13 вопрос. Текст выступления к презентации.

света1967

                                              Консультация «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы»

                                                                            Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.

Метод системного анализа (СЛАЙД 3)

Системный анализ - научный метод познания.  Системный анализ - понятие, состоящий из двух слов. "Системный" используется потому, что исследование такого рода в своей основе строится на использовании категории системы. Система - это взаимосвязанная совокупность элементов. Системный анализ исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. (метод «мозговой атаки» – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивная критика.

Д/игра «Четвертый - лишний»

Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.

Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.

Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года.

Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.

 

(СЛАЙД 4) Интересная для детей игра с фигурами 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признакамиформа, цвет, величина, толщина.

Игры с фигурами Дьенеша разнообразны и не ограничиваются вариантами. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

- Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.

- Размеру. Большие и маленькие.

- Толщине. Толстые и тонкие.

Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакамформе, цвету, размеру и толщине. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

Д/игра «Цепочка или паровозик».

Варианты игр.

- чередуя детали по определенному признаку.

Например,

-по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…

- по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…

- по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…

Метод сравнительного анализа

(СЛАЙД 5) Сравнительный анализ – метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым состоянием или сравнение состояния одного объекта с другим, с которым сравнение может быть уместным.  («Что изменилось»«Найди отличия»)

Д/игры «Подумай и ответь».

Цель: упражнение детей в определении старшинства людей относительно друг друга; развитие чувства уважения к пожилым людям. Развитие логического мышления.

Материал: картинки людей разного пола и возраста.

Содержание: воспитатель выставляет в ряд 6 картинок с изображением людей и просит детей расставить их от самого младшего до самого старшего правильно.

(СЛАЙД 6) Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами». Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Давайте вместе разберемся, что же это за круги, почему они так называются и почему ими так удобно пользоваться для решения многих задач.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Пока не очень понятно, верно? Посмотрите на этот слайд. (СЛАЙД 7)

Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

На рисунке представлено множество – все возможные игрушки. Некоторые из игрушек являются конструкторами – они выделены в отдельный овал. Это часть большого множества «игрушки» и одновременно отдельное множество (ведь конструктором может быть и «Лего», и примитивные конструкторы из кубиков для малышей). Какая-то часть большого множества «игрушки» может быть заводными игрушками. Они не конструкторы, поэтому мы рисуем для них отдельный овал. Желтый овал «заводной автомобиль» относится одновременно к множеству «игрушки» и является частью меньшего множества «заводная игрушка». Поэтому и изображается внутри обоих овалов сразу.

Ну что, так стало понятнее? Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

 

Метод моделирования и конструирования.

(СЛАЙД 8) Моделирование и конструирование — это одно из средств познания действительности. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

 

Д/игры «Собирай – ка»

Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.

Материал: карточки (7 штук, разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.

 

(СЛАЙД 9) «Палочки Кюизенера» —

Палочки Кюизенера – это набор счетных  разноцветных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками", с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.  Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.  В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

 Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет.

Дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать          (6 <7, 7 > 6).  В подготовительной к школе группе,  дети учатся складывать и вычитать (5+3=8,

9-5=4, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

(СЛАЙД 10) Метод вопросов.

Кроссворды, ребусы.

Задания«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко, арбуз, помидор ….).

«Что бывает желтое в природе?»

(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, цыпленок ….).

«Когда это бывает?» (зима, лето, весна, осень)

 

(СЛАЙД 11) Решение логических задач.

 

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.

В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.

(СЛАЙД 12)

 

 

 

(СЛАЙД 13) Метод экспериментирования и опытов.

Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности.

 

Ниже представим несколько из заданий.

1. Определение размера: выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное.

2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол ножка, двери замок, окно форточка, картина рамка, машина колесо, сумка ремень, сапоги шнурки, телевизор антенна и тому подобное.

3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий.

Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование:

1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).

2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания: что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное.

Цель формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов, экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметамиразными веществами, карточками).

Эксперимент во всех случаях проводится одинаково. Детям показывают объекты, и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах) Дети отвечают«Одинаковый». Затем на глазах испытуемого изменяют форму одного из предметов: воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы.

После этого испытуемого опять спрашивают«одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется.

Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины.

1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.

2. Задание на определение массы.

