Инновационная деятельность

Босхолова Туяна Будажаповна

Уважаемые коллеги! На данной страничке представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяются в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_unt.docx905.23 КБ
Файл avtrrskaya_programma.docx753.36 КБ
Файл uchus_sozdavat_proekty._1-4_klassy.docx79.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МО «Иволгинский район»

МОУ Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Программа элективного курса

«Устное народное творчество»

для учащихся

1-4 классов.

Автор

учитель начальных классов:

Босхолова  Туяна  Будажаповна

C:\Users\1\Desktop\Аттестация\Босхолова Т.Б\рецензии\устное народное творчество.jpg

                         

Пояснительная записка.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Цель курса  «Устное народное творчество» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры устной и письменной речи обучающихся, развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

Задачи курса:

-   учить анализировать окружающую речевую среду,

-   воспитывать интерес и бережное отношение к бурятскому  и русскому языкам,

- познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества,

-  обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств в малых жанрах русского  и бурятского фольклора,

-  создавать свои произведения.

    Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- выразительное чтение и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.

Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах.

Учебно-тематическое планирование.

№ темы

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Выход

1  класс (34 часа)          

1

Введение в курс

1 час

Лекция учителя

Выпуск стенгазеты

2

Жанры устного народного творчества

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

Пословицы, поговорки

3 часа

3

Классификация

1 час

Лекция учителя

4

Тематическое содержание.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

5

Бурятские и русские пословицы, поговорки.

1 час

Лекция учителя

Скороговорки, чистоговорки

2 часа

   Проект «Книга чистоговорок и загадок».                  

6

Скороговорки

1 час

Лекция учителя

7

Чистоговорки. Сочинение чистоговорок.

1 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

Загадки

9 часов

8,9

Тематическое содержание.

2 часа

Лекции учителя

10

Классификация загадок.

1 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

11

Фонетический и лексический анализ загадок.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

12-14

Типы загадок ( вопрос, описание, сравнение, шарады, метаграммы, анаграммы, логографы, загадки – трафаретки)  

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

15

Тверские загадки.

1 час

Лекции учителя

16

Сочинение загадки. Викторина и лотерея загадок

1 час

Практические занятия

Русские и бурятские народные песни.

3 часа

Урок- концерт «Посиделки».

17

Тематика песен.

1 час

Лекция учителя

18

Колыбельные песни.

1 час

Лекция учителя

19

Заклички, приговорки.

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

Потешный фольклор.

3 часа

20

Голосянки.

1 час

Лекция учителя

Молчанки.

Лекция учителя

21

Небылицы.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

22

Небылицы – перевёртыши.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

Бурятские и русские народные игры.

4часа

Играем вместе

23

Жеребьёвки.

1 час

Лекция учителя

24

Считалки. Заумные считалки. Считалки – числовки. Сочинение считалочки.

1 час

Лекция учителя

25

«Эрынгурбаннаадан» (Бγхэбарилдаан, мори урилдаан, һурхарбаан), «Шагай наадан»

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

26

Игры драматизированные.

Игры с диалогами. Игры – ловишки. Игры хороводные.

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

Русские и бурятские народные сказки.

8 часов

Проект «Наши сказки».

27

Присказки и признаки сказок.

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

28

Тематика сказок.

1 час

Лекция учителя

29

Сказки о животных.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

30

Бытовые сказки.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

31

Волшебные сказки.

1час

Лекции учителя + практическое занятие обучающих.

32

Былины.

1час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

33

Сочинение сказок.

1 час

Практические занятия

34

итоги

                       

                    Учебно-тематическое планирование.

№ темы

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Выход

2 класс (34 часа)          

I.

Введение в курс

1 час

Лекция учителя

Выпуск стенгазеты

1.1.

Жанры устного народного творчества

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

II.

Пословицы, поговорки

3 часа

2.1.

Классификация

1 час

Лекция учителя

2.2.

Тематическое содержание.

1 час

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

2.3.

Тверские пословицы поговорки.

1 час

Лекция учителя

III.

Скороговорки, чистоговорки

3 часа

   Проект «Книга чистоговорок и загадок».                  

3.1.

Скороговорки

1 час

Лекция учителя

3.2.

Чистоговорки. Сочинение чистоговорок.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

IY.

Загадки

21 час

4.1.

Тематическое содержание.

2 часа

Лекции учителя

4.2.

Классификация загадок.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

4.3.

Фонетический и лексический анализ загадок.

4 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

4.4

Типы загадок (вопрос, описание, сравнение, шарады, метаграммы, анаграммы, логографы, загадки – трафаретки)

7 часов

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

4.5

Творческие загадки.

1 час

Лекции учителя

4.6.

Сочинение загадки.

3 часа

Практические занятия

4.7.

Викторина загадок.

1 час

Практические занятия

итоги

4.8.

Лотерея загадок.

1 час

Практические занятия

                    Учебно-тематическое планирование.

№ темы

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Выход

3 класс (34 часа)        

I.

Русские народные песни.

5 часов

Урок- концерт «Посиделки».

1.1.

Тематика песен.

1 час

Лекция учителя

1.2.

Колыбельные песни.

1 час

Лекция учителя

1.3.

Песни тверского народа.

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

1.4.

Заклички, приговорки.

2 часа

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

II.

Потешный фольклор.

9 часов

2.1.

Голосянки.

1 час

Лекция учителя

2.2.

Молчанки.

1 час

Лекция учителя

2.3.

Скороговорки.

2 часа

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

2.4.

Сечки.

1 час

Лекция учителя

2.5.

