Для вас родители

Рогатина  Ирина Николаевна

готовность   к  школе  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Готовность к школе – Интеллектуальная!»

Как родители могут интеллектуально подготовить ребенка к школе (занятия проводятся, когда ребенок не устал и в хорошем настроении, 1-2 раза в день по 0,5ч).

Общая осведомленность

 - Как тебя зовут, сколько тебе лет?

 - Какое сейчас время года, месяц? Когда у тебя день рождения?

 - В каком городе ты живешь, назови адрес?

 - Что ты можешь рассказать о своей семье?

 - Каких животных (героев сказок, транспорт, виды спорта,..) ты знаешь?

 - Хочется ли тебе идти в школу?

•         Умение ориентироваться во времени и пространстве

        Ребенок должен знать время суток: утро, день, вечер, ночь. (Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови части суток, начиная с дня...)

        Ребенок должен быть знаком с календарем. Должен знать, что из суток складывается неделя, из недели - месяц, а из месяцев год. (Назови дни недели, месяцы).

        Ребенок должен уметь соотносить положение своего тела с расположением окружающих предметов (Что спереди, сзади, сбоку, слева, права,..?)

На местности (на улице, в районе) ребенок должен уметь выделять основные ориентиры, по которым можно дойти до школы, до метро, до магазина. Упражнение: пройдите с ребенком от дома до школы (библиотеки, магазина), внимательно рассмотрите дорогу, дома ребенок должен подробно рассказать об этом пути и схематично нарисовать его.

•        Развитие памяти

        Из 10 названных слов (например: тетрадь, торт, портфель, сказка, собака, цветы, друзья, улица, игрушки, школа) ребенок должен называть 7-8. Если с первого раза не удается запомнить, взрослый может повторить весь список второй или третий раз.

        Рассмотрите репродукцию картины, попросите перечислить как можно больше деталей картины, которые он запомнил.

        Выучите красивое длинное стихотворение, которое понравилось ребенку. Научите его декламировать стихотворение "с чувством, с толком, с расстановкой".

        Разучите с ребенком танец, последовательность любых движений (например: сначала присесть и встать, потом хлопнуть в ладоши, закрыть глаза, потом лечь на живот...).

•        Развитие внимания

        Умение настраиваться на восприятие указаний взрослого, не отвлекаться от выполнения задания, сосредотачиваться на задании для учебы в школе необходимы. Упражнение: на листе бумаги вразброс написаны буквы алфавита, ребенку нужно найти и вычеркнуть, например, букву О:

А О П Р Л Д О О Ж Ш Ь Т А О И Т М О В К

То же самое можно сделать и с цифрами, например, вычеркнуть цифру 1:

1 8 7 2 1 9 4 2 4 1 0 7 9 2 1 3 1 1 5 8 2 7 5 5 2 1 .

•        Развитие воображения

        Способность к воображению у ребенка можно проверить (и развить), выполняя упражнения типа "Художник", "Скульптор", "Сказочник",.. Например: художник начал рисовать картины, но у него кончились краски. Заверши, пожалуйста, его работу.

•        Развитие эмоций

Ребенок должен уметь оценить эмоции и настроения людей. (Какое настроение, ты знаешь, бывает у людей и у животных?). Упражнение: назови, какое лицо здесь радостное, злое (сердитое), грустное, удивленное, испуганное,... Нарисуй свое настроение, настроение своей мамы, друга... Для этого можешь посмотреть в зеркало или на фотографию.

•        Развитие мышления

 -Умение обобщать и  исключать по существенным признакам. Назови одним словом: корова, бык, кролик – ? (дом. животные); груша, яблоко, вишня – что лишнее? (вишня).

 -Умение делать умозаключения по аналогии. Взрослый предлагает три слова, два из них подходят друг другу, являются парой. Ребенок должен придумать слово, подходящее по смыслу к третьему:

ДЕНЬ - НОЧЬ, БЕЛОЕ - ..? (черное)

ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, ЩУКА - ..? (рыба)  

 -Умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Взрослый берет открытку и разрезает ее на части, перемешивает их. Ребенок должен восстановить картинку, которую он прежде не видел.

 -Умение выделять причинно-следственные и пространственно-временные логические связи. Разложить по порядку 6 картинок. Составить по ним рассказ.

