занятие :« Воспитание патриотизма у дошкольников средствами народно-прикладного искусства»

Жидкова Любовь Викторовна

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22 «СОЛНЫШКО»

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

393760 Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Филиппова, д.65-Ател.(475-45) 5-54-40

E-mail: obrazsolnishko@yandex.ru, http/michdou22/68edu.ru

ИНН 6827010694 КПП 682701001

«По познавательному  развитию   »

Тема: « Воспитание патриотизма у дошкольников средствами народно-прикладного искусства»

Подготовила:

Воспитатель:

Жидкова Любовь Викторовна.

Мичуринск - Наукоград 2022г.

Образовательной деятельности по познавательному  развитию   для детей старшей группы на тему:

«Воспитание патриотизма у дошкольников средствами народно-прикладного искусства»

Интеграция образовательных областей: 

социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи: Закрепить знания детей о национальных костюмах; 
Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти», с костюмом Тамбовской области (Козловской губернии)
Пополнить словарный запас детей (лапти, береста, полушалок, кофта – баска); 
Расширить кругозор детей; 
Прививать интерес к русскому народному творчеству; 
Воспитывать любовь к Родному краю. 
Оборудование: сундучок; кукла в  костюмах тамбовской области , лапти и береста; онучи;  открытки с заданиями от сундучка; куклы в национальных костюмах.
Предварительная работа:
1.Экскурсия в мини-музей детского сада и районный культурно-исторический музей.
2. Беседа о русском народном костюме.
3. Беседа о старинном головном уборе.
4. Беседа о других национальных костюмах и самотканых тканях.
5. Беседа о вышивке.
6.Индивидуальная работа с родителями по подготовке к занятию: «Русский народный костюм». Просьба побеседовать с детьми о народном костюме Тамбовской области, показать фотографии и старинную одежду.
7. Разучивание частушек и русской народной песни «Ой вставала я ранёшенько…».

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель сидит около «сундучка» и рассматривает, что в нем 

 Дети  входят  в зал:

Восп-ль: встает: Проходите, проходите

Всех я рада видеть вас.

Все поближе подойдите

 У меня сюрприз для вас.

-Ребята ,посмотрите какой красивый сундучок моей  Бабушки .

-Хотите посмотреть что там лежит ?

(Достать открытку с посланием)

-Ой, здесь что-то есть! Открытка, сейчас прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!  Бабушка из прошлого прислала меня к вам в детский сад. Хочет узнать что вы знаете о русском народном костюме.» и положила сувениры подсказки. «Бабушкин сундучок»
-Хорошо сундучок.  Ребята давайте отправимся в путешествие и расскажем  об одежде наших предков. А чтобы отправиться в путешествие произнесем Волшебные слова:
«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем. Скажем: «Ах! »
И мы окажемся в гостях»

Восп-ль

Куда это мы попали?

Мы в музее. 

Ребята, в какой стране мы с вами живём? (В России)

Воспитатель. Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде.

Но не всегда люди так одевались.

Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.

Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.

-Ребята, вы уже знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. (Воспитатель показывает куклы-сувениры.)
- Посмотрите на иллюстрации с изображением костюма и расскажите , что наши женщины и мужчины носили раньше. 
- Какого цвета раньше шили сарафаны, кофты - рубахи? 
- Какие головные уборы носили?
- Как украшали одежду?
- Для чего еще нужна вышивка? Оберег.
- А вот   старинна одежде мужчин.
- Какого цвета были рубашки, порты?
- Чем украшали одежду?
- Где располагали украшения?
- Какой головной убор носили?
Ребята, посмотрите, что у меня есть! (Достает коробочку – сундучок с бусами, кушаками)

Восп-ль:А сейчас я предлагаю поиграть Д/и « Соберите народный костюм»

Объяснить правила игры. Делимся на две команды.

1 команда собирает женский костюм.

2 команда собирает мужской

Дети смотрят и объясняют, что получилось

Полным ответам. (На столе лежит рубаха одеть мальчик).

 Молодцы ребята, правильно собрали .

Восп-ль: предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

«Ровным кругом»

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так.(показывает движение, и так несколько раз)

Восп-ль: 

-Ой, а тут еще что-то лежит. (достает лапоточки)

-Ребята как вы думаете что это?(ответы детей)
 - Хотите, расскажу?

Презентация «Лапти» садитесь по удобнее.

 Мальчика посадить на стул
-В древние времена самой распространенной обувью были лапти.

- Давайте  повторим и запомните это слово. (лапти)
-Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
-Лапти чаще всего плели мужчины.

А мы сейчас с вами попробуем обуть лапти, как это делали в старину.

-Лапти носили с онучами. Повторите(онучи).

-А закрепляли на ногах длинными шнурками-оборами.

 -А как вы думаете, в какое время года носили лапти? (летом и зимой)
- А сейчас лапти плетут? (Как сувенир, обувь для дома)
- Ребята в наше время когда в Россию приезжают иностранцы, они часто покупают лапти, как сувенир.
Восп-ль: Ребята давайте посмотрим что еще есть в нашем сундучке? (достает куклу в народном костюме) 

-Ребята, что это? Вот так сюрприз подготовил нам сундучок.
-Нас приглашают на выставку кукол  русских народных костюмов.

- Посмотрите, какие они красивые, нарядные, украшены лентами, кружевом, складками.

А теперь подумайте и скажите , чем же отличаются русский народный костюм от костюмов других народов.(кушак, сарафан, рубаха, фартук, лапти с онучи).(лежит костюм для девочки, одеть)

- А вот такой костюм носили у нас в Тамбовской области в старину.

Заключительная часть:
-Интересную выставку подготовила нам «Бабушкин сундучок»

Но пришла пора возвращаться из нашего путешествия.

Волшебные слова нам помогут:

«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем 1, 2, 3,
Сундучок в садик нас верни».

 Ну вот, мы с вами снова в детском саду.

Ребята вы мне сегодня очень понравились, вы большие молодцы!

А  понравилось вам наше путешествие?

А что больше всего вам запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

Молодцы ребята.

Давайте попрощаемся ( до свидания ) .