Небылицы.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

2.6.

Небылицы – перевёртыши.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

III.

Русские народные игры.

16 часов

3.1.

Жеребьёвки.

1 час

Лекция учителя

3.2.

Считалки.

1 час

Лекция учителя

3.3.

Считалки – числовки.

1 час

Лекция учителя

3.4.

Заумные считалки.

1 час

Лекция учителя

3.5.

Сочинение считалочки.

3 часа

Практические занятия

          Фольклорный праздник «Все в хоровод».

3.6.

Игры драматизированные.

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

3.7.

Игры хороводные.

2 часа

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

3.8.

Игры с диалогами.

2 часа

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

3.9.

Игры – ловишки.

2 часа

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

3.10.

Словесные игры-фанты.

2 часа

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

Учебно-тематическое планирование.

4 класс (30 часов)

№ темы

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Выход

I.

Русские народные сказки.

15 часов

                            Проект «Наши сказки».

1.1.

Присказки.

1 час

Лекция учителя

1.2.

Признаки сказок.

1 час

Лекция учителя + практическое занятие обучающихся

1.3.

Тематика сказок.

1 час

Лекция учителя

1.4.

Сказки о животных.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

1.5.

Бытовые сказки.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

1.6.

Волшебные сказки.

2 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающих.

1.7.

Былины.

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

1.8.

Сочинение сказок.

3 часа

Практические занятия

II.

Обрядовая поэзия.

15 часов

   Фольклорный праздник «В гостях у бабушки Дарьи»

2.1.

Зимние святки.

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

2.2.

Масленица.

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

2.3.

Весна. Закликание весны.

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

2.4.

Пасха.

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

2.5.

Лето. Троица.

3 часа

Лекции учителя + практическое занятие обучающихся

                            Литература.

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.
  2. Журавлёв В.П. Звук и смысл. – М., 1991г.
  3. Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.
  4. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы.- М., 1989г.
  5. Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка.- СПб., 1995г.
  6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990г.
  7. Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979г.
  8. Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.
  9. Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л., 1949г.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М., 1987г.        



Предварительный просмотр:

МО «Иволгинский район»

МОУ Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Программа элективного курса

«Бурятские и русские народные игры»

для учащихся 1-4 классов.

Автор

учитель начальных классов:

Босхолова  Туяна  Будажаповна

C:\Users\1\Desktop\Аттестация\Босхолова Т.Б\рецензии\Бурятские и русские игры.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В нихзаключаетсяогромныйпотенциалдляфизическогоразвитияребенка,формируетсяустойчивоеотношениеккультурероднойстраны,создаваяэмоциональноположительнуюосновудляразвитияпатриотическихчувств.Игрыспособствуютвоспитаниюсознательнойдисциплины,воли,настойчивостивпреодолениитрудностей,приучаютдетейбытьчестнымииправдивыми.

Игра–этошкола воспитания. Одни из нихразвиваютудетейловкость,меткость,быстротуисилу;другиеучатдобруисправедливости,честиипорядочности,любвиидолгу.Играформируетвысокуюнравственность.

Отличительными особенностями являются:

Определениевидоворганизациидеятельностиучащихся,направленныхнадостижениеличностных,метапредметныхипредметныхрезультатовосвоенияучебногокурса.

Цель программы:

-укрепление здоровья детей;

-формированиедвигательнойактивности,культурыобщениясосверстниками;

-развитие физических качеств: силы,быстроты,выносливости,ловкости.

Задачи:

-способствовать расширению кругозора учащихся;

-содействовать взаимодействию и  взаимопониманию;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

-развивать активность и самостоятельность;

-развивать творчество учащихся, любознательность, честность;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

-активизировать двигательную деятельность детей.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов(1-йгод)–приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве  общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.),первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов(2-3-йгод)–получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,семья,Отечество,природа,мир,знания,труд,культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результато в (4-йгод)–получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Народная игра–естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физическоговоспитаниядетей.Унихформируетсяустойчивое,заинтересованное,уважительноеотношениеккультурероднойстраны,создаётсяэмоционально-положительнаяосновадляразвитияпатриотическихчувств:любвикРодине;еекультуреинаследию.

Посодержаниювсенародныеигрыизабавыклассическилаконичны,выразительныидоступныдетям.

Бурятскиеирусскиенародыбогатысвоейисторией,культурой,национальнымитрадициями.Онинапротяжениимногихстолетийсоздавалсвоёсамобытноеискусство.Основыдобра,справедливости,любвикнароду,кегокультурезакладываютсявдетстве.Всёэтосохраняетсяипередаётсянам,детям,черезустноенародноетворчество–фольклор,вкоторомотраженынациональныеособенности.

Этопомогаетвыраститьюнойсменеумной,доброй,смелой,трудолюбивой,любящейсвойнарод,своитрадиции. Поэтому нужно рассказать об одной самой интересной традиции- бурятские и русские народные игры. Через них не забываются корни и не разрывается связь времени поколений.

Игра как средство воспитания

Развитие подвижных игр воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игры предваряют трудовую деятельность ребенка.Он начинает играть до того,как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

При этом большое значение имеет воспитание, как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому, большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела.


Содержание курса

Применение русских и бурятских народных игр и забав в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1.По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского и бурятского народа, игры русских детей и детей бурят).

2.По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3.По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом,с прыжками в высоту,в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель,с броскам и ловлей мяча и т.д.).

4.По содержанию и сложности построения игры(простые, переходящие, командные).

5.С учетом возрастныхособенностейдетей7,8,9,10лет;учащихся1–4кл.

