Дефектология .Олигофренопедагогика.( мои разработки)

Ирина Александровна Фяткулина

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ СО СНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ.

Введение.

 

 

В настоящее время повышаются требования к адаптационным возможностям человека. Соответственно старшеклассники с нарушением интеллекта испытывают существенные затруднения в адаптации к современным условиям на рынке труда. Значимость данной проблемы заключается в том, что интеграция в общество школьников с нарушением интеллекта становится актуальным направлением деятельности, как в образовательной, так и в социальной сфере. Возрастает необходимость научно-практического и психолого- педагогического сопровождения подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Актуальность проблемы подготовки старшеклассников с нарушением интеллекта к самостоятельной профессиональной деятельности рассматривают следующие ученые : Климова Н.С., Н.Н. Захаров, Н.С Пряжникова Е.А. Климов, В.В.Чебышев, П.А. Шавир и другие. В коррекционной психологии исследования по проблеме профессионального становления личности школьников с нарушением интеллекта немногочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Г.М. Дульнев, Л.С. Мирский, А.М. Щербакова и другие). В них 140 отмечается, что у умственно отсталых, как и у нормально развивающихся подростков, профессиональное самоопределение занимает одно из ведущих мест в самосознании личности, однако оно затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, неточностью понятий и представлений, незрелостью чувств и интересов, неадекватностью самооценки  Изучение теоретических источников и практического опыта работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволило установить социально-психологические особенности, препятствующие адаптации умственно отсталых школьников: незрелость учебной и трудовой мотивации, низкий уровень потребностей, примитивность интересов, неадекватность самооценки, недостаточная психологическая и физическая готовность к преодолению бытовых и других жизненных трудностей, ограниченность социальных контактов. Выделяют  следующие проблемы, возникающие и затрудняющие процесс выбора будущей профессии учащихся с нарушением интеллекта:  недостаточные изучения личности ребенка и помощь в самопознании и формировании реального образа «Я» как субъекта деятельности и социальной среды. В результате у детей проявляется неадекватная самооценка своих возможностей, что отрицательно влияет на реальный выбор профессии;  психолого-педагогическая неграмотность родителей, отсутствие скоординированности в работе всех социальных институтов, связанных с профориентацией и трудоустройством;  современные социально-экономические условия (невостребованность на рынке труда выпускников с  нарушением интеллекта), затрудняющие трудоустройство, следовательно, социально-трудовое становление в целом.

У подростков сущность профессионального самоопределения связана с самореализацией человека в  важных сферах жизни и происходит поэтапно:

Осознание ценности общественно – полезного труда.

 Ориентировка в социально-экономической ситуации в стране      

Выделение дальнейшей профессиональной цели.

Получение знаний о профессиях и специальностях.

Представление о препятствиях , способствующих реализации цели.

Поиск и пути преодоления препятствий.

 

 

В связи  свыше изложенным, становится очевидной необходимость допрофессиональной ориентировки учащихся, направленной на самопознание и саморазвитие. Обозначенная проблема актуальна сейчас не только для самих подростков , но и для их родителей.

 

      Часть общества, состоящих из лиц, с интеллектуальной недостаточностью многочисленна и постоянно увеличивается, поэтому важной задачей является разработка мероприятий включающих в себя специфические  методические приемы, профориентационные методики  по реабилитации и социально-трудовой адаптации этой группы лиц.

 

 

Актуальность выбранной темы:

 

В настоящее время повышаются требования к адаптационным возможностям человека. Соответственно старшеклассники с нарушением интеллекта испытывают существенные затруднения в адаптации к современным условиям на рынке труда. Значимость данной проблемы заключается в том, что интеграция в общество школьников с нарушением интеллекта становится актуальным направлением деятельности, как в образовательной, так и в социальной сфере. Возрастает необходимость научно-практического и психолого- педагогического сопровождения подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII в .

Объект:

Профессиональное самоопределение и проориентационная  работа с подростками с интеллектуальной недостаточностью.

 

Предмет:

Программа, коррекционно-развивающие занятия, влияющие на формирование профессионального самоопределения у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

 

Цель:

Особенности формирования профессиональных предпочтений у подростков 9 класса коррекционной школы.

 

Задачи:

Изучить и проанализировать литературу по профессиональной ориентации учащихся.

Выбрать , подобрать методы эффективной работы по профориентации.

Применить диагностические методики  на изучение профессиональных склонностей у  учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Изучить и проанализировать уровень адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у  учащихся 9 класса коррекционной школы VIIIвида.

 

Гипотеза:

Сущность профессионального самоопределения подростков с нарушением интеллекта  заключается в том, что только систематическая и целенаправленная работа АО определения профессии способствует успешному самоопределению в самостоятельной жизни.

База исследования: МБОУ, «Гатчинская СОШ № 11»

 

Литература и методологическая база исследования:

Работы Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Г Резапкина, М, Новак, н.н Захаров, А.М. Щербакова и другие.

 

Работа состоит из содержания( введения) из 2-х глав, заключения , списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Современные аспекты профессиональной ориентации подростков.

