Страничка для родителей

Суматохина Вера Александровна


На этой странице родители  детей дошкольного возраста могут найти информацию по развитию, воспитанию ребенка, а также познакомиться с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Облегчаем адаптацию

  • Если у ребенка есть привычки (сосание соски, засыпание с бутылочкой), в период адаптации  отучать от них не рекомендуется, потому что это является еще одним стрессовым фактором.
  • Соблюдаем режимные моменты (кормление, сон)  дома.
  • Формируем навыки самообслуживания. Чем больше навыков самообслуживания освоит ребенок, тем увереннее он будет чувствовать себя в детском саду.
  • Поощряем самостоятельность и инициативность ребенка. Не забывайте хвалить малыша!
  • Проявляем спокойствие и уверенность. Ваше личное спокойствие придаст уверенность ребенку в своих силах.

Что такое адаптация?

Адаптация – это  процесс приспособления организма к новым условиям.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей, новое помещение, новое меню, строгий режим дня, появление новых партнеров по общению, постоянный контакт со сверстниками.

К этим условиям вашему ребенку необходимо привыкнуть – адаптироваться.

Необходимо готовить ребенка заранее к поступлению в детский сад!

  • Общайтесь с ребенком на тему детского сада. Он должен ассоциироваться у малыша с положительными эмоциями, рассказываете о детском саде спокойно, уверенно, с одобрительной интонацией.
  • Предупредите ребенка заранее, о том, что он останется в детском саду один, без Вас. Можно разрешить взять любимую игрушку.
  • Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

Главное же для ребёнка в период адаптации к детскому саду – это Ваше терпение и любовь.

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Подготовила педагог-психолог

МКДОУ «Детский сад «Улыбка»

п.Бабынино В.А.Суматохина



Предварительный просмотр:

Игры с прищепками. Это может быть нанизывание прищепок определенного цвета на веревочку, одевание прищепок  на закручивающуюся крышку, в эти игры можно внести соревновательный компонент «кто быстрее или у кого больше».

Помните, что процесс требует терпения и труда. Не всегда у ребенка может получаться все с первого раза.  Будьте любящими   и внимательными родителями

Подготовила педагог-психолог

МКДОУ «Детский сад «Улыбка»

Суматохина В.А.

Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

D:\консультация развитие речи\hello_html_m696bde6f.png

 

Ребенок овладевает речью путем подражания окружающим людям. В буклете подобраны игры и упражнения, которые помогут с пользой провести время с малышом и способствовать его гармоничному развитию.  

«Лиса и зайчик»

Взрослый показывает игрушку ребенку и спрашивает «Кто это?» Затем предлагает ее рассмотреть и найти ушки, хвостик, лапки, усики и т.д. Или наоборот, показывая игрушку,  просит назвать части тела или элементы одежды игрушки.

«Угадай, кто это»

 Взрослый произносит звуки, характерные для животного и просит ребенка угадать, кто так «разговаривает».

«Раз, два, три – словечко доскажи»

Взрослый рассказывает детское стихотворение, известное детям, и просит ребенка продолжить стихотворение самостоятельно.

«Звукоподражание»

 Взрослый с ребенком   подражает голосам животных с разной интонацией (давай пожужжим, как пчелка громко, а потом тихо).

«На вкус и цвет»

 Взрослый показывает ребенку овощ или фрукт, спрашивает у него какого он цвета, размера, а после пробуют его на вкус, какой он (соленый, кислый, сладкий).

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладываем 4-5 предметов, рассматриваем их внимательно, а после просим ребенка закрыть глаза и убираем или меняем игрушки. Затем ребенок называет, что изменилось.

В этом возрасте можно рассматривать иллюстрации или несложные по сюжету картины и просить рассказать их содержание.

Развивать речь ребенка Вам помогут и совместные театрализованные представления. Для этого можно использовать  игрушки, перчаточные куклы и пальчиковый театр. Разыгрывать можно знакомые малышу сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»,  потешки, а можно просто импровизировать, вступая в диалог с ребенком. Театрализованные игры развивают не только речь вашего малыша, но и способствуют развитию воображения и формируют творческие способности.

