Методическая страничка

Прекрасна школьная пора,
И Нам дано в ней опериться.
Чтоб стать Мудрее, чем вчера,
Нам надо многому учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ganichkina_l.m._urok_literaturnogo_chteniya.docx54.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 27  с углубленным изучением  отдельных предметов"

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету

литературное чтение

2 класс

Тема: Устное народное творчество и современная поэзия.

И. Пивоварова «Жила-была собака».

УМК "Перспективная начальная школа"

Ганичкина Людмила Михайловна,

учитель начальных классов,

г. Балаково Саратовской области

2014г

Аннотация

Учитель:         Ганичкина Людмила Михайловна,

                        первой квалификационной категории, стаж работы – 17 лет

Образовательное учреждение:  МАОУ  СОШ № 27г. Балаково,

                                                      улица Степная,30.  

Предмет:  литературное чтение, 2класс

Урок "открытия"нового знания

Урок проведён во 2 классе

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показывает процесс формирования УУД. Урок разработан в соответствии с содержанием программы по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа". Методическая разработка адресована учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий,  проведения классных часов. Урок составлен с учётом возрастных особенностей  учащихся.

Тема

Устное народное творчество и современная поэзия.

И. Пивоварова «Жила-была собака»".

Цель урока

Образовательные цели:

  • показать связь поэтических текстов с народным творчеством;
  • продолжить  знакомить учащихся понятием небылица, докучная сказка, загадка, считалка, прибаутка, закличка;
  • продолжать учить ориентироваться в устном народном творчестве, учить определять жанр произведения;
  • продолжать учить ориентироваться в тексте, умению находить строчки, подтверждающие мысль ученика;
  • продолжать учить умению сравнивать устное народное творчество и современную поэзию;
  • продолжать знакомство со спецификой народного жанра.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать умение пользоваться словарями;
  • развивать многообразие психических процессов: внимание, логическое мышление, литературную речь, память, восприятие, воображение;
  • формировать интерес к предмету;
  • создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления;
  • создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • развития умения кратко излагать свои мысли;
  • создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности.

Воспитательные цели:

  • обучение умению общаться между собой;
  • воспитание внимания, усидчивости, любознательности;
  • воспитание  интереса к разным видам искусства.

Планируемый

результат

Ученик должен уметь определять жанр произведения, уметь находить сходство и отличия устного народного творчества и современной поэзии.

Предметные умения

УУД

Учить умению определять жанр произведения, уметь находить сходство и отличия устного народного творчества и современной поэзии.

Ожидаемые результаты:

      Предметные: формирование умения определять жанр произведения, умения находить сходство и отличия устного народного творчества и современной поэзии.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией.

Основные понятия

Небылица, докучная сказка, загадка, считалка, прибаутка, закличка, современная поэзия.

Организация пространства

Межпредметные связи изобразительное искусство, история, русский язык, окружающий мир.

Методы и формы работы

Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтально- групповая, парная, фронтальная

Ресурсы

Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение.

Использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru.

Оборудование

Литературное лото, фишки, портрет и выставка книг

И. Пивоваровой, толковый словарь, учебник русского языка 2 класс, 2 часть (словари), аудиозапись песни Григория Гладкова «Жила-была собака» на стихи

И. Пивоваровой, альбом и карандаши, картины  «Музей в твоем классе» с иллюстрациями Б. Ермолаевой «Репка», Е. Бема «Сказка о деде и репке»,   презентация.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный момент (1мин)

Приветствует учеников, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового. Психологический настрой детей на урок.

- Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – Солнцу и птицам.

Доброе утро! – Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера!

(Мария Монтессори)

- Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение.

Л-  внимание, уважение к сверстникам.

К – планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Р– мобилизация сил и энергии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

2. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

 - Урок пора нам продолжать.

Предлагаю поиграть.

Поработать в паре дружно.

Вам закрыть ответы нужно.

(Детям раздают карточки лото по одной на парту).

- Догадайтесь, о чем идет речь?

  1. Золотое решето черных домиков полно. (Загадка)
  2. – Рассказать тебе сказку?

- Ты говоришь «расскажи», я говорю «расскажи».

Рассказать тебе сказку?

- Не надо.

- Ты говоришь «не надо», я говорю «не надо». Рассказать тебе сказку?

- Отстань.

- Ты говоришь «отстань», я говорю «отстань».  Рассказать тебе сказку?

(Докучная сказка)

  1. Плыл по морю чемодан.

