МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Ермолаева Светлана Егоровна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 5 класс

Тема выступления: Организация свободного времени школьника.

Свободное время… взрослые люди мечтают о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать свое свободное время – залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.

Хочу привести вам высказывание знаменитого педагога

 А.С. Макаренкова, обращенное к родителям. Он говорил:  «Воспитание происходит всегда, даже когда Вас нет дома»

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.

Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.

По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего свободного времени 9,6 % (21 мин), а в выходные – 7,2 % (35 мин). Куда же идет остальное свободное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение. И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.

Приведу Вам  результаты проведенного исследования, которые  заставляют задуматься.

Исследования показали:

во-первых, достаточно большое  число подростков чувствуют себя одинокими при живых родителях;

во-вторых, приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;

в-третьих, недостаточную активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.

Еще одно высказывание Лемель: «Для других мы создаем правила, для себя – исключения»

В результате опроса установлено, что 65 % подростков пробовали употреблять спиртное.

Всех тревожит эта довольно опасная забава.

Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени.

А о чем с тобой разговаривать?

Как часто вы задаете себе этот вопрос по отношению к собственному ребенку?

 А может быть Вы слышали этот вопрос от него самого?

 Может Вы стали замечать, что ребенок стал скрытен, что он уже не делится  с Вами своими радостями и горестями?

 Вы не знаете, какие мысли его тревожат сегодня?.

А на сколько вы сами открыты ему?

А может он оттого и не может довериться Вам, что боится вашей реакции и не знает Ваших взглядов?

Уважаемые родители, я предлагаю Вам сейчас ответить на несколько вопросов.

Это  не просто тест. Информация, полученная Вами в результате позволит определить существующую сферу общения Вас с Вашим ребенком.

Инструкция:

Прошу Вас внимательно прочесть вопросы и предельно честно ответить, отмечая плюсом ваш выбор.

Разговариваете ли Вы с вашим ребенком:

-о достижениях в жизни,

-религии,

-семейных традициях, -шутках и анекдотах,

-актуальной политике,

-сексе.

 Принято ли в Вашей семье разговаривать с ребенком о ваших заботах и проблемах по поводу:

-Вашей работы,

- семейного бюджета,

-отношений с супругом,

Ваших чувств гнева, растерянности, беспомощности, боли

-воспоминаниях Вашего детства и юности,

-этапах Вашей семейной жизни, пережитых радостях и горестях.

Делятся ли с Вами дети своими мыслями и чувствами по поводу:

- необычных явлений и событий их жизни,

-их чувств,

-их мечтаний,

Их отношений со сверстниками,

- любви и дружбы, верности и предательства

Вглядитесь в листок с Вашими ответами!

Обратите внимание на те вопросы, напротив которых у вас проставлены минусы – это то, чего Ваш ребенок не знает. Но он узнает, будьте в этом уверены. Но какую информацию он получит? Любая ли информация Вас устроит? Что бы Вы хотели изменить, исправить, а что оставить таким как есть? Что нужно сделать, на Ваш взгляд, чтобы ситуация максимально приблизилась к Вашему видению ее?

Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей. А если рассмотреть затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.

Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют такие:

– съездить с родителями вместе на отдых;

– сходить в какое-нибудь интересное место;

– поговорить с родителями по душам;

– лучше понимать друг друга;

– мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях.

Помочь подростку взрослеть – значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в причинах и следствиях поступков не только окружающих людей, но и своих собственных. И эти навыки в первую очередь ребенок получает в семье своих родителей. Совместное доверительное обсуждение проблем, прояснение взглядов и мнений на различные ситуации позволяют подросткам и их родителям перейти на новцый путь взаимодействия которое можно назвать совместное партнерство.

• Больше внимания уделяйте общению с детьми.

• Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.

• Вместе с детьми отдыхайте на природе.

 И в заключении хочу привести еще одно высказывание.

З. Фрейд «Спустя сто лет уже не будет иметь никакого значения то, какой у меня был автомобиль, в каком доме я жил, сколько денег у меня было или как выглядела моя одежда. Но возможно, этот мир станет чуточку лучше благодаря тому, что я был ВАЖНЫМ человеком в жизни одного единственного ребенка…»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Игра для родителей»

Уважаемые родители!

Я  предлагаю  вам сейчас обратиться к вашему родительскому опыту с целью осознать качества характера своего ребенка.

Подумайте, пожалуйста в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...»

А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка.

 Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».

Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:

1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;

2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту.

Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

•  на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

•  на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

Работа проходит в группах по 5–6 человек. Группы делятся по любому признаку

·Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.

Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи — то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы — 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.

Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.

·Выступление каждой группы.

Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости...).

Обсуждение в кругу:

• Легко ли вам было выполнять эту работу?

• В чем сложность?

• Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?

• Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?

• Насколько после проделанной работы вы их принимаете?

В процессе обсуждения  участников группы подводят к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.

В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

Использованные источники

http://www.znaxar.com/

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601214



Предварительный просмотр:

Родительское собрание 16.11.2010 2 класс

Задача школы – полноценное развитие личности ребенка.

Одним из значимых факторов, обеспечивающий  психологический комфорт и условия для всестороннего раскрытия и гармонического развития личности ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, является социальная среда развития. Такую среду мы стараемся создать в нашей школе для ваших детей.

Начиная с первого дня обучения в нашей школе ведется психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.

Сегодня мы будем говорить о динамике развития ваших детей

При  поступлении в первый класс проводится групповое обследование детей с целью определения уровня школьной зрелости детей. Это обследование проводится с целью наиболее успешного решения задач развития личности каждого ребенка, пришедшего в школу. Знание особенностей готовности детей к обучению учитель имеет возможность вести процесс обучения  более эффективно.  Школьная зрелость – это уровень овладения умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками. Напомню вам  результаты диагностики.

  1. Аналитическая справка от 15 сентября 2009 г

( сообщение результатов проводить  в % , фамилии называть только по просьбе родителей)

Это своего рода прогноз успешности обучения. При условии нормальной адаптации к школьному обучению количество детей 3,4 групп должно уменьшиться, а в 1,2 увеличиться, о чем вы можете судить по итогам оценок за успеваемость.

произвольность поведения – это определенный уровень эмоционально-волевого развития, также очень важный показатель развития детей и их готовности к обучению в  школе.

Учитывая, что дети, попавшие в 3,4 группы готовности имеющие высокие и хорошие показатели развития произвольной сферы имеют большие шансы усвоения школьной программы на нормальном  уровне.

Детям с низким уровнем развития произвольности очень трудно овладеть школьной программой

В вашем классе результаты диагностики уровня развития произвольной сферы следующие:

2. Аналитическая справка от 24.02. 2009 г

Говоря об адаптации отмечу, что главная причина школьной дезадаптации в младших классах ссвязана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «МЫ»,  где родителей отделяет от детей стена непонимания, отвержения, безразличия, то в новую социальную общность – школа такой ребенок входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правиллюбой общности во имя сохранения неизменного «Я» лежат в основе школьной дезадаптации.

Другая причина заключается втом, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми через отношение к ним учителя, а причины дезадаптации связаны с отношением к ребенку и его учеббе в семье.

Дезадаптированный ребенок становится социально отгороженным и отверженным одноклассниками и учителем.

Формы дезадаптации                                      

                  Причины

неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности




Неспособность произвольно  управлять своим поведением



неспособность принять темп школьной жизни (чаще встреччается у соматически ослаюленных детей с задержками развития или слабым типом нервной системы


школьный невроз или «Фобия школы» - неумение решать противоречие между семейными и школьными «МЫ»

недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи, внимания со стороны родителей и учителя


неправильное воспитание в семье отсутствиие внешних норм, ограничений у ребенка.


неправильное воспитание в семье или игнорированеи взрослыми индивидуальных особенностей детей.




ребенок не может выйти за пределя семейной общности – семья не выпускает его (чаще это дети, родители которых бессознательно используют ребенка для решения своих собственных проблем)

по результатам исследования уровня актуального психического состояния детей и их самооценки отмечено следующие:

  1. Аналитическая записка от 16.02.2010 года Рисунок несуществующего животного

Какова динамика?

На сегодняшнинй день по результатам исследования психического состояния отмечается следующее:

  1. Аналитическая справка от 27.10.2010 ЦРТ

Далее психолого-педагогическое сопровождение будет включать в себя исследование развития психических функций

Проведена групповая диагностика развития вербально-логического мышления и уровня владения операциями обобщения у детей.

Результаты следующие

  1. Аналитическая справка от 27.10 2010 методика «Исключение понятий»

Уважаемые родители!  В заключении хочу сказать следующее…

Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Как получится, так и получится. Внушайте ребенку, что он любим вами и прекрасен в глазах других взрослых.



Предварительный просмотр:

Собрание  для родителей будущих первоклассников

12 марта 2010 г.

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Поступление ребенка в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден и для детей, поступающих в школу и  с 6 и с 7 лет. Среди первоклассников всегда есть дети, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются или не справляются вовсе с режимом работы и учебной программой. Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым и в физиологическом и в социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Очень важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и значимы речевые навыки, развитая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому  понятие «готовность ребенка к школе» комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Задолго до первого сентября начинаются семейные советы.

Нередко бывает, что родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот этого как раз и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

Организованность проявляется и в малом, и в большом: умеет ли ребенок без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.

Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием. Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех ее членов, в том числе и ребенка. Это относится, прежде всего, к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и то же время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу все на место, аккуратно ешь и др.).

Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни. Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Это касается как изменения времени сна, приема пищи, других режимных моментов, так и содержания детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых; ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;

поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной; поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.

Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

Нужна ли специальная подготовка к школе?

Мы выяснили, как важно для последующего обучения сформировать у ребенка самостоятельность, организованность, умение общаться со взрослыми и сверстниками, научить его играть.

Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?

Ответы на них совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. И действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается «с нуля».

Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые, силовые и математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счету. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от личных проблем. Кроме того, ребенка лучше научить читать до школы: в 4–5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6–7 лет. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Казалось бы, чего проще? Ведь к этому времени все дети хорошо говорят, прекрасно понимают обращенную к ним речь. Да, конечно, но при этом слова выступают для них, как и для нас с вами, только как обозначения предметов, действий, понятий. Попробуйте спросить ребенка: «Какие слова больше похожи – рак, мак или незабудка? И вы убедитесь, как ваша умница дочка уверенно ответит: «Конечно, мак и незабудка». Почему? Да потому, что она и не заметила слова, она сравнила рака с названиями двух цветков и, конечно, не нашла сходства между маком и раком. Совсем другую картину вы увидите, как только начнете с ним заниматься, готовить его к обучению грамоте, научите вслушиваться в звуки речи.

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Мы должны переключать  внимание ребенка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начнет намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

В чем сложность обучения чтению в русском языке? В нем нет четкого соответствия звука и буквы

 Чем свободнее ваш малыш научится играть со звуками родного языка, тем легче произойдет овладение чтением. Вторая сторона обучения грамоте – письмо. Нужно ли учить ребенка писать письменными буквами до школы? Нет, ни в коем случае! «Но ведь именно с письмом первоклассники испытывают наибольшие трудности!» – возразят нам многие мамы и папы, вспоминая ужасные каракули в тетрадях. Да, это так. Писать малышу, особенно шестилетнему, очень трудно. И именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учебы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, – говорит мама, – только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь очень внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого.

Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя, можно значительно раньше. Но не давайте ребенку сразу большую картинку. Начинайте с раскрашивания, например, воздушного шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьется зрительный контроль за движениями руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребенок письмом в первом классе.

В школе есть еще один предмет, к которому родители начинают готовить ребенка задолго до поступления в школу, – это математика. Давайте посмотрим, как считает малыш.

– Наша девочка, – рассказывает мне молодая бабушка, гордо глядя на прелестную внучку четырех лет, – свободно считает уже до двадцати!

– Какая умница! – искренне восхищаюсь я и, вынув из вазы четыре конфеты, кладу их перед девочкой

– Сколько здесь конфет?

– Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь... – быстро, скороговоркой начинает девочка.

– Яна, что ты?! – с ужасом восклицает бабушка и обращается ко мне: – Ей, видно, не хочется сейчас считать.

– Да нет, дело не в этом. Девочка заучила числовой ряд, что, кстати, не сложно при хорошей детской памяти. Но она совсем не соотносит эти слова с количеством предметов. Учить считать – это значит -  с самого начала считать что-то: кубики, конфеты, пуговицы, кукол – что угодно. И начинать не с двадцати и даже не с пяти, а с двух предметов: «Один, два», – и при этом дотрагиваться пальчиком до того, что считаем. «Сколько всего?» Оказывается, это очень трудный вопрос!

Это для нас очень просто, а малыша нужно всему учить! Но это, конечно, случаи с маленькими дошколятами. Ваш ребенок уже большой, он легко справляется с таким счетом и действительно умеет посчитать предметы до 10 и до 20. А как он умеет думать?

Пусть ребенок считает каждый раз в практической деятельности и узнает разные способы определения количества. А чтобы было еще интереснее, а в школе еще легче, научите его придумывать и решать задачи. Начинайте с самых простых. Дайте ребенку два яблока, а одно возьмите себе. И покажите, какие разные вопросы можно задать, какие задачи придумать: «У мамы одно яблоко, а у Кости – два. Сколько всего яблок у мамы и Кости?» Числа небольшие, процесс решения совсем не затрудняет мальчика, его внимание должно быть направлено на составление задачи. А можно по-другому придумать: «У мамы одно яблоко, а у Кости – два. На сколько яблок у мамы меньше, чем у Кости?» Теперь предложите ребенку самому придумать задачку. Сначала она будет очень похожа на вашу, только не про яблоки, а про конфеты. Важно, чтобы ребенок понял принцип составления задач, а разнообразие сюжетов придет с вашей помощью попозже.

Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Желаем успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание 8 класс

Моу Асаковская сош

Дата проведения: «___»___________________2010г

Тема: Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…

(для родителей и педагогов)

В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный

Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых.

Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых.

При такой установке взаимоотношения между подростками и взрослыми нельзя назвать мирными, и это, конечно, значительно усложняет взросление подростков.

Многие забывают, что молодым быть трудно, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь взгляды взрослых в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов.

Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни.

Взрослые, конечно, тут как тут, но они предпочитают толкать «несмышленыша» по накатанной дороге, к так называемому светлому (в понимании родителей) будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит родителей и детей, создает напряженную эмоциональную обстановку в семье и усиливает желание детей непременно отстоять собственные ценности в схватке со взрослыми.

Тысячи проблем наваливаются на подростка – это и психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют по-иному представить окружающую жизнь, себя, других людей.

Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка. То есть взрослые как бы заманивают молодых: будьте хорошими, послушными мальчиками и девочкам; мы вас без особых проблем впустим в свой мир, но вы должны следовать нашим правилам.

Но если не научиться доверять собственным глазам, то невозможно быть уверенным, что идешь по правильной дороге. А взрослые стараются сразу вывести детей на свою дорогу, проложенную в иное время и с учетом иных ценностей и возможностей. Двигаться вперед – да, но как, куда и зачем? Когда же можно во всем этом разобраться? И что-то освоить, кроме учебы. Конечно, подростковые трудности, столкновения, непонимания – необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Но они не должны перекрыть кислород для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, откатов назад и познания себя. Этот главный кризис жизни, к сожалению, не все успешно преодолевают. Иногда черный след сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Некоторые заболевают, погибают или теряют веру в свои силы и жизнь. И нередко именно окружающие подростка люди усложняют и запутывают реальные задачи молодого человека. Задавая им исключительно академические цели. Не давая возможности молодым приобрести практический опыт, осуществить их проекты и мечты.

Подростку горько осознавать, что ему становится страшно перед требованиями взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда они так рвутся. Что, оказывается, они почти ничего не умеют и не очень-то хотят научиться, потому что не знают, как, а столкновение с одиночеством, непониманием словно окатывает их тяжелой холодной волной. Взрослые скорее оппоненты и не стремятся к разумному сотрудничеству с ними.

Подростку вдруг все становится трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным блужданиям.

Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на появляющихся уже в период взросления.

В результате интеллектуального созревания у подростков возникает особая форма самосознания - рефлексия. У некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания.

Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.

Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет вектор личностного становления.

В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых.

И довольно часто подростков постигает разочарование. Большинство взрослых по их понятиям, – слабаки, неинтересные люди. Беда, если их потребность в реальных уважаемых взрослых остается неудовлетворенной. Это место может надолго остаться не занятым.

Громко заявляет о себе и потребность в самовоспитании. У ребенка есть силы и энергия, чтобы воспитывать себя, опираясь на свои собственные потребности, желания, на свой идеал. Воспитывать должен сам себя каждый, и подростки начинают это понимать. Именно в подростковом возрасте человек начинает работу по самоизменению, потому что он во всем не удовлетворен собой, он себе не нравится, переживает внутреннюю дисгармонию, связанную с взрослением и необходимостью приспосабливаться к обществу.

Стать лучше, сильнее, умнее, красивее хотят все. Но способы, которые выбирают подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, «взрывоопасное» внутреннее состояние.

Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать сразу множество задач: учебных (хотя учиться не хочется, но приходится тянуть эту лямку), семейных (не доводить отношения с родителями до «военных»), общения со сверстниками (обрести и не потерять друзей), саморазвития (побороть свой негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать, иметь надежду

Чтобы справиться с какой-либо трудностью, человеку необходимо выработать стратегию ее преодоления. Когда подросток переживает трудности своего положения, это является сигналом, что ранее усвоенные и привычные формы поведения уже не срабатывают.

Решение проблем требует формирования новых подходов. Очень помогает использование творческих способностей, например конструктивных догадок, импровизаций; человеку требуется дальнейшее совершенствование и развитие имеющихся способностей или открытие в себе не известных ранее возможностей личности.

На основании тщательного анализа биографий, наблюдений и научных исследований немецкий психолог Томе выделил особые формы стратегий преодоления трудностей и назвал их техниками существования. Сюда относятся средства и методы, которые используются личностью для достижения желаемого состояния. Речь идет не только о осознанных процессах, но и о бессознательных механизмах, то есть обо всем, что оказалось пригодным и может быть использовано. Большинство людей решают свои повседневные проблемы или задачи развития, используя всего одну или несколько преобладающих техник существования. Томе различает следующие техники.

Техники достижения, применяемые для решения конкретных материальных проблем и доступные наблюдению.

Техники приспособления, изменяющие собственные переживания или поведение. Поскольку при этом в основном меняется собственное поведение, тратится меньше усилий, чем в предыдущем случае.

Защитные техники, представляющие собой отрицание проблем, с которыми в данный момент невозможно справиться.

Избегающие техники, означающие уход на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения.

Агрессивные техники, направленные на нанесение вреда окружающим, причем такое поведение может принимать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение.

В любом случае преодоление трудностей предполагает наличие намерения, выбора и гибкого реагирования, оно подчинено внешней реальности и логике; аффекты допустимы, но требуется уравновешенное их выражение.

Часто наиболее подходящей стратегией преодоления трудностей становится ведение дневника. Причем многие подростки стихийно понимают, что личный дневник – это та форма фиксации процесса самоанализа и самовоспитания, которая помогает включиться в работу над собой. Благодаря дневнику процесс самоанализа и анализа окружающего мира как бы выносится вовне, но для окружающих остается невидимым. А сам подросток получает возможность увидеть себя, других и ситуацию, которую он переживает. Это помогает снять психическое напряжение и нередко способствует нахождению реального решения, созвучного возможностям подростка.

Для некоторых дневники служат необходимым средством работы, когда разрабатываются конкретные планы действий на день, неделю или прорабатываются поэтапные шаги для осуществления какого-то своего проекта или для решения личной проблемы.

Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления и проявляют меньший интерес к возникающей при этом возможности поразмышлять о себе. Они начинают вести дневник в среднем на два года раньше, чем девочки, и по более внешним причинам (фиксация воспоминаний), для них важнее заключенная в дневнике фактическая информация. В нем в основном протоколируются и расписываются события прошедшего дня. Девушки начинают вести дневник позже, но не расстаются с ним дольше; они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем.

Содержание дневника у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник в тайне.

Дневник выполняет различные функции.

Фиксация воспоминаний. Эта сторона присутствует во всех дневниках. Возможно, так проявляется стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазе его быстрых изменений.

Катарсис. После письменного изложения пережитого, проблем и чувств у многих молодых людей, испытывающих гнет обстоятельств, наступает облегчение.

Замена партнера. Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их.

Самопознание. Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, подросток вынужден четко сформулировать свои взгляды. В результате к ним можно возвращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.

Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержатся планы организации дня или недели, четко сформулированные правила собственного поведения.

Творчество. Для меньшего числа молодых людей дневник – это возможность выразить свои творческие способности: к стилю часто предъявляются литературные требования; чувства, события и проблемы излагаются художественно, иногда со словесными новообразованиями и необычными выражениями. Часто в таких дневниковых записях встречаются стихотворения или правила поведения в виде афоризмов.

Как легко можно убедиться, дневниковые записи имеют целебные свойства. Они служат важной и действенной формой осознания самого по себе на фоне неизбежных подростковых проблем. Родителям стоит ненавязчиво поощрять ведение детьми дневника.

А для начала подарите им красивую толстую книгу для записей и оригинальную ручку!

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой. Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе.

С целью  профилактики типичных трудностей и проблем о которых я вам рассказала, в нашей школе проходит постоянный мониторинг состояния  социально-психологического статуса школьников на протяжении всего периода обучения.

 С помощью такого исследования нами выявляются классы и конкретные дети с трудностями адаптации. На основании исследования педагогами разрабатываются программы работы с детьми по формированию коллектива класса, а также индивидуальная работы с детьми, попавшими в группу риска возникновения школьной дезадаптации.

А о чем с тобой разговаривать?

Как часто Вы задаете себе этот вопрос по отношению к собственному ребенку? Может быть, Вы слышали это от него? Стали часто замечать, что ребенок стал скрытен, он уже не делится с Вами своими радостями и горестями, Вы не знаете, какие мысли его тревожат. А насколько Вы отрыты ему? Может он оттого не может довериться Вам, что боится вашей реакции, не знает ваших взглядов.

 Этот тест позволит определить существующую сферу общения с Вашим ребенком. Внимательно прочитайте каждый вопрос и отметьте плюсом ваш выбор в соответствующей графе.

Разговариваете ли Вы с вашим ребенком:

- о достижениях в жизни,

- религии,

- семейных традициях

- шутках, анекдотах,

- актуальной политике,

- сексе.

Принято ли в Вашей семье разговаривать с ребенком о ваших заботах и проблемах по поводу:

- вашей работы,

- семейного бюджета,

- отношений с супругом (ой),

- Ваших чувствах гнева, рассеянности, беспомощности, боли,

- воспоминаниях Вашего детства и юности,

- этапах Вашей семейной жизни, пережитых радостях и горестях.

Делятся ли с Вами дети своими мыслями и чувствами по поводу:

- необычных явлений и событий их жизни,

- их чувств,

- их мечтаний,

- отношений со сверстниками,

- любви и дружбы, верности и предательства.

       Вглядитесь в листок с Вашими ответами! Обратите внимание на минусы – это то, что Ваш ребенок не знает. Все ли устраивает Вас? Что хотелось бы изменить, исправить, что оставить таким, как есть? Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы ситуация максимально приблизилась к вашему видению ее?

       Помочь подростку взрослеть – значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в причинах и следствиях поступков не только окружающих людей, но и своих собственных. И эти навыки в первую очередь он получает в родительской семье. Совместное, доверительное обсуждение проблем, прояснение взглядов и мнений на различные ситуации позволяют подростку и родителям перейти на новый путь взаимодействия –  совместного партнерства.

Для других мы создаем правила, для себя – исключения.

                                                                                  Лемель


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: