НОД "Моя малая Родина"

Иванова Наталья Александровна

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Звонарёвка Марксовский район Саратовская область

 

 

 

 

 

 

     

      Конспект непосредственной образовательной деятельности

 с учётом требований ФГОС ДО.

 

                                Подготовительная группа

                                          

         НОД по нравственно-патриотическому воспитанию                        

                       «Моя малая Родина»

 

 

 

 

 

 

 

              Автор(составитель) Иванова Наталья Александровна, воспитатель высшей квалиффикационной категории.

 

 

 

 

 

                                                     -2017г-       

 

 

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию                        

                       «Моя малая Родина»

  Социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область: «Социализация»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

     Образовательные:

Развивать память, сообразительность, находчивость. Формировать грамматически правильную речь.

Развивающие:

Расширить представление детей о Родине малой и большой.

     Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем с.Звонарёвка.

    Воспитательные:

    Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

    Интегрируемые образовательные области:

    Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, игровая, художественное творчество.

   Словарная работа:

   Чёткое произношение слов, проговаривать все окончания.

    Предварительная работа:

Разучивания стихотворений о Родине, селе. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Выставки совместных рисунков родителей и детей на тему “Моё село”. Посещение библиотеки на тему «Моё село родное» с показом презентации «Сказ о селе Звонарёвка» библиотекаря Шатовой Л.В.

    Демонстрационный материал:

 мультимедийная установка, слайдовая презентация «Звонарёвка –прошлое и настоящее» , картины и репродукции с изображением российского пейзажа, изображение герба и флага России,  Саратова, альбомные листы, краски. Выставка литературы о с.Звонарёвка. Макет автобуса для игры,  загадки.

   Форма проведения:

   Совместная деятельность.

 

Предполагаемый результат:

·         Знание детьми информации о Родине, её символики.

·         Знание истории происхождения села, его традиций, памятников природы, достопримечательностей.

·         Проявление интереса, заботы к своему селу.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждой встрече  мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Поиграем с вами в игру «Подбери словечко».

 Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край.

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:

Ребёнок     Родина слово большое, большое!
                   Пусть не бывает на свете чудес,
                   Если сказать это слово с душою,
                   Глубже морей оно, выше небес! 

Ребёнок     В нем умещается ровно полмира:
                   Мама и папа, соседи, друзья.
                   Город родимый, родная квартира,
                  Бабушка, детский садик, котенок … и я.

Ребёнок    Зайчик солнечный в ладошке,
                  Куст сирени за окошком
                  И на щечке родинка –
                  Это тоже Родина.
 

Ребёнок    Каждая берёзка, кустик каждый,
                  Задремавшие в лесу поля,
                  Все напомнит мне о самом важном
                  Только здесь родимая земля!

 

Воспитатель: «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) - «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.

-А  как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Президент РФ – Путин В.В.

Областной город - Саратов

Самая известная река России…. Волга.

 (сопровождается показом слайдов)

- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.

Ребёнок:  У России величавой,

                  На гербе орел двуглавый,

                  Чтоб на запад, на восток

                   Он смотреть бы сразу мог.

Ребёнок:  Сильный, мудрый он и гордый.

                 Он России дух свободный.

                - Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках..

-Какие цвета на флаге Российской Федерации?  

                                             Белый цвет – березка

                                     Синий – неба цвет

                                     Красная полоска – солнечный рассвет.

            -Цвета Российского флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными                 

            представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси считались самыми      

            красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

                            Белый цвет обозначает мир и чистоту

                            Синий – небо и верность

                             Красный – огонь и отвагу.

-А в каком крае живем мы с вами?

-В Саратовском.

-А это флаг и герб Саратовской области. Что означают цвет флага и герб нашего Саратова?

- Белый – чистота, красный – огонь, а три рыбы стерляди и сноп колосьёв –изобилие и процветание нашего края.

 - А есть сходство и отличие между Российским флагом и флагом нашего края?

- Да, на флаге  Саратовского края два цвета – белый и красный и у флага России есть такие цвета.

- Правильно, молодцы.

 
 
 

 

- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.


-Что же такое для человека  РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Все это и есть родина, то есть родное место.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется село, в котором, мы все с вами живем? (Звонарёвка).

- А давайте вспомним историю нашего села.

История села Звонарёвка.

        Звонарёвка – село Марксовского района Саратовской области. Население села составляет около 1500 человек.

