Методическая копилка

Макарова Елена Владимировна

Разработки уроков, внеклассных мероприятий; материалы для учителя и учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Мастер-класс (интерактивные формы обучения)

Урок в 5 классе по учебнику «Литература» под ред. Б.А.Ланина

Раздел «Наедине с поэтом» - 5 часов

Тема: «Лирика ХХ века: С.А.Есенин, Б.Л.Пастернак, Н.А. Заболоцкий,  Н.М.Рубцов»

Цель – обучить пониманию и анализу стихотворного текста.

Приветствие, объявление темы и цели урока.

Ориентирование на результат урока (тест).

Проверка домашнего задания (прочитать стихотворения поэтов ХХ века)

Разбивка на группы с применением интерактивного метода «Карусель» (Все получают ЦИТАТЫ  из авторских текстов, ТЕСТЫ и рассаживаются «по авторам»)

А.

Сергей Александрович Есенин

Только серые вороны расшумелись на лугу…

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Скачет конь, простору много…

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль…

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

Николай Алексеевич Заболоцкий

Красавица, дева, дикарка,

Высокая лебедь плывёт…

Крылатое диво на лире

Поёт нам о счастье весны…

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод…

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз…

Головка её шелковиста,

И мантия снега белей…

Борис Леонидович Пастернак

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора…

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной…

И закат на их коре

Оставляет след янтарный…

В жёлтых клёнах флигеля,

Словно в золочёных рамах…

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра…

Николай Михайлович Рубцов

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор…

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор…

Мёдом, зерном и сметаною

Пахнет в тени ивняка…

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь…

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Б.

На каждом столе лежит стихотворение одного из  авторов

ЗАДАНИЕ – подготовить выразительное чтение и передать группе, которой оно принадлежит.

Словарная работа (Учитель обращает внимание на то, что есть сноски (чертог, флигель, каталог))

СЛАЙД о ЕСЕНИНЕ

Учитель

Рязань справляла праздник. Центральный купол Успенского собора сливался с голубым небом, а золотые кресты - с солнечными лучами. В соборе и церквах шли службы по случаю 800-летия этого старинного русского города. Звонили колокола. Константиново тоже подхватило этот перезвон, он плыл над Окой, терялся в необозримых далях. В этот день появился на свет младенец, которому суждено было стать певцом «страны берёзового ситца». Священник Смирнов сказал, что из него вырастит очень хороший человек. Шло время, а в небольшой бревенчатой избе подрастал мальчик, которого нарекли в честь Сергия Радонежского.

СЛАЙД о ПАСТЕРНАКЕ

Борис Леонидович Пастернак прожил долгую жизнь, трудную, полную взлётов и падений, но бесконечно творческую. Он родился в Москве в один из январских дней 1890 года. Ему прочили карьеру музыканта, но после выхода его первой книги «Близнец в тучах» он стал осознавать себя профессиональным литератором. Его гений подарил миру замечательные стихи, наполненные философскими исканиями.

СЛАЙД о ЗАБОЛОЦКОМ

Стихи поэта Николая Алексеевича Заболоцкого всегда наполнены великой любовью ко всему живому. Он появился на свет весной 1903 года, когда природа оживает, пробуждается, наполняется жизнью. Уже в зрелом возрасте он познакомился с трудами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В письме к нему Заболоцкий писал: «Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня и они очень близки мне. В моих поэмах и стихах я, как мог, разрешал их…»

СЛАЙД о РУБЦОВЕ

Николая  Михайловича Рубцова, родившегося в небольшом селе Емецк Архангельской области, можно смело назвать поэтом-провидцем. Умер он очень рано, и в его биографии очень много необъяснимого, тайного, сакрального. Этот поэт, который воспел «тихую родину», простую деревенскую горницу, далёкую ночную звезду, предсказал дату своей смерти. В одном из его стихотворений есть слова: «Я умру в крещенские морозы…», и действительно, 19 января, когда православная Церковь празднует Крещение Господне, его не стало. Вот она… загадка гения!

Литературоведческая работа

Рубрика

«Литературная мастерская»

А.

Группы получают задания

1. ЧТО ТАКОЕ СТИХ?

2. ДАТЬ ПОНЯТИЕ ЛИРИКЕ

3. ЧТО ТАКОЕ РИТМ?

4.ЧТО ТАКОЕ РИФМА?

Вопрос на размышлении всем

КАКИЕ ТЕКСТЫ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ: ПРОЗАИЧЕСКИЕ ИЛИ ПОЭТИЧЕСКИЕ? КАКИЕ ИЗ НИХ ВАЖНЕЕ?

ВЫСТУПЛЕНИЕ от группы

Б.

