Образовательный проект на тему: «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Гаврилова Елена Валерьевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Курган

«Детский сад комбинированного вида №62 «Серебряное копытце»

 

 

 

 

 

 

 

Городской конкурс творческих работ «Отечество»

Номинация: «Историческое наследие Кургана»

 

Образовательный проект

на тему:

 

«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

 

Авторы: Гаврилова Елена Валерьевна,

воспитатель по ФИЗО

                Рознина Олеся Александровна,

                                                     воспитатель ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 62 «Серебряное копытце»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательный проект

 

 

«Судьба человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта: Образовательно – информационный

 

Вид проекта: Познавательно-игровой

 

Продолжительность: среднесрочный с 15декабря по 1 февраля 2016г.

 

Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной группы, родители (законные представители), «хранитель» музея «Мужества и отваги»  МБОУ «Гимназии № 47».

 

Цель проекта: Воспитание чувства патриотизма, приобщение детей к истории города Кургана.

 

Задачи:

1.Познакомить детей с судьбой героев интернациональной войны;

2.Воспитывать познавательный интерес к историческому наследию г. Кургана;

3.Привлечь родителей к совместной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта:

 

Тысяча лет, непрерывно, война,

Море из слёз, океаны из горя,

Мир, как безумец, сошедший с ума,

Волчьему вою воинственно вторит.

Евгений Шушманов

 

 

Афганская война… Кто не слышал про эту жестокую, кровопролитную и бессмысленную войну, на ней оборвалась жизнь тысячи сыновей нашего города. Сколько жён осталось без мужей, детей – без отцов? На этот вопрос нет однозначного ответа.

За все долгие годы, что шла кровавая война в Афганистане, мы знали о ней очень мало. Сначала о боях вообще ничего не упоминалось, потому как, средства массовой информации принялись за хоровое воспевание «героизма» советских парней в их самоотверженной борьбе с «кровожадными "духами"», ставящими своей целью ввергнуть свободолюбивый афганский народ в пропасть нищеты и бесправия. И лишь после вывода «ограниченного контингента» из Афганистана в печати стали появляться первые крохи правды об этой десятилетней войне, ставшей таинственностью своего происхождения в ряд беспримерных авантюр века. Как всякая крупномасштабная военная авантюра, она потребовала немалых человеческих жертв, колоссальных материальных затрат и обнаружила затаенную сущность имперской природы пресловутой административно-командной системы. Наша пресса и телевидение с большой осторожностью и нерешительностью подбирались именно к данному аспекту афганской войны, и первым, кто пытался сказать о ней честное слово правды, приходилось непросто. Следовало добыть эту утаенную от мира правду, что было возможно лишь через собственный опыт, осмыслить ее собственным умом и осветить неземным светом собственной совести. Иного способа не существовало, и этот единственный был чреват многими сложностями. Оказывается, все там было, на этой преступной войне: героизм и подлость, плен и карьеризм, алкоголь, наркотики, предательство и — необузданная жестокость к чужим и своим. Как и в обществе в целом. Ибо армия — лишь часть огромного государственного организма и не в состоянии быть свободной от того, чем чреват этот организм в целом.

Эта война поражает еще тем, что в наше время воинов - афганцев мало чтят, редко о них говорят. Лишь не забыты наши мальчики сердцами матерей, не забыты они и ребятами прошедшими ад афганской войны. Хотя они отдали свои годы, свою молодость и силы. Мы считаем, что они заслуживают самого высшего почтения в нашем обществе. Даже, несмотря на то, что внимание мирового сообщества в большей степени обращено к другим региональным вооруженным конфликтам, афганская проблема до сих пор остается одной из наиболее острых во всем мире. Конфликты на территории бывшей Югославии, Ирака, столкновения на национальной почве в бывшем СССР, по сравнению с которыми война в Афганистане вызывает меньший интерес, - из-за того, что они возникли на территории Европейского континента или из-за того, что в них скорейшем урегулировании очень заинтересованы США, другие ведущие державы или даже весь мир в целом.

Данный проект посвящён теме «Советско-афганской войны. Героям, погибшим в этой войне, их непростым судьбам. " Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов и факты. Подтверждением этому - память о ребятах, служивших в Афганистане живёт в стенах родных школ, заводах, улицах. Здесь установлены мемориальные доски отважным воинам, оформлены памятные стенды (Букин С.В., Жиляков И.С., Анфиногенов Н.Я., Алексеев А.Н., Волков С.В., Гафуров М.С., Чичулин Д.В., Менщиков С.А.,).

Мы горды тем, что наши парни не прятались за спины других, не струсили в бою, а приняли судьбу, как подобает солдату. История Афганской войны на данный момент является не по праву забытой. И если дети о великой отечественной войне знают хоть что то. То о существование Афганской войны детям ничего не известно. А всё потому, что ветераны – «афганцы» не любят о ней вспоминать, историки признают, что эта война политическая ошибка.