       Село основано в 1766 году. Располагается в западной части района, на берегу реки Большой Караман. До районного центра, города 18км. Имеется школа, До культуры, отделение связи, аптечный пункт, детский сад. Основой села является агрофирма «Волга».        9 июля 1766 г на луговой стороне Волги была создана немецкая колония  «Шталь на Карамане». Первые поселенцы были родом из южной Германии. Луг с богатой растительностью возле реки поселенцы использовали для выпаса скота. Позже поселенцы начали выращивать картофель, подсолнечники и даже арбузы, получая большие урожаи. Дома переселенцев были деревянными. У колонистов были амбар, конюшня, овощные сады, у многих колонистов были и личные сады. Изначально у колонии  Шталь была одна церковь с колонией Розенхайм, где были протестантская и лютеранская церкви. Позже у колонистов появилась своя собственная церковь. В колонии было две школы – одна я и государственная и одна церковная. Также известно, что в колонии было 8 ветряных мельниц. В 1798 году в колонии были кузнец, два сапожника и два каменщика. Село быстро росло. Ведь места здесь были благодатные: изобилие рыбы, лес, близость Волги и самое главное плодородные заволжские степи. Сельчане разводили скот, строили дома.

  

 

 

- Наше село старинное, возникло очень давно. И у него как у каждой семьи есть свое прошлое. Чтение стихов.

Ребёнок: Родное село,

                Как тут красиво, уютно и дивно

                В нашем прекрасном любимом селе.

                Это село называется просто,

                Но Звонарёвку не встретишь нигде.

                В центре села есть красивая школа,

                Рядом со школой находится клуб.

                В клубе на сцене распахнуты шторы,

                Много ребят занимаются тут.

                Также в селе и аптека найдётся,

                 Мало людей без неё обойдётся.

                 Есть в селе домик уютный такой,

                 Там в нём царят тишина и покой.

                 Стоит зайти туда  - тотчас и вновь

                 К книгам откроется ваша любовь. 

                 Много мы пишем стихов про село,

                 Ведь оно наше родное одно.             

      -А сейчас отправляемся на экскурсию  по нашему селу. И будем путешествовать на автобусе. Поехали (имитация автобуса, дети рассаживаются в автобус, выбирается водитель)

-А я буду экскурсоводом.

-Просмотр мультимедийной презентации «Звонарёвка -прошлое и настоящее».

Раз, два, три поспеши,

Место ты своё займи.

Не зевай, не скучай. Лучше всё запоминай.

Мы в автобусе сейчас по Звонарёвке едем,

Что увидим – всё расскажем,

Как домой приедем!

-Я буду вам загадывать загадки, если отгадаете правильно, то появится слайд.

1. В эту дверь влетают вести,

    И газеты, и журналы,

    А потом разносят их по адресам.

2. Как называлась контора, занимающаяся животноводством в нашем селе?

3.Сюда мы после школы ходим,

   Себе занятья здесь находим.

   По увлеченьям кабинеты:

   Класс танца, лепки и балета…

   Здесь интересов общий круг

   Конечно, дети, это…(клуб)

4. В этом заведении все перебывали

    Двоечники, гении отметки получали.

    Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.

    Сюда пойду и я, и вы мои друзья.

5. Целый день без пап и мам

    Малыши проводят там.

    Где часы разлуки пролетят без скуки. 

6. Если нужно вам печенья, хлеба, колбасы, конфет.

    То в этом заведенье вам никто не скажет «нет».

7. Что за чудо «книжкин» дом. У каждой книжки место в нём.

       -Вот мы и посетили самые лучшие места нашего села. Что-то мы засиделись, немножко разомнёмся.

       Физминутка: 
         Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

- Как вы думаете, чем еще знаменит наш город? (красивой природой, парком отдыха, гостеприимством).

 Пословицы о госте и гостеприимстве.

Каков гость, таково ему и угощенье.

Красному гостю - красное место.

Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой.

Пошли, Бог, гостей - и хозяин будет сытней!

-А чем дорогих гостей встречают? (слайд) Вот и мы приглашаем отведать наш каравай (ребёнок подаёт каравай)

- А сейчас опять в автобус и отправляемся в любимый детский сад. (поём песню).

Приедем и вы нарисуете то, где мы побывали и что увидели, достопримечательность нашего села.

 Итог – релаксация:

- Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России! 

 

Литература: стихи для детей Т. Боковой  «Родина»

                        А.Н.Трифонов « Россия величавая»

 Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И.Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию».

 Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина».   