 

1.1  Особенности психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью.

 

Правильное определение понятия интеллектуальная недостаточность имеет не только теоретическое , но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно  способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.

Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразными. Дать правильное определение понятия  « интеллектуальная недостаточность»- значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.( Сухарева Е.Г.,1986)

Психические свойства возникают в онтогенезе, в процессе индивидуальной жизни ребенка. Психические свойства зависят, конечно, от генетически обусловленных здоровья и степени совершенства нервной системы. Чем, лучше подвижнее, пластичнее нервная система, тем быстрее и легче ребенок усваивает опыт взрослых. Но сами по себе, как таковые, свойства психики не наследуются, они не обусловлены генетически.

Интеллектуальное  развитие и формирование черт характера осуществляется под определяющим влиянием воспитания. Если мозг ребенка здоров и полноценен, он может при благоприятных условиях достигнуть самого высокого уровня интеллектуального развития. Низкий или высокий интеллектуальный  уровень       не наследуется , а формируется в процессе индивидуального развития.

Особенности структуры  влияют на успешность интеллектуального развития ребенка. Например, если у родителей ребенка наблюдается наследственно обусловленная форма эндокринопатии, то и у ребенка может отмечаться такое заболевание или неполноценность.

В этом случае и родители и дети могут при равных условиях воспитания, не успеть достаточно хорошо развитья интеллектуально. У них могут обнаруживаться некоторые сходные черты психики( вялость, утомляемость итд.)

В подавляющем большинстве интеллектуальная недостаточность возникает вследствие патологии беременности матери, родовых травм, ранних детских инфекций, протекающих тяжело, либо без своевременной медицинской помощи.

Причиной интеллектуальной недостаточности является поражение головного мозга ребенка( недоразвитие, болезнь, ушиб итд.) Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит  к стойкому нарушении. Его познавательной деятельности. В некоторых случаях тяжелых последствий может и не быть.

Особую трудность представляет оценка степени интеллектуальной недостаточности детей, у которых вследствие сравнительно легкого поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие одного анализатора ( двигательного или слухового) участвующих в формировании речи.  Плохое и позднее развитие речи - это существенное обстоятельство. О которого зависит развитие всей познавательной   деятельности ребенка. И особенности его  успеха в школе

При легкой интеллектуальной недостаточности при видимой задержке

 развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от детей нормы, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем -  могут  справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести самостоятельно хозяйство, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Пассивность и отсутствие инициативы иногда поощряются опекой родителей. Наиболее характерная черта личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью это – сниженная самооценка, не умение самостоятельно организовать свою жизнь.    Затянувшаяся и повышенная зависимость от опекающих затрудняет формирование самостоятельной личности, лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний [17,75].

Низкий уровень навыков общения при негативном отношении

 сверстников повышает уязвимость, ранимость, также приводит к снижению самооценки. В большинстве случаев отмечается наличие других психических и поведенческих расстройств. Это, прежде всего психотические расстройства, связанные с плохой социальной адаптацией и употреблением психоактивных веществ. Становиться ясным, что систематическое обучение необходимо для формирования социального опыта с использованием психокоррекционых воздействий, развитие ценностных ориентаций, навыков психического контроля.  Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение бытового или рабочего стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии посторонней помощи, постоянного контроля и руководства [14, 51-52].

У людей, имеющих умеренную степень интеллектуальной

недостаточности достаточно развита эмоциональная сфера и представления, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может не быть, проблемы у них возникают при выполнении сложно координированных действий. При отсутствии осложняющих факторов проявляются старательность, работоспособность, эмоциональность. Отчетливо выступают несамостоятельность, стереотипность суждений и взглядов, отсутствие любознательности и инициативы в любой деятельности: игровой, познавательной, трудовой.

 

При легкой интеллектуальной недостаточности при видимой задержке развития , дети дошкольном возрасте  часто неотличимы от детей нормы, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания. К более позднему возрасту, если сопутствуют благоприятные условия, дети осваивают программу 5-6 классов в образовательной школе, в дальнейшем могут справиться с посильной работой, при этом не требуются навыки абстрактного мышления, могут самостоятельно вести хозяйства, нуждаясь в наблюдении и руководстве, лишь  в ситуациях серьезного экономического или социального стресса.

 

 

 

 

Тяжелая интеллектуальная недостаточность – заболевание,

характеризующиеся глубоким недоразвитием функций восприятия. Реакция на окружающий мир слаба или неадекватна; анализ  собственного поведения отсутствует; мыслительная функция находится в зачаточном состоянии; при обращении к ним больные воспринимают не смысл, а интонацию и сопровождающую речь мимику и жестикуляцию. Речь собственная ограничивается единичными словами или нечленораздельными звуками. Эмоции крайне бедны и просты, большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источниками удовольствия являются ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений, при этом человек с тяжелой интеллектуальной недостаточностью испытывает радость. Недоразвитие моторики проявляется в скудной мимике, однообразии и замедленности движений, нарушении координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Навыки самообслуживания почти не прививаются,  способность к целенаправленной деятельности отсутствует. Профессиональная подготовка и трудоустройство невозможны – больные требуют постоянного ухода со стороны родных и близких, или специалистов учреждений социальной защиты [17,75-76]

 

 

1.2 Адаптация подростков в процессе обучения.