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Ты не веришь? Выйди вон! (Считалка)

  1. Ай-дуду, ай – дуду,

Потерял мужик дугу.

Потерял мужик дугу

За поленницей в углу.

Шарил, шарил – не нашёл,

Так заплакал и пошёл. (Прибаутка)

  1. Дождик, дождик пуще –

Дам тебе я гущи! (Закличка)

- Что объединяет все эти понятия?

- Какое слово осталось не закрытым?

- Что такое небылица?

- Чем отличаются небылица от прибаутки?

Приведите примеры.

РЕЛАКСАЦИЯ

(Дети кладут  руки перед собой на парту, голову – на руки  и закрывают глаза. В это время звучит в записи пение птиц,  журчание воды.)

- Расшифруйте запись:

ИСМРСМИСМНСМАСМПСМИСМВСМОСМВСМАСМРСМОСМВСМАСМ

- Кто нашел ключ к шифру?

- Кто это? Что вы знаете об этом человеке? Где можно узнать?

- Откройте учебник на

с. 60. Прочитайте фамилию автора.

-  Вам знакома эта поэтесса?

- Где можно узнать?

Ученики работают в парах. Детям раздают карточки лото по одной на парту.

Дети фишками закрывают ответы.

Небылица

Докуч

ная

сказка

загадка

считалка

прибаутка

закличка

- Загадка

- Докучная сказка.

- Считалка.

- Прибаутка.

- Закличка.

- Это жанры устного народного творчества – фольклор.

- Небылица.

- Небылица – жанр фольклора. В небылице рассказывается о том, чего не бывает на самом деле.

- Прибаутка – это маленькая история, шуточный рассказик, сказочка-шутка. В прибаутке все происходящее вполне возможно, но лишь какие-то моменты указывают на то, что это шутка.

 Дети приводят примеры фольклора.

 Ирина Пивоварова.

СЛАЙД

В учебнике, энциклопедии, в интернете, в книгах этого автора.

Л – самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом.

К–планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

К–планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Р– мобилизация сил и энергии.

П-перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.

П – извлекать

информацию.

3. Целеполагание (2 мин)

- Сформулируйте тему урока?

- Какие цели поставим на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем

 изучать современную поэзию И. Пивоваровой.

- Найти связь поэтических текстов с народным творчеством.

- Продолжать учиться определять жанры произведений.

Р - уметь и учиться определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

Л– самоопределение,  побуждение к деятельности;

П– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

4. Актуализация знаний (6мин)

Слайд (фото)

Учитель напоминает инструкцию работы в группах и время работы:

1.Каждый должен попробовать себя в роли Координатора, Скептика, Разработчика, Подателя идей.

2. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.

3. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.

4. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.

Рекомендуемые книги: «Тайна», «Всех угостила», «Мост и сом».

Выставка книг устраивается детьми.

Слайд с иллюстрациями к книгам

И. Пивоваровой.

Слайд с книгами поэтессы.

Работа в группах (каждому раздаются бейджики с ролями).

Возможны следующие ролевые функции:

1. Организатор  – отвечает за работу группы в целом.

2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.

3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения.

4. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

5.Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

6.Часовщик - следит за временем обсуждения.

1 группа готовит сообщение о поэтессе И. Пивоваровой по плану:

  1. дата рождения;
  2. место учёбы;
  3. интересы;
  4. выставка книг.

  1. группа работает по плану:
  1. первые рассказы

И. Пивоваровой;

  1. чем увлекательны рассказы и стихи поэтессы; 3) где проявился талант

И. Пивоваровой как  художницы?

4) выставка иллюстраций художницы и поэтессы.

3 группа готовит РЕКЛАМУ книг И. Пивоваровой по плану:

  1. название произведения;
  2. герои произведения;
  3. зачитать понравившийся, интересный, захватывающий отрывок из произведения и останавливается на самом интересном месте.
  4. – А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав эту книгу…

4  группа работает с книгой «Жила-была собака» И. Пивоваровой:

  1. - Найдите значения слов, отмеченных в произведении звездочками.
  2. – Прочитайте.
  3. - Вам понравилось произведение?
  4. - Какое настроение оно у вас создало?
  5. - Прочитайте строчки, которые вам больше всего понравились. Что в них необычного? Докажите.

Выставка книг  Ирины  Пивоваровой, составленная детьми.

К- сотрудничество в поиске и выборе правильного решения.

П- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Р- определение последовательнос-

ти промежуточных целей с учетом конечного результата

- составление плана и последовательнос-

ти действий.

П - использовать широкий спектр источников информации

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать

новые

знания.

5. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

- Как называются такие истории (прибаутками или небылицами)?

- Найдите и зачитайте те строчки, которые доказывают твое мнение.

- Что кажется самым невероятным? Найдите эти четверостишия.

- Прочитайте строчки, в которых герой-рассказчик сам подтверждает, что это небылица.

- Найдите строчки, которые повторяются.

- Ребята, сделайте вывод, особенности каких жанров фольклора использовала в своем стихотворении

 И. Пивоварова, чтобы стихотворение получилось интересным, загадочным, веселым?

АУДИОЗАПИСЬ

- Послушайте, какую песню сочинил современный композитор Григорий Гладков на стихи Ирины Пивоваровой.

Творческое задание.

- Придумайте продолжение к этому стихотворению, каким оно будет по жанру?

- Отобразите продолжение в рисунках.

Читают стихотворение по цепочке.

 Находят понравившиеся строчки.

- Есть строчки, похожие на прибаутку, и те, которые похожи на небылицу.

Ученики выразительно читают стихотворение.

Дети говорят, что это элементы докучной сказки.

Ученики делают вывод.

-Небылица, докучная сказка, загадка, прибаутка – помогли сделать стихотворение

И. Пивоваровой интересным, загадочным, веселым.

Дети слушают.

П- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Общеинтеллекту-альные - анализ, синтез, сравнение, группировка,

причинно - следственные связи, логические

рассуждения, доказательства, практические

действия.

К - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Этап первичногозакрепления (4мин)

Конкурс чтецов

Дети выходят и читают любое стихотворение

 И. Пивоваровой или придуманное продолжение, показывая свое сценическое мастерство, а в этом поможет искусство прочтения фольклора: вспомните, как читаются докучная сказка, прибаутка, небылица, считалка?

 Другие ребята оценивают

(по листу оценивания).

Р - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

7. Этап включения в систему знаний и повторения ( 4 мин)

- Могут ли художники, так же как и поэты, использовать в своем творчестве особенности фольклора?

- Вы рисовали элементы фольклора к продолжению стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака»?

- Посмотрим, как  художники  смогли использовать в своем творчестве особенности фольклора. Для этого отправимся в «Музейный Дом».

- Иллюстрации

Б. Ермолаевой «Репка», Е. Бема «Сказка о деде и репке».

 - Можно ли рассказать сказку «Репка» как небылицу? Попробуйте.

Выставка рисунков детей.

Работа в парах по инструкции:

  1. Рассмотреть с лупой иллюстрации.
  2. Определить название.
  3. Определить сюжет иллюстрации

Б. Ермолаевой «Репка».

     4. Что в нём особенного?

 Сюжет расположен по кругу, значит, он похож на докучную сказку.

Сюжет иллюстрации Е. Бема «Сказка о деде и репке» располагается по цепочке друг за другом,  как сказка-цепочка, как докучная сказка.

Творческая работа

- Можно начать так.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, выше неба стоячего, выше облака ходячего…

Продолжить работу можно дома.

Р - оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

П - использовать широкий спектр источников информации;

- извлекать информацию.

П - ориентироваться в своей системе знаний.

Р - оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

8. Рефлексия (3 мин)

  1. - Удалось ли нам достигнуть

цели урока?

- Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ.

- Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

- Можно ли утверждать, что Ирина Пивоварова любит устное народное творчество?

  1. Оценка знаний.
  2. Домашнее задание:

чтение стихотворений на с. 60 – 62;

 1 группа рассказывает сказку «Репка» как небылицу;

2 группа выполняет творческое задание в печатной тетради;

3 группа рисует иллюстрацию к одному из стихотворений.

-  Современные поэты используют  в своих произведениях особенности жанров фольклора.

Ученики работают с оценочным листом

Общеинтеллекту-альные - анализ, синтез,

причинно - следственные связи, логические

рассуждения, доказательства.

Р - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Литература

Захарова В. В., Серова М. В., «Поурочные разработки по литературному чтению»;

Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., «Русский язык», 2 класс, 2 часть;

Малаховская  О. В. «Литературное чтение», тетрадь для самостоятельной работы №1, 2 класс;

Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Литературное чтение», методическое пособие, 2 класс;

Чуракова Н. А «Литературное чтение», 2 класс, поурочные планы;

http://montessori-forum.ru/viewtopic.php;

использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru).