Взаимодействие с коллегами
Взаимодействие с коллегами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы
Участники гендерного воспитания и их роль. 1.Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
2.Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.
3 года Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Формировать элементарные представления о взрослении, об изменениях в росте, развитии. • Формировать образ Я. Первоначальные представления о человеке. • Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
4 года Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Формировать представления о росте, развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем. Формировать первичные гендерные представления. Формировать представления о личных данных. Формировать положительную самооценку. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
5 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Продолжать формировать представление о личных данных. • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. • Формировать представление о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей. Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
6 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. • Помогать ребёнку осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем. • Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. • Продолжать формировать представление о личных данных. • Формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности.
7 лет Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. • Углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем. • Формировать представление о личных данных умение называть их в типичных и нетипичных ситуациях. • Формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях.
Ч ерты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу Гуманизм, душевность, мужество, агрессивность, щедрость, надежность, находчивость, оптимизм, осторожность, понимание, приветливость, миролюбие, доброта, покорность, мечтательность, уступчивость, тактичность, терпеливость, хозяйственность, честность, чуткость, храбрость, запасливость, решительность, опрятность, скромность, порывистость, смелость
Гендерность в русском народном творчестве .
1. Доброжелательность 2. Г уманность 3. И нициативность 4. Р ешительность 5 О тветственность 6. А ктивность 7. К оммуникативность
Спасибо за внимание!
Использование интернет источников. 1. festival.1september.ru/articles/551640/ 2. detsadik.my1.ru›publ…dou…v…seminar_dlja_pedagogov… 3. nsportal.ru› Детский сад 4. studentbank.ru/view.php?id=16785&p=15 5. 7ya.ru/article/Chto-nuzhno-nast... 6. А. Фромм “Азбука для родителей” 7. А. И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении ребенка” 8. “Популярная психология для родителей” под ред. А.А. Бодалева.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-прктикум с педагогами ДОУ
Тема: «Гендерный подход в воспитании детей в условиях детского сада»
Подготовила воспитатель:
Бурдина О.С
п.Малиновский 2023 г.
Сегодня мы с вами поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях детского сада.
Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Организация работы на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, наша с вами задача в работе с детьми в решении проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в формировании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).
Слайд 1.
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Слайд 2.
Участники гендерного воспитания и их роль.
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
Семья.
Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Педагогический коллектив детского сада.
Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
Врач.
Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
Окружение ребенка.
Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Слайд 3.
Итак, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Многие родители считают, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребёнка вовремя и не было подобных несоответствий:
· ребёнок не должен предпочитать ВСЁ ВРЕМЯ игрушки и игровые роли противоположного пола;
· активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должна насторожить взрослых;
· ребёнок в своих снах также в норме видит себя идентичным своему полу;
· стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичность.
В итоге все педагоги поделились на 2 команды.
Слайд 4.
Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках (мальчик и девочка).
Черты характера напечатаны на полосках бумаги. Каждый педагог берет по полоске и определяет, кому традиционно присуща черта характера и остается в той команде (Приложение 1):
Гуманизм, душевность, мужество, агрессивность, щедрость, надежность, находчивость, оптимизм, осторожность, понимание, приветливость, миролюбие, доброта, покорность, мечтательность, уступчивость, тактичность, терпеливость, хозяйственность, честность, чуткость, храбрость, запасливость, решительность, опрятность, скромность, порывистость, смелость
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Слайд 5.
Гендерность в русском народном творчестве.
Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.
Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине и сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине.
Первая команда (мальчик) – подбирает женские сказки, а вторая (девочка) – мужские.
женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.
мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».
Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.
Слайд 6.
Игры мальчиков и девочек
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах и рисунках проявляются символы свободы и путешествий (ветер, окно, мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли, символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, а также символы победы (флаг и горн).
А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще символы материнства (куклы — невесты, детские кроватки, коляски, символы женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда, символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
Замечено, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.
Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей надо уделить подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, девочек.
Слайд 7.
Игрушки для мальчиков и для девочек:
Игра-соревнование.
Первая группа (мальчик) называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая (девочка) – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.
Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Слайд 19.
