Моя педагогическая философия

Фомкина Светлана Ивановна

Бесспорно, любимая профессия – важная часть жизни, потому что без любимого дела невозможно почувствовать полноту и яркость жизни, нельзя познать до конца и самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Бесспорно, любимая профессия – важная часть жизни, потому что без любимого дела невозможно почувствовать полноту и яркость жизни, нельзя познать до конца и самого себя. А как иначе? От выбранной профессии порой зависит не только материальное положение, достаток, но, конечно, и внутреннее состояние, внутреннее благополучие, духовный подъем, душевный комфорт. И делая выбор профессии, мы надеемся, что она-то и будет любимой, станет призванием. Но случается и так, что на поиски любимого дела мы тратим немало времени, оставляем годы.

Вот так произошло и со мной: я потратила много сил, времени, прежде чем мне удалось найти свою профессию, которая стала моим призванием, моим смыслом жизни. И скажу честно, что в мои жизненные планы работа в детском саду не входила: хотелось чего-то необычного, наверное, даже романтичного. Время шло: я уже мама троих детей, в трудовой книжке разные записи, но записи о работе воспитателя там не было. Не было бы, наверное, и сейчас, если бы меня не попросили заменить помощника воспитателя в саду: некому было. Вот я и согласилась попробовать. Ну, я и попробовала, да так прикипела, и вот уже больше семи лет работаю в саду, закончила педагогический. Но я не жалею, наоборот, я очень рада, что судьба привела меня в детский садик, где я и нашла то, о чем мечтала: вдохновение, радость, душевное равновесие. И с каждым днем я все больше влюбляюсь в эту простую и нужную профессию, и теперь я не мыслю себя без сада, а на вопрос: Кем вы работаете? Я с гордостью и трепетом отвечаю: Я –воспитатель!

Стаж моей работы не очень большой, но за это время я поняла, что воспитатель обязан не только любить и воспитывать детей, но он является примером, поэтому нужно быть честным человеком, чтобы и из твоих воспитанников выросли достойные люди. Путь к этому кропотливый, долгий, требующий огромной энергии и желания отдавать всю себя своим подопечным. А еще надо учить ребят с любовью относиться ко всему живому, научить их любить свою страну, свою малую родину. Воспитанники в детском саду учатся слушать звуки природы, слышать шум и шорох осенних листьев, наблюдать за изменениями, происходящими вокруг. И рядом с ними всегда находится воспитатель, который помогает им шаг за шагом познавать этот мир.

Детский сад - это порог, который ведет в большую жизнь, с этого порога маленький гражданин начинает строить свою будущую жизнь. И роль воспитателя, конечно, огромна. В саду ребенок не только учится выполнять простые правила, но и учится общаться друг с другом, здесь у малыша появляется своё мнение обо всем происходящем вокруг, о жизни в целом. Уже в детском саду и формируется личность, мировоззрение, характер, поэтому задача воспитателя – работать так, чтобы из неумелого малыша, из маленького ребенка вырос достойный человек, выросла личность, способная жить в современном мире.

Достойными гражданами своей страны считаются те, кто с малых лет любит своих родителей, кто уважает чужой труд, кто живет честно, по совести, совершает добрые поступки. Поэтому-то сад, по-моему, и должен стать самым главным связующим звеном между гуманизмом и практицизмом, между поколениями, между прошлым и будущим. А решающим фактором и является личность ребенка, индивидуальный подход к маленькому человеку. Все это требует от педагога гибкости мышления, широты эрудиции, творческой активности, способности к анализу и самоанализу, также и готовности к нововведениям. Результат нашего труда сразу не увидишь, так как это профессия дальнего действия, и пройдет немало лет, прежде чем созреют плоды нашей кропотливой работы. И чтобы эти плоды были по-настоящему хороши, воспитателю нужно иметь свою четкую позицию, которая будет диктовать ему правила, которая поможет строить отношения с детьми, научит, как реагировать на разные ситуации. Ведь если педагог заходит в группу к детям, чтобы «приструнить», «усмирить», «победить», то, разумеется, даже небольшая ошибка малыша будет вызывать негативное поведение: крик, недовольство, а этого никак нельзя допускать. А если же воспитатель идет к детям с любовью, чтобы «работать», «научить познанию мира», «общению», то мелкие проступки становятся незаметными, легко исправляются. И тогда можно вместе достичь намеченных целей.

