Копилка уроков

Иванова Ульяна Иннокентьевна

Открытые уроки разных лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhitelnye_i_otritsatelnye_chisla_6_klass_matematika.docx211.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе

Тема урока: « Положительные и отрицательные числа»

Автор: Иванова Ульяна Иннокентьевна, учитель математики МБОУ «Токкинская ШИС(п)ОО» , с.Токко Олекминского района РС(Я)

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Образовательная цель: дать понятие положительных и отрицательных чисел, доказать необходимость их применения в жизни; способствовать формированию умения распознавать положительные и отрицательные числа; изображать их на координатной прямой.

 Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления учащихся, формированию математического мышления и речи, развитию навыков самоконтроля, самооценки, развитию внимательности при поиске ошибок.

Воспитательная цель: воспитывать у учащихся интерес к математике и сознательную дисциплину.

Этапы урока:

  • организационный момент;
  • подготовка к усвоению нового материала;
  • новый материал;
  • закрепление нового материала;
  • итоги урока;
  1. Организационный момент:

Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Ульяна Иннокентьевна,

Слайд1. Ребята, открываем тетради, записываем число. А тема сегодняшнего урока «Положительные и……числа»,оставим пробел так, чтобы вошло слово из 10 букв.

Итак, начнем урок.

  1. Подготовка к усвоению нового материала:

Слайд 2. Ребята, рассмотрим противоположные понятия из нашей жизни: белое – черное, большое – маленькое, сильный – слабый,  день – ночь, плюс – минус, прибыль – убыток, положительное - ….

Последнее противоположные понятия выбраны не случайно, они относятся и к математике.

Теперь вспомним: какие   числа мы знаем?

Устная работа.

Слайд 3.   Числа бывают: натуральные, простые, составные, числа – близнецы,  давайте вспомним их определения и примеры. Какие числа называются натуральными? А кто мне какие числа называются простыми? …составные?...А вы слышали про числа-близнецы?

Вот сколько разных определений чисел вы изучили. Существует еще много разных чисел, которые вы будете изучать в старших классах. А что же скрывается под эти шаром, отмеченным знаком вопроса? Мы к нему еще вернемся.

Слайд 4. Перед вами прогноз погоды в селе Токко на 3 дня. Обратите внимание на температуру воздуха:  -32; -28; -21 и т.д. Жарко или холодно в Токко? Тогда диктор как объявляет температуру? Как бы вы сказали? (32 градуса мороза)

Слайд 5. Перед вами прогноз погоды некоторых улусов Якутии

(карта Якутии. Прогноз погоды на 6 часов утра на начало октября)

Оленек

-15

Тикси

-10

Жиганск

-7

Олекминск

+3

Алдан

+5

Бердигестях

+1

Мирный

0

О чем говорит запись: Оленек  -15?

- В Оленьке 15 градусов мороза. Какая температура в Оленьке? Правильно – минусовая.

А в Олекминске +3? Это значит 3 градуса тепла. Какая температура в Олекминске? (плюсовая)

Обратите внимание, что воздуха задана с помощью знаков «плюс» и «минус».

С помощью какого прибора определяют температуру воздуха?

- С помощью термометра.

Слайд 6. Ребята, а теперь помогите мне установить термометры. (Вызываются 5 учащихся к доске и на интерактивной доске устанавливают температуры: Оленек -15, Тикси -10, Мирный 0, Олекминск +3, Алдан +5)

Как -15 и -10 расположены на термометре относительно 0?

- Ниже 0. Числа, которые показывают минусовую температуру воздуха расположены на термометре ниже 0.

+5, +7   Что можно сказать про эти числа?

- Числа, которые показывают плюсовую температуру воздуха расположены на термометре выше 0. 

В Мирном 0 градусов. О нулевой температуре не говорят «0 градусов тепла» или «0 градусов мороза»

Слайд 7.  А теперь рассмотрим противоположные понятия для температуры:

Жарко, тепло -  морозно, холодно

Плюсовая – минусовая

Положительная – отрицательная.

Может быть, кто-то сможет сформулировать тему урока? Внимательно посмотрите на доску, что мы нового только что узнали? Вернемся к теме урока. Мы с вами пропустили слово, кто догадался, какое слово следует написать?  

  1. Усвоение новых знаний

Слайд 8. – Итак тема урока «Положительные и отрицательные числа».

Изучение нового материала.

Цели урока:

Какие задачи урока мы должны решить при изучении этой темы? (Чему мы должны научиться?)

Слайд 9. Целеполагание

  1. Знать определение  положительных и отрицательных чисел и уметь распознавать их.
  2. Познакомиться с историей возникновения отрицательных чисел.