Цель воспитания в рамках государственной политики мы сможем узнать, если разгадаем кроссворд (на столах у каждой команды. Приложение 3)
Слайд 20.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
Вопросы для кроссворда:
1. …хорошие и добрые отношения к членам сообщества (доброжелательность)
2. Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим. (гуманность)
3. …. выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей при решении каких-либо проблем (инициативность)
4. …способность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях (решительность)
5 …. отвечать за свои действия и действия других членов сообщества (ответственность)
6. …способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни (активность)
7 …умения ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы (коммуникативность)
Слайд 24.
Краткое напутствие:
· Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
· Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
· Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
· Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.
Использование интернет-источников.
1. festival.1september.ru/articles/551640/
2. detsadik.my1.ru›publ…dou…v…seminar_dlja_pedagogov…
3. nsportal.ru›Детский сад
4. studentbank.ru/view.php?id=16785&p=15
5. 7ya.ru/article/Chto-nuzhno-nast...
6. А. Фромм “Азбука для родителей”
7. А. И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении ребенка”
8. “Популярная психология для родителей” под ред. А.А. Бодалева.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по-своему прекрасны!»
Цель: актуализировать знания педагогов и повысить педагогическую компетентность в организации гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи: Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста. Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения. Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей. Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Актуальность темы Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагались набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу необходимо, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным и близким. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии». Одной из задач является: - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
Технология гендерного воспитания детей дошкольного возраста включает в себя: Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия. Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни Формы: игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Деловая игра - «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Правила игры: Принимать активное участие в игре. Вырабатывать общее решение вопроса. Уметь слушать других. Не оспаривать оценку жюри.
Критерии оценивания участников, следующие: 0- неправильный ответ 1 балл – не точный ответ 2 -балла – правильный полный ответ. За нарушения правил игры, жюри убирает один балл у команды.
Первое задание «Разминка»
Правильные ответы: 1. Отец и мать для ребенка… (Родители) 2. Какие наказания недопустимы … (Телесные) 3. Венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки). 4. Распорядок жизнедеятельности ребенка на протяжении суток…(Режим дня) 5. Сбор родителей для решения педагогических проблем… (Родительское собрание) 6. При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки). 7. Мальчики и девочки – это … (Дети) 8. Наука о воспитании и обучении ...(Педагогика) 9. Женщина по отношению к ребенку. (Мать) 10. На основе культурно – гигиенических навыков у детей формируются…(Привычки).
Второе задание « Рассуждалки - баттл » В детский сад воспитателем принят мужчина: команда мальчиков будет доказывать плюсы, а команда девочек минусы.
КОМАНДА МАЛЬЧИКОВ КОМАНДА ДЕВОЧЕК 1.Дети буду менее капризны 1.Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку. 2.Будут более дисциплинированы 2.В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения. 3.Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. 3. Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель 4.Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания. 5.Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. 5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей. 6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем. 6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена)
Как вы считаете, кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
ВРАЧИ СЕМЬЯ УЧАСТНИКИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОКРУЖЕНИЕ РЕБЁНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ДЕТСКОГО САДА
1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. 2. Педагогический коллектив детского сада. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Врачи. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания. 4 . Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и т.д.
Четвёртое задание: «Я знаю…» «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
«Черты характерные для мальчиков и для девочек» смелость, доброта, нежность, ласковость, мужественность, застенчивость, находчивость, отзывчивость, заботливость, решительность, с стеснительность, красота, стремление помочь, кокетливость.
Пятое задание: «Двойное имя» .
Шестое задание: «Конкурс капитанов» . 1. Вопрос: Какие методы и приёмы, рекомендуют для использования воспитателями по гендерному воспитанию? 2. Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Какие методы и приёмы, рекомендуют для использования воспитателями по гендерному воспитанию? сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…; беседы с использованием иллюстраций; чтение художественной литературы; проблемные ситуации с этическим содержанием; дидактические игры: «Кем быть?», «Кто, чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?».
Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек? Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы , наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно «немужское» занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Седьмое задание. «Решение педагогических ситуаций».
«Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает » /Герман Брох /
Спасибо за внимание!
Интернет-источник https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-po-gendernomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta-puteshestvie-v-stranu-malchikov-i-devochek.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Деловая игра с педагогами ДОУ
Тема: Деловая игра
«Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Подготовила воспитатель Бурдина.О.С
п. Малиновский 2025 г.