Е.Л.Ерохина, Т.А.Круглова «Государственные символы России»

О.А.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

 

 

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Звонарёвка Марксовский район Саратовская область

 

 

 

 

 

 

     

      Конспект непосредственной образовательной деятельности

 с учётом требований ФГОС ДО.

 

                                Подготовительная группа

                                          

         НОД по нравственно-патриотическому воспитанию                        

                       «Моя малая Родина»

 

 

 

 

 

 

 

              Автор(составитель) Иванова Наталья Александровна, воспитатель высшей квалиффикационной категории.

 

 

 

 

 

                                                     -2017г-       

 

 

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию                        

                       «Моя малая Родина»

  Социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область: «Социализация»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

     Образовательные:

Развивать память, сообразительность, находчивость. Формировать грамматически правильную речь.

Развивающие:

Расширить представление детей о Родине малой и большой.

     Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем с.Звонарёвка.

    Воспитательные:

    Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

    Интегрируемые образовательные области:

    Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, игровая, художественное творчество.

   Словарная работа:

   Чёткое произношение слов, проговаривать все окончания.

    Предварительная работа:

Разучивания стихотворений о Родине, селе. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Выставки совместных рисунков родителей и детей на тему “Моё село”. Посещение библиотеки на тему «Моё село родное» с показом презентации «Сказ о селе Звонарёвка» библиотекаря Шатовой Л.В.

    Демонстрационный материал:

 мультимедийная установка, слайдовая презентация «Звонарёвка –прошлое и настоящее» , картины и репродукции с изображением российского пейзажа, изображение герба и флага России,  Саратова, альбомные листы, краски. Выставка литературы о с.Звонарёвка. Макет автобуса для игры,  загадки.

   Форма проведения:

   Совместная деятельность.

 

Предполагаемый результат:

·         Знание детьми информации о Родине, её символики.

·         Знание истории происхождения села, его традиций, памятников природы, достопримечательностей.

·         Проявление интереса, заботы к своему селу.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждой встрече  мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Поиграем с вами в игру «Подбери словечко».

 Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край.

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:

Ребёнок     Родина слово большое, большое!
                   Пусть не бывает на свете чудес,
                   Если сказать это слово с душою,
                   Глубже морей оно, выше небес! 

Ребёнок     В нем умещается ровно полмира:
                   Мама и папа, соседи, друзья.
                   Город родимый, родная квартира,
                  Бабушка, детский садик, котенок … и я.

Ребёнок    Зайчик солнечный в ладошке,
                  Куст сирени за окошком
                  И на щечке родинка –
                  Это тоже Родина.
 

Ребёнок    Каждая берёзка, кустик каждый,
                  Задремавшие в лесу поля,
                  Все напомнит мне о самом важном
                  Только здесь родимая земля!

 

Воспитатель: «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) - «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.

-А  как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Президент РФ – Путин В.В.

Областной город - Саратов

Самая известная река России…. Волга.

 (сопровождается показом слайдов)

- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.

Ребёнок:  У России величавой,

                  На гербе орел двуглавый,

                  Чтоб на запад, на восток

                   Он смотреть бы сразу мог.

Ребёнок:  Сильный, мудрый он и гордый.

                 Он России дух свободный.

                - Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках..

-Какие цвета на флаге Российской Федерации?  

                                             Белый цвет – березка

                                     Синий – неба цвет

                                     Красная полоска – солнечный рассвет.

            -Цвета Российского флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными                 

            представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси считались самыми      

            красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

                            Белый цвет обозначает мир и чистоту

                            Синий – небо и верность

                             Красный – огонь и отвагу.

-А в каком крае живем мы с вами?

-В Саратовском.

-А это флаг и герб Саратовской области. Что означают цвет флага и герб нашего Саратова?

- Белый – чистота, красный – огонь, а три рыбы стерляди и сноп колосьёв –изобилие и процветание нашего края.

 - А есть сходство и отличие между Российским флагом и флагом нашего края?

- Да, на флаге  Саратовского края два цвета – белый и красный и у флага России есть такие цвета.

- Правильно, молодцы.

 
 
 

 

- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.


-Что же такое для человека  РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Все это и есть родина, то есть родное место.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется село, в котором, мы все с вами живем? (Звонарёвка).

- А давайте вспомним историю нашего села.

История села Звонарёвка.

        Звонарёвка – село Марксовского района Саратовской области. Население села составляет около 1500 человек.

