Развитие речи и творческих способностей через театральную деятельность

Арлтанова Людмила Исайевна

«Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность»

Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.

В настоящее время дети хорошо информированы, разбираются в компьютерных играх, но в то же время у них снижена фантазия, творческая активность, речь; реже восхищаются и удивляются, все чаще проявляют равнодушие, интересы их ограничены, а игры однообразны. Поэтому я пришла к выводу, что театрализация одно из самых эффективных средств воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Методика моей работы по развитию творческой активности основана на программе Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество – дети».

Я считаю, что успешное решение задач по развитию речи возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.

Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие и в их взаимосвязи.

Основные направления работы с детьми:

Ø   Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ø   -Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Ø   -Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Ø   -Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Ø   -Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно и т.д.).

    Для успешной работы необходимо поэтапное планирование деятельности, учитывая возрастные особенности детей.

   1младшая группа- знакомство детей с театральной куклой би-ба-бо и театрализованными играми. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники.

   2 младшая группа-  дети последовательно знакомятся с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используется этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаются навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

    Средняя группа- кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут- ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

    Старшая группа- все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.                                                                                                  

Данные мониторинга показали, что у детей повысился интерес к театрально- игровой деятельности. Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей, позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Расширилось представление детей об окружающей действительности, об русской национальной культуре.

Практика моей работы основана на использовании как традиционных, так и современных видах театральной деятельности во всем их разнообразии.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В связи с этим мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя: игрушки, атрибуты, литературные произведения, маски, театральные куклы и костюмы, ТСО (магнитофон, телевизор, DVD проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).