материалы для аттестации

Фатеева Галина Леонидовна

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом, следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пяти- шестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пяти-шестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок, этой серии, не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»


Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

7-9 баллов

– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек

4-6 баллов

– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла

– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл

– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».


Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

10 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.


Методика  «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

«

10 баллов

– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов

– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов

– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов

– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл

– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов

– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов

– все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания

6-7 баллов

– все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов

– все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла

– все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

10

баллов

-- продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Методика  «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов

– показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов

– показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»

4-5 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.


Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк).

Цель: Выявление направленности интересов детей.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.

Ход проведения: Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных: Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.

Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

ЦельДиагностика восприятия у дошкольников.

Диагностические показателиПознавательные действия.

Возрастной диапазон:

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития:10 баллов —очень высокий; 8-9 баллов —высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.

Методика "Что здесь лишнее?"

Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показателидиагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 4 – 5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».       На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показателидиагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показателипознавательный действия

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.

Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели: Осведомленность

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.

3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.

Диагностическая проективная методика 

«Древо желаний» (B.C. Юркевич).

Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Методика «Времена года». (Немов Р. С.)

Цель: Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.



Предварительный просмотр:

Параметры развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности   __________________, ________

   фамилия, имя ребенка                  дата

Параметры развития

Виды творческого развития

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

Художественно – прикладное творчество

Нетрадиционные техники

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в

применении технических

навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно-но работает с оттенками.

Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цветов.

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в

композиционном решении.

Изображает предметы не

объединяя их единым

содержанием.

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира,

художественных произведений,

народного декоративно – прикладного

творчества. Испытывает затруднения

в передаче своего эмоционального

состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего

мира, художественных

произведений, народного

декоративно - прикладного

творчества. Но не может

самостоятельно выразить

свое эмоциональное состояние

через образ, цвет.

Таблица 1

Обследование уровня развития детей дошкольного возраста

в художественно – творческой деятельности

п\п

Фамилия,

имя

ребенка

Живопись

Графика

Скульптура

Художественно-

прикладное

творчество

Нетрадиционное

рисование

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Таблица 2

№ 

п/п

Ф.И.

ребенка

Умение держать

ножницы

Вырезание несложных предметов по контуру

Работа с выкройкой

Точность выполнения

Координация движений

Умение пользоваться шаблоном

Вырезание    по шаблону

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Обследование умений и навыков работы

с ножницами  


Таблица 3

Обследование умений и навыков работы  с пластилином

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в создании работ

Проявление аккуратности и трудолюбия

Развитие мелкой моторики

Раскатывание

Сплющивание

Размазывание

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

«В» - высокий уровень;    «С» - средний уровень;   «Н» - низкий уровень



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта № 1 «Оценка результатов освоения программы «Разноцветные ладошки. Рисование»

Уровень         знаний и              

 умений

Фамилия,

    имя

Правильно держит карандаш

(фломастер, кисть)

Различать основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

Различать основные

геометрические

фигуры.

Закрашивание рисунков карандашом

(кистью) проводя линии и штрихи

только в одном направлении

Умение смешивать краски.

Штриховка в одном направлении

(сверху вниз или слева направо),

не выходя за пределы контура рисунка

Развитие всех видов мыслительных

процессов (восприятие, память,

решение задач, воображение, логика)

Умение правильно передавать

расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.

Творческое развитие.

Формирование культуры труда и

совершенствование трудовых навыков

Дата

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Диагностическая карта №2  «Оценка результатов освоения программы «Разноцветные ладошки. Аппликация»

Уровень      

  знаний и              

 умений

Фамилия,

имя

1

2

3

4

5

Технические навыки

Координация

движений

Творческие способности

Внимание

Память

Умение складывать

по схеме

Умение приглаживать

Ловкость пальцев

Глазомер

Повторение базовой формы

Придумывание своей фигурки

Автоматизация

действий

Знание базовых форм и складывание

Складывание по словесному описанию

дата

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Диагностическая карта  №3 «Оценка результатов освоения программы «Разноцветные ладошки. Лепка»

Уровень        

знаний и              

 умений

Фамилия,

Имя,            

Скатывает ком между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями  (колобки, колбаски)

Знание инструментов (стеков)  и умение пользоваться ими

Умение следовать устным инструкциям, схеме.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера:

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

Развитие всех видов мыслительных процессов (память, решение задач, воображение, логика)

Создаёт несложные композиции из 2-3-х фигур (сюжетная лепка)

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

организовать свое

рабочее место,

рационально

использовать необходимые материалы

аккуратность выполнения работы

дата

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта

динамики изменения ЗУН воспитанника

Фамилия, имя ребенка _________________        ____ год.