•        Развитие восприятия: умение создавать полный образ предмета. Упражнение: изучить предмет, используя все органы чувств, и рассказать какой он на вид (цвет, форма), на слух, по запаху, по вкусу, на ощупь (текстура материала, вес, температура).

        Умение восстанавливать рисунок по образцу. Показывают половину картинки и просит дорисовать вторую половину.

•        Развитие речи

 -Умение произносить звуки. Логопедические проблемы решить до поступления в школу.

 - Умение производить звуко-буквенный анализ слова.

Упражнение №1: взрослый говорит ребенку слово, а он должен разбить его на части (слоги), хлопая в ладоши. Например, КРОКОДИЛ, ПОДУШКА, САМОВАР,...

Упражнение №2: ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: БЕРЕТ, ВОЛНА, АТАМАН, УТКА...

 - Родители должны иметь представление о количестве слов, которыми пользуется ребенок в речи и стараться увеличивать его словарный запас. Упражнение "Темы": вспомни все слова, которые относятся к теме "Зима", "Человек", "Все слова на букву К",...); чем больше слов ты придумаешь, тем лучше.

 - Ребенок должен уметь изменять существительные по числу (овца одна, а много - ...; облако одно, а много - ...); прилагательные по роду и числу (сахар - белый, молоко -..., бумага -..., снежинки - ...); глаголы по временам (вчера - гулял, сегодня - ..., завтра - ..).        

Памятка для родителей

«Готовность к школе»

Готовность родителей

•        Поступление ребенка в школу - это стресс не только для него, но и для его родителей. Причины стресса: новые нагрузки на взрослых (быть с ребенком не после 18-19 часов вечера, а после 12-13 дня; необходимость растрачивать эмоции на поддержку ребенка в новой для него деятельности; освоение родителями новой роли "домашнего учителя" и помощника в выполнении домашних заданий и т.д. Рекомендуется самим родителям: осознать, что теперь им неизбежно придется уделять больше времени ребенку, заниматься с ним (что не требовалось в детском саду) и т.д.

•        Возможно, что у самих родителей остались неприятные воспоминания, связанные со школой, и они могут начать переживать их заново (например, чувствовать себя "зависимым, испуганным ребенком" рядом с учительницей или, наоборот, по-детски сопротивляться всему, что говорит учительница). Необходимо осознать, что теперь вы приходите в школу не как ученик, а как состоявшийся взрослый человек. Постарайтесь создать партнерские отношения с учителями. Цель этих отношений - успешное пребывание в школе и обучение вашего ребенка.

•        Вы, как "родители ученика", можете столкнуться с неожиданными трудностями, особенно в первые месяцы обучения ребенка. У некоторых детей меняется поведение (одни становятся агрессивными, другие пассивными), им снятся страшные сны, некоторые утром жалуются на боль в животе, у кого-то развиваются тики. Это проблемы свидетельствуют о сложностях адаптации к школе. Их разрешать лучше с помощью специалистов - учителей, психологов. Но основа разрешения проблем - это поддержка со стороны родителей: проявление их любви и веры в способности ребенка.

Отношение ребенка к себе

Для дошкольников характерна несколько завышенная самооценка ("Мой рисунок самый лучший в группе"), не стоит с этим бороться. Причиной неуспешности ребенка в школе может стать неустойчивая или заниженная самооценка (ребенок не уверен в своих силах, боится выглядеть неуспешным, поэтому может отказываться от выполнения заданий и ответов на уроке). Основная причина низкой самооценки детей - дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания со стороны взрослых, прежде всего родителей. Родителям рекомендуется активно поддерживать, хвалить ребенка, показывать, что их любовь к нему не зависит от его учебных успехов. За успехи хвалить более интенсивно, чем ругать за неуспехи. Быть рядом с ним тогда, когда он не справляется с учебными проблемами и помогать ему и т.д.

Готовность к школе

Для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок и его родители должны иметь определенную готовность. Это - готовность самого ребенка (физическая, личностная, интеллектуальная) и готовность его близких, которые возьмут на себя работу по адаптации ребенка к школе). Ниже будет представлен перечень того, что требуется от ребенка при поступлении в школу; как родители могут определить уровень готовности своего ребенка; как могут развивать в нем недостающие качества.

Физическая готовность ребенка

•        Ребенок должен быть старше 6,5 лет. Если он младше, но хорошо развит, то может учиться с согласия приемной комиссии.