Социально -трудовая дезодаптация подростка и причины.

 

Процесс социализации – это введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Подростку с интеллектуальной недостаточностью, после окончания школы предлагается получение профессионального образования, с получением профессии, либо устройство на работу. Для выпускников коррекционной школы VIII вида-это трудная и сложная задача. Переход от школы к процессу оплачиваемой трудовой деятельности,  могут быть следующие психические нарушения, влияющих на профессиональное самоопределение:

а) эмоционально-мотивацинные: мотивы, потребности, установки, эмоции, чувства, переживания.

б) ценностно-смысловые: ценностные ориентации, собственное ощущение значимости в труде, смысл труда

в) когнитивная сфера: творчество, мышление, интуиция, « внутренняя речь», внимание, это важное для определенных видов труда, память-способы запоминания,

г) коммуникативная сфера: все формы общения

д) операционная сфера: действия, поступки, операции

е) перспективная сфера: восприятие, ощущения.

 

Интеграции, личной и социальной

независимости людей с нарушением интеллекта способствует их самоактуализация, умение оптимально соотнести собственные интересы и возможности с интересами группы, коллектива и  общества в целом.  Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах  ПТУ.  Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к профессиональному труду;

-  отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;

-  неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей [14, 53]. 

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость

которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью. Очевидно, что в решении этой проблемы, существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Сама система считает своей  целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации (24,117).

Главными факторами возникновения социальной неопределённости

являются сегодня:

-хаотичная структура внешней среды;

-поверхностные социальные контакты;

-избыток информации, которую интеллектуальная недостаточность переработать не в состоянии;

-а главное, невозможность осуществления собственной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. В результате – подросток с интеллектуальной недостаточностью вынужден искать быстрые пути освоения социума, способы самоутверждения и даже самозащиты, а этап самопознания и конструктивной самореализации остается невостребованным.

Осознанный выбор профессии возможен только в результате

личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации  (22,26).

Одной из причин социально трудовой дезадаптации является

осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств. Тяжесть дезодаптации и необратимый ее характер объясняется многофакторностью, сложностью патогенеза и многообразием форм нарушений поведения, осложненными формами олигофрении. Черты, не способствующие успешной социально-трудовой адаптации:

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов  собственности, личностных проблем;

- отсутствие коммуникабельности;

- инфантилизм, замедленное самоопределение в жизни, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и принятие ответственности за нее;

- перегруженность, негативный опыт, отсутствие информации (27, 213).

Кроме влияния окружающей жизни, воспитания,  уровень социально

трудовой адаптации определяется структурой дефекта. Условно по структуре,  по степени выраженности негативных черт личности лиц с нарушение интеллекта  разделили на три группы.

К первой группе отнесли людей с невротическими расстройствами. В

период школьного обучения они характеризовались относительно более высокими результатами в индивидуальных занятиях и низкой продуктивностью при фронтальной работе, низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью, неуверенностью в своих возможностях, повышенной ранимостью, робостью, замедленным темпом работы. Нарушения поведения носили защитный характер – уход от трудностей, боязнь порицаний.  Эти качества легли в основу причин дезадаптации в условиях производства. Характер нарушений дисциплины данной группы следует рассматривать, как ложный механизм компенсации, а не как злостные действия. Для этой группы в период школьного обучения необходимо формирование волевых качеств, уверенности в себе и своих возможностях, стимуляция трудовой активности, создание ситуаций успеха, которые сами по себе вытесняют склонность к нарушениям поведения.

Для второй подгруппы исследуемых, было характерно преобладание

аффективной возбудимости, недостаточный интерес к работе, а порой и полное его отсутствие, низкая работоспособность, неустойчивость настроения, неадекватные реакции на замечания, раздражительность, негативные реакции, нарушение трудовой дисциплины. В школе отмечались такие качества, как самоуверенность, большая эмоциональная заражаемость, колебания настроения, в некоторых случаях прием алкоголя и психоактивных средств, повышенная конфликтность, неадекватный уровень притязаний, снижение критики к собственной личности. В этой подгруппе психотравмирующим фактором могло явиться раннее сиротство. Задача коррекционного обучения в этой подгруппе заключается в целенаправленном  формировании адекватной самооценки, самоконтроля трудовых действий – умения находить и исправлять свои ошибки. Учить правильно, реагировать на успех и неудачу. Необходимо переориентировать интересы на физический труд в мастерских, на приусадебных и садовых участках, тепличных и животноводческих хозяйствах.

В третьей подгруппе наряду с аффективной неустойчивостью,

отсутствие интереса к работе, полным безразличием к оценке собственной деятельности, имеет место выраженная патология влечений – воровство, бродяжничество, сексуальные извращения и т.д. Грубая выраженность нарушений сочетается с несформированностью системы социальных  и профессиональных ценностей, межличностных контактов, незрелостью самооценки. В послешкольный период произошло закрепление антисоциального модуса поведения и практически не стали проявляться положительные потенциальные возможности. Поэтому в работе с такими детьми необходима коррекция нарушений поведения, важен дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, что поможет переориентировать на доступные социально одобренные виды деятельности.