 Сроки  проведения

Показатели развития

Консилиум

1

2

3

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

11

Теоретические знания

Владение специальной терминологией

22

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием

Креативность в выполнении работ

Умение пользоваться схемами (чертежами, эскизами)

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Навыки соблюдения правил техники безопасности при выполнении работы

23

Организационно-волевые качества

Терпение

Воля

Самоконтроль

Ориентационные качества

Самооценка

Интерес к занятиям

Поведенческие качества

Конфликтность

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста,

 на следующие вопросы:

  1. Меня зовут__________________________
  2. Мне _______ лет.
  3. Я умею:
  • Рисовать
  • Вязать
  • Выжигать по дереву
  • свой вариант _____________________________
  1. Я пришел в «кружок», потому что (нужное отметить):
  • хочу заниматься любимым делом;
  • надеюсь найти новых друзей;
  • хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
  • нечем заняться;
  • свой вариант ________________________________________
  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
  • определиться с выбором интересной профессии;
  • с пользой проводить свое свободное время;
  • приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
  • свой вариант

_______________________________________________



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта освоения программы «Иголочка»

Критерии оценки

ЗУН

обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Использование основных

инструментов и

приспособлений

Навыки

вышивания.

Умение использовать в

работе фурнитуру

(кнопки, пуговицы)

Умение создавать

изделия, пользуясь

схемами.

Творческое развитие.

Развитие мыслительных

процессов  (память,

воображение, логика)

Изготовление сувениров

Формирование культуры

труда и совершенствование

трудовых навыков

организовать свое рабочее

место,

рационально

использовать

материалы

аккуратность выполнения работы

Фамилия, имя

Дата

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

   Инструктор по труду Фатеева Г.Л._____________________

«Н»  начало     Высокий уровень   +              Ниже среднего    +

«К»   конец      Средний уровень   +              Не  получается     -  



Предварительный просмотр:

Тест 1 «Бисероплетение»

1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?

  • стеклярус; 
  • бисер;
  •  бусинка; 

2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?

  • 15;  
  • 17;
  • 19;  
  • 20;

3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?

  • 18 веке;  
  • 13 веке; 
  • 14 веке; 
  • 16 веке;

4. Откуда привозили бисер в Россию?

  • из Ливии;  
  • из Египта;  
  • из Венеции и Богемии;  
  • из Англии; 

5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?

  • Ломоносов;  
  • Менделеев;  
  • Толстой;  
  • Мессинг

6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла?

  • в 1700;  
  • в 1674;  
  • в 1854;  
  • в 1754;

7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?

  • бусины;  
  • бисер;  
  • стеклярус; 

8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...?

  • 15 века;  
  • 16 века;  
  • 17 века;  
  • 18 века;

9. Самый необходимый материал для плетения бисером...?

  • игла;  
  • схема;  
  • нить;  
  • бисер; 

Тест 2 «Бисроплетение»

Задание:  Прочитайте и выбери и подчеркните  правильный ответ!

1:  Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2:  Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3:  Материал для нанизывания бисера, придающий изделиюлюбую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4:  Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5:  Что еще  используют для плетения бисером вместо проволоки?

-  Трос;

-  Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

Тест 3  «История бисероплетения»

Задание:  Прочитайте и  подчеркните  правильный ответ!

1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?

(кости и зубы животных; семена растений, камни)

2.Из какого материала изготавливают бисер?

   (стекло, камень)

3.От какого слова появилось название бисер?

(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)

4.Что везли финикийские купцы из Африки?

(природную соду, песок)

5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы?

(стекло, золото)

6. Назовите родину бисера  

По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).

7. Назовите техники работы на проволоке 

(«Параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника).

