Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Поверина Ольга Евгеньевна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В ДОУ все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. В результате двигательная активность на низком уровне. Я обратила внимание на постоянную капризность на повышенную детскую утомляемость, малыши часто болеют простудными заболеваниями.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии- разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.

Цель - обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые умения и навыки по здоровому образу жизни.

Ранний возраст – это в буквальном смысле – начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Задача педагога – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

Для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,формирования здорового образа жизни с детьми раннего возраста можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Закаливающие мероприятия – организация ходьбы по массажной дорожке после дневного сна. В массажной дорожке спользуются самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия). Обязательное проветривание групповой комнаты и спальни, умывание.

Динамические паузы –комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. («Воробушки и автомобиль», «Поезд», « Бегите ко мне», «Через речку», «По ровненькой дорожке», «Надувайся пузырь»).

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении, обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроен

Релаксация используется по мере утомляемости детей (минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц)

Пальчиковая гимнастика – можно проводить индивидуально, подгруппой или группой в любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. А так же рекомендуется родителям проводить с детьми дома. («Белочка», «Наша группа», «Пирог», «Капуста»).

Гимнастика для глаз – проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки. Можно использовать наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», «Следим за предметом»).

Дыхательная гимнастика  – оборудование для таких упражнений является частью предметно-развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Дети с удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек».

Гимнастика пробуждения –  проводится в постели: потягивание,  поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Гимнастика направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию

после дневного сна.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Постоянные наблюдения и практика в работе показали, что цвет имеет колоссальное воздействие на организм человека. Цвет служит мощным стимулятором интеллектуального и эмоционального развития детей. Важно помнить, дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития. Так как дети по своей природе более восприимчивых к многоцветью взрослого мира, цвет для ребенка является особой "палочкой-выручалочкой" в любых критических ситуациях.

.В своей работе каждый педагог может использовать по цветотерапии различные дидактические методики, игры и пособия.

Методика "Цветной дождь". Это один из оригинальных методов, который использует цветотерапия в ДОУ, представлен в виде шатра из цветных атласных лент. Ленточки подобраны по оттенкам - от тёплых к холодным, которые вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. В течении дня дети могут прятаться в шатре и выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Вариацией данного упражнения может быть замена шатра на цветные коврики и предложение детям выбрать то, что по душе.

СУ-ДЖОК терапия – это эффективный метод профилактики и лечения болезней. С древнейших времён, как на востоке, так и на западе, особым вниманием людей пользуются кисти рук и стопы. По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки, соответствующие внутренним органам и частям тела. Так в переводе с китайского Су - Джок переводиться как Су - кисть, Джок - стопа. На кисти и стопе можно найти точку, соответствующую любой части тела человека, всем его органам.Человеческая стопа и кисть обладает огромным количеством рецепторных полей, которые связаны с различными частями тела. При определенном заболевании на них образуются болезненные точки, связанные с заболевшим органом. Находя эти болезненные точки, можно помочь органу справиться с заболеванием, стимулируя их массажем или надавливанием.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика: продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.

Физкультурные занятия:  проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 10 минут.  

Дети обучаются движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей,  движения сопровождаются песенками, стихами.

Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно — эмоциональное напряжение.

Проблемно — игровые занятия: обучающие ситуации «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Зайчишка — шалунишка». Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, например, «Что нужно делать, чтобы не болеть».

Коммуникативные игры  Общение со сверстниками для детей младшего возраста становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом. Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.

Коррекционные технологии:

Музыкотерапия помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. Широко используется ее в течении дня, в зависимости от вида деятельности.

Сказкотерапия. Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.

Реализация этих методов и приемов осуществлятся в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями. Работа с родителями   является важной составляющей всего педагогического процесса. С момента поступления ребенка в детский сад педагоги должны строить совместную работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

В работе с родителями педагоги ДОО делают упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группах работы по формированию ЗОЖ и вовлечение в неё родителей.

Для этого проводятся беседы с родителями на темы: » Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы.  Используются папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

Сухомлинский В.А. сказал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖ-НЕНИЯ.

Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, использу-ется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга.

Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию раз-личных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает инфор-мацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человече-ского организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.

Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали образо-вательную кинезиологию (Edu-K) – расширенное обучение через движение. Образова-тельная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения.

В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в уч-реждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, СанктПе-тербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологи-ческую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизиро-вать межполушарное воздействие.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функ-ции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга.

И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логиче-ское, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постанов-ку целей и построений программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – от-вечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинесте-тическое восприятие.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофи-зиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают по-ложительные структурные изменения.

И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоцио-нального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные уп-ражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Где и когда используем КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения! Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет, движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге, движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.

Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.

Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так назы-ваемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.

После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное на-пряжение и расслабить малышей.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровож-дения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она ус-покаивает, направляет на ритмичность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

РАСТЯЖКА.

“Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как сол-дат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь накло-нитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова по-кажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда дос-тать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое ябло-ко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала до-тянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно ябло-ко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой кор-зину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки по-переменно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :

. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

ТЕЛЕСНЫЕ УПР.

«Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наобо-рот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ

“Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки” Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сто-рону).

РЕЛАКСАЦИЯ

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пух-лых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой об-лачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чув-ствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

А теперь немного порисуем.

. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по каран-дашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.