       Село основано в 1766 году. Располагается в западной части района, на берегу реки Большой Караман. До районного центра, города 18км. Имеется школа, До культуры, отделение связи, аптечный пункт, детский сад. Основой села является агрофирма «Волга».        9 июля 1766 г на луговой стороне Волги была создана немецкая колония  «Шталь на Карамане». Первые поселенцы были родом из южной Германии. Луг с богатой растительностью возле реки поселенцы использовали для выпаса скота. Позже поселенцы начали выращивать картофель, подсолнечники и даже арбузы, получая большие урожаи. Дома переселенцев были деревянными. У колонистов были амбар, конюшня, овощные сады, у многих колонистов были и личные сады. Изначально у колонии  Шталь была одна церковь с колонией Розенхайм, где были протестантская и лютеранская церкви. Позже у колонистов появилась своя собственная церковь. В колонии было две школы – одна я и государственная и одна церковная. Также известно, что в колонии было 8 ветряных мельниц. В 1798 году в колонии были кузнец, два сапожника и два каменщика. Село быстро росло. Ведь места здесь были благодатные: изобилие рыбы, лес, близость Волги и самое главное плодородные заволжские степи. Сельчане разводили скот, строили дома.

  

 

 

- Наше село старинное, возникло очень давно. И у него как у каждой семьи есть свое прошлое. Чтение стихов.

Ребёнок: Родное село,

                Как тут красиво, уютно и дивно

                В нашем прекрасном любимом селе.

                Это село называется просто,

                Но Звонарёвку не встретишь нигде.

                В центре села есть красивая школа,

                Рядом со школой находится клуб.

                В клубе на сцене распахнуты шторы,

                Много ребят занимаются тут.

                Также в селе и аптека найдётся,

                 Мало людей без неё обойдётся.

                 Есть в селе домик уютный такой,

                 Там в нём царят тишина и покой.

                 Стоит зайти туда  - тотчас и вновь

                 К книгам откроется ваша любовь. 

                 Много мы пишем стихов про село,

                 Ведь оно наше родное одно.             

      -А сейчас отправляемся на экскурсию  по нашему селу. И будем путешествовать на автобусе. Поехали (имитация автобуса, дети рассаживаются в автобус, выбирается водитель)

-А я буду экскурсоводом.

-Просмотр мультимедийной презентации «Звонарёвка -прошлое и настоящее».

Раз, два, три поспеши,

Место ты своё займи.

Не зевай, не скучай. Лучше всё запоминай.

Мы в автобусе сейчас по Звонарёвке едем,

Что увидим – всё расскажем,

Как домой приедем!

-Я буду вам загадывать загадки, если отгадаете правильно, то появится слайд.

1. В эту дверь влетают вести,

    И газеты, и журналы,

    А потом разносят их по адресам.

2. Как называлась контора, занимающаяся животноводством в нашем селе?

3.Сюда мы после школы ходим,

   Себе занятья здесь находим.

   По увлеченьям кабинеты:

   Класс танца, лепки и балета…

   Здесь интересов общий круг

   Конечно, дети, это…(клуб)

4. В этом заведении все перебывали

    Двоечники, гении отметки получали.

    Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.

    Сюда пойду и я, и вы мои друзья.

5. Целый день без пап и мам

    Малыши проводят там.

    Где часы разлуки пролетят без скуки. 

6. Если нужно вам печенья, хлеба, колбасы, конфет.

    То в этом заведенье вам никто не скажет «нет».

7. Что за чудо «книжкин» дом. У каждой книжки место в нём.

       -Вот мы и посетили самые лучшие места нашего села. Что-то мы засиделись, немножко разомнёмся.

       Физминутка: 
         Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

- Как вы думаете, чем еще знаменит наш город? (красивой природой, парком отдыха, гостеприимством).

 Пословицы о госте и гостеприимстве.

Каков гость, таково ему и угощенье.

Красному гостю - красное место.

Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой.

Пошли, Бог, гостей - и хозяин будет сытней!

-А чем дорогих гостей встречают? (слайд) Вот и мы приглашаем отведать наш каравай (ребёнок подаёт каравай)

- А сейчас опять в автобус и отправляемся в любимый детский сад. (поём песню).

Приедем и вы нарисуете то, где мы побывали и что увидели, достопримечательность нашего села.

 Итог – релаксация:

- Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России! 

 

Литература: стихи для детей Т. Боковой  «Родина»

                        А.Н.Трифонов « Россия величавая»

 Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И.Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию».

 Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина».   

Е.Л.Ерохина, Т.А.Круглова «Государственные символы России»

О.А.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»