Эссе "Я-учитель"

Кочергина Валентина Ивановна

Я выросла в семье обычных сельских тружеников. С раннего детства меня приучали к физическому труду и работе на земле. Мои родители были детьми войны, в послевоенное время жизнь была тяжелой, особенно в многодетных семьях, потерявших на фронте единственных кормильцев. Семья моего отца не стала исключением, он так и не смог получить образование и закончил только три класса, рано начал работать, помогать своей матери, будучи самым младшим в семье. А маме повезло с образованием больше, она закончила семь классов! Однако основными учителями моих родителей стала жизнь, в которой им пришлось столкнуться и с трудностями, и с потерями.

 Главной ценностью для моих родителей всегда была семья и уважение к труду. Отец - потомственный терский казак, воспитывался на старинных традициях. В детстве мне нравились народные сказки, казачьи песни (в нашей семье все хорошо пели), с особым вниманием я слушала истории из жизни своих предков, отважных терских казаков. Казалось, никаких причин помышлять о педагогической стезе и не было.

В пять лет я самостоятельно научилась читать, писать и считать, и довольно рано заинтересовалась школой, очень хотелось взять портфель и пройти по селу, как школьница в красивом фартуке и с большими бантиками в косичках.

Но 1 сентября 1974 года стал самым грустным днем – меня не приняли в первый класс из-за возраста. С тех пор школа превратилась в заветную  мечту. Успехи в учебе, любовь к первой учительнице стали  вескими  доводами  в определении с будущей профессией.

Когда училась в десятом классе,  администрация школы как то отправила меня  на замену отсутствующего учителя  на урок истории, именно тогда я убедилась в правильности  жизненного выбора. Мне очень нравилось работать с детьми. Правда, тогда я не до конца определилась с предметом, так как любила многие из них: историю, математику, географию, литературу, русский язык…

Но когда  в старших классах я окончательно решила, что буду учителем истории, жизнь моя круто изменилась, не стало мамы…

Пришлось становиться хозяйкой в доме, помочь отцу  растить сестру и брата. Именно в этот момент меня поддержали мои учителя, по совету которых   я уехала учиться в незнакомый мне город Грозный. В поисках романтики и приключений был выбран географический факультет, который был с успехом окончен. Интереснейшие летние географические практики,  проходившие   в горах Чечни и  на всем Северном Кавказе,  оставили  в моей памяти неизгладимые впечатления.

На третьем курсе во время первой педагогической практики в одной из школ Грозного со мной произошла очень поучительная история. Нас с однокурсницей закрепили за шестиклассниками. Мы рьяно взялись за работу. С мальчишками для девочек начали готовить праздничный сюрприз к 8 Марта. Однако довести  начатое дело до конца не успели, потому что деканат отозвал нас   раньше намеченного праздника, и мы решили, что их классный руководитель сама доведет начатое нами до конца.

Спустя время, мы пришли в школу к ребятам,  и навсегда запомнили краткий, но поучительный монолог классного руководителя наших подшефных. Она не пустила нас к детям и отчитала, сказав, что никогда нельзя обнадеживать детей, а если пообещал, должен выполнить во что бы то ни стало! И, главное,  учитель обязан доводить любое начатое дело до конца! Все дети помнят даже самые незначительные обещания и долго переживают, если их не выполнишь. До сих пор помню чувство стыда и раскаяния. Это был первый серьезный урок по педагогике. По этому поводу есть хорошее высказывание: «Самый хороший учитель в жизни - опыт. Берет дорого, но объясняет доходчиво». Это стало одним из главных моих педагогических принципов: «Быть честным с собой, детьми и коллегами».

По окончании университета по семейным обстоятельствам вернулась домой в свое село, устроилась работать старшей  вожатой и учителем географии по совместительству. Здесь у меня появилась семья, был построен дом, и все самое запоминающееся и яркое в моей жизни навсегда было связано с родным селом и  работой в школе. Всегда во всех начинаниях важной поддержкой стали муж и дети. Они были главными помощниками в сборе экспонатов и оформлении школьного музея, подготовке внеклассных мероприятий и участии во всевозможных конкурсах и проектах.

Не могу сказать, что начало педагогической деятельности было легким и беззаботным. Я хорошо понимала, что диплом педагогического университета не делает выпускника педагогического ВУЗа учителем, он лишь дает возможность встать на этот нелегкий путь. И самое важное обучение еще предстоит пройти.

Каждый раз в правильности выбранной профессии меня убеждали наставники. Огромной удачей было учиться у великих мастеров своего дела Колосовской Людмилы Ильиничны, Мардасовой Нины Тимофеевны, Шириной Татьяны Николаевны и других педагогов.  Именно советы моих мудрых учителей помогли мне адаптироваться в коллективе, поверить в свои силы. 

С первых лет работы из-за нехватки часов географии администрация «догружала» меня часами истории. Осваивать новую дисциплину приходилось самостоятельно. Оба предмета очень дополняли друг друга, и знание одного помогало посмотреть сквозь призму другого на более высоком уровне. Принцип «не останавливаться на достигнутом » привел к получению диплома по специальности «учитель истории».

