие свободной творческой личности реб
енка, которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей.
Задачи развития:
1.обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.развитие познавательных способностей;
3.развитие творческого воображения;
4.развитие творческого мышления;
5.развитие коммуникативных навыков.
В деятельности с детьми использую
следующие виды проектов:
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют,
а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда
дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему
поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети
собирают информацию и реализуют е
ѐ, ориентируясь на
социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и
др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в
виде детского праздника, детского дизайна, например
«Театральная неделя»).
А также другие виды проектов, в том числе:
1. комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
2. межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и
птиц», «Времена года»;
3. творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»,
«Рябины России»;
4. групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир»,
«Вес
ѐлая астрономия»;
5. индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,
«Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
6. исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание
и здоровье».
По продолжительности проекты бывают:
 краткосрочными (одно или несколько занятий);
 средней продолжительности;
 долгосрочные.
Реализацию проектов я осуществляю на следующих
принципах:
 учѐта возрастных особенностей;
 индивидуального подхода;
 интеграции;
 координации деятельности педагогов;
 преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и
семьи.
Литература:
1. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью
педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
2. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в
ДОУ// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009.
№1. С.63-65.
3. Волкова М.С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-
9.
4. Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А. Проектирование летнего
отдыха дошкольников с семьей// Управление ДОУ. Научнопрактический журнал. 2004 №2.С.40-56.
5. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании
дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический
журнал.2009. №1. С.96-98.
6. Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетноролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический
журнал.2009. №1. С.52-62.
7. Материалы сайтов www.pedsovet.ru, www.dosvozrast.ru
8. Тимофеева Г.Е. Проектная деятельность в воспитании любви к
родному городу // Управление ДОУ. Научно-практический
журнал.2009. №1. С.83-85.
Вывод:
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития
ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных
основ личности. Поэтому грамотно спланированная и
организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое
значение для развития познавательных интересов дошкольников.
Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять
себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело
развивает социально-личностные качества. Дидактический смысл
проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью,
формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности,
развивает их познавательную активность, самостоятельность,
творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие
качества способствуют успешному обучению детей в школе
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это
достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод,
который должен занять свое достойное место в системе дошкольного
образования.
План проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Название проектов

Срок

Ответственный

«Всѐ начиналось с полустанка….»
(региональный компонент)
задачи:
- развивать у дошкольников интерес к
родному краю, достопримечательностям,
событиям прошлого и настоящего;
- содействовать развитию способности
чувствовать красоту природы, архитектуры
малой родины и эмоционально откликаться на
нее;
- развивать чувство гордости, любви,
бережное отношение к родному краю;
- способствовать проявлению инициативности
и желанию принимать участие в традициях
района, города, культурных мероприятиях и
социальных акциях;
- познакомить детей с жизнью и творчеством
некоторых знаменитых земляков.
«Город детства»
задачи:
- развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе
поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий,
аргументировать свой выбор;
- развивать у детей способность создавать
модели посредством изобразительной
деятельности и дизайна;
совершенствовать уровень накопленных
практических навыков:
- экспериментировать при выборе материала
для создания макета города, зданий,
развивать художественный вкус.

2 года
сентябрь
2015г.-
сентябрь
2017г.
Июнь -
июль

воспитатель,
музыкальный
руководитель,
родители
воспитатель,
родители

«Мир воды»
Задачи:
- расширять и систематизировать знания
детей о воде, определять ее качественные
характеристики, свойства, пополнить
информацию о применении воды человеком;
- дать знания о различных природных
источниках воды в окружающем мире;
- воспитывать у детей умение экономно
использовать чистую питьевую воду;
- развивать поисковую деятельность и
интеллектуальную инициативу.

август

воспитатель,
родители

«Будь здоров»
Задачи:
- расширять представления о здоровье, его
ценности;
-укреплять и сохранять здоровье детей
введением физкультурно-оздоровительных,
закаливающих мероприятий;
- воспитывать привычку к здоровому образу
жизни;
- дать представление родителям о значимости
совместной двигательной деятельности с
детьми;
- расширить знания родителей о физических
умениях и навыках детей;
- способствовать созданию активной позиции
родителей в совместной двигательной
деятельности с детьми;
- установить сотрудничество с семьями
воспитанников по проблеме укрепления
физического и психического здоровья детей.