Эти  исследования подтвердили взаимосвязь между школьной и

социально трудовой адаптацией  лиц с нарушением интеллекта с различными типами нарушения поведения (16).

 

 

1.3. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.

 

Воспитанники коррекционных школ VIII вида самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Для того, чтобы сформировать уровень адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе, а также выполнения общественно полезного труда – требуется усилия многих специалистов. Так как труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка. Коррекционная школа  VII вида нацелена не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на подготовку своих обучающихся к  самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении. Поэтому, коррекционная задача по развитию интеллектуальных способностей  тесно связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство  выполняя там тяжелые не квалификационные виды труда.

Они могут получить профессию маляра, штукатура, слесаря, однако и те и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которое зависит от следующих факторов:

Затруднения трудоустройства:

-психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к профессиональной деятельности

-отсутствие ясной жизненной перспективы, одна из причин чувства социальной незащищенности

- заниженной , неадекватной самооценкой возможности своих способностей при определении профиля и содержания профессии,

- неумение, неспособность учитывать влияния производственного микроклимата на человека, не готовность к преодолению трудностей и др.

Из вышесказанного видно, что существует  ряд проблем нерешенность которых препятствуют профессиональной интеграции

в обществе лиц  с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи профориентации:

1.     Изучать динамическую структуру личности с  целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определения подходящей сферы трудовой деятельности.

2.     Готовность учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать помощь процессу профессионального им личностного самоопределения.

3.     Формировать адаптивные механизмы, навыки самопрезентации, и уверенное поведение.

4.      Постоянно изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и содействовать их развитию.

5.     Формировать навыки, умения, творческие способности.

6.     Решать проблемы учащихся, которые могут препятствовать выбору профессии  и успешной социально- профессиональной адаптации.

Система профессионального  самоопределения имеет 3 основных раздела:

1.     Профессиональное просвещение и  знакомство с отдельными профессиями и их значимостью.

2.     Система знаний  о мире  профессий с точки зрения целей  и условий труда. Первичная профдиагностика, знакомство с психологическими основами проф выбора.

3.     Основная направленность  занятий: углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирования представлений дальнейшей жизненной перспективы, формирование важных качеств избранном труде, контроль и коррекция профессиональных планов.

Также процесс профориентации складывается  из нескольких этапов. Существует последовательность  этих этапов , в ходе которых преследуется решение различных задач, различные методические приемы, привлечение разных специалистов: воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог .Их совместная деятельность напрвленна на достижение общей цели.

          Участие семьи в трудоустройстве  выпускников также велико. Из этого следует, что профессиональную работу с родителями надо проводить грамотно и основательно. В данной проблеме , большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Фундаментом для консультаций служат данные специальных медика – психологических обследований, характеристики составленные учителями-предметниками, педагогом-психологом.

   Направленность работы педагогов является:

1)    Профессиональное просвещение учащихся

2)    Организация  интеллектуально-позновательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения знаний о мире профессий и рынке труда

3)    Развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся

4)    Работа социального педагога

1)    Формирования необходимых знаний и навыков для профессионального выбора

2)    Сотрудничество с районным центром занятости населения

3)    Оформление документации  для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

1)знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации

 

2) развитие мотивации, самопознания, к осознанию учащихся собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями предъявляемыми профессией

3) оказание социальному становлению старшеклассников

4) коррекция некоторых личностных особенностей, которые могут препятствовать правильному выбору профессии и успешной социальной адаптации(7, 77-78).

Специфика занятий предлагает разные формы работы( Приложение1) При организации любого мероприятия, необходимо добиться, чтобы школьники были не просто зрителями и слушателями , но им активными участниками.

            При планировании, например, экскурсий, важно привлекать внимание детей к доступным им профессиям, раскрывая не только общественную значимость, но и их интеллектуальное содержание. Также , обеспечению эмоционального уровня способствуют сюжетно-ролевые игры, которые завися от возраста и  подготовленности детей.

     Хорошее средство воспитания учащихся – выставки, конкурсы профессионального мастерства. Их можно провести между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ.

          Для получения более квалификации оных трудовых знаний и навыков, дети продолжают свое обучение в профессиональных училищах. По данным Е.А. Ковалевой, а также, по нашим данным , учащиеся м интеллектуальной недостаточностью, неплохо осваивают программу училища, при условии, что в школе они получают достаточно прочные технологические и теоретические знания.

Очень важное  значение в подготовке коррекционных школ к обучению в профессиональных училищах имеет постоянная связь школы и училища. Преподаватели коррекционных школ , не могут знать всех требований особенностей , которые предъявляются к различным профессиям, сложно охарактеризовать особенности условий труда по той или иной профессии , перспектив профессионального развития личности. Именно поэтому профессиональная ориентация должно проводиться совместно , между школами и профучилищами( Т17, 79-80)         1

 

 

 

 

 

             

            

       

Глава II. Организация профориентационной работы с учащимися в коррекционной школе.