6.По способу проведения(сводящим, безводящего,с предметами,без предметов, ролевые,сюжетные).

7.По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре(игры,преимущественноспособствующиевоспитаниюсилы,выносливости,ловкости,быстроты,гибкости).

Основная функция занятий-воспитание национального самосознания. Народные игры, забавы, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками,так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста:обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Русские и бурятские народные игры поделены на 3раздела.Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.(1класс)

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий,составляющими второй раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость,быстроту и хорошую координацию.(2-3класс).Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр третьего раздела,который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех.Как тут не вспомнить о богатырях.(4класс).

Занятия проходят во внеурочное время  один раз в неделю.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34часа (по одному часу в неделю).

Группировка подвижных игр.

-С элементами общеразвивающих упражнений.

-С бегом на ловкость.

-С бегом на скорость.

-С прыжками на месте и с места.

-С прыжками в высоту.

-С прыжками в длину с разбега.

-Игры на местности.

Игры,в которых преимущественнопроявляются

Характеристика игровых действий

Игры

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим;не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся(по внезапным заданиям,сигналам).Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях(бег,прыжки)

“Салки”

“Ловкая подача”

“Ловкие и меткие”идр.

Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные,звуковыесигналы,игры,скороткими перебежками типа догоняй-убегай.Игры с преодолением расстояний в кратчайшийсрок.Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

“Шишки,желуди,орехи”

“Деньиночь»

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера

“Сильный бросок”

“Бой петухов”

“Перетягивание через черту”и др.

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий,связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

“Бег командами”

“Не давай мяча водящему”

“Перетягивание каната”идр.

Содержание программы курса«Народные игры и забавы»

1класс

Тема

Кол-во часов

Задачи

Практическая работа

1

Игры,отражающиеотношение человека к природе

9

Освоение универсальных умений управлять эмоциями в процессе учебнойиигровойдеятельности.Учитьизлагатьправилаиусловияпроведенияподвижныхигр,проявлятьбыстротуиловкостьвовремяподвижныхигр,соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасностивовремяподвижныхигр.

шагайнаадан»,«Хоргодолсолго»,«hурагшад»,«««Гуси-лебеди»

«Волкворву»

«Волкиовцы»«Вороныиворобьи»«Змейка»

«Зайцывогороде»,«Пчелкииласточки»«Кошки-мышки»идр.

2

Игрысисторическимнаследиемрусскогонарода,отражающиеповседневныезанятиянашихпредков.

7

Совершенствоватьумениеизлагатьправилаиусловияпроведенияподвижныхигр,проявлятьбыстротуиловкостьвовремяподвижныхигр,соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасностивовремяподвижныхигр.

Саhанайнаадан»

«Дедушка-рожок»«Домики»«Ворота»«Встречныйбой»идр.

3

Игрысверстниковпрошлыхстолетий

9

Освоениеуниверсальныхуменийуправлятьэмоциямивпроцессеучебнойиигровойдеятельности.Учитьизлагатьправилаиусловияпроведенияподвижныхигр,проявлятьбыстротуиловкостьвовремяподвижныхигр,соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасностивовремяподвижныхигр.

Урилдаан»,

«Бабки»

«Городки»

«Горелки»

«Городок-бегунок»«Двенадцатьпалочек»идр.

4

Силовыеигры

8

Осваиватьдвигательныедействия,составляющиесодержаниеподвижныхигр.Взаимодействоватьвпарахигруппахпривыполнениитехническихдействийвподвижныхиграх.Соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасностивовремяподвижныхигр.

,«Баабси»,«Шонобатарбаганууд»

«Единоборство»

(вразличныхположениях,сразличныминвентарем)

«Тянивкруг»

«Бойпетухов»идр.

Содержание программы курса«Народные игры и забавы»

2класс

Тема

Кол-вочасов

Задачи

Практическаяработа

1

Игры, отражающиеотношение человека к природе

9

Отрабатывать навыки двигательных действий, составляющих содержание подвижных игр.

Загаhашад»,«Тетерин наадан»,

«Зайцы в огороде»«Пчелкииласточки»«Кошки-мышки»

«Умедведявобору»«Коршунинаседка»,

«Стадо»«Хромая лиса»идр.

2

Игрысисторическимнаследиемрусскогонарода,отражающиеповседневныезанятиянашихпредков.

7

Осваиватьуниверсальныеуменияуправлятьэмоциямивпроцессеучебнойиигровойдеятельности.Проявлятьбыстротуиловкостьвовремяподвижныхигр.Соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасностивовремяподвижныхигр.

«Эрын гурбан наадан»

«Заря»

«Корзинки»

«Каравай»

«Невод»

«Охотники и утки»идр.

3

Игрысверстниковпрошлыхстолетий

10

Моделироватьтехникувыполненияигровыхдействийвзависимостиотизмененияусловийидвигательныхзадач.Отрабатыватьнавыкидвигательныхдействий,составляющихсодержаниеподвижныхигр.

«ХатарМорин»,

«Двенадцатьпалочек»«Жмурки»«Игровая»«Ктодальше»идр.

4

Силовыеигры

8

Осваиватьдвигательныедействия,составляющиесодержаниеподвижныхигр.

Взаимодействоватьвпарахигруппахпривыполнениитехническихдействийвподвижныхиграх.

,»Мэргээрбуудалга»,

«Достанькамешек»«Перетянизачерту»«Тянизабулавы»«Борющаясяцепь»«Цепикованы»идр.

