1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития учащихся, с которым работает педагог-психолог
Педагог-психолог начал свою профессиональную деятельность с 2014 года в МБОУ «СОШ № 14 г. Кызыла РТ» в качестве педагог - психолога. Ниже приведены динамика коррекции и развития учащихся:
Учебный год | Классы | С улучшением | Без изменений | С ухудшением |
2020 - 2021 | 4 5 6 7 | 16 18 0 0 | 12 4 0 0 | 2 0 0 0 |
2021 - 2022 | 4 5 6 7 | 16 21 0 0 | 8 4 0 0 | 1 0 0 0 |
2022 - 2023 | 8 9 10 11 | 0 1 1 0 | 0 2 0 1 | 0 0 0 0 |
Выводы: статистические данные за 2020 – 2023 гг. позволяют говорить об увеличении количества индивидуальных занятий с детьми, о преобладании индивидуальных форм работы над групповыми.
Это объясняется тем, что каждый ребенок имеет свои особенности личностного и интеллектуального развития. Необходимо учитывать потенциальные возможности учащихся и уровень их обучаемости. Таким образом, коррекционно – развивающая работа способствует наиболее эффективному освоению адаптированных программ и социализации детей. Рис.1


Рис.1

В течение 2020-2023 гг. педагогом-психологом проводились работы следующего направления:
1. Сопровождение учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов.
2. Учащихся с ОВЗ, обучающихся по АООП.
3. Сопровождение детей «группы риска».
4. Педагоги (администрация, педагоги-предметники, классные руководители).
5. Родители (всех категорий обучающихся).
В соответствии с должностной инструкцией педагога-психолога МБОУ «СОШ № 17 города Кызыла» основными трудовыми функциями являются:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в ОУ;
- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды в ОУ;
- психологическое консультирование субъектов образовательных отношений;
- коррекционно-развивающая работа с учащимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
- психологическая диагностика школьников;
- психологическое просвещение субъектов образовательных отношений;
- психологическая профилактика.
Используемые психолого-педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, релаксация, песочная терапия); - технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, тактильные игры, массаж и самомассаж, игротерапия); - коррекционные технологии (сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, работа с метафорическими ассоциативными картами).
2. Информационно-коммуникационные технологии:
- обучающие и развивающие интерактивные игры и задания;
- диагностические методики с использованием компьютерных программ;
- просмотр мультфильмов, видеороликов.
3. Технология обучающих игр:
- подвижные игры;
- коммуникативные игры и познавательные игры;
- тренинги, акции.
4. Технология сотрудничества:
- работа в парах;
- групповая и командная работа.
В соответствии с задачами профессиональной деятельности применяются психолого-педагогические методики, программы:
Методы и программы 2022-2023 уч. год | Участники | Название методики, программы, цель |
Диагностическая работа | ||
Мониторинг психологического здоровья субъектов образовательного процесса. |
8-11 классы – 302 учащихся | - Опросник Басса-Перри; - Анкета безнадежности Бека; - - Индекс хорошего самочувствия; - Тест школьной тревожности Филлипса; - Опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой; - Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. |
СПТ: раннее выявление незаконного потребления наркотических и психотропных веществ по единой методике. | 8-11 классы- 560 учащихся | Цель: профилактика незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ. |
Диагностика профессиональных склонностей и готовности учащихся к сдаче экзаменов. | 9-11 классы – 99 учащихся | - Опросник Дж. Голланда определение профессионального типа личности; - Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной); - «Стресс-тест»; - Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов. |
Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с ОВЗ. | 8-11 классы – 44 учащихся | Программа комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: оценка социально-психологической адаптации учащихся; определение уровня тревожности; оценка памяти и внимания; оценка нейродинамических показателей; оценка отношения к здоровью и к ЗОЖ. |
Отчет о деятельности педагога-психолога за 2020-2023 учебный год
Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2020-2021 учебном году:
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся | Класс | Результативность в целом по группе | ||
улучшение | без изменений | ухудшение | ||||
Коррекционно-развивающая программа развития когнитивной сферы учащихся «120 уроков психологического развития младших школьников». Автор: Н.П. Локалова. | 1
| 30
| 4
| 16
| 12
| 2
|
«Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». Автор: Хухлаева О.В. | 1 | 22 | 5
| 18
| 4
| 0 |
Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2021-2022 учебном году:
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся | Класс | Результативность в целом по группе | ||
улучшение | без изменений | ухудшение | ||||
Коррекционно-развивающая программа развития когнитивной сферы учащихся «120 уроков психологического развития младших школьников». Автор: Н.П. Локалова. | 1
| 25
| 4
| 16
| 8
| 1
|
«Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». Автор: Хухлаева О.В. | 1 | 25 | 5
| 21
| 4
| 0 |
Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2022-2023 учебном году:
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся | Класс | Результативность в целом по группе |
| |||
улучшение | без изменений | ухудшение |
| |||||
Психолого-педагогическая программа «Как не просмотреть беду…» - с учащимися по результатам СПТ, МПЗ. | 1 1 1 | 3
1 1 | 9 10 11 | 1 1 0 | 2 0 1 | 0 0 0 | 0 2 0 1 | 0 0 0 0 |
Коррекционно-развивающая программа «Я и общество» составлена на основе программы «Жизненные навыки: уроки психологии в 2-м классе» | 2 | 15 | 2 К | 2 | 13 | 0 |
| |
Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в мир эмоций» составлена на основе программы «Жизненные навыки: уроки психологии в 3-м классе» | 2 | 10 | 3 К | 3 | 7 | 0 |
| |
Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в мир эмоций» составлена на основе программы развития когнитивной сферы учащихся с ЗПР Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» | 2 | 13 | 3 Л | 2 | 11 | 0 |
| |
- Проведение индивидуальных консультаций (рекомендательного характера) учащимся, педагогам и родителям, обратившимся к педагогу-психологу за психологической помощью
Педагогом-психологом регулярно проводятся индивидуальное консультирование:
Период | Всего консультаций | Количество консультаций | ||
Учащиеся | Родители | Педагоги | ||
2020 - 2021 | 231 | 104 | 72 | 55 |
2021 - 2022 | 257 | 129 | 67 | 61 |
2022 - 2023 | 219 | 121 | 50 | 48 |
Вывод: таким образом, консультирование проводится системно и имеет положительную динамику. Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном следующую направленность:
- эмоционально – поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
- трудности в общении со сверстниками;
- проблемы в детско – родительских отношениях;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики;
- эмоциональная поддержка в сложных ситуациях;
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- Прояснение и уточнение запроса.
- Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений.
- Диагностика нарушений.
- Рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений.
- Составление плана дальнейшей работы по запросу.
- Работа в ПМПк.

