тренинги

Григорьева Алина Владимировна

Тренинги для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_komandoobrazovanie.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на командообразование, сплочение коллектива.

Минное поле


• Популярная и очень увлекательная игра на командообразование и доверие. Задание может иметь множество вариантов и быть адаптировано для маленькой или большой группы детей, подростков или взрослых.


• Игра подходит для первоначального командообразования отрядов в детском лагере.


• Выберите подходящее открытое пространство. Если есть возможность, выйдите на улицу.


• Разместите «мины» в виде мячей или любых других объектов.


• Создайте атмосферу всеобщего внимания и концентрации. Задания на доверие требуют серьезной атмосферы, когда каждый проникается чувством ответственности и уважения к каждому члену команды.


• Участники разбиваются на пары. Одному из пары завязываются глаза и запрещается разговаривать (на усмотрение). Другой партнер может видеть и разговаривать, но не может касаться своего партнера и заходить на «минное поле».


• Главная задача участника с завязанными глазами пересечь «минное поле», не задев «мины», следуя подсказкам и инструкциям своего партнера.
• Дайте ребятам около трех минут посоветоваться, как они будут выполнять задание.


• Следите за тем, чтобы участники с завязанными глазами не сталкивались друг с другом и другими предметами. Ведущий может пересекать поле для того, чтобы предотвратить столкновения.


• Продумайте систему штрафов за сталкивание с «минами». Это могут быть очки или дополнительное время.


• Затем партнеры меняются ролями. После первого тура дайте детям обратную связь о том, как они выполняли это задание.


• Позвольте партнерами меняться ролями до тех пор, пока они не почувствуют внутреннюю удовлетворенность от успешного выполнения задания.


• Задание может выполняться парами по очереди или все пары одновременно.


• Можно добавить соревновательный момент между парами. Кто быстрее или успешнее.


 

Автомойка

Игра проводится на мягком деревянном покрытии или на траве. Идеально подходит для большого количества участников. Сначала отряд строится в две шеренги лицом друг к другу, затем дети опускаются на коленки, образуя своеобразный коридор "мойщиков". Далее участникам говорят, чтобы они представили свои руки щетками, которыми нужно помыть "автомобиль". Крайний справа ребенок первым "заезжает" в коридор на четвереньках, и проходит его до конца, за ним справа по одному заезжают все участники, соблюдая безопасную дистанцию. Задача "мойщиков" - усиленно тереть "автомобиль" "щетками". После прохождения всего коридора первые "автомобили" становятся "мойщиками". И так пока не пройдут все участники. Одна из самых действенных игр для поднятия эмоционального настроя.
 

Возьми салфетки


Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Гелиевая палочка

- Обманчиво простая на вид, но очень сильное упражнение для тренировки навыков работы в команде маленького и среднего размера.


- Разделите команду пополам и постройте их лицом друг к другу


- Представьте им Гелиевую палочку. Легкую и длинную трость.


- Попросите участников вытянуть руки и выставить указательный палец.


- Положите гелиевую палочку на концы пальцев участников. Каждый участник должен касаться кончиком пальца гелиевой палочки


- Объясните группе, что задание состоит в том, чтобы положить гелиевую палочку на пол таким образом, чтобы никто не оторвал от нее своего пальца


- Захват или поддерживание палочки не разрешен, она должна спокойно лежать на кончиках пальцев участников.


- Удостоверьтесь, что каждый касается палочки. Предупредите группу, что если кто-нибудь оторвет палец от палочки, то задание будет начато сначала и начинайте выполнение задания…


- Предупреждение: В первых попытках гелиевая палочка мистическим образом будет больше стремиться вверх, нежели вниз, что будет вызывать много смеха. Немного юмора не повредит исполнению задания. Действуйте неожиданно, спрашивая, что такого делает группа, что палочка поднимается вверх, вместо того, чтобы опускаться. Добавьте драматизма.


- Участники будут удивлены такому поведению палочки.