Тест по правилам Техники Безопасности

  1. Перед началом работы:
  1. Надеть на себя:

А) спец. одежду  и косынку

Б) Форменную одежду и фуражку

В) домашнюю одежду

  1. Проверить отсутствие:

А) линейки

Б) ржавых иголок и булавок

В) учебника

  1. Проверить исправность вилки и изоляционного шнура:

а) интерактивной доски

б) утюга

в) швейной машины

  1. Во время работы:
  1. Хранить иголки и булавки:

а) на рабочем месте

б) в определенном месте на подушечке

в) в шкафу с посудой

2.  Иголки и булавки:

а) могут быть погнутые, их можно брать в рот

б) можно закалывать себе на одежду

в) нельзя пользоваться ржавыми и шить без наперстка, брать в рот

  1. Ножницы:

а) могут храниться в любом месте, передавать их можно как угодно.

б) могут храниться в шкафу с посудой и передаваться ручками, повернутыми к себе

в) хранить в определенном месте и передавать их ручками вперед

  1. Нитки можно:

а) откусить зубами

б) отрезать ножницами

в) отрезать ножом для резки бумаги

  1. Включать и выключать электрическую швейную машину можно:

а) сухими руками

б) влажными руками

в) в специальных резиновых перчатках

  1. в случае поломки иглы на швейной машине нужно:

а) продолжить работу на швейной машине

б) прекратить работу и сказать учителю

в) сказать одноклассникам

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1

по теме «Ручные работы»

  1. Соотнесите термин с содержанием работы:

Термин

Содержание работы

1.Сметать

2. Наметать

3. Приметать

4. Заметать

а) временно соединить две детали, наложенные одна на другую;

б) временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине;

в) временно закрепить подогнутые края детали, складки;

г) временно соединить мелкую деталь к более крупной.

2.Найдите соответствие определения с термином:

Определение

Термин

1.Место соединения деталей.

2.Ряд повторяющихся стежков.

3.Переплетение ниток между двумя проколами иглы.

4.Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

5. Расстояние от среза детали до строчки.

а) шов;

б) ширина шва;

в) строчка;

г) длина стежка;

д) стежок.

3.Прямыми стежками выполняются строчки:

а) смёточные;

б) обмёточные;

в) копировальные;

г) подшивочные.

4. Контур выкройки переводят с помощью:

а) копировальных стежков;

б) копировальной бумаги;

в) фломастера.

5. Определите по рисунку название ручной операции:

Рисунок

Операция

1 рисунок0001  2рисунок0001 3рисунок00014http://festival.1september.ru/articles/530717/f_clip_image008.jpg

а) пришить;

б) сметать;

в) обметать;

г) заметать.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 2

по теме «Ручные работы»

1. Соотнесите термин с содержанием работы:

Термин

Содержание работы

1.Сметать

2. Наметать

3. Приметать

4. Заметать

а) временно соединить две детали, наложенные одна на другую;

б) временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине;

в) временно закрепить подогнутые края детали, складки;

г) временно соединить мелкую деталь к более крупной.

2. Найдите соответствие термина и его определения:

Определение

Термин

1.Место соединения деталей.

2.Ряд повторяющихся стежков.

3.Переплетение ниток между двумя проколами иглы.

4.Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

5. Расстояние от среза детали до строчки.

а) шов;

б) ширина шва;

в) строчка;

г) длина стежка;

д) стежок.

3. Косыми  стежками выполняются строчки:

а) смёточные;

б) обмёточные;

в) копировальные;

г) подшивочные.

4. Контур выкройки переводят с помощью:

а) копировальных стежков;

б) копировальной бумаги;

в) фломастера.

5. Определите по рисунку название ручной операции:

Рисунок

Операция

1 рисунок00013рисунок0001

2рисунок00014http://festival.1september.ru/articles/530717/f_clip_image009.jpg

а) наметать;

б) сметать;

в) подшить;

г) заметать.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1

по теме «Ручные работы»

1. Соотнесите термин с содержанием работы:

Термин

Содержание работы

1.Сметать

2. Наметать

3. Приметать

4. Заметать

а) временно соединить две детали, наложенные одна на другую;

б) временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине;

в) временно закрепить подогнутые края детали, складки;

г) временно соединить мелкую деталь к более крупной.

2.Найдите соответствие определения с термином:

Определение

Термин

1.Место соединения деталей.

2.Ряд повторяющихся стежков.

3.Переплетение ниток между двумя проколами иглы.