Помимо этого речевому  развитию  ребенка способствует развитие мелкой моторики руки – игры и упражнения для пальцев и кистей рук стимулируют речевое развитие. Можно выделить следующие пальчиковые игры «Ладушки - ладушки», «Сорока», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка».

«Сыпучие игры». Это игры с крупой, горохом или фасолью. В крупу можно закапывать маленькие по размеру игрушки, предложить ребенку отыскать «клад». Горох перемешать  с фасолью и предложить  ребенку поиграть – разделить  их в разные мисочки.



Предварительный просмотр:

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?

             Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит об щаться и познавать себя. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и лю бимые.

Имеются ввиду те игрушки, память о которых ребенок пронесет через всю свою жизнь, а, возможно, и подарит своим детям.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может по жаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, мишку, котенка, зайчика, существо близкое ему и понятное.

Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему по-настоящему.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми.

И помните, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ

Советы родителям

https://uniquetoyskids.files.wordpress.com/2014/11/play1.jpg



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие внимания

  • Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 минута. Подсчитывается количество нарисованных кружков и сосчитанное количество хлопков.  
  • В течение минуты нужно рисовать одновременно двумя руками: левой – кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «закругленными» вершинами не считаются, так же как и круги с углами. Задача ребенка - нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.

Игры на развитие внимания

  • «Расшифровка сообщений»

Алфавит шифруется (кодируется) определенными символами, которые вы придумываете с ребенком. Затем на листе бумаги вы или ребенок пишите при помощи этих символов сообщение. Затем вместе расшифровываете это сообщение.

  • «Имена»

Называют различные слова. Перед игрой с ребенком договариваются, что, когда он услышит название имени, он будет  хлопать в ладоши.

  • «Найди все цифры»

Заранее заготавливаются листы бумаги с написанными на них цифрами, буквами, фигурами в хаотичном порядке. Задача ребенка найти только цифры.

  • «Что изменилось»

Выставляется перед ребенком 7-9 фигур. Ребенок запоминает фигуры, отворачивается. Затем фигуры меняются местами (несколько фигур). Предлагают ребенку повернуться, и назвать что изменилось.

  • «Найди различия»

Предлагаются сюжетные картинки, в которых есть различия, ребенок должен найти эти различия.

Игры для формирования навыков самоконтроля

  • «Сделай так же»

Предлагаем ребенку сложить из геометрических фигур  несложные узоры или рисунки: квадрат из треугольников по заданному образцу, елочку из треугольников, Узор и композицию из разных геометрических фигур.

  • «Сохрани слово в секрете»

«Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко называть за мной. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя.

Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен хлопнуть в ладоши». Основная задача этого упражнения – научить ребенка длительное время в процессе игры руководствоваться данным правилом.

Варианты правил: нельзя повторять слова, начинающиеся на звук «р».

  1. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.
  2. Нельзя повторять названия животных.
  3. Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать  правило, переходите к игре  с одновременным использованием  двух правил, например.

  • «Следи за своей речью»

Аналог игры «Да - нет не говорить». Слова «да», «нет», «черный», «белый» объявляются запрещенными. Ведущий задает «каверзные вопросы», пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова. Выигрывает тот, кто при ответе на вопросы не будет называть запрещенные слова.

  • «Топ-хлоп»

Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Например, летом всегда идет снег, ворона – перелетная птица.  Если выражение верное, дети хлопают, если неверное – топают.

Игры и упражнения для развития внимания и формирования навыков самоконтроля у детей

G:\круг.jpg

МКДОУ «Детский сад «УЛЫБКА»,

 п. Бабынино, 2018



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе

Уважаемые, родители! Сегодня мы с вами поговорим о психологической готовности к школе.

Формируется к 7 годам. И сегодня мы рассмотрим, из каких составляющих она  складывается.

И сейчас я вам предложу подумать и написать на листочках, что, по вашему мнению, что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс.

(родители пишут).

После этого составляется портрет ребенка-первоклассника (по мнению родителей). Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности.

Давайте подумаем, что необходимо для хорошего развития и роста нашего дерева?

(родители вступают в дискуссию)

Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению.