Работаем с текстами стихотворений. (Тема, идея, ритм, рифма)

Вопросы учебника с 5-8 (о своём поэте)

ВЫСТУПЛЕНИЕ от группы

В.

Проблемные вопросы

   ЕСЕНИН – После прочтения стихотворения сложился ли у Вас цельный образ пороши как природного явления?

РУБЦОВ – Как вы понимаете последние строки стихотворения:

«С каждой избою и тучей,

С громом готовым упасть, Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь…»? Объясните эпитет «смертная связь».

ЗАБОЛОЦКИЙ – «Крылатое диво на лире поёт нам о счастье весны…» Удачен ли конец этого стихотворения?

ПАСТЕРНАК – Расскажите о том, как вы поняли последнюю строфу стихотворения:

«Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа»?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (Проверка тестов)

Аплодисменты участникам

ТЕСТ

Лирика ХХ века: С.А.Есенин, Н.А. Заболоцкий, Б.Л.Пастернак, Н.М.Рубцов

Соотнесите цитаты из стихотворений с авторами

1. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль…

А. Заболоцкий

2. Мёдом, зерном и сметаною

Пахнет в тени ивняка…

В. Пастернак

3. Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод…

Б. Есенин

4. И закат на их коре

Оставляет след янтарный…

Д. Рубцов

Ритм – это …

А. чёткий звуковой строй поэтической речи, соразмерность, стройность стиха.

Б. правила чтения стихотворения

В. выделение последних слов при чтении стихотворения

Рифма – это …

А. однокоренные слова в конце строк

Б.  созвучие, звуковой переклик в конце строк

В. особая форма организации прозаической речи

Лирика – это …

А. один из трех родов литературы, с особой организацией текстов, в которых изображаются события внутренней жизни, т.е. души автора

Б. вид литературного чтения

В. особый способ выражения мыслей и чувств

Выразительное чтение стихотворения зависит от умения пользоваться в речи…

А. рифмой, знанием изобразительно-выразительных средств, вдохновением

Б. ритмом, логическим ударением, тембром своего голоса

В. знанием стихотворения наизусть, рифмой, звукописью стиха

В тонических стихах определяющим является …

А. количество ударных слогов

Б. последовательность чередования ударных слогов

В. количество чередования слогов

Соотнесите биографические сведения с авторами стихотворений

1.

Крещенские морозы

А. Заболоцкий

2.

Работы Циолковского

Б. Есенин

3.

Первый сборник стихов подарен священнику Смирнову

В. Пастернак

4. «Близнец в тучах»

Д. Рубцов

Определите изобразительно-выразительные средства языка

1. Метафора

А. «валит снег и стелет шаль»

2. Олицетворение

Б. «смертная связь»

3. Эпитет

В. «лиловые тени берёз»



Предварительный просмотр:

Разработка уроков по учебнику «Литература» 5 класс

под ред. Б.А. Ланина

ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Урок № 1

Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

  1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.
  2. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.
  3. Выберите свой вопрос (работа в группах)

Стр. 24

Чтение статьи учебника (с. 24-28) и коллективное составление плана этой статьи.
      — Что такое сказка?
      Определение сказки выпишем в тетрадь.

Слово учителя, эвристическая беседа
      — Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
      Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
      На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
      — Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
      Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
      Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
      — Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
      Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
      — Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?
      Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
      — Какая будет интонация на этот раз?
      Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
      — Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
      Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
      Приведём примеры различных видов сказок. Предложим детям заполнить  таблицу.
      
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
      
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
      
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».      

      
Домашнее задание


      Подготовить по плану пересказ статьи учебника
(с. 25-29)


      
Индивидуальное задание (опережающее)
      Предложим двум-трем ученикам к уроку  подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором.

Урок 2
 Тема: Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

      I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
      Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
      Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
      — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.
      
 «Царевна-лягушка»
      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
      Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
      Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе А.Н.Толстого
(с. 29-36).

Чтение полного текста сказки занимает 15 минут.
(Можно сказку прослушать или посмотреть художественный фильм)
      
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      
Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу
(с. 24-28).
      — Повторяем пройденное: отвечаем на вопросы (стр. 24)

      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
            — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

«Где  кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят».

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ

Стр. 9

Упражнение 4 (Примеры из сказки)

Упражнение 5 (Основные события сказки – сюжетная лента)

РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Стр. 40

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Стр. 41

ЛИТЕРАТУРА и ИЗО
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Слушаем учеников, которые приготовили выступление по творчеству Билибина

Подводим итог урока.

Тест по сказке заранее готовит учитель.

Дом. задание Стр. 43 (на выбор) или Тетрадь (стр. 10-11) – напиши свою сказку