Игры и пособия для развития речи

Шикаленко Ольга Сергеевна

Пальчиковый театр «Теремок»

«Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра»

 

Хочу представить вашему вниманию пальчиковый театр «Теремок», собственного изготовления. Так как мои дети очень любят сказки, я решила связать серию пальчиковых театров по сказкам. Первым стал пальчиковый театр по мотивам сказки «Теремок». Дети ждали изготовления каждого героя с нетерпением, каждый день спрашивали, когда же я принесу следующего героя. Когда дети увидели «Теремок» готовым – их радости не было предела! Теперь они с удовольствием играют в пальчиковый театр!

Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи. Поскольку речь является основной составляющей жизнедеятельности здорового человека, я на занятиях использую различные методики и средства, которые способствуют активизации речевой деятельности

Одним из средств оказался пальчиковый театр, который помогает решать следующие задачи:

- стимулировать развитие речи, внимания, памяти;

улучшать координацию движений;

развивать звуковую культуру речи;

развивать образное мышление;

- формировать пространственную ориентировку

обогащать словарный запас;

развивать связную речь.

Пальчиковый театр дает возможность ребенку погрузиться в мир сказки, тепла, доброты. В ходе постановки спектакля ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он сам озвучивает героев, играет по сценарию, пересказывает сказку либо придумывает сюжет. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развиваются творческие способности ребенка, а также логичность и самостоятельность мышления. Участвуя в пальчиковом театре и разыгрывая разнообразные сказки и ситуации, ребенок испытывает положительные эмоции, чувствует себя свободно и комфортно.

Также пальчиковый театр рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Говоря о коррекционной направленности пальчикового театра, необходимо отметить ряд задач, которые он выполняет: - развивает речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию; - развивает связную речь, творческую фантазию; - учит сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы; - пополняет словарный запас; - развивает умение ориентироваться в пространстве; - развивает речь, учит построению диалога; - развивает отдельные группы мышц; - развивает психические процессы; - воспитывает нравственно-эстетические качества. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приемы, развивающие тонкую моторику.

Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.