И наш долг рассказать детям о мужестве и отваге наших курганских парней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание: проект «Судьба человека» даёт возможность изучить одну из важнейших страниц в истории Кургана: познакомиться с героями афганской войны,  их непростыми судьбами,  высокими наградами, присвоенными за подвиги и самоотверженное служение Родине.

Предварительная работа:

1.Рассматривание фотоматериалов участников афганской войны.

2.Чтение художественных произведений, слушание песен, заучивание стихов и текстов песен.

3. Посещение библиотеки имени  А.С.Пушкина.

 

Этапы реализации проекта:

 

1 Этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о героях Афганистана
  • Информация родителей о предстоящем проекте
  • Подбор литературы, фотографий, презентаций

 

2 Этап:

  • Совместная деятельность детей и воспитателей;
  • Чтение художественной литературы;
  • Проведение бесед, занятия на "Солдат" (Приложение 1)
  • Организация сюжетно – ролевых, подвижных игр, разучивание стихотворений;
  • Прослушивание аудиозаписей, просмотр презентации.

 

  1. Этап:

Посещение музея «Мужества и отваги»  МБОУ «Гимназии № 47» , фото-отчёт (Приложение  2)

 

Отчёт о реализации проекта «Судьба человека» в подготовительной группе:

Мы считаем проделанную работу нужной, актуальной, своевременной, потому что патриотизм, служение Отечеству, уважение к профессии военного способствует формированию патриотических чувств  у детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительное отношение к участникам афганской войны, в стремлении быть похожими на них. Нам удалось реализовать поставленную нами цель и задачи.  Надеемся, что эта работа будет иметь практическое значение и привлечет внимание всех, кто занимается патриотическим воспитанием. Никто, и ничто не может быть предано забвению. Чтобы не забыть – надо знать и помнить.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 62 «Серебряное копытце»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

на тему: "Солдат"

 

для детей подготовительной  к школе группы

 

 

 

 

 

 

Авторы: Гаврилова Елена Валерьевна,

воспитатель по ФИЗО

                Рознина Олеся Александровна,

                                                     воспитатель ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек, не смотря на то, ребёнок он или взрослый должен знать историю нашей страны и события окружающие нас сейчас. В России не осталось практически ни одной семьи, в которой  деды, отцы, сыновья, просто знакомые или соседи не были, как-нибудь связаны с войной.

 

Образовательная область: познание

 

Возраст детей: 6-7 лет

 

Формы непосредственно-образовательной деятельности: двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

 

Предварительная работа: разучивание пословиц, стихов о войне, рассматривание иллюстраций о боевых действиях.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение;
  • Воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желанием защищать свою страну.

Развивающие:

  • Развивать представление о разных войнах в истории нашей страны, уточнить, кто такие защитники отечества;
  • Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к защитникам родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции.

 

Ход занятия:

(Дети входят в спортивный зал, их встречает воспитатель).

 

Воспитатель: Наша страна ежегодно отмечает в феврале праздник. Как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, о дне Защитника Отечества. Этот праздник отмечают все – и взрослые и дети. В этот день воины и ветераны надевают свои ордена и медали. Вспоминают о своей службе, о погибших однополчанах (зачитывает стихотворение)

 

Мы, Родина, покинули тебя,

Нам совесть путь-дорогу указала.

Иди и выполняй святой приказ,

Чтоб Родина спокойно засыпала.

Спокойно спите, матери – отцы,

Невесты – жёны, сердцу дорогие

Храним мы свято честь родной страны.

Мы верные сыны твои, Россия.

 

Наша армия всегда была сильной и непобедимой, славилась и до сих пор славится своими защитниками, которые всегда готовы охранять и защищать нашу Родину.

Предлагаю вам рассмотреть и сравнить иллюстрации «Великая отечественная война» и «Война в Афганистане».

Ребята, давайте посмотрим, есть ли разница между войнами? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, конечно разница есть, они проходили в разное время, по этой причине и разница в обмундировании наших солдат, а в остальном разницы нет. Во все времена, наши солдаты смелые, отважные, храбрые…

(Звучит отрывок из песни О. Газманова «Офицеры»).

Воспитатель: Армия- эта могучая сила нашей страны. О ней наш народ сочиняет стихи, песни, снимают фильмы, пишут книги, которые рассказывают о героизме наших солдат.

И в наши дни молодые люди идут служить в армию, защищать нашу Родину.

А ещё ребята в феврале каждый год по традиции отмечают очередную годовщину вывода советских войск из республики Афганистан. (воспитатель обращает внимание на карту Афганистана).

Светит незнакомая звезда.

Год, как мы в горах Афганистана

Нету здесь ни снега, ни дождя,

Рядышком граница Пакистана.

Мы уходим в рейды воевать

Враг по нам строчит из-задувала.

Сколько раз тебя я вспоминал

Что меня дождаться обещала.

Раздаётся стук в дверь. Входит солдат (переодетый взрослый).

Солдат: Здравствуйте ребята! Вижу вы сдесь собрались по случаю праздника Дня Защитника Отечества! А значит вы храбрые, смелые, умные  ребята. Я принёс вам донесение из штаба.