- Некоторые участники через 5-10 минут безуспешных попыток могут захотеть сдаться, не веря, что это задание выполнимо.


- Ведущий может советовать группе прекратить выполнение задание, чтобы обсудить ошибки, и найти другой способ решения проблемы.


- В общем группе надо успокоиться, сконцентрироваться и работать, как одно целое, чтобы выполнить это задание.


Как это работает?
В палочке не содержится гелия. Секрет (сохраните его при себе) в том, чем больше участники прилагают давления, тем выше начинает подниматься палочка. В результате, чем больше группа старается, тем больше палочка идет в обратно направление.


Вопросы для обсуждения:
- Какая была первоначальная реакция группы?
- Как группа скооперировалась, чтобы решить задачу?
- Какие навыки понадобились команде, чтобы достичь успеха?
- Какие творческие подходы были предприняты для решения задачи?
- Какие наблюдения могут высказать наблюдатели, какие сильные и слабые стороны они могут выделить?
- Что вынес из этого задания для себя каждый участник команды?

Групповое гудение

Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использовать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того чтобы успокоить чрезмерно активную.

Вся группа стоит в общем кругу. Ведущий просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, тренер спрашивает группу, может ли она гудеть громче.

Ведущий просит группу гудеть громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки ведущего – гудеть громче, если рука подымается вверх, и тише, если она опускается вниз.

В конце ведущий либо опускает руки до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руки вверх настолько насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким.

Коллективный хрюк

Сплачивающее мероприятие в первую встречу большого малознакомого коллектива. Это может быть свечка в первый вечер в лагере с отрядом, или набор новых вожатых на лето.
Суть такова: весь коллектив рассаживается кругом. Начинающий поворачивается к соседу и хрюкает. Тот, услышав сигнал, мгновенно поврачивается дальше и тоже хрюкает. Таким образом этот хрюк является как бы эстафетной палочкой. Цель - уменьшить время прохождения хрюка по кругу обратно к начинающему. 
Сам хрюк надо не проговаривать по буквам: "хрю", а лучше на вздохе через нос и рот издать хрюкающий звук, так получается достаточно быстро.

«Коршун и наседка»

Цель игры:Командообразование.

Материалы: нет

Время игры: 15-20 минут.


 

Минное поле


• Популярная и очень увлекательная игра на командообразование и доверие. Задание может иметь множество вариантов и быть адаптировано для маленькой или большой группы детей, подростков или взрослых.


• Игра подходит для первоначального командообразования отрядов в детском лагере.


• Выберите подходящее открытое пространство. Если есть возможность, выйдите на улицу.


• Разместите «мины» в виде мячей или любых других объектов.


• Создайте атмосферу всеобщего внимания и концентрации. Задания на доверие требуют серьезной атмосферы, когда каждый проникается чувством ответственности и уважения к каждому члену команды.


• Участники разбиваются на пары. Одному из пары завязываются глаза и запрещается разговаривать (на усмотрение). Другой партнер может видеть и разговаривать, но не может касаться своего партнера и заходить на «минное поле».


• Главная задача участника с завязанными глазами пересечь «минное поле», не задев «мины», следуя подсказкам и инструкциям своего партнера.
• Дайте ребятам около трех минут посоветоваться, как они будут выполнять задание.


• Следите за тем, чтобы участники с завязанными глазами не сталкивались друг с другом и другими предметами. Ведущий может пересекать поле для того, чтобы предотвратить столкновения.


• Продумайте систему штрафов за сталкивание с «минами». Это могут быть очки или дополнительное время.


• Затем партнеры меняются ролями. После первого тура дайте детям обратную связь о том, как они выполняли это задание.


• Позвольте партнерами меняться ролями до тех пор, пока они не почувствуют внутреннюю удовлетворенность от успешного выполнения задания.


• Задание может выполняться парами по очереди или все пары одновременно.


• Можно добавить соревновательный момент между парами. Кто быстрее или успешнее.
 

