Эссе «Детский сад будущего»

Корендюк Элионора Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_budushchego.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

                             Эссе «Детский сад будущего»

«Детский сад будущего»… и сразу словно  открываешь  дверь  в мир неизведанного,  неизвестного с одной стороны и такого близкого понятного с  другой стороны. Каким он будет? Какими будут педагоги? Каким будет ребенок? Причина необходимости изменений. Главная причина, что уже сейчас мы видим перед собой другого ребенка, да и формат общения тоже меняется уже сейчас. Педагоги начинают на языке говорить новых информационных технологий.

Ребенок нового поколения - это ребус  в  хорошем смысле этого слова,   несущий в себе  что-то космическое,  имеющий потенциал, отличающий  его от предыдущего поколения.

Ребенок  в настоящее время находится  под воздействием  меняющегося мира и прессом воздействия  сформировавшийся веками системой  традиционного воспитания,   падением  духовных ценностей  в связи с подросшим поколением девяностых. Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы. Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.

При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%. Напоминает картину мира с тревожными красно-черно-серыми  тонами  и мазками молодой зелени. Вероятно, картину можно назвать «Начало».

Меняет облик наша страна, ее развитие имеет новые тенденции. Изменения кардинальные и в этой меняющейся действительности человек должен иметь другие качества. Плохо это или хорошо не знаю, но это определенно вызывает интерес. Какой он должен быть человек нового века: обладать стрессоустойчивостью - да, волевыми качествами - да, быть креативным - да, успешным – да,но  при этом не потерять душу и сердце.

Зачем нужна стрессоустойчивость?  Для принятия мира таким, какой он есть – хороший или плохой… этот мир позволяет научиться любить и приносить радость другим, он   помогает развиваться, воспринимать все ситуации, как возможность двигаться дальше. Кроме того если возникают на пути и трудности, они возникают для того, чтобы человек научился анализировать свои   ошибки.

Волевые качества, ответственность за других, за себя, за свои действия - это помогает не потерять себя и  развить душевные качества.

Быть  успешным, креативным, предприимчивым - все это ложиться на чашу весов конкурентоспособности, а это одна из граней нашего общества к которой должен быть готов  современный человек. Но хорошо ли это? Ценность конкурентоспособности очень сомнительна, можно воспитать человека способного для достижения своей цели «идти по головам», а этого допустить нельзя.

Воспитание достойной,   всесторонне развитой личности современности,  и при этом не навредить, а способствовать  развитию ребенка по своей индивидуальной траектории, жить в современном мире,  совершенствуя его в положительную сторону,  принося пользу людям – нова ли эта цель?  Конечно же, нет.

К перечисленным выше аспектам присоединяются изменения в культуре,  появление новых изобретений, кардинально меняющие жизнь человека, человек становиться  ярким  в самовыражении.

Илон Маск. Он миллиардер, инженер, предприниматель и мечтатель. Этот человек основал SpaceX и является главой совета директоров в известной и преуспевающей компании Tesla Motors. А еще он занимается разработкой и внедрением в нашу жизнь амбициозного проекта Hyperloop. В его рамках создается вакуумный поезд, который будет ездить на сверхскорости и преодолевать максимальные расстояния в считанные минуты.

Обращаясь к литературе прошлого века, фантастика выраженная в произведениях Жуль Верна, Герберта Уэллса и других авторов, имеет свое отражение в реальной жизни. Вероятнее всего детям будущего придется существовать не только в мире людей, но и в мире роботов. Какой же будет цель воспитания, если мы видим такие глобальные изменения. Какие цели были раньше, что об этом думали ученые, педагоги.

Аристотель считал, что цель воспитания- это воспитания мужества и закаленности, умеренности и справедливости, интеллектуальности и моральной честности.

Ж.Ж.Руссо говорил «Жить - вот ремесло которому я хочу научить его (воспитанника). Выход из моих рук, он будет- соглашусь с этим- не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем чем должен быть человек , он сумеет быть в случаи  необходимости хорош,  как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала с места на место,  он будет на своем месте».