- Деятельность в области здоровьесбережения
Используемые психолого-педагогические технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, релаксация, песочная терапия);
- технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, тактильные игры, массаж и самомассаж, игротерапия);
- коррекционные технологии (сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, работа с метафорическими ассоциативными картами).
А также, в МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла ежегодно проводится Мониторинг психологического здоровья (МПЗ) обучающихся в 2 этапов по приказу Министерства образования и науки Республики Тыва № 1079-д от 20.08.2019 г. и годового плана педагога-психолога. Цель мониторинга - оценить состояние психического здоровья обучающихся, определить психические проблемы для принятия превентивных мер, психокоррекционной и развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении (слабоуспевающие) и воспитании учащиеся категории «трудные», психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса и содействия психологическому здоровью школьников и педагогического коллектива:
Учебный год | 2020 - 2021 | 2021 - 2022 | 2022 - 2023 | |||
| 1 этап | 2 этап | 1этап | 2 этап | 1этап | 2 этап |
Количество учащихся по скрининговой диагностике | 561 | 547 | 564 | 724 | 325 | 28 |

- Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, ПАВ, суицидов)
Работа по профилактике девиантного поведения (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) несовершеннолетних обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся и их семьям. На создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.
В профилактике девиантного поведения используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)
В профилактической работе педагогом-психологом применяются:
1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.
2. Проводятся классные часы, психологические тренинги, тренинговые занятия.
3. Скрининг-диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
4. Индивидуальные занятия с сопровождаемыми детьми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации:
Категория | Участники | Профилактическая работа |
- с учащимися «группы риска», состоящих на профилактических учетах (ВШУ, КДН, ОПДН); - СПТ («явный риск вовлечения», суицидальный риск, экстремистское поведение). | 13 учащихся | - Программа «Точка опоры» Цель: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья учащихся. - Программа «Как не просмотреть беду…» Цель: формирование психологической устойчивости подростка посредством психолого-педагогического сопровождения, ориентируясь на выявленные факторы риска и редуцированные факторы защиты СПТ. |
Таким образом, в 2022-2023 уч. году было проведено 56 индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по программам сопровождения с данной категорией учащихся.

