Развитие творчества на занятиях ИЗО

15919
191437.jpg
  И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать.
   И каждый смело нарисует всё, что его интересует.                               
   Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес, 
    Цветы, машины, сказки, пляски ... Всё нарисуем: были б краски,
    Да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле.                                       
    В.Берестов.
   Огромные возможности для развития творческих способностей дают занятия изобразительной деятельностью.   Но анализ программы по изобразительному искусству в 1 - 4 классах показывает, что некоторые темы не являются актуальными в настоящее время. Программа предполагает использование  в качестве изобразительных средств простого и цветных карандашей. Однако, детям очень нравится рисовать красками, гуашью, восковыми мелками, что не находит своего отражения в соответствующей программе по изобразительному искусству в начальных классах коррекционной школы VIII вида. Поэтому на странице помещены материалы о возможности использования нетрадиционных техник рисования как на уроках, так и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида г. Нолинска Кировской области»

   

Рассмотрено                                                                             Согласовано:                                             Утверждаю:                                                                                                                  

на заседании методического                                            зам.  директора  по УВР                        директор  МКС(К) ОУ

объединения                                                                        ________ Шевченко Л.А                «Специальная  (коррекционная)                                                                                                                                                      

Руководитель ___________    Власова Е.Е.                                                                                общеобразовательная  

Протокол № ____ от «      » ___________ 20        г                                                                      школа-интернат VIII вида                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                          г. Нолинска Кировской области»

                                                                                                                                                      _______________ Ершова Н.Н.

                                                                                                                                                          Приказ № _____ от ____________

                                                                             

                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа  по изобразительному искусству

для 3 класса

Автор – составитель:

Лущикова Е.Г., учитель начальных классов,

I квалификационная категория

Пояснительная записка

Программа: Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение. 2008.

Уровень изучения учебного материала: основная общеобразовательная программа начального общего образования, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных (коррекционных) классах VIII вида.

Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 Курс по изобразительному искусству в специальном (коррекционном) образовательном учреждении ставит следующие основные задачи:

  1. способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  2. находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  3. содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать обобщать;
  4. ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  5. исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  6. дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  7. знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  8. развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу III класса учащиеся должны уметь:

  1. правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  2. самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги;
  3. ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  4. правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  5. делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  6. анализировать с помощью учителя строение предмета;
  7. изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
  8. рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
  9. в рисунках на темы изображать основание более близких предметов ниже, дальних предметов – выше;  изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
  10. различать и называть цвета и их оттенки;
  11. узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
  12. анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.                

Виды занятий: - декоративное рисование;

                        - рисование с натуры;

                        - рисование на темы;

                        - беседы об изобразительном искусстве.

        В календарно-тематическом планировании настоящей рабочей программы предусмотрены занятия с использованием различных материалов: цветных карандашей, акварельных и гуашевых красок, туши, восковых мелков и др. Также включено выполнение работ с использованием нетрадиционных художественных техник. Это открывает дополнительные возможности для становления психофизических функций детей с проблемами в развитии, способствует  развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью, к творчеству.

Количество     часов     по     программе                                                 34

Количество часов в неделю по учебному плану                                     1

Количество часов в год                                                                             34

Содержание каждого вида занятий

Декоративное рисование: учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамента в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

 Рисование с натуры: упражнять в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять осевую линию; развивать умение определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлые и тёмные оттенки цвета.

Рисование на темы: учить соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве: учить узнавать в иллюстрациях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать умение видеть красоту природы в различные времена года.

Распределение видов занятий по четвертям:

I четверть   -  декоративное рисование – 1 ч.

                        - рисование с натуры – 4 ч.

                        - рисование на темы – 3 ч.

                        - беседы об изобразительном искусстве – 1 ч.

II четверть - декоративное рисование – 2 ч.

                        - рисование с натуры – 3 ч.

                        - рисование на темы – 2 ч.

                        - беседы об изобразительном искусстве – 2 ч.

III четверть - декоративное рисование – 3 ч.

                        - рисование с натуры – 3 ч.

                        - рисование на темы – 4 ч.

                        - беседы об изобразительном искусстве – 1ч.

IV четверть - декоративное рисование – 3 ч.

                        - рисование с натуры – 2 ч.

                        - рисование на темы – 4 ч.