Будучи историком с географическим образованием с первых лет  работы появилось увлечение краеведением, которое вылилось в серьезное занятие поисково-исследовательской работой, и в последующем вместе с детьми мы создали школьный краеведческий музей.

В 90-е  годы  XX века, когда новые школьные учебники перестали издавать, а  старые, советские не подходили к измененным программам,  уроки проводила с опорой на краеведческий материал.  История семьи, улицы, поселка, города - это история всей страны, и только опираясь  на личный опыт, на историческую память поколений, семейные архивы и фотографии можно по-настоящему изучить этот предмет.

В этой связи краеведение является мощным воспитательным средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведческий подход в преподавании истории позволяет вести учащихся от близких, доступных краеведческих  фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки в целом, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем. Это вызывает у школьников жажду знаний и пробуждает глубокий интерес через историю края к истории страны  и формирует  духовно-нравственное воспитание.

Настоящими учителями на протяжении всех лет работы в родной школе стали для меня ученики. Дети, как лакмусовая бумажка, их невозможно обмануть. Они всегда чувствуют твое отношение к ним, уровень знания преподаваемого предмета и готовности к уроку. Они очень любят задавать вопросы, иногда на них трудно ответить. Настоящему учителю важно уметь импровизировать, т.е. уметь быстро и верно ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение.

Каждый ребенок, придя в школу,  хочет,  чтобы его понимали и помогали в сложных учебных и жизненных ситуациях. Трудность учительского труда состоит  в том, чтобы найти путь ко всем детям, создать благоприятные условия для развития способностей, заложенных в них. Неизменным для меня всегда остается принцип, что любой  ребенок от природы талантлив. Задача педагога - разглядеть эти способности, раскрыть их для самого ученика  и направить в нужном направлении. Все дети  приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Поэтому крайне важно поддерживать в каждом из них  веру в успех, иначе огонёк жажды знаний погаснет,  и он потеряет веру в свои силы, или ещё хуже, привыкнет к  мысли, что ни к чему не имеет способностей. И тогда все инновации и современные педагогические технологии приведут к провалу.

Дети XXI века сильно отличаются от тех, кого мы учили двадцать лет назад. Сегодня невозможно увидеть школьника  без телефона, планшета. Его гораздо больше волнует виртуальный мир, то, что, происходит на экране компьютера, в социальных сетях. Именно интернет-пространство зачастую формирует ценности подрастающего поколения. Ведь современные дети в считанные секунды могут находить в Интернете любые сведения. В условиях всемирной паутины учитель перестал быть единственным источником информации,  но именно он может стать в этой ситуации проводником и помочь учащимся разобраться в ее безграничном меняющемся потоке сведений, которые несут  с собой   ложные ценности  и модные  веяния. Педагог должен научить ребенка правильно искать необходимую  информацию и применять ее.

С другой стороны, как бы ни менялось все вокруг, дети остаются детьми. Надо всегда помнить, что все, что нам кажется таким незначительным, для ребенка является очень важным. Поэтому к его тайнам, переживаниям, успехам и неудачам нужно относиться по-настоящему, с уважением, пониманием и любовью. Это тоже является основополагающими принципами в моей работе.

Очень важное условие в деятельности педагога, любить предмет, который преподаешь. Недаром Александр Твардовский говорил: «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить». 

Ученики – не просто слушатели и зрители на твоем занятии. Каждый урок необходимо умело выстроить и организовать учебный процесс так, чтобы у ребенка возникала потребность и возможность добывать знания. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Этот подход в образовании является основой современных образовательных стандартов и направляет педагога на постоянные поиски и использование новых эффективных форм и методов обучения.

Конечно, методы преподавания должны быть разнообразными, но применять их необходимо в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, уровня подготовки детского коллектива. Нужно учитывать собственный опыт, особенности своей личности, возможность понять каждого, воспитывать не только каждым своим уроком, но и своим личным примером. 

Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”. Поэтому девизом моей работы является «Лучший пример – личный пример!».

Не стану отрицать того, что работа учителем для меня - это образ жизни. Я уже давно не разделяю эти два понятия и не представляю себе жизни без живых и доверчивых детских глаз. И, невзирая  на трудности в учительской  профессии, я остаюсь верной своему любимому делу. 

И как бы быстро ни менялся мир вокруг и люди в нем, как бы ни изобретались новые подходы к обучению и воспитанию, суть школьной жизни остается неизменной – осознать себя; раскрыть в себе личность; стать способным к новым свершениям во имя завтрашнего будущего человечества. В этих условиях предмет «история» перестает быть набором дат и событий, перечнем давних сражений и исторических персонажей. У меня, как педагога, появляется возможность изменить отношение детей к историческим событиям и открыть в себе способность радоваться сопричастности ко всему происходящему в современном человеческом обществе, иметь возможность влиять на его будущее.

Как сказал Симон Соловейчик: «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляют слово пенсионер. Он – артист, но его зрители и слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают его – план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, разговоры в учительской… А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно настроенной душой».