Слайд 1
«Мальчики и девочки два разных мира.
Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково!
Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,
по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Они разные и по-своему прекрасны!»
Слайд 2
Цель: актуализировать знания педагогов и повысить педагогическую компетентность в организации гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 3
Задачи:
- Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
- Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
- Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
- Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Оборудование для проведения деловой игры:
Раздаточный материал: задания для групп, буклеты для педагогов.
Слайд 4
Актуальность темы
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагались набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу необходимо, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным и близким. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии». Одной из задач является:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 5
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.
Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Во-вторых, в условиях образовательного пространства девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
Слайд 6
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Слайд 7
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся
мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не
изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
Слайд 8
Технология гендерного воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни
Формы: игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Слайд 9 Деловая игра - «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Содержание деловой игры
Ведущий: Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас, принять участие в деловой игре. Для этого мы с вами разделимся на команды и выберем жюри. Возьмите по желанию стикер и приклейте его на одежду. Если вы выбрали розовый, то сегодня вы будете в роли девочек, голубой – в роли мальчиков, а красный стикер – в роли жури. Поприветствуем, наши команды и жури.
(Педагоги выбирают по желанию стикер и рассаживаются за столы).
Слайд 10
В каждой игре есть свои правила. Послушайте внимательно правила игры:
- Принимать активное участие в игре.
- Вырабатывать общее решение вопроса.
- Уметь слушать других.
- Не оспаривать оценку жюри.
Слайд 11
Критерии оценивания участников, следующие:
- неправильный ответ
- балл – не точный ответ
2 -балла – правильный полный ответ.
За нарушения правил игры, жюри убирает одно очко у команды.
Слайд 12
1. Разминка.
Ведущий: Итак, начнем нашу игру с «Разминки».
Если команда знает правильный ответ, подают сигнал колокольчика и отвечает. В случае если ответ не верен, ответ могут дать соперники.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1. Отец и мать для ребенка… (Родители)
2. Какие наказания недопустимы … (Телесные)
3. Венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
4. Распорядок жизнедеятельности ребенка на протяжении суток…(Режим дня)
5. Сбор родителей для решения педагогических проблем…
(Родительское собрание)
6. При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь (мальчонки).
7. Мальчики и девочки – это … (Дети)
8. Наука о воспитании и обучении ...(Педагогика)
9. Женщина по отношению к ребенку. (Мать)
10. На основе культурно – гигиенических навыков у детей
формируются…(Привычки).
Ведущий: А теперь скажите, кто из вашей команды был самым активным и решительным в ответах? (педагоги называют ФИО). Итак, поприветствуем капитанов команд.
Слайд 13
Первое задание «Рассуждалки»
Ведущий: В детский сад воспитателем принят мужчина: команда мальчиков будет доказывать плюсы, а команда девочек минусы.
команда мальчиков | команда девочек |
1.Дети буду менее капризны | 1.Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку. |
2.Будут более дисциплинированы | 2.В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения. |
3.Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. | 3. Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель |
4.Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. | 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания. |
5.Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. | 5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей. |
6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем. | 6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена) |
7.Мужчина – воспитатель быстрее и лучше найдет общий язык с детьми. | 7.Мужчина – воспитатель не сможет заплести косы девочкам, причесать, застирать пятно на платье. |
8. Нестандартное мышление и принятие решения в возникающих вопросах. | 8. Больше внимания будет уделено сюжетно-ролевым играм с тематикой, близкой для мальчиков (транспорт, игры с конструктором, военные игры) |
9.Многие мальчики, да и девочки растут без отца, а здесь пример мужского поведения, мужского воспитания | 9. Детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина. |
10.Восполнит дефицит мужского внимания в семье, где девочка растет без папы. | 10.Девочкам может быть не по силам те требования, которые будет предъявлять воспитатель – мужчина (нагрузки на занятиях физической культуры, помощь по группе). |
11. Девочки и мальчики будут тянуться к общению с мужчиной – воспитателем. | 11.Некоторые девочки будут стремительно подражать мальчикам, чтобы не выглядеть в их глазах «неженками», «плаксами». |
12. Будет сообщать мальчикам разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения («Ты же мальчик – не плач», «Не хныч»), формируются первичные гендерные представления (мальчики ведь они - сильные). | 12. Во время совместной деятельности не будет делать акцент на «женские» профессии и труд женщины. |
13.Будет давать первичные представления о труде взрослых, о профессиях, которые свойственны мужчинам. | 13. В книжном уголке будет больше литературы, которая интересна мальчикам. |
14.Мужчина – воспитатель разбавит женское общество, которое почти всегда окружает мальчика (мама в декретном отпуске дома, дет.сад – где всегда воспитатель – женщина, школа). | 14. Во всех образовательных областях будет прослеживаться мужская тематика. |
15. Дети будут дисциплинированными и собранными. | 15. За пределами детского сада будет отмечаться дисбаланс в поведении девочек, а дети не приемлют поведенческих нарушений, мускулинных девочек будут отталкивать девочки - сверстницы и принимать мальчики. |
Ведущий: подводим итоги, так возможно ли, чтоб в детском саду работал воспитателем – мужчина?