Содержание программы курса«Народные игры и забавы»

3класс

Тема

Кол-вочасов

Задачи

Практическаяработа

1

Игры,отражающиеотношениечеловекакприроде

7

Формирование универсальных умений в самостоятельной организации проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия проведения подвижных игр,проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр

«Хромая лиса»

«Филин и пташки»«Лягушата»

«Медведь и медовый пряник»идр.

2

Игры с историческим наследием русского народа, отражающие повседневные занятия наших предков.

10

Формирование универсальных уменийвсамостоятельнойорганизацииипроведенииподвижныхигр,уменийизлагатьправилаиусловияпроведенияподвижныхигр.

Учитьосваиватьдвигательныедействия,составляющиесодержаниеподвижныхигр,взаимодействоватьвпарахигруппахпривыполнениитехническихдействийвподвижныхиграх.

«Ловись,рыбка»«Птицелов»«Рыбаки»«Удочка»«Продаемгоршки»идр.

3

Игрысверстниковпрошлыхстолетий

10

Формированиеуниверсальныхуменийвсамостоятельнойорганизацииипроведенииподвижныхигр.Учитьизлагатьправилаиусловияпроведенияподвижныхигр,проявлятьбыстротуиловкостьвовремяподвижныхигр,соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасностивовремяподвижныхигр.

«Ловишки»«Лапта»«Котлы»«Ляпка»«Пятнашки»«Платочек-летуночек»идр.

4

Силовыеигры

7

Описыватьразучиваемыетехническиедействияизспортивныхигр.

Осваиватьтехническиедействияизспортивныхигр.

Моделироватьтехническиедействиявигровойдеятельности.

«Перетягиваниеканата»«Перетягиваниепрыжками»«Вытолкнизакруг»«Защитаукрепления»идр.

Содержание программы курса

Национальные игры 4класс

Тема

Кол-во часов

Задачи

Практическая работа

1

Игры,отражающие отношение человека к природе

9

Учить взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр.Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности.

«Далиниидэлгэ»«Зайкииежи»«Ящерица»«Хромой цыпленок»,«Оса»иих различные варианты

2

Игрысисторическимнаследиемрусскогонарода,отражающиеповседневныезанятиянашихпредков.

7

Совершенствоватьумениепроявлятьбыстротуиловкостьвовремяподвижныхигр,соблюдатьдисциплинуиправилатехникибезопасности.Осваиватьтехническиедействияизспортивныхигр.

«Суурхарбалга».»Защитаукрепления»«Захватфлага»«Шишки,желуди,орехи»,«Бойпетухов»атакжеразличныеихварианты.

3

Игрысверстниковпрошлыхстолетий

10

Учитьвзаимодействоватьвпарахигруппахпривыполнениитехническихдействийизспортивныхигр,осваиватьуниверсальныеуменияуправлятьэмоциямивовремяучебнойиигровойдеятельности,приниматьадекватныерешениявусловияхигровойдеятельности.

«Ловишки»«Лапта»«Котлы»«Ляпка»«Пятнашки»«Платочек-летуночек»идр.

4

Силовыеигры

8

Моделироватьтехникувыполненияигровыхдействийвзависимостиотизмененияусловийидвигательныхзадач.Приниматьадекватныерешениявусловияхигровойдеятельности.Осваиватьуниверсальныеуменияуправлятьэмоциямивпроцессеучебнойиигровойдеятельности.

«Единоборство»(вразличныхположениях,сразличныминвентарем)«Бухэбарилдаан»«Сильныйбросок»«Каждыйпротивкаждого»«Боинабревне»иихразличныевариант

Ожидаемые результаты:

-укреплениездоровьядетей,формированияунихнавыковздоровогообразажизни;

-обобщениеиуглублениезнанийобистории,культуренародныхигризабав;

-развитиеуменийработатьвколлективе,лидерскихкачеств;

-формированияудетейуверенностивсвоихсилах;

-умениеприменятьигрывсамостоятельныхзанятиях.


К концу обучения учащиеся получат возможность:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Знать

-о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

-правила поведения на занятиях, раздевалке,в игровом творческом процессе.

-правила игрового общения,о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

-знать о ценностном отношении к спорту как к культурному наследию народа.

-иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,старшимиимладшимидетьми,взрослымивсоответствиисобщепринятыминравственныминормами.

Необходимые сведения о видах изученных игр,правилах игр.

Уметь

-анализироватьисопоставлять,обобщать,делатьвыводы,проявлятьнастойчивостьвдостижениицели.

-соблюдатьправилаигрыидисциплину;

-правильновзаимодействоватьспартнерамипокоманде(терпимо,имеявзаимовыручкуит.д.).

-выражатьсебявразличныхдоступныхинаиболеепривлекательныхдляребенкавидахтворческойиигровойдеятельности.

-планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачей-адекватновосприниматьпредложенияиоценкуучителя,товарища,родителяидругихлюдей

-контролироватьиоцениватьпроцессирезультатдеятельности;

-договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместнойдеятельности;

-формулироватьсобственноемнениеипозицию

Применять

-бытьсдержанным,терпеливым,вежливымвпроцессевзаимодействия;

-подводитьсамостоятельныйитогзанятия;

-анализироватьисистематизироватьполученныеуменияинавыки.

-полученныесведенияомногообразиинародныхигризабав;

-самостоятельноорганизовыватьподвижныеигрысучащимися;

-иметьпервоначальныйопытсамореализациивразличныхвидахигровойдеятельности,формированияпотребностииумениявыражатьсебявигреииспользоватьнакопленныезнания;

Результативностьработыпомогутоценитьрезультатыанкетированиясамихучастниковкурса«Народныеигрыизабавы»иихродителей.