Многие родители думают, что интеллектуальная готовность – это умение читать, писать, знать счет. Конечно, хорошо, если ребенок знает буквы, умеет считать в пределах десятка, у него присутствуют графические навыки.

 Но развивая способности ребёнка, следует знать один важный секрет.

Как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? 

Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью.

Известный детский писатель С.Я.Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
С тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом “почему?”.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами.

Рассмотрим две ситуацию. Мама кормит ребенка кашей.  Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(Психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).

Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них. Важно поощрять познавательную активность.

А теперь, давайте вновь вернёмся к нашему дереву. Достаточно ли только хорошо развитой корневой системы? Конечно, для того, чтобы дерево зацвело и принесло плоды, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями, мы подразумеваем познавательные процессы, то драгоценной влагой для нашего дерева следует понимать веру в ребёнка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т.п.

 (психолог прикрепляет к доске вокруг “дерева” капельки с напечатанными на них способами стимулирования ребёнка).

“Почвой” же питающей “корни” и способствующей росту всего дерева является мотивация. 

Ответь мне, пожалуйста, на следующий вопрос: “Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким – либо делом, не зная, зачем он это делает?” (родители высказываются вслух).

– Конечно, нет. Тогда скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же? 

Если спросить у ребенка: « Хочешь ли ты в школу?» Он с радостью ответит: «Хочу!» Школа привлекает его  своей внешней атрибутикой, он мечтает сидеть за партой, носить свой новый портфель, тетради.

Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основным деятельности ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: “В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!”, чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: “Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…”. Некоторые приёмы создания положительной мотивации: сходить на экскурсию к школу, просмотр ваших школьных фотографий, рассказ школьных историй, связанных с положительным примером в школе.

Нашим поведением руководят мотивы. И дети не являются исключением. Поведением ребенка дошкольного возраста управляют много мотивов: мотивы, связанные с установлением и сохранением положительного отношения со взрослыми и сверстниками (отказ от своих личных интересов ради поддержания контакта с товарищами), Мотивы, связанные со стремлением к  самоутверждению (проявляются в притязании на главные роли в игре, при достижении успеха в нелегком деле); Соревновательный мотив (стремятся победить, выиграть, особенно это проявляется в подвижных играх по правилам, стремлении быть лучшим), познавательные мотивы, нравственные мотивы (осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, нравственные мотивы выражают отношение ребенка к людям), мотивы учения (потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями и знаниями). Все эти мотивы они руководят поведением ребенка, какие-то проявляются остро, какие – то более сглажено. К концу   шестого года жизни мотивы вступают в определенные взаимоотношения – в психологии это называется соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов дает ребенку возможность  отказаться от привлекательного в данный момент занятия ради выполнения более важной, хотя, возможно, и более скучной деятельности. То ведет к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания. Однако, мотивационный компонент – это желание научиться новому, узнать что-то новое.

Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность – важное звено психологической готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”.

Подразумевает под собой:

-подчиняться правилам, инструкциям,

-запоминать и воспроизводить необходимый материал,

-самостоятельно выполнять последовательность действий,

-адекватно эмоционально реагировать  на происходящее вокруг, сдерживать свои эмоции, управлять настроением.

Это в свою очередь помогает первокласснику легче приспособиться  к школьной жизни, влияет на успеваемость ребенка.

В эмоционально-волевую готовность  входит и развитие внимания, развитие произвольности (способность владеть собой), развитие навыков самоконтроля. И сейчас мы попробуем поиграть в некоторые игры, в которые вы можете играть со своими детьми дома.

Например, «Имена», «Сохрани слово в секрете», «Следи за своей  речью», «Топ-хлоп».

И в заключении, хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. (Психолог проделывает всё озвученные действия). А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Развитие звуковой стороны речи

Развитие звуковой стороны речи включает в себя четкое звукопроизношение, ребенок должен знать все звуки речи, уметь их выделять из речи.

Подытожим, что психологическая готовность ребенка к школе складывается из нескольких компонентов:

  • Мотивационная готовность
  • Эмоционально - волевая готовность
  • Определенный уровень интеллектуальных способностей
  • Развитие  звуковой стороны речи