Да.
Слайд 14
Второе задание:
Как вы считаете, кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе?
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
2. Педагогический коллектив детского сада. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Врачи. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и т.д.
Слайд 15
Третье задание: «Я знаю…»
«Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Ведущий: на экране прописаны черты характера, традиционно присущие женскому или мужскому полу, вы должны расположить их в соответствующих колонках, на скорость.
Черты характера: смелость, доброта, нежность, ласковость, мужественность, застенчивость, находчивость, отзывчивость, заботливость, решительность, стеснительность, красота, стремление помочь, кокетливость.
Ведущий: однако современная действительность требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств, как мягкость, женственность, заботливость, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.
В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что от них потребуется умение быть терпеливым, отзывчивым, всегда прийти на помощь.
Слайд 16
Четвертое задание: «Двойное имя».
Ведущий: нужно сделать гендерный анализ произведений детской художественной литературы». Коллеги, как вы помните у некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи
- Елена … (Прекрасная)
- Сестрица … (Аленушка)
- Василиса …(Премудрая)
- Крошечка … (Хаврошечка)
- Марья …(Искусница)
- Красная …(Шапочка)
- Баба …(Яга)
- Снежная (Королева)
Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.
Кощей …(Бессмертный)
Мальчик …(С пальчик)
Братец …(Иванушка)
Иван …(Царевич)
Змей …(Горыныч)
Оловянный …(Солдатик)
Карабас …(Барабас)
Добрыня …(Никитич)
Ведущий: Молодцы!
Слайд 17
Пятое задание: «Конкурс капитанов».
Ведущий: Капитаны команд вытягивают вопрос, на который должны дать ответ.
1. Вопрос: Какие методы и приёмы, рекомендуют для использования воспитателями по гендерному воспитанию?
Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями:
• сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…;
• беседы с использованием иллюстраций;
• чтение художественной литературы;
• проблемные ситуации с этическим содержанием;
• дидактические игры: «Кем быть?», «Кто, чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?».
2. Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно «немужское» занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Слайд 18
Шестое задание. «Решение педагогических ситуаций».
Ведущий: Вам необходимо найти ответ – решение, сложившейся ситуации.
Ситуация для команды «Девочки»
Ситуация в семье.
Мать:
- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать:
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец:
- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну):
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы: Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?
Примерный ответ: неправы оба, т.к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой.
Ситуация для команды «Мальчики»
Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
- А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопрос: В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
Примерный ответ: Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).
Слайд 19 Игра «Цветок дружбы»
Ведущий: В завершении нашей игры, пока жури подводит итоги, предлагаю поиграть в игру «Цветок дружбы». Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика (участники игры, перечисляют положительные качества, соединяя лепестки с серединкой. Когда цветок собран, педагог предлагает всем «мальчикам» и «девочкам» взяться за руки, так как тактильный контакт закрепляет приобретенный опыт взаимопонимания).
Подведение итогов.
Ведущий: сейчас жюри объявит итоги.
Жюри:
Ведущий: Молодцы, сегодня вы все активно приняли участие в деловой игре, посвященной гендерному воспитанию.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
Слайд 20 «Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает » /Герман Брох/
Спасибо всем педагогам за внимание,
плодотворную работу и приятное общение!
Интернет-источник
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-po-gendernomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta-puteshestvie-v-stranu-malchikov-i-devochek.html