Литература

  1. АлагуеваВ.П.Золотаякнигаобурятах.–Улан-Удэ:Изд-воОАО«Республиканскаятипография»,2008.–96с.:ил.
  2. БабуеваВ.Д.Материальнаяидуховнаякультурабурят.– Учебноепособие.– Улан-Удэ,2004.– 228с.,ил.
  3. БылееваЛ.В.Русскиенародныеигры.– М.:«СоветскаяРоссия»,1988.
  4. ВиноградовГ.К.Изучениенародныхдетскихигрубурят.– Иркутск,1992. – 11с.
  5. ВяткинаК.В.Очеркикультурыибытабурят.–Л.,1970.
  6. ЛитвиноваМ.Ф.Русскиенародныеигры. – М.: Просвещение, 2012.
  7. ОкладниковА.П.ИсторияикультураБурятии.–Улан-Удэ:Бурят.кн.изд-во,1976.
  8. ТугутовИ.Е.Игрывобщественнойжизнибурят.– Улан-Удэ:Бурят.кн.изд-во,1989. – 64с.
  9. ХангаловМ.Н.Собраниесочинений.–Улан-Удэ,1958.
  10. ДмитриевВ.Н.«Игрынаоткрытомвоздухе»М.:Изд.ДомМСП,1998.
  11. «Яидунаурок.Начальнаяшкола.Физическаякультура».– М.:Изд.«Первоесентября»,2005.
  12. ПоповаГ.П.«Дружитьсоспортомиигрой.Поддержкаработоспособностишкольника:упражнения,игры,инсценировки». –Волгоград:Учитель,2008.
  13. СоветоваЕ.В.«Оздоровительныетехнологиившколе». –Ростов.Феникс,2006.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская СОШ

.

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект» для 1-4 классов

(общеинтеллектуальное направление)

2018-2019 учебный год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Общие положения

3

1.2.

Место учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать

проект», 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности

3

1.3.

Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Учусь

создавать проект»

3

1.4.

Описание ценностных ориентиров учебного курса внеурочной

деятельности «Учусь создавать проект »

4

1.5.

Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Учусь

создавать проект»

4

1.6.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные) освоения

учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»

4

2.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Учусь

создавать проект», 1-4 классы

7

3.

Тематический план учебного курса внеурочной деятельности «Учусь

создавать проект», 1-4 классы, с основными видами деятельности обучающихся

10

4.

Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу

внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

20

5.

Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной

деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

20

6.

Форма промежуточной аттестации обучающихся по учебному курсу

внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

20

7.

Календарно-тематическое планирование по учебному курсу внеурочной

деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

20

8.

Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной

деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

20

9.

Мониторинг        результатов        освоения        учебного        курса        внеурочной

деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

22

10.

Приложение

23

2

  1. Общие положения

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-

4 классы, составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО); авторской программы Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект», (1-4 классы); – М. Просвещение, 2017.

  1. Место учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности

  1. класс – 33 часа, 1 час в неделю
  2. класс - 34 часа, 1 час в неделю
  3. класс - 34 часа, 1 час в неделю 4класс - 34 часа, 1 час в неделю

  1. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 класс

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» – интеллектуальной направленности, рассчитана на учащихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.

Особенностью учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

3

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». При сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 класс

Важными ориентирами содержания курса являются следующие ценности:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
  • владение познавательной информацией, способами находить её и выбирать главное, грамотной речью, алгоритмами работы над проектом, элементами исследовательской деятельности позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения);
  • участие в активном познавательном процессе способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе;
  • разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения;
  • привлечение родителей способствует установлению взаимоотношений между детьми и родителями, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
  1. Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 класс

Цель программы: создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.

Задачи:

  • Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал ( познавательные УУД).
  • Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи (коммуникативные УУД).
  • Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
  • Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта. Обучить основам оформления работ (личностные УУД)

  1. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса  внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

Личностные

У учеников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные УУД Регулятивные Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Коммуникативные Обучающийся научится:

  • инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
  • вести дискуссию.
  • отстаивать свою точку зрения.
  • находить компромисс.
  • интервьюировать, вести устный опрос и т. д.
  • представлять презентацию
  • монологической речи.
  • уверенно держать себя во время выступления.
  • показывать артистические умения.

5

  • использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • отвечать на незапланированные вопросы

Предметные результаты:

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
  • наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
  • определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
  • умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п., аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Виды деятельности:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту
  • лэпбук,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия

Формы и приемы работы:

  • игры; опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе;

6

  • дискуссии, беседы;
  • тренинги;
  • групповые исследования;
  • исследования;
  • творческие проекты (в рамках интегрированных уроков по предметам начального обучения).

2.        Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

Программа состоит из трёх разделов:

  1. Самые первые проекты.

Формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?

  1. Основы проектной деятельности.

От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.

  1. Работа над проектом.

Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

  1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
  2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
  3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
  4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
  5.         Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

  1. класс

Тренинг (16 ч.)

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься.

Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза.

Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Исследовательская практика (11ч.)

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме   проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг (6ч.)

7

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

  1. класс

Этапы работы над проектом (18 ч.)

Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Актуальность темы проекта. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. Сбор информации. Работа со словарями. Знакомство с интересными людьми.   Интервью. Обработка информации. Создание продукта проекта. Тест «Чему ты научился?»

Значимость компьютера в создании проекта (16ч.)

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. Создание презентации. Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ.