сентябрь

воспитатель,
инструктор по
ФИЗО,
родители

«Лукоморье (по произведениям А.С.Пушкина)
задачи:
- познакомить детей с творчеством А.С.
Пушкина, его сказками;
- изучить одну из интереснейших страниц в
истории русской культуры;
- формировать умение понимать главную
идею произведения, правильно
оценивать поступки героев;
- обогащать и активизировать словарный
запас;
- развивать связную речь;
- развивать интерес к художественной
литературе;
- развивать творческие способности детей;

октябрь
март

воспитатели,
музыкальный
руководитель,
родители

«Космос»
Задачи:
- формировать развитие элементарных
естественнонаучных представлений;
формировать элементарные представления о
техническом прогрессе;
- систематизировать знания о разных
профессиях людей; формировать интерес к
научной, познавательной деятельности и
литературе;
- развивать поисковую активность
воспитанников; творчество и креативность
участников проекта;
- воспитывать любовь к природе, изучать ее.
- способствовать профессиональному росту
руководителей проекта.

январь -
апрель

воспитатели,
родители

«Моя Родина»
Задачи:
-воспитывать в детях патриотические чувства
к своей Родине, чувства уважения и любви к
своим родителям, к родному городу;
-познакомить с российской символикой, дать
знания о богатстве родного края, о былинных
героях;
-познакомить с Москвой – столицей России;
-поддерживать интерес родителей к данной
проблеме, приобщать их к историческому
прошлому нашего города.

март

воспитатель,
музыкальный
руководитель,
родители

«Подарки для малышей»
Задачи:
развивать поисковую деятельность детей:
-развивать у детей способности в
изобразительной деятельности;
совершенствовать уровень накопленных
практических навыков:
- побуждать детей к созданию собственных
идей и претворению их в жизнь;
- побуждать детей к передаче в создаваемых
предметах душевного настроения и
особенностей, свойственных тому или иному
возрасту человека;
- развивать художественный вкус:
- овладение различными видами
художественной деятельности.

апрель

воспитатель


Материалы по проектной деятельности см. Приложение №1
Обобщение опыта

Мероприятие

Дата

Аудитория

1.Выступление, открытый просмотр
НОД с детьми на районном
методическом объединении
«Дошкольник» на тему:
«Познавательно-исследовательская
деятельность с детьми дошкольного
возраста"
2. Родительское собрание
3. Консультация для
воспитателей «Значение
проектной
деятельности в детском саду»
4.Публикация на сайте http://
www.pedstrana.ru
проекта «Весело, весело, в садике
живем»
Публикация на образовательном
портале МААМ.RU проекта
«Вот пришла зима белоснежная»
Участие в Международном
конкурсе педагогического
мастерства «К вершинам
профессионального успеха 2013-
2014г.». Презентация проекта «Вс
ѐ
начиналось с полустанка»
Выступление на фестивале
педагогических идей «Грани
мастерства» по теме «Использование
проектного метода в ДОУ»

Май,
2013г.
Сентябрь,
2014г.
Сентябрь,
2014г.
Октябрь,
2014г.
Январь, 2014г.
Май, 2014г.
Апрель, 2014г.

Педагоги
района
Родители
Педагоги ДОУ
Педагоги
Педагоги
Жюри
конкурса
Жюри
фестиваля,
педагоги