Воспитатель: Как хорошо, что ты пришёл солдат. Кто как ни ты сможет рассказать нашим будущим защитникам о подвиге солдата.

Солдат:  (Приложение№3слайд шоу).

Мы, ребята на войне

В бой ходили, горели в огне

Сколько ребят потеряли

На дорогах Афанистана

Молодых, но бывалых

И отличных парней

Мы всегда помнить будем

Никогда не забудем

Воспитатель: Солдат, наши дети знают стихи о доблестных героях войны, послушай.

(Дети читают стихи о войне).

Солдат: Спасибо вам ребята за стихи, они мне душу согрели.

Воспитатель: А ещё, наши ребята сильные, ловкие,

Кто сильнее из ребят?

Ну, берёмся за канат.

Тот, кто перетянет,

Самым сильным станет.

(дети делятся на две команды).

Проводится игра "Перетяни канат"

Солдат: Молодцы ребята, а вы знаете пословицы о храбрости солдат?

(Дети рассказывают пословицы)

-Кто Родине верен, тот в бою примерен,

-За правое дело стой смело.

-Русскую заповедь знай – в бою не зевай.

Солдат: Ребята вы наверное хотите узнать, что в донесении? (ответы детей). А там ещё одна пословица (читает).

-"Тяжело в учении, легко в бою".

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

Правильно, а давайте я вам покажу, как разминировать поле. Это и будет учение!

Проводится игра «Разминируй поле»

 

Дети делятся на две команды. Их задача обезвредить «мину» (открутив колпачок) и вынести с поля боя.

Солдат: Очень важно на войне слушать приказ командира.

Лишь буквы-те, что в этих строчках

Даны не более чем раз

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

Ваша задача вычеркнуть по 2-3 повторяющихся буквы и прочитать слово «Родина»

Проводится игра «Секретный приказ»

 

Солдат: Ребята, вы такие сильные, смышлёные, отважные. Я был очень рад встрече с вами. И на память вам я дарю приглашения в наш курганский музей «Мужества и отваги» что находится в школе №47. До свидания друзья. (дети прощаются с солдатом).

Воспитатель: Ребята вам понравилась встреча с солдатом?

Что вам больше всего запомнилось?

Что нового вы узнали сегодня?

Ответы детей

 

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

А на последок я хочу сказать:

И для тебя и для меня

Он сделал всё, что мог

Себя в бою не пожалел

И родину сберёг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото-отчёт об экскурсии в музей «Мужества и отваги»

МБОУ «Гимназии №47»

 

После проведения занятия мы разработали маршрут (приложение  4) и организовали экскурсию для детей в музей «Мужества и отваги» МБОУ «Гимназии №47»   (приложение 5).

Цель экскурсии в том, что бы донести новому поколению, то, что память о подвиге молодых ребят всегда будет в наших сердцах. И что бы там, не говорили. Люди, прошедшие войну, с честью выполнили свой долг.

 

Заходя в музей, дети, не могли не увидеть портрет отважного солдата, он находится прямо напротив входа. На фото юноша в солдатской форме (приложение 6) Написано: Дмитрий Чичулин. Кто это? И что он делает рядом с портретами ветеранов Великой Отечественной войны? Нашу группу встретил экскурсовод Виктория Александровна. Она рассказала ребятам, о жизни и солдатском подвиге выпускника школы №37 (а ныне МБОУ Гимназии № 47) Д. Чичулине. О том как он с детства любил военную форму, принимал участие в работе музея, фотографировал встречи ветеранов со школьниками. В положенный срок был призван в ряды советской Армии и настоял, что бы его отправили на войну, в Афганистан. Погиб за 3 месяца до окончания службы. За мужество и героизм, проявленные в боях, награждён орденом «Красной звезды» (посмертно)

(приложение 7)

В течение экскурсии ребята узнали и увидели много интересного и познавательного. Бурю эмоций вызвали экспонаты: карта Афганистана, висящая под портретом, разглядывали песок, рассыпанный в витрине, стреляные гильзы (приложение 8).

Завершая экскурсию, Виктория Александровна, зачитала запись памятной книги музея учеников 4а класса.

Затем дети возложили цветы к стенду Д.Чичулина (приложение 9)  и почтили минутой памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.А. Боровик, Россия, которую мы не знали. – М.: Международные отношения, 1995.

2.О.А.Вестад, Накануне вторжения Советско-афганские отношения 1978—1979 гг. // Осмысление истории. М., 1996.

3.А.Ф. Киселева, Афганистан. – М. 1996.

4. А.Д. Саха¬ров, Тревога и надежда. - М., 1990.

5.А.Л. Новоселова, Неизвестная война - М. 1988.

6. Н.Р. Тимофеев, Война без будущего. – М.: Литератор. 1993.

7. Книга памяти Афгана – 1999.

8. htt:\\www.article.info Город Курган: исторический путеводитель.

9. Сайт «Мир словарей»: http://mirslovarei.com/content_his/AFGANSKAJA-VOJN....