•        Уровень физического развития отражен в медицинской карте ребенка.

•        Начало обучения в школе - стресс для ребенка: физический стресс (смена режима; непривычные нагрузки на организм - надо долго сидеть, быть сосредоточенным, выполнять новые действия и т.д.) и психический стресс (новая обстановка, новые люди, новая деятельность и т.д.). Для того, чтобы ребенок успешно справился с неизбежным стрессом и быстрее адаптировался к школьному обучению, родители должны подготовить его организм и психику летом (дать ребенку отдохнуть, закаливать его, насытить витаминами и т.д.).

•        Необходимо продумать щадящий режим дня для первоклассника, чтобы он мог поспать или полежать днем, если захочет; чтобы ежедневно гулял; высыпался ночью. Желательно записать его в спорт. секцию.

•        Необходимо оборудовать дома учебное место ребенка: нужной высоты стол, стул со спинкой, свет с левой стороны и т.д.

Личностная готовность ребенка

•        Умение ребенка произвольно общаться со взрослыми.

Произвольно, значит, самостоятельно регулируя свое поведение в соответствии с требованиями учебной ситуации.Произвольность:

        Ребенок понимает условность учебной ситуации и разницу между школой и детским садом или пребыванием дома. Родители должны объяснить ребенку, что он будет учиться в школе 11 лет, с сентября по май, с понедельника по пятницу, по несколько уроков в день (с переменами), с обязательным выполнением дом. заданий. За выполнение заданий он будет получать отметки. В школе у него будет свое место за партой. В туалет он будет ходить на переменах или во время урока, спросив разрешение учителя и т.д.

        Ребенок понимает и принимает свою позицию как ученика и позицию взрослого как учителя. Родители должны разъяснить ребенку необходимость называть учителя по имени и отчеству, отвечать на его вопросы, выполнять его требования.

•        Умение общаться со сверстниками

Учеба в школе предполагает взаимодействие и сотрудничество ребенка с другими детьми в ситуации общей учебной задачи. Готовность к общению с одноклассниками:

        ребенок сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками и относится к ним как к партнерам по игре или совм. деятельности;

            ребенок не конфликтен;

        в совместной деятельности ребенок удерживает во внимании общую для всех участников цель деятельности.

Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то родители должны помочь ему: приглашать других детей в гости, на прогулки, праздники и т.п. Объяснять ребенку и показывать на своем примере как вести себя с другими детьми в ситуациях игры, совместной работы, учебы...         



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Вредные привычки у детей»

Родителей часто беспокоит появление вредных привычек и необычного поведения у детей. Может ли это повредить здоровью и является ли признаком психологических нарушений? Если вы оказались в подобной ситуации, вам поможет понимание того, почему ребёнок поступает так или иначе.

          Иногда дети просто копируют поведение других, но чаще он    

          обращаются к своим «вредным» занятиям, когда чем-то    

          обеспокоены, несчастны, напуганы, устали, им скучно или  

          хочется спать. Классические вредные привычки детей    

          дошкольного возраста — ковыряние в носу, накручивание и

          сосание волос, обкусывание ногтей или ритмичные движения

          попросту помогают им успокоиться и почувствовать себя

          лучше. В большинстве случаев ребёнок со временем просто

          перерастает все эти привычки. Однако родителям бывает

          сложно наблюдать за неприятным или странным поведением

          малыша и реагировать на него спокойно.

        Сосание пальцев

       Младенцы исследуют окружающий мир, помещая предметы в    

       рот — они сосут собственные пальцы, одеяльца, соски и другие  

       предметы. Сам процесс сосания успокаивает и помогает

       заснуть. Большинство детей начинает сосать пальцы в первые  

       месяцы жизни и самостоятельно расстается с этой привычкой к

       году. Но некоторые могут продолжать сосать пальцы, одежду,

       волосы до четырех-пяти лет, а иногда и дольше. В возрасте пяти

       лет начинают прорезываться постоянные зубы, и подобная

      привычка может быть поводом для беспокойства, если нарушает

      формирование правильного прикуса.

Навязчивое раскачивание или кручение на месте.

      Некоторые младенцы перед засыпанием мотают головой из    

      стороны в сторону или даже стучатся ею о бортик колыбельки.