2.1. Работа психолога по профориетационной работе.

Цель работы психолога по профориентации: рассмотреть какие качества , навыки, умения интеллектуальные способности требуются в той или иной сфере. Помочь ориентироваться в мире профессий, исходя из его индивидуальных качеств.

Задачи психолога:

 

1 Исследовать индивидуальные особенности человека

2. Помочь построить мотивационную и содержательную базу своего труда

3. Подобрать средства регуляции мотивов трудовой деятельности

4. Учить вступать в деловые отношения.

5. Организация мониторинг готовности учащихся к профессиональному самоопределению через  анкетирование и их родителей

6. Формирование у школьника адекватной самооценки

7. Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценки интересов и склонностей учащихся.

Важнейшим направлением12работы является помощь ученикам не только в выборе профессии и места трудоустройства, но и создание  мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения, именно  в психологическом смысле(5)

         Формирование мотивов профессиональной деятельности, предполагает, что люди обладающие высоким уровнем мотивации, ищут ситуацию успеха, уверенны в этом успехе, готовы принять на себя ответственность, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения своих задач, показывают свое упорство.

В результате формирования профессиональной мотивации образуется целостное поведение работника:

Полное осознание образа результата

2. выполнение производственной задачи в определенных условиях

3. Формирование о программе деятельности.

Профессия –это группа родственных специальностей: профессия водитель, специальность водитель автобуса; профессия учитель- специальность –учитель физики и.т.п.

Понятие профессия включает в себя ограниченный , вследствие разделения труда вид деятельности, общественно- полезной, требующей специальной подготовки, выполняемой за определенное вознаграждение, а также дающий человеку определенный социальный статус, общественный статус и признание. (79)

  Методы по определению профессиональных наклонностей:

- всевозможные диагностики;

-беседы- интервью закрытого  типа ( строго по обозначенным вопросам);

- открытые беседы ( некое отвлечение от заранее подготовленных вопросов);

- анкетирование профессиональной мотивации        ;

- опросчики профессиональных способностей;

-личностные опросники;

-проективные личностные тесты; методов работы психолога;

-сбор косвенной информации о клиенте: от знакомых, от родителей и друзей, от педагогов и других специалистов;

-психофизиологические обследования;

-« профессиональные пробы в специально организованном учебном заведении( по типу F-теста японского профессора Фукуямы);

-исследования и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности;

- использование для исследования

 

 

2.2 Формы и методы диагностики профессиональных наклонностей, профориентационные мероприятия.

 

В данной части работы ставились следующие задачи:

изучение специфики профессиональных  предпочтений у подростков с интеллектуальной недостаточностью

-сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям.

Главная задача, в профориентационной работе, состоит в том, чтобы на основе  использования специфических форм и методов групповой и индивидуальной работы, подготовить их к обоснованному выбору профессии с учетом индивидуальных особенностей.

Для работы была использована специальная программа, состоящая из бесед, тренингов и опросников, а также из двух диагностических методик и анкеты.

Работа по выявлению профессиональных наклонностей включала методики:

1.     Методика «Дифференциально-диагностический опросник ( ДДО) Е.А.Климова.

Цель: начальное выявление профессиональных интересов воспитанников.

2.     Анкета профессиональных интересов и склонностей «Хочу. Могу. Надо».

Цель : изучение и соотношение уровня притязаний и профессиональной самооценки.

3.     Профессиональная методика «Ради»

Цель: оценка индивидуальных возможностей и способностей, представлений о профессиональном самоопределении, становлении.

Опросник, использовался для обобщенной и целостной оценки профессионального развития подростков с интеллектуальной недостаточностью.

В эксперементе приняли участие 21 учащихся со сниженным интеллектом.

 В начале эксперимента , было выявлено, что 15% подростков не задумывались о профессиональном самоопределении, 45% задумывались, но у них не было никаких мыслей и представлений, а у 40% были минимальные мысли и представления.

Потом была проведена беседа с подростками и их родителями, в ходе выяснялись профнамерения и пожелания родителей. Была представлена цель эксперимента, задачи, методы и приемы работы с подростками, прогнозируемые итоги. По итогам опросника  была составлена  диаграмма

 

image

По данным опроса можно сделать выводы, что имеются не значительные расхождения в выборе профессиональных жизненных планов у родителей и детей. Высоким оказался процент не определившихся с выбором профессии детей, что говорит о низком уровне трудовой мотивации и низкой информированности в мире профессий и специальностей. Это еще раз подтверждает гипотезу о необходимости целенаправленной и систематической профориентационной работы с подростками с интеллектуальной недостаточностью, для более успешного их профопределения в самостоятельной жизни.

С подростками, которые точно знают, кем хотят быть , но еще не определились, какой из вариантов профессий выбрать, использовалась методика  «Ради»

Эта методика действует « от  обратного»4 исключать те профессии , которые недостаточно привлекательны, имеют меньше положительных мотивов в глазах испытуемого.( Приложение 2).