Приложение №1
Информационно-познавательный проект
«Все начиналось с полустанка…»
1. Краткая аннотация проекта
Проект разработан и воплощается в жизнь творческой группой
педагогов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 12 г.Слюдянки». К
его полной реализации привлечены сотрудники частного музея минералов
В.А.Жигалова «Самоцветы Байкала», краеведческого музея локомотивного
депо станции Слюдянка, горнодобывающего предприятия по добыче
мрамора «Перевал», воспитанники детского сада и их родители.
“Человеку никак нельзя жить без Родины
как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
В дошкольном возрасте, ребѐнок проходит самый интенсивный
духовный и интеллектуальный период развития. Заложенные в это время
нравственные, духовные основы сопровождают человека в течение всей
жизни. Любовь к Родине начинается с любви к тому краю, в котором ты
родился и вырос.
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и
отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями
формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать
патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, культурных, национальных
традициях полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на
всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении ―Родина
 пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой е
ѐ ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое
чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по
которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю,
природе побудило к проведению краеведческой работы в ДОУ.
Реализуя региональный компонент ООПДО ДОУ, педагоги активно
используют проектную деятельность. Так, нами созданы и успешно
применяются в работе с детьми следующие проекты: «Байкальский ларец»,
«Нерпа – загадочное животное», «Это милая сторонка, это Родина моя»,
«Животный мир Прибайкалья», «Хоровод дружбы» и др.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал
через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая
познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная
деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает
самому педагогу развиваться как творческой личности.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность –
саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает
осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к
ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она
помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки
исследовательской деятельности, развивает познавательную активность,
самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в
коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ
исследования показывают:
- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к
природе, истории и культурному наследию города, края;
- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края,
природных богатствах;
- 40 % родителей затрудняются в знании природы родного края, истории
города;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края,
природные особенности.
Результаты исследования показали на необходимость усиления работы в
данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Решение данной
проблемы мы увидели в создании и реализации информационнопознавательного проекта «Все начиналось с полустанка», который
объединил следующие темы:
- «Слюдянка – славный городок»
- «Байкальский ларец»
- «Сибирские самоцветы»
- «Кузовок Сибирячка»
Эпиграфом к данному проекту стали слова Марии Монтессори:
«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего
поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма
существенные человеческие свойства… «Местные» черты поведения
человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в
годы его детства».
2. Участники проекта:
-
педагоги
- воспитанники детского сада
- сотрудники частного музея минералов В.А.Жигалова «Самоцветы
Байкала» - сотрудники краеведческого музея локомотивного депо станции
Слюдянка
- родители.
3. Вид проекта: групповой
4.Продолжительность проекта: 2 года
5. Цель и задачи проекта:
Цель:
Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного
возраста, через знакомство с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями родного края.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к родному краю,
достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Содействовать развитию способности чувствовать красоту природы,
архитектуры малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать чувство гордости, любви, бережное отношение к родному
краю
. 4. Способствовать проявлению инициативности и желанию
принимать участие в традициях района, города, культурных мероприятиях
и социальных акциях.
5. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых
земляков.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей, взрослых форм проявления любви к родному
городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о
природных богатствах родного края, истории города, символике,
достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил
город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать
свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что
цель и задачи проекта выполнены.
Проблема:
Зачем нужно знать, беречь и заботиться о природе своего края, его
достопримечательностях, людях живущих на этой земле?



Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта по теме:

«Формирование профессиональной компетентности
педагогов ДОУ
в условиях сетевого взаимодействия ФГОС ДО»

воспитателя «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Бобковой Ксении Афанасьевны

   Инновации в сфере образования предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

Наш опыт инновационной деятельности показал, что перспективным средством формирования профессиональной информационной компетентности педагогов является сетевое взаимодействие. Цель сетевого взаимодействия нашего сада–повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы ресурсных центров и ДОУ, входящих в сеть. Ресурсные центры (структуры) нашего сада: методический совет, курсы повышения, творческая группа, родители, школа, школа искусств, сайт ДОУ, организации города, сайты педагогов, интернет - конкурсы, интернет сайты - все это сетевое взаимодействие.

   Сейчас в условиях реализации ФГОС для нашей сетевой организации стоит задача - участвовать в организации  методического сопровождения по овладению педагогами новыми педагогическими компетенциями в условиях реализации ФГОС ДО.

   Управление развитием сетевой системы нашего детского сада

характеризуется такими организационными формами, как:

мастер-классы, открытые мероприятия, конкурс профессионального мастерства, оказание консультативных услуг, круглые столы, взаимодействие с родителями через организацию родительских клубов, конференций, собраний, праздники, выставки и т. д.

   Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).

   Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

   Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

   Стандартные формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

   Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.    Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

   Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии;

- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.

   Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

   Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей.

   Досуговое направление.  Цель:  устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. 

Библиографический список:

1. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ от 17.10.2013 г. №1155);

2. Давыдов О.И., Майер А.А. Компетентный подход в работе дошкольного  образовательного учреждения с родителями.- СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013г.;

3.Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2010.-№2