Или В.М.Бехтерев «Целью всякого воспитания должно быть создание  деятельной личности на лучших идеалах  общественной жизни идеалах  истины, добра и красоты»

Прекрасные цели, но смогут ли они помочь современному ребенку  выжить в новом, искрометном, в ежесекундно меняющемся мире. А может отгадка в мыслях знатока детских душ Антуана де Сент Экзапери «Не обижайте детей готовыми формулами, формула-пустота обогащайте их образами и картинами на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучайте их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное воспитание в человеке человеческого».  Мне кажется, что эта идея может быть положена в основу принципов построения воспитания и обучения будущего поколения.

И в «Детском саду будущего» - «педагоги из будущего» так же будут работать над реализацией данной цели. Что будет интересно им, чем увлечь «ребенка из будущего»? Как воспитать достойного «ЧЕЛОВЕКА»?

Я думаю, что  люди  будущего будут владеть всеми профессиями, деятельность человека будет меняться постоянно. Поэтому должна быть заложена идея, стремление к изменению и умению меняться и не бояться изменений.

          Я считаю, что литературные произведения могут способствовать решению этого вопроса, но при новой подаче и при взгляде под другим углом. В ней есть все и красота речи, и опыт поколений, и новизна, она является отражением действительности и кроме того она заглядывает далеко вперед на много столетий и дает возможность идти дальше. Литературные   произведения выступают, как конструктор  ситуаций.

          Возможно, это будут новые литературные произведения для детей, где дети смогут стать реальными участниками событий, где вместе с персонажами и реальными друзьями они смогут решать проблемные ситуации, и от их решения будет зависеть результат. Данная деятельность должна быть направленна на формирование ценностных качеств личности, социализацию, сотрудничество. Роль воспитателя - помощник детей, ведь возможно они  захотят обратиться к его опыту и используют полученные знания для принятия собственного  решения.

Известные литературные произведения так же могут представлять большой интерес в конструировании ситуаций. Литературные произведения должны быть многожанровые, при подаче детям в них должна быть динамика и возможность осознания, осмысления ситуаций, наличие проблемы, возможность экспериментирования, присутствие загадочности и игры. В подаче произведений будет использоваться новая технология мэппинга. Все герои произведения  не только будут двигаться в пространстве,  но и вступать в контакт с детьми и развивать сюжет.

У детского сада будущего система самосовершенствование ребенка в дошкольном образовании будет еще более мобильной за счет новых технологий и раскрываться, меняться от желания ребенка. Помещения должны будут просторны и трансформируемые, например -наличие  выдвижных стен.  Дети будут выбирать разные пути познания одного вопроса и разные варианты решения все будет построено еще и на умении помогать другим и принятии помощи. Вероятно часть детей будет двигаться в одном направлении, а часть в другом, а может этих направлений будет и больше. Но в конце ребенок должен знать и четко понимать чему научился, что приобрел, что потерял .Он может за счет обмена информацией с другими детьми  видеть  важность других детей  и принимать их опыт, и давать свой. И еще такой опыт будет давать инструменты для жизни, воспитывать человека умеющего понимать в чем его предназначение любить, понимать, творить заботиться о тех кто слабее, дарить радость другим. Я думаю через прекрасные образы в литературе все возможно.

И конечно в детском саду будущего отсеки или лаборатории творчества дети используя современные технологии будут создавать книги, мультфильмы, фильмы, клипы с их участием свои программы, свои изобретения на своем возрастном уровне посредством, которых они передавать свой взгляд на мир, вероятно там будут идеи совершенствования мира общение с другими галактиками. И представлять свое творчество на различных площадках разных планет.

Однако создание этой системы возможно при совместной работе всех институтов дошкольного мира и собрание воедино всех современных развивающих технологий.   Разработка и подборка, а может написание новых произведений должны решать все задачи, направленные на развитие вышеперечисленных качеств. Как вам такой детский сад будущего?  Фантастика… Когда в воспитателе живет фантазер, значит он еще не потерян для детей.