      Как ни странно, но так они укачивают сами себя, а равномерный

      ритм помогает им быстрее заснуть. Эта привычка порой

      появляется в возрасте девяти месяцев и уходит в два года.

      Иногда, ребёнок таким образом успокаивает себя, даже когда не

      хочет спать. Если ваш малыш периодически начинает мерно

      крутить головой или раскачиваться, но при этом не показывает

      признаков задержки в развитии, вам не о чем беспокоиться. Все

      эти действия обеспечивают ему психоэмоциональный комфорт.

      Нервные тики также встречаются у детей разного возраста и

      могут производиться любой частью тела. Наиболее

      распространенный вид — моргание. Если какой-то из нервных

      тиков «задержался» у вашего ребёнка дольше, чем на год, это

      может быть признаком более серьезной проблемы и требует

      консультации у врача.

      Скрип зубами

      Медицинский термин для описания этого явления — бруксизм.

      Проявляется более чем у половины детей, обычно начинается в

      шесть месяцев при прорезывании зубов, может вернуться опять  

   в пять лет при замене молочных зубов на постоянные и проходит с

      взрослением. Скрип зубами может быть поводом для

      беспокойства, только если вызывает стоматологические

      проблемы. Регулярно посещайте стоматолога и следите за

      состоянием ротовой полости и формированием прикуса.

      Обкусывание ногтей и кутикулы

      Почти все дети грызут ногти — эта привычка вызывает    

      кровотечения вокруг ногтя и может способствовать заражению

      ребенка болезнями «грязных рук». Как и в борьбе со всеми

      другими вредными привычками, стратегия проста: не привлекать

      внимание к моментам, когда ребёнок грызет ногти, а наоборот

     — обращать внимание и хвалить его, когда он спокоен и не сует

      пальцы в рот. Поймайте момент, когда пальцы ребёнка не во рту,

      обратите его внимание на то, как он ловко может делать что-то      

      руками вместо того, чтобы грызть ногти. Например: «Какую

      красивую машинку ты собрал своими пальчиками!», «Ты

      чешешь у кота за ухом своими пальчиками, ему нравится!»

       Ковыряние в носу

      Наверно, эта вредная привычка раздражает родителей больше

      всего. Ковыряние в носу негигиенично и не принято в обществе.

      Ребёнок начинает ковырять в носу, когда там возникает корочка

      из отделяемого при простудах и насморках. Обычно ковыряние

      еще больше раздражает слизистую, образуется новая корочка, и

      возникает замкнутый круг. Расскажите вашему ребёнку, что

      ковыряние в носу на людях неприемлемо, но он может

      использовать платок или салфетку, чтобы в носу перестало

      чесаться.

      Накручивание и выдергивание волос

     Процесс игры со своими волосами — еще одна из детских техник

     успокоения. Так же как сосание, она проявляется в младенчестве

     и исчезает с взрослением ребёнка.

     Задержка дыхания

      Иногда дети задерживают дыхание так долго, что могут потерять

      сознание на несколько секунд или целую минуту. Это по-

      настоящему пугает родителей. Такое поведение обычно

      появляется в возрасте от полутора до двух лет. Из-за нехватки

      кислорода ребёнок может посинеть или сильно побледнеть. Дети

      задерживают дыхание, когда пытаются вернуть контроль над

      ситуацией, и все идет не так, как они хотят. Если вы заметили,

      что ваш ребёнок намеренно задерживает дыхание, покажите его

      врачу. Очень сложно определить, что именно происходит с

      ребёнком, а некоторые виды обмороков могут быть симптомами

анемии. В любом случае постарайтесь обеспечить максимально

      спокойную обстановку для ребёнка, не привлекая особенного

     внимания к тому, что вы встревожены или «это опасно». Ваш

      испуг может осложнить ситуацию.

      Как бороться с вредными привычками?

Привычки детей — полезные и вредные — родители могут, как

      осуждать, так и поддерживать. Если вы будете привлекать

      слишком много внимания к неприятному или странному

      поведению ребёнка, постоянно делать замечания (якобы для его

      же блага) — привычка может только усилиться. Лучшей

      стратегией будет игнорировать «плохое» поведение и прививать

      ребёнку другие, более здоровые привычки (например, не

      ковырять в носу, а использовать платок и т.п.). Тем более что

      большинство вредных привычек дети перерастают с возрастом.

