консультации для родителей

Мороз Александра Михайловна

рекомендации родителям по развитию речи детей в каникулярное время

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для родителей по развитию воздушной струи: Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении; Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой; Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения; Следить за точностью направления воздушной струи; Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение;

Слайд 2

Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд; Нельзя надувать щеки; Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля; На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля; Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнения выполняются правильно, ватка будет отклоняться; Упражнения могут выполняться под счет


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №33 г.о. Красногорск

                Подготовил Учитель-логопед Мороз А.М.

Используемая литература для подготовки к консультации.

  1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
  2. Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. – М., 2017
  3. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.
  4. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162
  5. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969

Играем дома.

 «Автоматизация поставленных звуков дома».

Цель:

 -Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.

- Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми нарушениями в

организации домашних занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;

- Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;

-Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по

коррекции речи.


Оборудование:

Печатные игры, мячи, звуковые бродилки, кролик и морковь, игровые бусы.

Время введения звуков в речи зависит прежде всего от вида речевого нарушения.

Сложно звуки автоматизируются у детей с дизартрией.

 Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звук произносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Так же срок введения звуков в речь зависит от состояния фонематического слуха у детей.

 И от состояния психических процессов у ребенка таких как память, произвольное внимание, мышление, самоконтроль.

Необходима определенная последовательность для работы над звукопроизношением. Автоматизировать или ввести в речь звук можно приступать только тогда, когда ребенок может произнести его изолированно и при этом безошибочно правильно при повторах.

Темп речевых упражнений увеличиваем. Он медленного произношения слогов, словосочетаний переходим к ускоренному темпу предложений, а в последствии скороговоркам.

Автоматизируем звук достаточно долго начиная с изолированного произношения, затем слоги, слова, словосочетания, предложения, пересказ.

Но наши дети занимаются без рвения, им не особо это нравится. Поэтому необходимо пробудить в ребенке заинтересованность в занятиях. Все мы прекрасно знаем, что в дошкольном возрасте основная деятельность ребенка — это игра.

Поэтому все занятия и упражнения желательно проводить именно в игровой форме. Сейчас очень много печатных, дидактических и настольных игр в которые можно самим дома адаптировать к занятиям для автоматизации звука. Так же можно включить фантазию и поиграть в словесные игры с ребенком дома.

Сегодня я хочу показать, как в игре можно автоматизировать поставленные звуки дома, а также улучшить артикуляционную моторику, фонематический слух и научать ваших детей навыкам рассказа и самоконтроля.

Игра «Изменяй предложения»

Можно использовать слова на заданный звук который необходимо автоматизировать.

«Я поСолю суп и Салат. Он….Она……Мы……Вы…..Они…….»

Игра Посчитай предметы от 1 до 5.

При счете используем слова в который есть звук для автоматизации.

Пример: Один кокос, два кокоса, три кокоса, и т.д.

Игра «Один-много»

В игре используем слова в которых есть звук который мы автоматизируем

Пример: Слабый след- слабые следы

                  Высокая скала-высокие скалы

                  Светлая спальня

Сладкая слойка

Свободный стул

Игра «Слова-родственники»

Придумай к заданному слово родственное

 Пример: Свет- светлый-светленький-светило-светильник-светить

Стол-столик-столовая-настольный-столяр

Игра «У гномика»

Изменяй слова. Слова подбираем со звуками, которые автоматизируем.

Пример:

У меня стена, а у гномика стенка

У меня слюна, а у гномика слюнка

У меня свинья, а у гномика свинка

У меня стебель, а у гномика стебелек

Игра «У Великана»

 Изменяй слова. Слова подбираем со звуком, который автоматизируем.

Пример:

У меня ручки, а у великана ручищи

У меня рот, а у великана ротище

Игра «ОН и Я».

Продолжи по образцу.

Подбираем для игры слова в которых есть звуки для автоматизации.

Пример:

Он заходит, и я захожу.

Он завяжет бант, и я завяжу бант.

Игра «Отыщи словечко».

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать: «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Угадай слово». 

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Всезнайка». Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].

Как тебя зовут? Где ты живешь?Что ты любишь кушать?

Каких ты знаешь животных на звук [л]?

Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра « Кто больше».

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один - много».

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

Игра «Знаешь ли ты?».

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.

Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.

Овощи - свекла, баклажан и др.

Игра с мячом «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например,: весна — автобус — слон — нос — сова...


Игра с мячом на заданный звук

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. воспитатель бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.

Игра «Делим слова на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.


Игра  «Увеличь слово»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.


Игра с  мячом «назови все звуки»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.