Бесспорно, гуманистическая позиция в образовании занимает главное место и заключается в том, что педагог должен работать не отдельно от детей и их родителей, от общества и государства. Он должен видеть себя «в каждой этой отдельности», в каждого вкладывать частичку своего сердца и души.

Мои воспитанники учатся легко всему, чему я их хочу научить, потому что я строю занятия с детьми так, что они даже и не догадываются, что в данный момент идут обязательные занятия, идет подготовка к школе. Им кажется, что они просто интересно проводят время, занимаются любимым делом: рисованием, лепкой…

Если я скажу, что в моей работе все гладко и хорошо, то я слукавлю. Конечно, случается всякое, а иногда и вовсе опускаются руки: то мамочка бросит недовольный взгляд, то ребёнок совсем не хочет общаться, молчит, а то и между коллегами возникнут разногласия, даже простые вопросы кажутся сложными… Ситуации разные: бывает, что хочется все бросить, на душе неспокойно. А на следующий день все становится на свои места: мамочка с улыбкой извинилась, а капризный и молчаливый Максим подошёл и тихо-тихо сказал: «Ивановна, не уходи от меня, когда я спать буду, останься со мной, я люблю, когда ты рядом со мной». И тут же все разочарования, еще вчера терзавшие душу, пропадают, испаряются, и тебе вновь хочется работать, хочется видеть горящие глазки твоих любимых детишек. Да, такие моменты очень дороги, их нужно ценить!

За годы работы у меня появилась своя педагогическая философия, главный стержень который в том, чтобы каждый воспитанник научился верить в свои силы, в себя, не боялся трудностей, умел их преодолевать. И в первую очередь, конечно, я сама должна в это верить, отдавать детям свою любовь, дарить сердечное тепло, не жалеть сил своей души. Обязательно нужно понимать ребенка, принимать его таким, какой он есть, и обязательно нужно быть и к самому себе требовательным. Надо самому быть успешным, чтобы твой воспитанник был успешным, уверенным, целеустремленным. И вот тогда обязательно будет победа, она придёт, потому что победа приходит к тем, кто сам идет к ней, не ленится, не ждет подарков судьбы.

С давних времен принято сравнивать труд воспитателя с трудом хлебороба и строителя. Хлебороб с любовью растит хлеб, оберегает всходы, ухаживает за ними, так и воспитатель, чтобы вырастить добрую душу, сеет зерна добра и справедливости, день за днем из кирпичиков строит личность, помогает найти правильный путь.

Все люди разные, и каждый по-разному относится к роли воспитателя. Одни представляют воспитателя человека, который смотрит за детьми, а другие смотрят на педагога по-особому, видят в нем воспитателя детских душ. Вероятно, по-своему правы все. А лично я в профессии воспитателя вижу педагога, наставника, который с ранних лет развивает ребенка, способствует становлению личности, помогает стать человеком.

Никто не будет отрицать, что работа воспитателя, педагога всегда была важной, сложной, а сейчас в век машин и роботов стало еще труднее и сложнее. Но меня это не пугает, для меня профессия воспитателя это еще и очень интересная, творческая работа, открывающая бескрайние просторы детских душ. В этой профессии есть место для самореализации и саморазвития, для развития творческих способностей. А самое главное – возможность дарить любовь и тепло детям.

Я хорошо знаю, какова жизнь, какова работа педагога дошкольного образования. Эта работа для меня – жизнь, а жизнь – работа, которой я отдаю себя без остатка. Я твердо знаю: я выбрала дело по душе, мой путь правильный, и по нему я иду с вдохновением, с радостью. Каждому нужно быть на своем месте, надо заниматься любимым делом, чтобы не потерять своей значимости, не потерять смысла жизни. Хорошо, что мне довелось работать в дружном коллективе, где опытные методисты, где много творческих педагогов, любящих свой детский сад, поэтому мне есть к чему стремиться, есть у кого поучиться.

Если педагог с горящим сердцем, а его душа наполнена огнем любви, тогда-то он точно сможет зажечь огонь в сердцах своих воспитанников. Но одних знаний, конечно, мало. Надо гореть, именно гореть! Ведь педагогика – это настоящее искусство. А настоящее, подлинное искусство способно покорить души и сердца людей. Так и профессия воспитателя – искусство, способное дарить тепло, любовь детям, их сердцами душам!