3.          Научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.

Слайд 10. Вернемся к нашему шарику с вопросом и откроем его. Здесь скрываются числа со знаком минус. Какое определение мы дадим этим числам?

Слайд 11-13. История возникновения отрицательных чисел (сообщения учащихся)

Слайд 14.   Определения. «- Если перед числом стоит знак «-» , то это число отрицательное. А если перед числом стоит знак «+» или никакого знака нет, то это число положительное.»

Слайд 15. Сгруппируйте числа.

Какое число осталось? Ответ: 0. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.

Слайд 16. Определение числа 0

Слайд 17. Ребята, вспомним, что такое координатный луч? (Определение координатного луча)

Кто выйдет к доске и напишет точку А (2), В(5). (двое выходят к доске с помощью маркера).

А как изобразить число С(-1)?

- Для того, чтобы изобразить отрицательные точки, мы дополним луч до прямой. Левее от 0 откладываем отрезки, равные единичному отрезку и отмечаем отрицательные числа, начиная от нуля. Чтобы отметить число -1, отсчитываем от 0 влево один единичный отрезок, ставим точку С. Пишем С(-1) .

Слайд 18. Ребята, давайте попытаемся дать определение координатной прямой.

- Прямая с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением называется координатной прямой.

Физкультминутка. Переходим к презентации

Слайд 1. Положительные и отрицательные понятия

Настало время восстановить тонус, с помощью физкультминутки и разберемся  где мы используем понятие положительных и отрицательных чисел в жизни. Внимательно следим за экраном, если появляется положительное понятие, то киваем  головой «Да», а если отрицательное - «Нет». Распрямили все спинки. Начали:

 ( глубина озера(отр),  высота ели (полож),  близорукость (отр),  убыток (отр), доход (полож), расход (отриц), прибыль (полож), жара (полож), холод (отриц))

  1. Закрепление нового материала

Упражнения из учебника ( №897 устно, 899)

Закрепление нового материала.

Слайд 2.

Понятие положительных и отрицательных величин мы знаем, молодцы. А теперь усложним задание.

Задание: По заданным координатам изобразить точки на координатной прямой.

О(-6); Л(-4) ; Е(2) ; Д(0) ; О(-2); Ц(5); М(-7)

http://festival.1september.ru/articles/571840/img1.gif

Слайд 3. Ребята, а сейчас проверьте себя, удастся ли вам по отмеченным точкам  найти координаты точек. Для этого выполните задания на карточках по вариантам. Поясняю задания-шифровки.

На  координатной  прямой  отмечены буквы. А в таблице  этим буквам соответствуют координаты этих точек. Заполняя таблицу, вы должны прочитать зашифрованное слово. (Подготовлены карточки шифровки на 2 варианта, дети, выполнив задание, говорят слово). Проверяют работы соседа. Оценка ставится только тем, кто выполнил на «4» и «5».

Слайд 4. ( расшифровка задания) ПРОЦЕНТЫ,  ОРДИНАТЫ

А проверить каждый себя вы сможете, выполнив задания теста-самоконтроля.

В первой части теста вы оцениваете себя в том, как вы поняли новую тему. Если считаете, что умеете выполнить данное задание, ставите знак +. А во второй части вы уже выбираете правильные ответы. Ответы записываете рядом с заданием в таблицу. Вам предлагается выполнить эту работу в течение 2 минуты.

Теперь сверяемся с ответами. Если задание правильно выполнено, в пустую клетку ставим +. Сейчас я предлагаю вам определить, верно ли вы оценили свои знания, полученные на уроке.              (Пример задания ниже)

 

Слайд 5на  2 варианта

вопрос

ответ

  1. Я умею различать положительные и отрицательные числа.

 

 

  1. Я умею находить координату точки.

 

 

  1. Я умею по заданным координатам находить точку.

 

 

А1. Какие из чисел положительные?

+5; 0; -2; 1\2.

а) +5 и 0

б) +5 и 1\2

в) 1\2 и 0

г) 0

 

А2.Какую координату имеет точка С?

а) -4

б) 3

в) -3

г) 1

 

А3.Какая из данных точек имеет координату -2?

а) В

б) А

в) С

г) Д

 

А4.Величины, про которые можно сказать, что они положительные

а) мороз

б) долг

в) прибыль

г) убыток

 

А5.Величины, про которые можно сказать, что они отрицательные

а) мороз

б) прибыль

в) жара

г) долг

Домашнее задание  параграф 5, п26 .№919, 921, 922

Подведение итогов.

Какие задачи урока мы сегодня решали?

Оценки за урок.