Так же был применен проективный метод на этапе предпрофильной ориентации- метод  графической беседы « Мой профессиональный выбор» Он был направлена изучение взаимоотношений и взаимосвязи между выбирающим влиянием социального окружения( Приложение3).

 

Программа  исследования должна была изучать уровни притязаний  и самооценки подростков со сниженным интеллектом. Для этого использовалась специально разработанная анкета «Хочу». «Могу». «Надо», приблеженная к и примененная в исследованиях Р.И. Букуна, А.И. Иваницкого и др.В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде 3-х кругов: « хочу», «могу», « надо» Конечно, ее логикика безупречна: будующая профессия долхна нравиться( ( « хочу») , соответствовать возможностям( « могу») , и быть востребованной в обществе( « надо») ( Приложение  4).

Работа по профессиональной ориентации учащихся проходила по двум направлениям:

- работа с подростками;

- работа с учителями.

Применялись как групповые , так и индивидуальные формы работы.

Использовались методы моделирования трудового процесса, а также качественные методы анализа сравнительный анализ эмпирических  данных, а также различные процедуры описания трудовых процессов или  своих впечатлений.

Во время эксперименты , на формирующем этапе применялись различный методы работы, которые были включены в тематическое планирование профессионального курса с интеллектуальной недостаточностью 9 класса « Путь в профессию»

Особенности профориентационной работы , профориентационных мероприятий включала следующие задачи:

- помочь ориентироваться в разнообразном мире профессийи специальностей   ;

-дать более четкое понимание своих способностей, возможностей,    и склонностей

Тематическое планирование состояло из развивающих занятий, которые включали в себя диагностические методики, опросники, анкетирование.

(Описание занятий в Приложении 6)

Организация процесса сводилось к содействию  развития, расширений знаний в мире профессий, стимуляцию трудовой мотивации, расширений профессионального самоопределения,  самопознания, самоопределения личности, на формирование адекватной самооценки, расширение возможностей профессионального самоопределения, основ безопасности жизнедеятельности, основ нравственной, правовой социальной и трудовой культуры, а также на обогащение содержания и форм работы, , развития навыков общения и выхода из конфликтных ситуаций.

Одновременно с родителями проводилось обучение навыков общения с ребенком , позволяющим снизить психологический дискомфорт, повышалась информированность родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социуме.

Весь  педагогический  коллектив работал над созданием адаптивной среды для учащихся, которые входили в экспериментальную группу, создавая  ситуацию   успешности  в учебной и трудовой деятельности, формируя  ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным ситуациям.

Координатором на всех этапах профориентационной работы являлся педагог-психолог.

 

2.3. Оценка результативности профориентационной работы.

Рекомендации подросткам и их  родителям.

 

Говоря об оценке эффективности  профессионального  самоопределения, обычно на первом этапе пытаются понять, какие изменения произошли у подростка в плане  его отношения к самому процессу профессионального выбора, самоопределения, в плане обогащения его информационной и когнитивной базы выбора. А также, в плане  формирования и развитии волевой        и исполнительной составляющих действия подростка , в плане формирования его ценностно-нравственного самоопределения  и согласования профессионального выбора  с выборами  жизненными  и личностными .При выделении критериев и показателей профориентационной работы, следует ориентироваться не столько на конкретные результаты выбора , сколько на формирование  самой готовности выбора.

 

На втором этапе критерия эффективности, это оценка качества схемы построения личностной профессиональной перспективы-ЛПП, где в обобщенном виде представлены все основные составляющие профессионального самоопределения:

Каждый компонент ЛПП – был оценен по 5-бальной шкале:

1 балл- отказ отвечать на данный вопрос, подросток даже не собирается об этом задумываться;

2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;  минимально конкретизированный ответ , ( нет никаких мыслей и представлений)

3 балла - минимально конкретизированный ответ (например,-3 балла  собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);

4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования ;

 5 баллов -  у подростка имеются конкретные и хорошо обоснованные мысли и представления по данному компоненту, которые не противоречат его же мысли по другим компонентам схемы ЛПП( 20, 17-18)

Предварительный анализ ЛПП показал, что 60% подростков после эксперимента более конкретно определились в своих жизненных позициях, адекватно стали оценивать свои возможности, формировать собственное мировоззрение, способность строить жизненные планы и выбирать пути  их реализации.30% подростков имеют достаточно конкретные варианты выбора, представления и мысли, но затрудняются в их обосновании. И только один ребенок не собирается об этом задумываться( рисунок3)

 

Рисунок3.Контрольный анализ ЛПП.

 

image

На качество личной профориентационной перспективы данного подростка повлияло мнение родителей.

Также проводилось исследование , чем руководствуется  подросток при выборе профессии. На  этом этапе был применен метод графической беседы «Мой профессиональный  выбор», позволяющий выстроить субъективное пространство каждого подростка в совместной с ним проектировочной деятельности( Рисунок4)

 

                                          Родители, родственники             

Другие

взрослые                Учителя

                                 Сверстники, знакомые, одноклассники

 

Рис. 4. Взаимоотношения выбирающего и его социальное окружение

 

 

В данном случае ведущими факторами , влияющими на выбор подростков и удовлетворенность таким выбором , выступали решения самих родителей, в первую очередь матери, а не интерес подростка в какой либо дисциплине или хобби.В результате бесед с подростками установлено , что характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывает влияние семейные традиции, профессии родителей. Были родители, которые неправильно оценивают возможности и способности своих детей, поэтому и неправильно ориентировали  своих детей на недоступную деятельность или на другие профессии , которые не  соответствовали специальным возможностям ребенка.

При выборе профессии  20% выпускников ориентируются не только на советы педагог и родителей, друзей , некоторые ребята утверждают , что выбор профессии – это их самостоятельный выбор.

Рисунок 5 Анализ профессионального самоопределения  подростка с интеллектуальной недостаточностью.

image

image

 

 

 

1.     Совет отца

2.     Совет матери

3.     Совет родственников

4.     Совет одноклассника

5.     Совет учмтеля

6.     Консультация по профориентации

7.     Рекомендации классного руководителя, психолога

8.     Собственное увлечение , хобби

9.     Пример или совет знакомых

10.                       Самостоятельный выбор

Для того, чтобы подросток с интеллектуальной недостаточностью мог соотносить требования , предъявляемые профессией к человеку м сих собственными возможностями, в эксперименте использовалась типологий профессий Е.А Климова .После бесед детям было предложено заполнить « Дифференцированный –диагностический опросник» Е.А Климова ( Приложение 1)По анализам результатов ДДО, можно отметить преобладание у мальчиков направленность на сферу деятельности Человек-Техника 50%, у девочек –направленность деятельности Человек-Природа 20% . Может быть это связано с возрастными особенностями, с приобретением знаний и умений в трудовой деятельности. Подростки, делят многие профессии по полу как женские и как мужские. Кроме того, представления подростков о профессиях мужских и женских также влияет на их ценностные ориентации профессиональное самоопределение.

Также, в оценке эффективности практической профконсультационной помощи, играет метод наблюдения.

Можно выделить следующие критерии наблюдения:

-эмоциональная включенность подростка в занятие;

-деловая включенность;

-общая удовлетворенность от совместной работы.

По каждому из критериев были выделены показатели.

Использовалась 5-бальная шкала эмоциональной включенности

1-полное безразличие ( отсутствие интереса);

2- очень редкое проявление интереса;

3-неравнозначная заинтересованность( одним интересно, другим-нет);

4-нормальный интерес (при отдельных  вопросах-оживление);

5-буроные эмоциональные проявления ( желание поспорить, восторг, высказывание несогласия).

По деловой включенности:

1-    Ребята заняты посторонними  делами (  не включаются в работу, не замечают того , что происходит в аудитории);

2-    Учащиеся пассивны;

3-    Формальна включенность в занятие или профконсультацию(« если надо, то сделаю»…);

4-    Деловая, нормальная включенность ( стремление работать, выполнять  задания);

5-    Очень высокая деловая активность ( желание сделать, что-то новое, поработать дополнительное время…)

По общей удовлетворенности от работы:

1-    демонстративное недовольство ( насмешки, проявление агрессии , желание сорвать занятие);

2-    едва сдержанное недовольство

( демонстрация непонимания, показная медлительность);

3-    средняя степень недовольства ( кто-то доволен, кто-то – нет);

4-    нормальная удовлетворенность( спокойные взгляды, отсутствие скованности и демонстративности);

5-    полная удовлетворенность (радость, благодарность)

По результатам эмоциональной включенности, у30% учащихся  неравнозначная заинтересованность ( одним интересно, другим –нет), у 70% нормальный интерес.

Оценка деловой включенности: 70% проявили нормальную деловую включенность, и 30% учащихся не изменили своего отношения к занятиям по профориентации.

Анализ общей удовлетворенности от работы трудноопределимую степень недовольства у 15% выпускников, и лишь 85% нормальную удовлетворенность показал

image

Исходя из этого можно выделит  2 критерия эффективной работы воспитателя, как профконсультанта:

1-    формирование у самоопределяющегося человека самостоятельности при решении своих профессиональных проблем

2-    формирование осознанности действий определяющегося человека.

Можно сделать выводы, что разработанные профориентационные мероприятия, являются эффективным и на самом деле повышают уровень социальной адаптации подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Данные анкеты « Хочу». « Могу». « Надо»позволили выявить противоречия между приобретенными умениями и выбором будующей профессии. Несмотря на то, что девушек обучают  труду повара , они хотели стать парикмахерами, дизайнерами, малярами, ;  в третьем пункте анкеты также указали, что могут работать по специальности парикмахер, маляр, но ни одна не указала, на специальность  повара .Соответственно можно сделать вывод, что действия  учителя трудового обучения направлены лишь на получение учащимися конкретных навыков , но не на развитее интереса к своему предмету. Из юношей, до эксперимента , двое выбрали профессию авто-слесарь, двое –сварщик. Трое подростка, правильно оценили свои возможности, умения и навыки и выбрали специальности, которые совпадают с потребностями общества ( Приложение 6).

