Грачёва Елена Юрьевна

Мастер-класс по предмету Чтение. «Использование мнематических приёмов на уроках чтения для разучивания стихотворения А.Блока «Зайчик»». Данный мастер класс- Показ инновационных моментов деятельности. Может быть интересен педагогам начальных классов для работы над увеличением объёма памяти, развития абстрактного мышления, логики обучающихся. Актуальность темы Перед учреждениями системы образования сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Использование мнематических приёмов сегодня просто необходим. Наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта который может овладеть и применять мнематические приёмы. Развитие ребёнка, главная задача учителя. Учитель должен совершенствовать свои знания. Значит, педагогам необходимо учиться, учиться и друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Одной из наиболее эффективных и современных форм презентации педагогического опыта работы является мастер-класс, в современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом», педагоги делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Данная методическая разработка мастер-кдасса по «мнематическим приёмам» составлена для педагогов с целью обмена опытом. Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности. Тема: «Использование мнематических приёмов на уроках чтения для разучивания стихотворения А.Блока «Зайчик»». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению мнематической техники и использования на практике в разных областях знания. Задачи: -Познакомить педагогов с мнематическими приёмами; обучать последовательности действий, использованию методов и приемов мнематической техники на примере стихотворения А.Блока «Зайчик»; -Создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса; -Способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов. Форма мастер-класса: - Интегрированное (лекционно-практическое) занятие Ожидаемые результаты мастер - класса: -повышение креативности педагогов; -возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике; -изучение разработки по теме мастер-класса; -рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности; -практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и мнематических приемов в процессе работы; -создание ассоциативного ряда с стихотворению, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление. Методическое оснащение занятия: Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический); исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества). Приемы: объяснение; консультация; рассказ; беседа с показом практических действий; создание ассоциативного ряда; Использование наглядности: презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point «Что такое мастер-класс»; образцы заданий по мнематическим приёмам для выполненныя педагогами; схемы поэтапного выполнения заданий; образцы; материалы для практической работы. Материалы и инструменты: Лист бумаги, карточка со стихотворением, ручка, карандаш, карточкми и презентация по использованию мнеметическим приёмам. Структура плана-конспекта мастер-класса на тему «использование мнематических приёмов на уроке чтения» - вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия его ожидаемые результаты; - теоретическая часть мастер-класса, рассказ руководителя, о мнематических приёмов - практическая часть мастер-класса, участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению задания; - комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер; - кульминация творческого процесса, рассказ стихотворения по рисункам всех участников мастер-класса с комментариями самих участников; - рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. - подведение итогов руководителем мастер-класса, в заключении небольшая релаксация; - список используемой литературы и Интернет-ресурсов Технологическая карта мастер - класса Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников Подготовительно-организационный: Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения. Задают вопросы. Основная часть. Содержание мастер-класса Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демонстрация приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов). Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей. Рефлексия Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями. Анализируют, подводят итоги. Название этапа Вид деятельности Продолжительность 1. Организационный этап Приветствие. Презентация педагогом своей деятельности. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ материала. 1 минута 6 минут 1 минута 2. Основной этап .Объяснение особенностей задания. Самостоятельное выполнение работы. 7 минут 10 минут 3. Заключительный этап Предоставление выполненного задания. Обсуждение мастер-класса участниками. .Подведение итогов. 2 минуты 2 минуты 1 минута Общая продолжительность: 30 минут Подведение итогов: Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и для работы. Ход проведения мастер – класса. - Здравствуйте, уважаемые коллеги. - Я очень рада видеть вас здесь. Меня зовут Грачёва Елена Юрьевна.. - Сейчас мы с вами проверим объём своей памяти. Посмотрите на слайд. Вы узнали, что изображено на рисунке. Слайд 1 -Запишите столько слов сколько запомнили. -Сейчас мы с вами попробуем сочинить бессмысленный рассказ со словами изображёнными на слайде. И проверим сколько запомнили на этот раз. -Как вы думаете о чём будем говорить на данном мастер классе? -Да. О мнематических приёмах. -Тема мастер-класса: «Использование мнематических приёмов на уроке чтения для разучивания стихотворения «Зайчик»». В современном мире очень много информации, которую необходимо запомнить. У наших детей с ОВЗ память краткосрочная и в малых объёмах. Мнемонические приемы Мнемонические приемы состоят из большого набора запоминания. 1. Цифробуквенный код Это когда сознание шифрует слова буквами и при помощи этих букв запоминает нужную информацию. 2. Ассоциации При помощи каких – то ярких ассоциаций наш мозг запоминает информацию. И когда нам надо вспомнить и восстановить эту информацию мы вспоминаем эти необыкновенные ассоциации, которые происходили на тот момент и информация нам возвращается. 3. Рифмы Можно придумать несколько пар слов зарифмованных или небольшое стихотворение, которое содержит запоминаемый материал и поможет запомнить нужную информацию. 4. Созвучие При помощи слов или словосочетаний можно запоминать иностранные слова, сложные термины, научные термины. 5. Метод римской комнаты Вы запоминаете объекты и присваиваете им название какого – то предмета из вашей комнаты. Каждый может выбрать для себя приём мнематехники. Слайд 2 -Какой выбрали и давайте проверим (на листочке). Напишите. (Римская комната). А сейчас подойдём к тому приёму мнематехники, который используем мы в 3 классе для запоминания стихотворения. Что изображено на слайде. Слайд 3. Да. «Два весёлых гуся». Это приём ассоциации. Потренеруемся. Слайд 4. И, наконец, мы подошли к кульминации нашего мастер-класса. Вам предлагаю достаточно сложное стихотворение для запоминания. Учащиеся 3 класса выучили его, практически, на уроке. У вас на столе лежит карточка со стихотворением. Прочитайте 3 раза. Попробуем рассказали сколько запомнили. А теперь приступим к разработке серии рисунков к стихотворению. Каждая строка состоит из 3-4 рисунков не логичных стихотворению. Давайте прочитаем стихотворение по рисункам на вашем листочке. Чтение по цепочке. Сколько времени вам понадобилось чтобы выучить стихотворение? Использование мнемотехник позволяет в игровой, познавательной деятельности решать очень важные учебные задачи. Рекомендую на каких сайтах и у каких мастеров лучше поучиться, где расположены хорошие и подробные МК. Даю список литературы который использовала при подготовке к МК. Рефлексия – приём «Дерево настроения»: - Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма». Литература. 1.Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013. 2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 200 3. Ерафеева Т.И. «Мнематические сказки» М; 2017. 4.http://kladraz.ru 5. http://mosmetod.ru 6. https://shkolabuduschego.ru 7.https://skazkibasni.com 8.https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php 9.https://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/zapomni... priemy.html

Добавить запись

Защита от спам-роботов