Мой вклад в команду

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

Ведущий просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. 

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:

Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.


Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному – выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Мой хвост

Команда делится по парам. Один из партнеров кладет одну руку на крестец своему напарнику и становится "хвостом". Включается заводная музыка и хозяин начинает двигаться, ползти, скакать - делать все, что ему захочется. Задача хвоста не оторваться от хозяина.

После напарники меняются ролями и теперь хвост может вдоволь отомстить своими бывшему хозяину за издевательства =)

Мост


В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Команда делится пополам и встает на разные концы моста. Два участника с разных сторон начинают движение по мосту с обеих сторон. При встречи они должны поменяться местами и остаться в центре моста. Далее начинает идти другая пара. Задача каждого поменяться местами с каждым, кто уже стоит на мосту и встать в противоположный конец шеренги. С каждым разом участникам придется преодолевать все больше и больше людей, чтобы добраться до конца шеренги. При этом, если кто-то падает с моста, выполнение задание начинается заново.. 

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались

Острове

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.

Ведущий озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь – ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Падающая палка

Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером 1 берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой - либо номер, например 3, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Игра длится 5 - 7 мин. Побеждает тот, кто меньше проштрафился.
 

Паук

На линии старта начертите два круга. Разделите ребят поровну на две группы, и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите обе группы веревками, получилось два «паука». По команде «марш!» оба «паука» начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. «Пауки» спотыкаются, не бегут, а еле ползут. Все играющие должны быть или босыми или в ботинках.
 

Пейзаж за моей спиной

Отряд детского лагеря делится на две команды. Игроки садятся спиной друг к другу. Первый ведущий рассказывает второму, что он видит в подробностях. Второй запоминает и пытается нарисовать со слов первого игрока пейзаж за своей спиной. По ходу игры второй игрок задает вопросы (какого цвета дом? Его высота и т.д.), которые необходимы, чтобы более точно передать на бумаге существующий пейзаж.
Затем игроки меняются ролями. Выигрывает тот игрок, чей рисунок более точно и подробно передал существующий пейзаж.
 

Пройти бесшумно

Нескольким игрокам завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Пары выстраиваются в произвольную тропу испытаний. Каждая пара образует «ворота». Вторая команда старается по одному пройти сквозь ворота по тропе испытаний. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего.
Затем команды меняются ролями.
Побеждают те игроки, которые сумеют благополучно пройти через ворота.
 

Сумасшедший

Чтобы по настоящему сплотить отряд, нужно заставить их сделать самые глупые вещи, которые вы можете придумать, вот одно из театральных упражнений на снятие зажимов.

Попросите детей встать в круг и дайте им следующее задание. Каждый из них должен придумать ненормальное с диким возгласом. Первый начинает и показывает его соседу, сосед повторяет его зеркально, затем поворачивается к другому соседу и показывает ему свое дикое движение и возглас, тот опять зеркалит и так продолжается по кругу.

Тяни в круг

Начертить два больших круга, один в другом. Во внутренний круг становятся игроки одной команды, в наружный - другой. По сигналу играющие начинают перетягивать противника в свой круг. Не разрешается тянуть вдвоем одного. Команда, перетянувшая в свой круг больше игроков из другой команды, выигрывает.
 

Умение слушать

 Участники делятся на пары. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную ведущим тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т.д.).

(Об этом задании не говорится заранее.) Ведущий объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.

Проводится обсуждение: все ли рассказали или были потери информации?

Чтение мыслей

Игроки разбиваются по парам. Один из пары садится на стул, другой становится за ни и кладет руки на плечи. Все пары становятся так, чтобы был образован круг. Задача сидящих без слов договориться с любым другим игроком на стуле и успеть поменяться с ним местами так, чтобы тот, кто стоит за его спиной не успел его схватить и остановить. Задача стоящих вовремя схватить своего напарника. После нескольких раундов игроки меняются местами.