 Для подростков, которые точно знали кем хотят быть, но не совсем определились, какой их примерно вариантов профессий выбрать, была выбрана методика « Ради» ( Приложение 2).

Проанализировав все итоговые ситуации, один учащийся сам пришел  к выводу, что профессия сварщика ему  не подходит. Так как данная профессия имеет для него много противопоказаний.

    Второй , набрал одинаковое количество баллов по двум профессиям

. Это было связано с тем, что  одна профессия была выбрана не самим учеником, а продиктована родителями. Эта методика помогла, направит ребенка на правильный путь, профессионального становления, когда ребенок растерялся при выборе профессии.

После проведенного эксперимента были разработаны рекомендации по профориентации для подростков и их родителей.

 

Рекомендации подросткам при выборе профессии:

 

- учитывать не престижность, а востребованность;

-учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

-помните, что по  выбранной специальности , возможно , придется работать всю жизнь и необходимо учитывать наличие интереса к выбранной профессии;

-познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей попытаться дать ответ на вопрос : «А смогу ли я все это сделать?»;

-выясните ограничения по состоянию здоровья;

-выясните требования предъявляемые  профессией к личности работника;

- основываясь на рекомендации взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.

 

 

 Рекомендации  родителям:

 

- не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор , сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям;

-разговаривайте с сыном или дочерью на темы , связанные с выбором профессии, стараясь не рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь;

-помните, что каждое поколение, и каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но  на котором нельзя настаивать.

 

Также была предложена  памятка выбирающему профессию

 

Памятка выбирающему профессию:

 

Выбор профессии сложный отвественный шаг в Вашей жизни.

Удачно выбранная профессия – это удовлетворенность, возможность совершенствования , повышать свою квалификацию.

Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей,  личных и общественных интересов.

Успех может быть тогда, когда Вы станете заинтересованным хозяином выбора.

Для этого нужно:

- научить себя отвечать на вопросы;

Какие у меня физические возможности состояния здоровья?

 

-что я хочу ( интересы, склонности, предпочтения)

 

Что я могу? ( способность, скорость, точность  темы протекания процессов, уравновешенность , открытость и.т.д)

 

Каков я? (темперамент, характер, особенности поведения)

 

Что привлекает меня в предстоящей трудовой деятельности и выбранной профессии?

 

Ознакомитесь, как можно с  большим кругом профессий в избранном направлении, выберите группу родственных профессий для большего изучения.

Выясните, что Вас прельщает в выбранной        профессии( содержание, предмет труда, требуемые качества и.т.д);

Сопоставьте свои возможности с требованиями по выбранной профессии.

Побеседуйте с представителями выбранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Возможно,  надо побывать  на рабочем месте, познакомится с условиями труда, выяснить какие качества личности необходимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак можно сделать вывод, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых, препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Специфика  профориентационной работы  с учащимися по профотбору, профессиональному самоопределению, имея цель не только дать представление о мире профессий, но и личностное развитие, формировать способность соотносить свои возможности с требованиями профессий.

В современных условиях на рынке труда,  для учащихся коррекционных школ требуется развитие самопрезентации, уверенности в своих возможностях.

Специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении в коррекционных школах 8 вида. Использовать в коррекционных школах различные вилы трудовой деятельности, посредством включения педагогического коллектива- классного руководителя, учителей трудового  воспитания, социального педагога,   а также родителей и специальной помощи педагога –психолога. Вся команда должна учувствовать в профессиональном информировании расширении границ самопознания , подготовке подростков к сознательному выбору профессии, воспитания нравственности и волевых качеств личности- умения добиваться поставленной цели.

В данной работе нашло подтверждение то, что специфика профориентационной  работы включающая в себя методические и практические мероприятия дают положительный результат, прои профессиональном самоопределении подростков с интеллектуальной недостаточностью, способствуют их росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак можно сделать вывод, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых, препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Специфика  профориентационной работы  с учащимися по профотбору, профессиональному самоопределению, имея цель не только дать представление о мире профессий, но и личностное развитие, формировать способность соотносить свои возможности с требованиями профессий.

В современных условиях на рынке труда,  для учащихся коррекционных школ требуется развитие самопрезентации, уверенности в своих возможностях.

Специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении в коррекционных школах 8 вида. Использовать в коррекционных школах различные вилы трудовой деятельности, посредством включения педагогического коллектива- классного руководителя, учителей трудового  воспитания, социального педагога,   а также родителей и специальной помощи педагога –психолога. Вся команда должна учувствовать в профессиональном информировании расширении границ самопознания , подготовке подростков к сознательному выбору профессии, воспитания нравственности и волевых качеств личности- умения добиваться поставленной цели.

В данной работе нашло подтверждение то, что специфика профориентационной  работы включающая в себя методические и практические мероприятия дают положительный результат, прои профессиональном самоопределении подростков с интеллектуальной недостаточностью, способствуют их росту.