Лучшая профилактика вредных привычек у детей — это вовсе не одергивание или нравоучения, а похвала. Хвалите своего ребёнка за хорошее поведение — этим вы показываете ему, что вы видите его хорошие поступки, они вам нравятся, и вы хотели бы, чтобы он и впредь поступал именно так.

      Если вы видите, что ваш ребёнок не грызет ногти, — скажите

      ему об этом и похвалите его за это. Невозможно отучить кого-то

      от вредных привычек, пока он сам не захочет это сделать.

      Девочки сами бросают грызть ногти, если осознают в какой-то

      момент, что хотят иметь красивые аккуратные ногти. Часто

      мамы предлагают малышкам накрасить ноготки — цветные и

      красивые грызть будет просто жалко.

Не пытайтесь изменить все привычки сразу. Начните с самых, на

      ваш взгляд, тревожных. Выясните, что беспокоит вашего

     ребёнка, внимательно выслушайте все его обиды и жалобы.

     Постарайтесь устранить причину, из-за которой он так остро нуждается в успокоении. Позвольте вашему ребёнку самому

     принимать решения, давая доступный выбор, например, в одежде

     или еде. Таким образом, ребёнок обретет контроль над ситуацией

     и будет меньше растерян. Переключайте внимание ребёнка и

     помогите ему найти лучшее место и способ делать то, что он

     хочет. Например, если он испытывает зуд в носу и постоянно

     ковыряет в нем, помогите ему научиться использовать платок,

     наносите крем вокруг ноздрей или используйте увлажняющий

     слизистую носа спрей. Если вы заметили, что ребёнок

      ковыряется в носу на людях, отведите его в ванную,

      высморкайте его и помойте ему ручки.

Если родителям не нравятся какие-либо вредные привычки,

      беседа с детьми о них должна быть построена не на осуждении

      малыша, а на объяснениях в доступной форме, почему то или

      иное действие нежелательно, негативно влияет на здоровье

      ребёнка, его внешность или портит о нем впечатление. Цель

      таких бесед — помочь ребёнку самому сделать выбор в пользу

      хорошего поведения, а не заставлять его просто бездумно

      сделать по-вашему.

Будьте терпеливы,

 последовательны и со временем

вы добьётесь своего!

http://image3.slideserve.com/5591320/slide1-n.jpg



Предварительный просмотр:

E:\зарядка\зарядка2.jpg

«Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?»

Для чего нужна зарядка? –

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать.

В старшей группе дети уже переодеваются на утреннюю гимнастику. Она проводится в физкультурном или музыкальном залах. Зал до начала занятия проветривают.

Зарядка включает в себя 5-6 ОРУ, активно используется  инвентарь: шнур-косичка, гимнастическая палка, мяч и другие.

Комплекс состоит из последовательности упражнений, которые выполняются в заданном счетом темпе или в соответствии с музыкальным рисунком. Дети разучивают танцевальные движения, учатся ходить приставным и переменным шагом, делать подскоки.

У детей старшего дошкольного возраста хороша развита память, поэтому они могут повторить комплекс упражнений самостоятельно, без помощи воспитателя.

Утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой ребенка.  Любая  физкультурная пауза, в том числе и гимнастика, содержит следующие основные движения: ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения, упражнения на развитие равновесия, силы, гибкости, укрепление осанки и т. д. Среднее время проведения зарядки – 10 минут. В зависимости от возраста ребенка вы можете уменьшать или добавлять по 5 минут.

Выполняя утреннюю зарядку вместе с ребенком, соблюдайте следующие простые правила:

• Упражнения должны быть максимально простые. Не стоит нагружать ребенка запоминанием сложных комплексов движений.

• Желательно постоянно чередовать комплексы упражнений, т. к. дети быстро теряют интерес.

• Используйте музыку! Однако следует учитывать, что лучше подбирать музыку со средним темпом. При быстром темпе дыхание ребенка может быть недостаточно глубоким, а при медленном - происходит задержка дыхания на вдохе.

• Играйте! Скучная череда наклонов и прыжков быстро наскучит и вам, и особенно малышу. Используйте комплексы утренней гимнастики в стихотворной форме.

• Зарядку лучше проводить совместно с ребенком, выполняя те же упражнения, что и он. Малышу будет наглядно видно, как делать то или иное упражнение, а вам просто весело.

   

 



Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое        

                                      воспитание в семье»

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.