                        - беседы об изобразительном искусстве – 1 ч.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Наглядность и оборудование

1

Рисование с натуры листьев берёзы и ивы. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды»

Передача в рисунке растительных форм, контуры которых резко отличаются друг от друга

Засушенные листья, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

2

Рисование в полосе узора из веточек с листочками

Деление полосы на равные части. Использование природных форм в декоративном рисовании

Рисунки предыдущего урока, образец, трафарет-мерочка, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

3

Рисование на тему «Моё любимое дерево осенью»

Знакомство с новым способом изображения – раздувание краски, показ его изобразительных возможностей

Изображение деревьев осенью, гуашь, кисть, трубочка для коктейля, альбом, баночка для воды, салфетка

4

Рисование на тему «Осенние мотивы». Беседа по картине В.Поленова «Золотая осень»

Закрепление умения придерживаться в рисунке элементарных правил композиции, использование в работе новой техники – раздувание краски

Репродукции  осенних пейзажей, лист, тонированный в голубой цвет,  гуашь, кисть № 3, трубочка для коктейля, баночка для воды, салфетка

5

Рисование с натуры яблока, груши, огурца, моркови  

Рисование знакомых предметов различной формы (округлой и продолговатой), правильная передача их цвета

Картина «Сбор урожая», муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

6

Рисование  с натуры  морских сигнальных флажков  

Рисование предметов прямоугольной формы, правильная передача их цвета и пропорции частей

Образцы сигнальных флажков, акварельные краски, простой карандаш, кисти № 3, альбом, баночка с водой, салфетка

7

Рисование с натуры доски для резания овощей    

Передача в рисунке формы и пропорции предмета прямоугольной формы. Ознакомление с нетрадиционной техникой - печать по трафарету.

Украшение доски узором, используя данную технику

Образец расписной доски для резания овощей, гуашь, трафареты, тампоны из поролона, альбом, кисть № 3, баночка с водой, салфетка

8

Иллюстрирование сказки Н.Грибачёва «Рыжие листья»  

Передача в рисунке моментов из прочитанного произведения

Акварельные краски, кисти № 4, № 2, альбом, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

9

Рисование на тему «Осенний букет»

Знакомство с новым способом изображения – набрызг.

Иллюстративный материал по теме, засушенные листья, альбом, гуашь, зубная щётка, кисть, карандаш, баночка с водой, салфетка, подкладной лист

10

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Рисование квадрата и деление его на равные части; совершенствование навыка проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии

Образец, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

11

Рисование с натуры игрушечного домика

Рисование с натуры предмета сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник)

Сказочный домик (макет к сказкам), цветные карандаши, простой карандаш, альбом

12

Рисование с натуры будильника круглой формы

Рисование предмета несложной формы. Передача в рисунке существенных признаков и характерных деталей (стрелки, цифры, кнопка звонка и т.д.)

Будильник круглой формы, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

13

Рисование с натуры двухцветного мяча

Знакомство с правилами и приёмами рисования предметов шаровидной формы

Мяч, акварельные краски, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

14

Рисование узора в полосе. Беседа по картинам И.Шишкина «Зима» и К.Юона «Русская зима»

Правильное расположение элементов узора, самостоятельный подбор цветовых сочетаний

Цветные карандаши, простой карандаш, альбом

15

Рисование на тему «Зима в лесу»

Использование умения применять нетрадиционные техники рисования – тычок жёсткой кистью, набрызг при самостоятельном выполнении рисунка.

Тонированный лист, гуашь, жёсткая кисть, кисть «белка»

№ 3, зубная щётка, простой карандаш, баночка с водой, салфетка, подкладной лист

16

Рисование на тему «Вечерний город»

Правильное расположение предметов на листе (элементарное понятие о композиции), передача в рисунке характерных признаков изображаемых предметов. Использование смешанной техники – акварель + восковые мелки

Акварельные краски, восковые мелки, альбом, простой карандаш, кисть № 3, № 2, баночка с водой, салфетка

17

Рисование узора на рукавичке

Самостоятельное составление узора из предложенных элементов. Выкройка рукавички вырезается из бумаги – готовая форма

Гуашь, кисти №.3, №.2, простой карандаш, альбом, выкройка рукавички, образцы элементов узора, баночка с водой, салфетка

18

Смешивание красок «Цветик – разноцветик»

Расширение знаний цветовой гаммы путём введения новых оттенков, способы их получения

Спектральный круг, альбом, лист для смешивания красок, гуашь, баночка с водой, салфетка, палитра

19

Рисование на тему «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

Знакомство со словом «витраж» и техникой его выполнения. Знакомство с техникой – клеевые картинки. Применение умения получать новые оттенки путём смешивания красок

Репродукции с зимними пейзажами, альбом, гуашь, кисть, баночка с водой, палитра, простой карандаш, тюбик с клеем ПВА с дозированным носиком, салфетка.

20

Рисование с натуры молотка

Применение при построении рисунка осевой линии, правильная передача пропорции изображаемого предмета

Инструмент молоток, альбом, цветные карандаши, простой карандаш

21

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К.Юон «Конец зимы», «Полдень»

Рисование предмета симметричной формы (применение осевой линии)

теннисная ракетка, альбом, цветные карандаши, простой карандаш

22

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Рисование по представлению, передача в рисунке характера изображаемого героя

Цветные карандаши, простой карандаш, альбом

23

Декоративное рисование – оформление плаката к 8 Марта (коллективная работа)

Развитие умения красиво размещать элементы композиции на листе, подбирать яркие, праздничные краски

Акварельные краски, лист ватмана, альбом, кисти № 3 и № 2, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

24

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Совершенствование технических навыков в декоративном рисовании (деление отрезка на равные части, проведение от руки прямых линий, подбор цветов, сочетающихся между собой)

Гуашь, простой карандаш, альбом, баночка с водой, салфетка, образец рисунка

25

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Передача в рисунке расположения брусков в постройке, их формы и цвета

Строительный материал, акварельные краски, кисть, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

26

Рисование узора из растительных форм в полосе

Упрощённое изображение в узорах растительных форм. Применение приёмов тонирования бумаги

Образец рисунка, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

27

Рисование с натуры ветки весеннего дерева. Беседа по картинам И.Левитан «Март», Т.Яблонская «Весна»

Передача в рисунке строения изображаемого предмета, правильная передача его  цвета

Ветка с распустившимися листочками, цветные карандаши, простой карандаш, альбом

28

Рисование на тему «Берёзовая роща»

Правильное расположение предметов на листе, передача в рисунке характерных признаков изображаемых предметов. Применение умения рисовать свечой и акварелью, делать оттиск поролоном

Репродукции пейзажей, альбом, акварельные краски, гуашь, свеча, печатки из поролона, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

29

Рисование на тему «Космос» (коллективная работа)

Соблюдение элементарных правил композиции при размещении элементов рисунка на листе. Использование умения выполнять фон для работы, применяя приём набрызга

Иллюстративный материал по теме, альбом, лист ватмана, акварельные краски, гуашь, зубная щётка, кисть, простой карандаш, ножницы, клей, баночка с водой, салфетка, подкладной лист

30

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

Соблюдение последовательности при построении орнамента, Использование цветосочетаний

Альбом, акварельные краски, простой карандаш, баночка с водой, кисть, салфетка, образцы орнаментов

31

Рисование на тему «Салют в честь праздника  Победы»

Знакомство с нетрадиционной техникой «рисование на мокрой бумаге»

Альбом, акварельные краски, кисть, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

32

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате»

Самостоятельное составление узора в квадрате (квадрат – готовая форма)

Альбом, цветные карандаши, простой карандаш, варианты композиции узоров

33

«Красота вокруг нас» (рисование цветка тюльпана)

Передача в рисунке строение растения, форму цветков и листьев, наклон стеблей

Цветы тюльпана, альбом, акварельные краски, кисть, простой карандаш, баночка с водой, салфетка

34

Выполнение работы на тему «Ура! Каникулы!». Оформление выставки детских работ

Знакомство с методом выполнения работы - «коллаж». Соблюдение правил композиции. Использование изобразительных материалов по усмотрению детей – акварельные краски, гуашь, восковые мелки

Альбом, изобразительные материалы, кисть, простой карандаш, ножницы, клей, иллюстрации из старых журналов и открыток, баночка с водой, салфетка

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы. Изд. 3-е, испр. И доп. М.: Просвещение, 1975.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч.1,2.
  3. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками.- М.: Сфера, 2008.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
  5. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Т.А.Николкина.- Волгоград: Учитель, 2008.