Консультации для родителей

Лодун Ольга Кызыл-ооловна

Консультации родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ

1

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого кусаки. Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.

Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.

Джудит Шурман-Офер, психолог организации «ТЕЛЕМ» (центры по психологическому развитию детей), утверждает, что нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность. В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

Причины поведения.

Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая — желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Младенцы часто кусают разные предметы, соски, игрушки и даже материнскую грудь. Вначале они делают это неосознанно, но затем они все лучше понимают смысл укуса и реакцию, которую тот вызовет у окружающих.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сенситивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сенситивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты — достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

Кто кусал и кто укушен.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения. Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к профессиональному психологу.

Но прежде всего, следует проверить, в каких ситуациях в садике ребенок кусается, и попробовать предотвратить их возникновение. Например, если ребенок проявляет агрессию при усталости или голоде, значит, в это время ему трудно владеть собой, и он быстро раздражается. Исключить повод для агрессии довольно просто, психолог тут не нужен.

Но как быть с «жертвой», в особенности, если каждый день ребенок приходит из садика со следами укусов? Означает ли это, что воспитатели недостаточно следят за детьми? Ответ прост: если следы укусов сменяют друг друга постоянно, ситуация безусловно ненормальна. Воспитатели должны стараться, чтобы «кусачие» детки были все время в поле их зрения. Например, днем, когда дети уже устали, следует обратить внимание на то, чтобы потенциальные «кусаки» были заняты спокойным делом под надзором одного из взрослых. Но даже если воспитатели очень внимательны и стараются предотвратить эксцессы, не надо ожидать от них стопроцентного успеха.

У нас никого не кусают!

Правило номер один любого детского коллектива: когда ребенок кусается, его следует, прежде всего, остановить и отвести подальше от «жертвы». Следует объяснить ребенку совершенно однозначно, что ни в коем случае нельзя кусаться. Можно сравнить это с другими известными ему запретами, существующими в садике. Достаточно одного короткого предложения, которое следует повторять ясно, четко и строго: «У нас в садике нельзя кусаться!». Нет смысла наказывать малыша в таком возрасте. Он еще недостаточно осознает причинно-следственную связь между поведением и наказанием, и кроме того, он практически не владеет своими побуждениями. Поэтому если он разозлиться опять, страх перед наказанием не остановит его. Кроме того, ребенок в этом возрасте еще не в состоянии понять, что другому тоже больно.

Что касается родителей «кусачего» малыша, нет смысла ежедневно делать им замечания по поводу поведения ребенка. Следует назначить встречу, которая будет касаться всех аспектов укусов. Если родители будут чувствовать, что воспитатели критикуют их и ребенка, это только заставит их занять круговую оборону, агрессивно реагировать на нападки и упреки.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, дети которых впервые поступают в детский сад

Тема: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

    Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Первый человек, с которым они здесь встречаются, — это заведующий. Заведующий постарается вам объяснить, что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему. Вам необходимо понять, как важно дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке, поэтому лучше начать водить малыша в детский сад примерно за месяц до выхода мамы на работу.

    Вам, конечно небезразлично, в каких условиях будет воспитываться ребенок в группе. Педагог может показать вам групповое помещение, туалетную комнату, индивидуальный шкафчик в приемной, рассказать о режиме, о том, как проходит жизнь ребенка в условиях детского сада, чем занимаются, какое имеется игровое оборудование.

    Очень важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения, договориться о том, чтобы режим семейного воспитания в основном совпадал с режимом ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

    В первый раз ребенка желательно привести утром, ближе к концу завтрака, и обязательно, накормленного. Впервые оказавшись в детском саду, ребенок испытывает стеснение, страх, и даже, стресс, поэтому вполне может отказаться кушать.

    Чтобы облегчить малышу процесс адаптации к условиям ДОУ, соблюдаются следующие правила:

  • В любое время родители ребенка могут придти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным.
  • Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время, но следует помнить, что в первые дни пребывание малыша в группе не более 2-3 часов, в зависимости от степени его психического состояния.
  • Воспитатель обязательно выполнит просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
  • Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

    Еще до того, как ребенок придет в группу, желательно составить разговор с воспитателем и рассказать как можно больше об особенностях его поведения и привычках:

  • В каких условиях живет ребенок, сколько человек в семье, есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка и т.д.;
  • Какие привычки сложились в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.;
  • Как называют ребенка дома ласково;
  • Чем больше всего любит заниматься ребенок;
  • Какие особенности в поведении вас радуют, а какие настораживают.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Для того, чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

  • к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
  • обществу своих сверстников;
  • новой пище и условиям еды;
  • новой обстановке для сна.

Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если вы будете на первых порах рядом с ним.                                                                                                                 Первую неделю мы просим вас приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком, и оставаться с нами в группе до обеда.   Вторую неделю мы предложим ребенку попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели — спать.                                                                                       Третью и четвертую неделю просим  забирать ребенка вскоре после дневного сна.

    Мы думаем, что в адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Наша совместная работа по адаптации ребенка рассчитана максимально на 4 недели. При более быстрой и легкой адаптации возможно сокращение сроков прохождения каждого из этапов.

    Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения. Просим вас рассказать о ребенке как можно больше, все, что вы считаете важным. Мы готовы прислушаться ко всем вашим пожеланиям.

    Возможно также для предварительного знакомства с учреждением вместе с ребенком побывать на прогулке с группой, поиграть с детьми, посмотреть, чем занимаются в группе, поучаствовать в празднике, развлечениях, придти на спектакль.

     Далее предлагаем еще несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку в этот сложный период. Желаем успеха!

http://www.sadik.sokik.ru/files/sadik/adaptaciya_rebenka.jpg