  1. класс

Организация работы над проектом (12 ч.)

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для   проекта.   Проблема.   Решение проблемы. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Анкетирование. Составление памяток по теме проекта. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

Помощь ИКТ при создании проекта (22 ч.)

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка   фотографий,   рисунков, фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Дизайн. Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной документации. Самоанализ. Рефлексия.

  1. класс

Виды проектов (15 ч.)

Виды        проектов. Исследовательски-творческий        проект. Творческий        проект.        Ролево-игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.

Информационно-исследовательский        проект.        Практико-ориентированный        проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект.

Презентация проекта (4 ч.)

Виды        презентационных        проектов.   Вид        презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

Правильная подготовка презентации к проекту.

Критерии оценивания проекта и его защиты (6 ч.)

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.

Работа   с   памяткой   по   составлению   списка использованной    литературы    во    время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

Информационные технологии (9 ч.)

Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Использование ресурсов  Интернета при подготовке к презентации.

Формирование        навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом.

8

  1. Тематический план учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 класс с определением основных видов деятельности обучающихся.

  1. класс

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся

1

Кто я? Моя семья

беседа

Учатся решать творческие задачи, создавать сообщения о себе, своей семье, своих влечениях; ставить вопросы к выступающим; давать

определение понятиям "хобби, "тема", "проект"; классифицировать предметы, разгадывать загадки, говорить и слушать, определять источники

информации, оценивать свою работу на уроке

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

беседа

3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта

беседа

4

Как собирать материал? Твои помощники

беседа

5

Проблема.

беседа

Учатся видеть проблему; ставить вопросы;

выдвигать гипотезы; давать определение понятиям "проблема", "гипотеза", предположение".

6

Проблема. Решение проблемы

практическое занятие

7

Гипотеза. Предположение

беседа

8

Гипотеза. Играем в предположения

беседа ,игры

9

Цель проекта

практическое занятие

Учатся давать определение понятиям "цель",

"задачи", "основная мысль"; определять цель, задачи, источники информации для своего проекта,

выбирать необходимый материал, задавать вопросы

людям разных профессий, которые могут оказать помощь в создании проекта.

10

Задача проекта

беседа

11

Выбор нужной информации

практическое занятие

12

Выбор нужной информации

практическое занятие

13

Интересные люди – твои помощники

беседа

14

Продукт проекта

беседа

Учатся давать определение понятиям "продукт проекта", "макет"; "визитка"; определять цель, задачи, источники информации, структурировать

материал, составлять план подготовки к созданию проекта; готовить визитку, титульный лист, текст сообщения и выводов, список литературы.

15

Виды продукта. Макет

практическое занятие

16

Визитка

беседа

17-18

Как        правильно        составить        визитку        к

проекту

практическое занятие

19

Мини-сообщение.

беседа

20

Выступление перед знакомой аудиторией

практическое занятие

Учатся проектировать процесс (изделие).

21

Выступление перед знакомой аудиторией

практическое занятие

планировать деятельность, время,

доказывать и защищать свои идеи, уверенно держать себя во время выступления.

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

практическое занятие

Учатся планировать деятельность, проводить эксперимент; вести наблюдение объектов,

фиксировать изменения, делать выводы.

23

Подготовка ответов на предполагаемые

вопросы «из зала» по теме проекта

практическое занятие

Учатся представлять проект, учатся держать монологическую речь, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные наглядности при выступлении, отвечать на возможные вопросы слушателей, отвечать на незапланированные вопросы.

24

Пробные выступления перед незнакомой

аудиторией

практическое занятие

25

Пробные выступления перед незнакомой

аудиторией

практическое занятие

26

Играем        в        ученых.        «Мобильные

телефоны». Это интересно

беседа

Учатся планировать деятельность, время, ресурсы, проводить эксперимент; вести наблюдение объектов окружающего        мира;        фиксировать        изменения, описывать        объект        наблюдения,        делать        выводы. Учатся сотрудничать: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат.

27

Играем        в                ученых.                Получение электричества        с                помощью        волос.        Это

интересно

игра-практическое занятие

28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это

интересно

игра-практическое занятие

29

Тест «Чему я научился?»

практическое занятие

Учатся анализировать и контролировать собственную деятельность, на предмет соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

30

Памятка для учащегося-проектанта

беседа

31

Памятка для учащегося-проектанта

беседа

32

Твои впечатления от работы над

проектами

беседа

33

Ярмарка достижений

творческие проекты

Итого 33 часа

  1. класс

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

беседа

Учатся решать творческие задачи, создавать сообщения о своих увлечениях; ставить вопросы к выступающим; давать определение понятиям "хобби, "тема", "проект"; учатся говорить и слушать, задавать корректные вопросы, оценивать

свою деятельность на уроке.

2

Выбор темы твоего проекта. Ты -проектант

беседа

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

практическое занятие

Учатся находить информацию в словарях и справочниках;        понимать        прочитанный текст, выделять в нём существенное по отношению к предстоящей задаче: давать

определение понятия "формулировка", "словарь"

4

Выбор помощников в работе над проектом

дискуссия

Учатся планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать

конфликты на основе договорённости.

5

Этапы работы над проектом

практическое занятие

Учатся выбирать тему проекта, исходя из его практическойзначимости, видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать        гипотезы,

предположения; определять цель, задачи, источники информации для своего проекта, выбирать необходимый материал, проектировать процесс (изделие), планировать деятельность, время, ресурсы: инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы; учатся принимать решения и прогнозировать их последствия

6

Актуальность темы проекта. Твое

знакомство с понятием «актуальность»

беседа

7

Проблема. Решение проблемы.