3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.                  4. Задание на ориентирование в пространстве.                                                    5. Задание на ориентирование во времени.

 

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы»

Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.

Метод системного анализа (СЛАЙД 3) 

Системный анализ - научный метод познания.  Системный анализ - понятие, состоящий из двух слов. "Системный" используется потому, что исследование такого рода в своей основе строится на использовании категории системы. Система - это взаимосвязанная совокупность элементов. Системный анализ исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. (метод «мозговой атаки» – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивная критика.

Д/игра «Четвертый - лишний»

Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.

Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.

Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года.

Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.

(СЛАЙД 4) Интересная для детей игра с фигурами 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признакамиформа, цвет, величина, толщина.

Игры с фигурами Дьенеша разнообразны и не ограничиваются вариантами. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

- Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.

- Размеру. Большие и маленькие.

- Толщине. Толстые и тонкие.

Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакамформе, цвету, размеру и толщине. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

Д/игра «Цепочка или паровозик».

Варианты игр.

- чередуя детали по определенному признаку.

Например,

-по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…

- по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…

- по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…

Метод сравнительного анализа

(СЛАЙД 5) Сравнительный анализ – метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым состоянием или сравнение состояния одного объекта с другим, с которым сравнение может быть уместным.  («Что изменилось»«Найди отличия»)

Д/игры «Подумай и ответь».

Цель: упражнение детей в определении старшинства людей относительно друг друга; развитие чувства уважения к пожилым людям. Развитие логического мышления.

Материал: картинки людей разного пола и возраста.

Содержание: воспитатель выставляет в ряд 6 картинок с изображением людей и просит детей расставить их от самого младшего до самого старшего правильно.

(СЛАЙД 6) Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами». Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Давайте вместе разберемся, что же это за круги, почему они так называются и почему ими так удобно пользоваться для решения многих задач.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Пока не очень понятно, верно? Посмотрите на этот слайд. (СЛАЙД 7) 

Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

На рисунке представлено множество – все возможные игрушки. Некоторые из игрушек являются конструкторами – они выделены в отдельный овал. Это часть большого множества «игрушки» и одновременно отдельное множество (ведь конструктором может быть и «Лего», и примитивные конструкторы из кубиков для малышей). Какая-то часть большого множества «игрушки» может быть заводными игрушками. Они не конструкторы, поэтому мы рисуем для них отдельный овал. Желтый овал «заводной автомобиль» относится одновременно к множеству «игрушки» и является частью меньшего множества «заводная игрушка». Поэтому и изображается внутри обоих овалов сразу.

Ну что, так стало понятнее? Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Метод моделирования и конструирования.

(СЛАЙД 8) Моделирование и конструирование — это одно из средств познания действительности. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Д/игры «Собирай – ка»

Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.

Материал: карточки (7 штук, разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.

(СЛАЙД 9) «Палочки Кюизенера» —

Палочки Кюизенера – это набор счетных  разноцветных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками", с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.  Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.  В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

 Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет.

Дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать          (6 <7, 7 > 6).  В подготовительной к школе группе,  дети учатся складывать и вычитать (5+3=8,

9-5=4, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

(СЛАЙД 10) Метод вопросов.

Кроссворды, ребусы.

Задания«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко, арбуз, помидор ….).

«Что бывает желтое в природе?»

(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, цыпленок ….).

«Когда это бывает?» (зима, лето, весна, осень)

(СЛАЙД 11) Решение логических задач.

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.

В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.

(СЛАЙД 12) 

(СЛАЙД 13) Метод экспериментирования и опытов.

Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности.

Ниже представим несколько из заданий.

1. Определение размера: выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное.

2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол ножка, двери замок, окно форточка, картина рамка, машина колесо, сумка ремень, сапоги шнурки, телевизор антенна и тому подобное.

3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий.

Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование:

1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).

2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания: что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное.

Цель формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов, экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметамиразными веществами, карточками).

Эксперимент во всех случаях проводится одинаково. Детям показывают объекты, и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах) Дети отвечают«Одинаковый». Затем на глазах испытуемого изменяют форму одного из предметов: воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы.

После этого испытуемого опять спрашивают«одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется.

Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины.

1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.

2. Задание на определение массы.

3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.                  4. Задание на ориентирование в пространстве.                                                    5. Задание на ориентирование во времени.

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.