занятие :« Воспитание патриотизма у дошкольников средствами народно-прикладного искусства»
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22 «СОЛНЫШКО» Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
393760 Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Филиппова, д.65-Ател.(475-45) 5-54-40
E-mail: obrazsolnishko@yandex.ru, http/michdou22/68edu.ru
ИНН 6827010694 КПП 682701001
«По познавательному развитию »
Тема: « Воспитание патриотизма у дошкольников средствами народно-прикладного искусства»
Подготовила:
Воспитатель:
Жидкова Любовь Викторовна.
Мичуринск - Наукоград 2022г.
Образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему:
«Воспитание патриотизма у дошкольников средствами народно-прикладного искусства»
Интеграция образовательных областей:
социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи: Закрепить знания детей о национальных костюмах;
Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти», с костюмом Тамбовской области (Козловской губернии)
Пополнить словарный запас детей (лапти, береста, полушалок, кофта – баска);
Расширить кругозор детей;
Прививать интерес к русскому народному творчеству;
Воспитывать любовь к Родному краю.
Оборудование: сундучок; кукла в костюмах тамбовской области , лапти и береста; онучи; открытки с заданиями от сундучка; куклы в национальных костюмах.
Предварительная работа:
1.Экскурсия в мини-музей детского сада и районный культурно-исторический музей.
2. Беседа о русском народном костюме.
3. Беседа о старинном головном уборе.
4. Беседа о других национальных костюмах и самотканых тканях.
5. Беседа о вышивке.
6.Индивидуальная работа с родителями по подготовке к занятию: «Русский народный костюм». Просьба побеседовать с детьми о народном костюме Тамбовской области, показать фотографии и старинную одежду.
7. Разучивание частушек и русской народной песни «Ой вставала я ранёшенько…».
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель сидит около «сундучка» и рассматривает, что в нем
Дети входят в зал:
Восп-ль: встает: Проходите, проходите
Всех я рада видеть вас.
Все поближе подойдите
У меня сюрприз для вас.
-Ребята ,посмотрите какой красивый сундучок моей Бабушки .
-Хотите посмотреть что там лежит ?
(Достать открытку с посланием)
-Ой, здесь что-то есть! Открытка, сейчас прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Бабушка из прошлого прислала меня к вам в детский сад. Хочет узнать что вы знаете о русском народном костюме.» и положила сувениры подсказки. «Бабушкин сундучок»
-Хорошо сундучок. Ребята давайте отправимся в путешествие и расскажем об одежде наших предков. А чтобы отправиться в путешествие произнесем Волшебные слова:
«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем. Скажем: «Ах! »
И мы окажемся в гостях»
Восп-ль
Куда это мы попали?
Мы в музее.
Ребята, в какой стране мы с вами живём? (В России)
Воспитатель. Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде.
Но не всегда люди так одевались.
Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.
Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.
-Ребята, вы уже знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. (Воспитатель показывает куклы-сувениры.)
- Посмотрите на иллюстрации с изображением костюма и расскажите , что наши женщины и мужчины носили раньше.
- Какого цвета раньше шили сарафаны, кофты - рубахи?
- Какие головные уборы носили?
- Как украшали одежду?
- Для чего еще нужна вышивка? Оберег.
- А вот старинна одежде мужчин.
- Какого цвета были рубашки, порты?
- Чем украшали одежду?
- Где располагали украшения?
- Какой головной убор носили?
Ребята, посмотрите, что у меня есть! (Достает коробочку – сундучок с бусами, кушаками)
Восп-ль:А сейчас я предлагаю поиграть Д/и « Соберите народный костюм»
Объяснить правила игры. Делимся на две команды.
1 команда собирает женский костюм.
2 команда собирает мужской
Дети смотрят и объясняют, что получилось
Полным ответам. (На столе лежит рубаха одеть мальчик).
Молодцы ребята, правильно собрали .
Восп-ль: предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
«Ровным кругом»
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте дружно вместе
Сделаем вот так.(показывает движение, и так несколько раз)
Восп-ль:
-Ой, а тут еще что-то лежит. (достает лапоточки)
-Ребята как вы думаете что это?(ответы детей)
- Хотите, расскажу?
Презентация «Лапти» садитесь по удобнее.
Мальчика посадить на стул
-В древние времена самой распространенной обувью были лапти.
- Давайте повторим и запомните это слово. (лапти)
-Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
-Лапти чаще всего плели мужчины.
А мы сейчас с вами попробуем обуть лапти, как это делали в старину.
-Лапти носили с онучами. Повторите(онучи).
-А закрепляли на ногах длинными шнурками-оборами.
-А как вы думаете, в какое время года носили лапти? (летом и зимой)
- А сейчас лапти плетут? (Как сувенир, обувь для дома)
- Ребята в наше время когда в Россию приезжают иностранцы, они часто покупают лапти, как сувенир.
Восп-ль: Ребята давайте посмотрим что еще есть в нашем сундучке? (достает куклу в народном костюме)
-Ребята, что это? Вот так сюрприз подготовил нам сундучок.
-Нас приглашают на выставку кукол русских народных костюмов.
- Посмотрите, какие они красивые, нарядные, украшены лентами, кружевом, складками.
А теперь подумайте и скажите , чем же отличаются русский народный костюм от костюмов других народов.(кушак, сарафан, рубаха, фартук, лапти с онучи).(лежит костюм для девочки, одеть)
- А вот такой костюм носили у нас в Тамбовской области в старину.
Заключительная часть:
-Интересную выставку подготовила нам «Бабушкин сундучок»
Но пришла пора возвращаться из нашего путешествия.
Волшебные слова нам помогут:
«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем 1, 2, 3,
Сундучок в садик нас верни».
Ну вот, мы с вами снова в детском саду.
Ребята вы мне сегодня очень понравились, вы большие молодцы!
А понравилось вам наше путешествие?
А что больше всего вам запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
Молодцы ребята.
Давайте попрощаемся ( до свидания ) .