беседа

8

Выработка гипотезы-предположения

практическое занятие

9

Цель проекта

беседа

10

Задачи проекта

беседа

11

Сбор информации для проекта

практическое занятие

12

Знакомство с интересными людьми.

Интервью

практическое занятие

13

Обработка информации. Отбор значимой

информации

работа в библиотеке

14

Создание продукта проекта. Твое

практическое занятие

Учатся давать определение понятиям "поделка",

знакомство с понятиями «макет»,

«поделка».

"макет"; "визитка"; составлять план подготовки к

созданию проекта; планировать деятельность, время, ресурсы.

15

Играем в ученых. Это интересно

игра- практическое занятие

Учатся планировать деятельность, проводить эксперимент; вести наблюдение объектов окружающего мира; фиксировать изменения,

описывать объект наблюдения, делать выводы.

16

Тест «Чему ты научился?»

практическое занятие

Учатся анализировать и контролировать собственную

деятельность, на предмет соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

17

Отбор информации для семиминутного

выступления. (Мини-сообщение)

практическое занятие

Учатся готовить презентацию своего проекта, отбирать важную информацию для 7-минутного сообщения, использовать различные средства наглядности, готовить текст своего доклада.

18

Творческая работа. Презентация. Твое

знакомство с понятием «презентация»

творческая работа

19

Значимость компьютера в создании

проектов. Презентация

работа в компьютерном

классе

Учатся первоначальным умениям передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования        компьютера;        поиску необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа

МРР

работа        в        компьютерном классе

21

Программа МРР

работа        в        компьютерном

классе

22-23

Совмещение текста выступления с показом презентации

работа        в        компьютерном классе

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

беседа

Учатся прогнозировать возможные вопросы слушателей, готовить ответы, объяснять,

доказывать и защищать свои идеи.

25

Тест «Советы проектанту»

практическое занятие

Учатся готовить визитку, титульный лист, составлять список литературы, используемой для создания проекта.

26

Изготовление визитки. Правильное

составление титульного листа визитки

практическое занятие

27

Самоанализ. Работа над понятием

«самоанализ»

беседа

28

Играем в ученых. Это интересно

игра- практическое занятие

Учатся проводить эксперимент; фиксировать

изменения, описывать объект наблюдения, делать

умозаключения и выводы.

29

Различные конкурсы проектно-

исследовательской деятельности

беседа

Обсуждают        и        анализируют        каждый        пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Знакомятся с новыми советами мудрого Дельфина. Презентуют свой проект,

демонстрируют продукт; учатся уверенно держать себя во время выступления, показывать артистические умения, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы, доказывать и

защищать свои идеи.

30

Памятка жюри конкурсов

практическое занятие

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

практическое занятие

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой

аудиторией

беседа

Учатся анализировать и контролировать собственную деятельность, на предмет соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

33

Играем в ученых. Это интересно

игра- практическое занятие

Учатся проводить эксперимент, фиксировать

результаты, делать выводы и умозаключения.

34

Благодарственные рисунки- отклики

помощникам твоего проекта

творческие проекты

Учатся высказывать благодарность детям и взрослым за помощь в создании проекта.

Итого: 34 часа

  1. класс

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

беседа

Выбирают темы проекта, исходя из его

Этапы работы над проектом.

практической значимости, определяют проблемы,

2

Выбор        темы        твоего        проекта.        Подбор

выдвигают гипотезы; определяют цели и задачи

материала        для        проекта.        Проблема.

практическое занятие

проекта,        источники        информации,        материал,

Решение проблемы.

планируют деятельность, времени, ресурсы

3

Выбор темы твоего исследования.

практическое занятие

Предположение.        Гипотеза.        Решение

задачи.

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для        работы        над        проектом.        Сбор

информации.

практическое занятие

5-6

Требования        к        паспорту        проекта.

практическое занятие

Запоминают        толкования        новых        понятий;

Составление

знакомятся        с        этапами        работы        над        учебным

паспорта проекта.

проектом,        разбирают        каждый        этап        под

7-8

Требования        к        составлению        анкет        для

практическое занятие

руководством учителя; участвуют в коллективной

проекта.

работе по составлению памятки и постера. Создают

Анкетирование

памятки        и        постер        своего        проекта,        используя

подсказки рабочей тетради.

9

Памятки. Составление памяток по теме

практическое занятие

проекта.

10

Постер. Требования к созданию постера.

беседа

Условия        размещения        материала        на

постере.

11-12

Практическая        работа.        Создание        мини-

практическое занятие

постера.

13-15

Изучение и освоение возможностей

работа в компьютерном

Выполняют практическую работу на компьютере: поиск        картинок,        работа        с        фотографиями, составление презентации по заданному тексту с учётом всех требований,

дизайнерская работа по созданию слайдов.

программы МРР. Выставка фотографий,

классе

рисунков, фигур, диаграмм.

16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка

Анимации.

работа классе

в

компьютерном

18-19

Программа МРР. Дизайн.

работа

классе

в

компьютерном

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с

Фотографиями.

работа классе

в

компьютерном

22-23

Требования к компьютерной презентации.

работа классе

в

компьютерном

24-25

Закрепление полученных умений, навыков

в

работа классе

в

компьютерном

работе с программой МРР.

26-28

Практическое        занятие.        Составление

работа в компьютерном

первой

презентации по заданному тексту.