4.Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

5. Расстояние от среза детали до строчки.

а) шов;

б) ширина шва;

в) строчка;

г) длина стежка;

д) стежок.

3.Прямыми стежками выполняются строчки:

а) смёточные;

б) обмёточные;

в) копировальные;

г) подшивочные.

4. Контур выкройки переводят с помощью:

а) копировальных стежков;

б) копировальной бумаги;

в) фломастера.

5. Определите по рисунку название ручной операции:

Рисунок

Операция

1 рисунок00013рисунок0001

2рисунок00014http://festival.1september.ru/articles/530717/f_clip_image008.jpg

а) пришить;

б) сметать;

в) обметать;

г) заметать.

6.К строчкам постоянного назначения относятся:

а) смёточные;            в) стачные;

б) подшивочные;      г) обмёточные.

7. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен:

а) отличаться от цвета соединяемых деталей;

б) должен соответствовать цвету ткани.

8. Выберите инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ:

а) ручные иглы;

б) ножницы;

в) напёрсток;

г) булавки;

д) портновские мелки;

е) манекен;

ж) все перечисленные

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1

по теме «Ручные работы»

  1. 1б, 2а, 3г, 4в;
  2. 1а, 2в, 3д, 4г, 5б;
  3. а, в;
  4. а;
  5. 1б, 2г, 3а, 4в;
  6. б, в, г;
  7. а;
  8. ж.

6.К строчкам временного  назначения относятся:

а) смёточные;            в) стачные;

б) подшивочные;      г) обмёточные.

7. Цвет ниток для выполнения строчек постоянного  назначения должен:

а) отличаться от цвета соединяемых деталей;

б) должен соответствовать цвету ткани.

8. Выберите инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ:

а) ручные иглы;

б) ножницы;

в) напёрсток;

г) булавки;

д) портновские мелки;

е) манекен;

ж) все перечисленные.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 2

по теме «Ручные работы»

  1. 1б, 2а, 3г, 4в;
  2. 1а, 2в, 3д, 4г, 5б;
  3. б, г;
  4. а;
  5. 1б, 2г, 3а, 4в;
  6. а;
  7. б;
  8. ж.

6.К строчкам постоянного назначения относятся:

а) смёточные;            в) стачные;

б) подшивочные;      г) обмёточные.

7. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен:

а) отличаться от цвета соединяемых деталей;

б) должен соответствовать цвету ткани.

8. Выберите инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ:

а) ручные иглы;

б) ножницы;

в) напёрсток;

г) булавки;

д) портновские мелки;

е) манекен;

ж) все перечисленные.

ТЕСТ

Ручная вышивка

1. По узорам на одежде можно было узнать:

а) уровень мастерства её владельца;

б) родословную человека, место его проживания;        
в) вид декоративно-прикладного искусства.

2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?

а) «крест», «набор», «роспись»;

б) «ришелье», «крест», «мережка»;

в) «гладь»,  «набор», «шов ёлочка».

3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?

а) черного;      б) красного;     в) синего?

4. Национальная вышивка была связана с:        

а) обычаями и обрядами;    б) прядением и ткачеством;
в) отделкой изделия.            

5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:
а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от несчастий, отводит беду;
в) защищала от проникновения злых духов.        

6. Пяльцы - приспособление в виде двух круглых или прямоугольных рам предназначены:

а) предохраняют вышитый узор от стягивания;

б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;

в) для удобства прокалывания ткани иглой во время вышивания .

7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:
а) полотняного переплетения, канву;        
б) сатинового переплетения, канву;                  

в) репсового переплетения, с разреженной структурой.

8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии:

а) с рисунком вышивки, плотностью ткани,  толщиной иглы;      

б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;

в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.

9. Вышивание салфетки начинают с:

а) выравнивания ткани по основе и утку;

б) обрезания краев ткани;       в) разметки места расположения вышивки.

10. Вышитые изделия утюжат:

а) с изнаночной стороны,  через влажный проутюжильник, в любом направлении;

б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани;

в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.

10.  Вышивка в технике «набор» представлена на рисунке:

а)                                              б)                                     в)

ТЕСТ

Вышивка в технике «набор»

1. Вышивку в технике «набор» в Беларуси называли:
а) «нацяг», «прьщяг», «нашыванне уздоуж»;                                                
б) «завалаканне», «нацяганне», «нацяг»;                                  
в) «нацяганне», «працягванне», «нашыванне уздоуж».                                    