1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)
Педагогом-психологом Хертек Р.Р. регулярно проводятся групповые занятия на формирование положительных установок в детско-родительских отношениях, активизировано такое направление, как психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
С обучающимися, оставшимися без попечения родителей, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение: организация и проведение диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальных занятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния, повышению социального интеллекта, формирование ответственного поведения обучающихся. А также ведутся личные карты, с целью оказания своевременной помощи.
Категория | Участники | Программа сопровождения |
- опекаемые дети, дети, находящиеся в СОП. | 16 учащихся | Программа «Я в ответе за свою жизнь» Цель: содействие успешной социальной адаптации, гармонизации эмоциональной сферы подростков, оставшихся без попечения родителей. |
В итоге психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.

1.6.Система работы по профилактике правонарушений
Педагог-психолог Хертек Р.Р. систематически принимает участие в родительских собраниях, семинарах с темой на детско-родительские отношения.
Основные задачи профилактики правонарушений в школе:
1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».
2. Обеспечение успешной адаптации учащихся к образовательному процессу.
3. Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.
4. Оказывать родителям психологическую помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения
5. Оказывать помощь в организации внеучебной деятельности несовершеннолетних.
6. Осуществлять взаимодействие с другими субъектами профилактики.
В МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла создан Совет профилактики, который работает по Положению «О совете профилактики», и плана работы Совета профилактики. Педагог-психолог Хертек Р.Р. входит в состав Совета профилактики с момента поступления на работу, активно включается в деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, воспитания, усвоения новых ценностей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика). Педагогом-психологом ежегодно составляется и реализуется план работы по профилактике:
Профилактические мероприятия | Участники | Цель |
Месячник психологической безопасности. | 1-11 классы, педагоги, родители | Цель: создание условий по обеспечению психологической безопасности учебно-воспитательного процесса и профилактики дезадаптивного поведения среди обучающихся. |
«Неделя психологии в школе». | 1-11 классы, педагоги, родители | Цель: развитие и формирование психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни. |
Акции: «Телефон доверия», «Защитим детей от насилия». | 1-11 классы, педагоги, родители | Цель: информировать учеников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия, мотивировать обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях. Профилактика жестокого обращения с детьми; информированность детей и взрослых о проблеме насилия над несовершеннолетними и формирование у них нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми. |
Разработка памятки, буклетов.
|
| Родителям: «Будьте внимательны к эмоциям ребенка», «Возрастные особенности детей», «STOP – стресс!», «Сможем найти общий язык с подростками», «Причины и последствия детской агрессии», «Конфликты детей и родителей». Педагогам: «Предупреждающие знаки суицида», «Как сохранить свою самооценку», «Поддержка школьной мотивации», «Помочь тревожному ребенку», «Буллинг? Нет!» Учащимся: «Психологическая подготовка к экзаменам», «Умение дружить», «Толерантный человек», «Темперамент и характер», «Телефон доверия», «Виды зависимости». |

1.7. Система работы педагога-психолога с родителями учащихся
Цель работы педагога-психолога с родителями это создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогической знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ПМПк, Совет профилактики).
№ | Наименование | Срок проведения | Форма контроля | Участники |
1 | Консультирование родителей учащихся | Ежедневно | Журнал | Родители |
2 | Участие в классных, общешкольных родительских собраниях | В течение года | Протокол | Родители |
3 | Работа с родителями учащихся склонных к суициду; с родителями учащимися отдельных категорий: «группа риска», «Трудные дети», дети оставшиеся без попечения родителей, состоящие на различных учетах. | В течение года | Акты, отчеты | Родители |
Одной из функций консультативной деятельности педагога-психолога работы с родителями является информирование о проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.
Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на:
1. трудности в общении с ребенком;
2. эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность, и т.п.);
3. проблемы в детско-родительских отношениях;
4. трудности в профессиональном самоопределении ребенка;
5. трудности обучения;
6. консультации по результатам групповой диагностики.
Прежде чем работать с учащимися, педагог-психолог Хертек Р.Р. берет письменные разрешения от родителей, бывают случаи, когда родитель отрицает проведение психологической работы с ребенком, но психолог, старается убедить родителя, дать хорошую консультацию о значимости проведения с ребенком диагностической или коррекционно-развивающей работы.
Так же, педагогом-психологом ведется работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении.
Задачи:·
- проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье;
- организовать просветительскую работу среди родителей;
- защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении;
- оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка;
Причины постановки семьи на учет, как находящейся в социально-опасном положении в школе:
- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка.
- Отрицательное влияние на ребенка.
- Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один родитель. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.
Вывод: ведется систематическая работа педагога-психолога Хертек Р.Р. с родителями в МБОУ СОШ №17 г. Кызыла. За время работы жалоб от родителей не поступало.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.9 МБ |