классе

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка

информации. Интервью. Визитка

практическое занятие

Готовят        проект: составляют        титульный лист, визитку, список литературы; оформляют интервью,

используя подсказки рабочей тетради.

31

Тесты.        Тестирование.        Самоанализ.

Рефлексия

практическое занятие

Составляют примерный текст самоанализа,

заполняют карты.

32

Твои впечатления работы над проектом

дискуссия

Рассказывают о своих впечатлениях от выступления.        Оценивают        успешности        своего

выступления.

33

Пожелания будущим проектантам

беседа

Участвуют в диалоге:        высказывают        свои суждения,        анализируют                высказывания

собеседников.

34

Страница благодарности тем, кто

поддерживал тебя в этом году.

творческие проекты

Высказывают        слова        благодарности        членам

команды, своим        помощникам, рисуют открытки

Итого: 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся

1

Твои новые интересы и увлечения.

беседа

Оригинальное решение творческой задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельное составляют план действий (замысел), выдвигают гипотезы; определяют изучаемые понятия; структурируют материал; готовят текст собственных докладов; прогнозируют вопросы слушателей, объясняют, доказывают и защищают свои идеи.

2

Виды проектов.

беседа

3

Исследовательски-творческий проект

беседа

4

Творческий проект.

беседа

5-6

Ролево-игровой проект.

игра-практическое занятие

7-8

Исследовательский проект с выдвижением

гипотезы и последующей её проверкой

практическое занятие

9-10

Информационно-исследовательский

проект.

беседа

11

Информационно-ориентированный проект

беседа

12

Практико-ориентированный проект.

практическое занятие

13-14

Монопредметный проект.

беседа

15

Межпредметный проект.

беседа

16

Виды презентационных проектов.

работа        в        компьютерном

классе

17

Вид презентации проекта как отчёт

участников исследовательской экспедиции.

практическое занятие

Проводят эксперименты, наблюдают объекты окружающего мира; обнаруживают изменения, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); соотносят результаты с целью наблюдения, высказывают выводы и умозаключения.

18

Вид презентации проекта в рамках

научной конференции.

работа        в        компьютерном классе

19

Правильная подготовка презентации к

проекту.

работа        в        компьютерном классе

20-21

Работа с Памяткой при подготовке

публичного выступления.

беседа,        практическое занятие

22-23

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время

работы над проектом.

практическое занятие

24

Типичные ошибки проектантов.

практическое занятие

Выбирают        темы        проекта,        исходя        из        его практической значимости, определяют проблемы,

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

беседа

ставят вопросы, выдвигают гипотезы; определяют цели        и        задач        проекта,        выбирают        источники

информации,        отбирают        материал,        планируют деятельность, временя, ресурсы.

26

Программа МРР. Формирования умения в

работе с диаграммой.

работа        в        компьютерном классе

Учатся составлять и строить таблицы и диаграммы.

27

Программа МРР. Формирования умения в

работе с таблицей

работа        в        компьютерном классе

28

Практическая работа.

практическое занятие

29

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку

зрения, находить компромисс.

30

Использование ресурсов Интернета при

подготовке презентации.

работа        в        компьютерном классе

Подготовка проектной документации:

составляют титульный лист, визитку, список литературы; оформляют интервью, используя подсказки рабочей тетради. Учатся ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

31

Программа Microsoft Offise Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

работа        в        компьютерном классе

32

Твои впечатления от работы над

проектом.

дискуссия

Учатся инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

33

Пожелания будущим проектантам.

беседа

34

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы

на лето от Мудрого дельфина.

творческие проекты

Итого: 34 часа

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

  1. Иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  2. Знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  3. Уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  4. Уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  5. Владеть планированием и постановкой эксперимента

  1. Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

Безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)

Зачёт - учащийся усвоил материал курса, у него сформировано позитивное отношение к занятиям физической культурой, собственному здоровью и внутреннему миру, к здоровью окружающих его людей; умело применяет двигательные навыки и умения в повседневной жизни.

Незачёт - учащийся не усвоил материал курса; прослеживается негативное отношение к занятиям физической культурой.

  1. Форма промежуточной аттестации по учебному курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»,1-4 классы - презентация проекта;

  1. Календарно-тематическое планирование   учебного   курса   внеурочной   деятельности

«Учусь создавать проект», 1-4 классы

Представлено в приложении к рабочей программе по учебному курсу внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект».

  1. Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Книгопечатная продукция

  1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект:

Методические пособия

класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.:Баласс, 2011.
  2. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 (2, 3, 4) класса.
  3. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю , всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4  классы). - М.:  Баласс,2011.
  4. Детские энциклопедии, справочники

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2.

Используется учителем, обучающимися в соответствии с

планируемой потребностью учителя и учащихся.

программа MicrosoftOffice-PowerPoint.

3.

Документ камера AVerMedia

Используется учителем в соответствии с планируемой

потребностью.

4.

Информационные источники

1.http:www.Nachalka.com. 2.http:www.viku.rdf.ru.

3.http:www.rusedu.ru. 4.www.center.fio.ru 5.http://www.int-edu.ni

  1. Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», 1-4 классы

Ф. И. обучающегося

Универсальные учебные действия (сентябрь, май)

Познавательные УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Анализ

Синтез

Логика

Слов.-лог. мышление

Вывод

Организационны

е

Информационные

Планирование

Саморегуляция

Организация деятельности

Смысловое чтение

Работа с информацией

Активное слушание

Монологическая речь

Диалог

Работа в группах

1

2

3

Универсальные учебные действия:

2-повышенный уровень; 1-базовый уровень;

0-недостаточный уровень.