2. «Набор» - это:

а) двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество;

б) двустороннее скорое шитье с использованием стебельчатого шва;

в) шитье, напоминающее узорное ткачество, на основе нетельного шва.

3. Узор подбирают для «набора» так, чтобы:

а) стежки были очень короткими (0,1-0,3 см);

б) стежки были не очень длинными (не более 1,0 см);

в) стежки были разной длины (0,1-3,0 см).

4. «Наборы» различают:

а) вертикальные и косые;              

б) косые и горизонтальные;  

в) горизонтальные и вертикальные.

5. В технике «набор» выполняют:

а) геометрические бордюры и орнаменты;

б) растительные узоры и единичные мотивы;

в) односторонние узоры и геометрические орнаменты.

6. Место выполнения узора определяют с учётом:

а) толщины нитей и плотности ткани;

б) плотности ткани и цвета ниток;

в) ширины и сложности орнамента.

7. Стежки в «наборе» следует укладывать:

а) плотными рядами без просвета ткани;

б) редкими рядами с просветом ткани;

в) плотными рядами с просветом ткани.

8. Край бахромы можно обработать:

а) прямой строчкой, подшивочными стежками;

б) швом «за иголку», швом «козлик»;

в) зигзагообразной машинной строчкой, швом через край.

9. При  вышивке «набор» используют шов:
а) «вперёд иголку»;        
б) «назад иголку»;
в) «продёржка».

10. Окончательная обработка вышитых изделий включает в себя:

а) стирку, крахмаление, сушку, отутюживание;

б) стирку, крахмаление, сушку, отпаривание;

в) крашение, крахмаление, отутюживание, сушку

ТЕСТ

Правила вышивания крестом

1. В качестве материала для вышивки в технике «крест» используют ткань   …  переплетения:

       а) полотняного;         б) саржевого;        в) сатинового.

2. При вышивании счетными швами:

а) рисунок размечают на лицевой стороне ткани отдельными точками;

б) размечают все элементы рисунка в полном соответствии с эскизом или схемой;

в) рисунок   не переводят, а вышивают по счету нитей в соответствии со схемой.

3. В технике вышивки «крест» необходимо вышить контур рисунка нитью в два сложения, применив шов за иголку. Во сколько раз увеличивается толщина нити при вышивке основного рисунка?

а) не увеличивается;     б) в 3 раза;       в) в 2 раза.

4. При вышивании крестом:

а) все верхние полукресты должны быть одинаково наклонены;

б) все верхние полукресты должны быть наклонены в противоположные стороны;

в) наклон полукрестов не регламентируется, а зависит от характера и содержания схемы.

5. В правильно выполненной вышивке «крест» на изнанке получают ряд:

а) косых стежков;        б) прямых и диагональных стежков;    

в) вертикальных и горизонтальных стежков.

6. Двойной (болгарский) крест вышивают:

а) рядами полукрест, укладываемых друг на друга;

б) вначале вышивают ряд простых крестов, а затем накладывают сверху ряд вертикальных и горизонтальных стежков;

в)  вышивают каждый крестик в отдельности: вначале косые стежки, а затем вертикальные и горизонтальные.

7.  Вышивка крестом относится к:

а) украшающим;      б) геометрическим;     в) счётным.

8. Игла для вышивки крестом имеет особенности:

а) тупое остриё, толстый стержень;     б) большое ушко, толстая игла;

в) тонкая игла, маленькое ушко;           г) тупое остриё, большое ушко.

9. Чтобы выделить отдельные участки вышивки крестом, применяют шов, изображённый на рисунке. Как он называется?11

         _______________________________

  1. При вышивании болгарского креста верхний стежок выполняют:

а) вертикально;                                 б) горизонтально;  

в) снизу-вверх справа-налево;        г) снизу-вверх слева-направо.

ОТВЕТЫ

ТЕСТ  28.  Вышивка в технике «набор».

1б,   2а,   3б,   4в,   5а,   6в,  7а,   8в,   9а, 10а

ТЕСТ  30.  Вышивка крестом

1а, 2в, 3в, 4а, 5в, 6б, 7в, 8г, 9- строчевой шов, 10 а,б