Взаимодействие с объектами социальной среды

Силантьева Виктория Олеговна

Взаимодействие с объектами социальной среды является не маловажной составной частью работы психолога. Данное направление работы, как правило, не входит в функциональные обязанности специалиста и выходит за рамки образовательной организации или системы образования в целом. Несомненным преимуществом взаимодействия с объектами социальной среды является формирование имиджа педагога в обществе, а так же налаживание партнерских отношений с организациями города.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТКР "ОХА"

Взаимодействие с ТРК "Оха" осуществляется в рамках цикла просветительских телепередач "Здоровье". Тематика выступлений формируется в соответствии с запросами телезрителей. Запросы публикуются в социальных сетях (Одноклассники.ру, ВКонтакте).


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВЛЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ "СОЮЗ ЖЕНЩИН РОССИИ"

Взаимодействие с данной организацией осуществляется в рамках сопровождения конкурса "Маленькая принцесса". Подобный конкурс проводиться в нашем городе впервые. Его основная цель - укрепление семейных ценностей. Участницами конкурса являются девочки 8-9 лет. Им предстоит пройти ряд этапов:

  • Отборочный этап для которого необходимо подготовить творческий номер;
  • Репетиционный этап предполагает подготовку в заключительному шоу, а так же:
    • экскурсия в художественную школу;
    • экскурсия в музыкальную школу;
    • мастер-класс от сотрудников Центральной библиотеки;
    • творческий час "Творим вместе" с учащимися Рос-нефть класса МБОУ СОШ №1.
  • Заключительный этап (финальное шоу). Финальное шоу предполагает несколько конкурсных испытаний:
  • Дефиле "Принцессы прибыли на балл"
  • Конкурсное испытание "Визитная карточка"
  • Конкурсное испытание "Что? Где? Когда?"
  • Конкурсное испытание"Полёт фантазии"
  • Конкурсное испытание "Мой талант"
  • Конкурсное испытание "Персонаж любимой сказки"
  • Конкурсное испытание "Выход в вечерних нарядах"

Для создания положительного настроя участников первым этапом психолого-педагогического сопровождения конкурса стало знакомство родителей участниц друг с другом. Для этой цели были подобраны тренинговые упражнения, которые помогли родителям познакомиться друг с другом, обозначить свои ожидания от конкурса, а так создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в родительской группе. Помимо знакомства была проведена беседа о влиянии внутренней позиции родителя на эмоциональное состояние ребенка и о важности правильного распределения своего времени.

Следующим этапом сопровождения является работа непосредственно с участницами конкурса. Основная задача работы с группой детей - снятие психоэмоционального напряжения. Поскольку конец учебного года сопряжен с интенсивной учебной нагрузкой (итоговые контрольные работы) и заключительными мероприятиями в системе дополнительного образования (отчетные концерты, спектакли и т.д.) подготовка к конкурсу является дополнительным стрессом для девочек. Что бы преодолеть напряжение и избавиться от накопившейся усталости с участницами конкурса проводятся тренинговые упражнения и ресурсные психотерапевтические техники.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦЕНТРОМ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ "АКУНА МАТАТА"

 

Взаимодействие с центром поддержки образования "Акуна Матата" осуществляется в рамках занятий в паре "Мама + малыш" для детей от 6 месяцев до 2 лет. Основной целью занятий является повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах раннего развития ребенка. 

Основной упор в работе с детьми раннего возраста ставится на развитие моторных функций, сенсорно-перцептивной и двигательной сферы. 

Ощущение и восприятие - начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире. Стоит отметить некоторые особенности развития данной сферы у младенцев:

  • ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторных функций ребенка и способствует последнему;
  • развитие моторных функций, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулированию предметами и становится условием их восприятия;
  • адаптация руки к захвату предмета в соответствии с его формой свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;
  • развиваются межанализаторные связи - зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;
  • начинает формироваться первое познавательное действие - обследование предметов.

В дальнейшем на эту базу надстраивается развитие всей познавательной сферы ребенка. В раннем возрасте важно стимулировать стремление ребенка исследовать окружающий мир поскольку это богощает его сенсорный и перецептивный опыт, дает толчек для развития психических пзновательных процессов. Для этого необходимо насыщать окружающую среду малыша различными стимулами. Однако следует придерживаться некоторых основных правил и учитывать возрастные особенности ребенка. Эту полезную и важную информацию узнают родители, посещая занятия "Мама + малыш". 

Описание группы. Каждая группа состоит из 5-6 детей. Дети объединяются в группы, близкие по возрасту (6-11 мес., 12-18 мес., 19-24 мес.). Направление работы в каждой группе отличается и зависит от возраста, интересов и возможностей детей.

Приоритетные направления работы в разных возрастных группах:

  • 6-11 мес. Приоритетное направление - развитие двигательной сферы и моторных функций, обогащение пассивного словаря, стимулирование восприятия простыми стимулами.
  • 12-18 мес. Приоритетное направление - активизация восприятия зрительными, тактильными и звуковыми стимулами, стимулирование исследования предметов и окружающей среды, развитие двигательной сферы и моторных функций, обогащение пассивного словаря.
  • 19-24 мес. Приоритетное направление - формирование сенсорных эталонов, представлений о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, красный, синий), стимулирование исследования предметов и окружающей среды, сравнение предметов окружения с сенсорными эталонами, развитие двигательной сферы и моторных функций, обогащение пассивного словаря.

Отличительные особенности занятий:

  • Формирование консультаций исходя из запроса группы либо на основе конкретной ситуации;
  • Изготовление развивающего материала из подручных средств;
  • Родители - активные участники развивающего процесса;
  • Продуктивная деятельность (лепка, аппликации, рисование);
  • Разнообразность развивающих стимулов;
  • Двигательные упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики;
  • Использование стишков, песенок и потешек;
  • Расширение социальных контактов родителей (в особенности мам);
  • Возможность взаимодействия детей в группе сверстников на регулярной основе.

​Еще одной не маловажной отличительной особенностью занятий является развивающий инструментарий (игры и стимулы). Весь инструментарий является авторским. Он разработан и реализован мной с помощью доступных средств и предметов домашнего обихода. Это позволяет родителям изготовлять похожие игры в домашних условиях самостоятельно. Кроме того, подобные "развивашки" могут включать элементы, интересующие конкретного ребенка и делать игру еще привлекательнее для малыша. 

Такой подход к развивающему инструментарию был выбран не случайно. В нашем не большом городе ассортимент развивающих игр и игрушек для детей не велик. А удаленность и частые плохие погодные условия приводят к тому, что доставка из интернет - магазинов составляет в среднем один месяц. Поэтому многие не сложные игры целесообразнее делать своими руками. 

Режим работы группы. Каждая встреча проходит на протяжении 60 минут:

  • 20-30 минут - непосредственно занятие с детьми;
  • 15-20 мин - консультация с родителями во время свободной игры детей;
  • 15 минут - прощание, уход домой.

Примеры развивающих игр

"Конфета с сюрпризом" 

"Тянем-потянем"

 

"Разноцветный коврик"

Тактильные вкладыши "Треугольник"

"Геометрическое лото"

"Веселые прищепки"

"Шумовые коробочки"

"Тактильные елочки"

"Сенсорные коробки"

"Радужные стаканчики"

"Боулинг"

"Геометрические фигуры"

"Сенсорный коврик"

"Тактильные карточки"

Продуктивная деятельность

Знакомство с пластичным материалом "Тесто"

Раскрашивание простых трафаретов

Знакомство с пластичным материалом "Масса для лепки"

Аппликация "Кошка в окошке"

Рисование "Цветные штампы"

Знакомство с клеем

Аппликация "Черепаха"

Апптикация "Мозаика"

Раскрашивание сложного трафарета