Чашева Зоя Викторовна

Доклад по теме

Игровые технологии.

Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Йошкар-Олы»

Чашева Зоя Викторовна

 

Когда ребенок лет 6-7 приходит в школу,  учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.

 В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.

 

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся любого возраста  на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации . Современные дети не знают многих настольных, дидактических игр, развивающих кругозор, внимание, память, речь. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Функции игровых технологий.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Функции игры трудно переоценить,  можно недооценить. Расскажу о них подробнее.

1.     развлекательная

Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.

Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.


2.     коммуникативная: освоение диалектики общения;

Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам: должны выполнять требования ведущего, правила игры. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.

На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН/

Инсценировка произведений и ролевые игры включают ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют

Поистине коммуникативные функции.


3.  ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Каждый ребёнок в игре учится быть самодостаточным, учится  высказывать своё мнение, в игре это происходит более непринужденно, не боясь, если оно не совпадает с мнением учителя  или автора произведения – ведь это игра. А в игре не осуждают.

Дети более старшего возраста  играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.

 

4.           терапевтическая: ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Например при организации занятий с детьми ЗПР, имеющими диагноз «СДВГ», гиперактивными детьми, с низким уровнем произвольного внимания. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре, во внеурочной деятельности. 

 

5.           диагностическая: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления поведения ученика, взаимоотношения его с одноклассниками, личностные качества, которые не удается увидеть в урочной деятельности: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок старается максимально проявить себя.

Например, став ведущим в игре, или же наоборот, не став им, ребенок ведет себя неожиданным для вас образом.


6.     коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;


7.     межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей; Очень интересные игры можно проводить на уроках литературного чтения, ИКН (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину – значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как общались наши предки.

8.функция социализации:. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития. Это происходит, в основном, в ролевой игре.

Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.

 

Игра позволяет включить в учебный процесс детей с разным способом восприятия информации.

     -Дети, которые воспринимают информацию через зрение (визуалы), имеют возможность рассмотреть раздаточный материал, ребусы, кроссворды и не упустить никаких деталей, даже незначительных. В результате, лучше запомнить последовательность действий, необходимых при выполнении условий игры.

    -Дети, которые живут звуками (аудиалы), любят работать по алгоритму. Игра помогает выстроить этот алгоритм и учит рассуждать, предполагать, размышлять, следовательно, доходить до истины своим интересным путем.

      -Детям, воспринимающим информацию через эмоции, через ощущения, движения тела (кинестетики), игра позволяет заинтересоваться процессом, поскольку игра – это тот язык, который заставляет такого ребенка работать, пропускать любую информацию через свое тело, трогать, повторять, изображать, а следовательно, изучать и запоминать.

               В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:  

1.     в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2.     как элемент более общей технологии;

3.     в качестве урока или его части (введение, контроль); уместна на любом этапе урока;

4.     как технология внеклассной работы».

В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

 Реализация игровой технологии  при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

1.     дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2.     учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3.     учебный материал используется в качестве ее средства;

4.     в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

5.     успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития

 

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Использование игровых технологий оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
Ещё раз напомню. Дидактические игры созданы специально для отработки каких-либо учебных задач. Это не отдых и не развлечение. Это серьёзная учебная работа. Необходимо включать игры в каждый урок. Если каждый этап урока завершать соответствующей игрой, то у детей сформируется желание и умение учиться.

 Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. . Помня слова А.С. Макаренко о том, что "хорошая игра похожа на хорошую работу”, каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.
Применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
 При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.

 

Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:

Положительные стороны:

1.     Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

2.     В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

3.     Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

4.     Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

5.     Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

6.     В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

7.     В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

 

 

Проблемы и пути их решения:

• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.

• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание.

Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.

 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Анкета для учащихся.
1.   Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
2.   Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
3.   Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
4.   На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)?
5.   Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
6.   Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?
7.   Что тебе больше всего нравится в игре?

В русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка, игре придавалось большое значение.


 Одним из первых сделал попытку материалистически обосновать происхождение игры Гергий Валентинович Плеханов. Он доказал, что труд предшествует игре, и что игра ребенка является отражением окружающего его объективного мира. В ходе исторического развития общества вначале была охота, а потом уже возникли игры в охоту ради удовлетворения этой потребности.

Писатели-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов также искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. Н.Г.Чернышевский считал в воспитательном отношении наиболее ценными народные игры и развлечения, придавал также большое значение играм взрослых как лучшему отдыху.

Виднейший русский педагог XIX века К.Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Игра – отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. К.Д.Ушинский отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовать ее в доступных ему пределах.

Изучением, исследованием и популяризацией народных подвижных игр (главным образом русских) в конце XIX века занимался доктор медицинских наук Егор Арсеньевич  Покровский. Он организовал сбор игр и выпустил сборник детских игр, преимущественно русских, с изложением истории и теории игры. В сборнике помещены самобытные игры из разных мест России, наиболее естественные и понятные для детей. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума.

Критикуя постановку воспитания в школе, он предложил ряд мероприятий, меняющих двигательный режим школьника. Е.А.Покровский считал необходимым, чтобы досуг детей был занят самодеятельными играми. Он полагал, что изучение игр надо выделить в особую «ветвь» знания и считать «отдельной отраслью педиатрии». Поэтому он находил необходимым изучение игр врачами-педиатрами. 

Н.К. Крупская характеризовала воспитательное значение игры с точки зрения марксистского учения. Она выявила более широкие связи игры с жизнью – игра отражает также и идеологическую сторону общественной жизни, классовые противоречия в ней.

Н.К. Крупская показала, как велико воздействие на игру взрослых. Она выявила двойственность социальной природы игры: сочетание вольного, стихийного и педагогически организованного начала. Она считает, что игра имеет большое познавательное и развивающее значение, что сближает ее с учением и трудом. Однако у нее есть специфическое отличие от всех других видов деятельности. Игра – это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил. Н.К.Крупская отмечала, что в игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Известный советский ученый-педагог Антон Семенович  Макаренко считал, что игра должна приучать человека к тем усилиям, которые необходимы для работы. Не всякая игра, по его мнению, имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра. А.С.Макаренко требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые игры, основанные на принципах активности, творчества. Каждая новая игра должна быть более сложной, интересной и содействовать дальнейшему росту коллектива с учетом индивидуальных способностей каждого его члена.

Петр .Францевич  Лесгафт, ученый и педагог, создатель научно обоснованной системы физического воспитания, утверждал, что подвижная игра есть упражнение более сложного порядка нежели простое гимнастическое упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. Вторая часть его «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» посвящена играм. Он уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах отводил играм половину урока, а в средних – одну треть урока.

П.Ф. Лесгафт разработал методику преподавания школьных подвижных игр и в связи с этим их классификацию. ней виду движений: игры с бегом, прыжками, метаниями и т.п

П.Ф. Лесгафт предъявлял высокие требования к руководителям игры. Особенное значение он придавал соблюдению правил игры (как непреложного закона) и осознанию своих действий. Все эти требования не потеряли значения и до сих пор, и были усовершенствованы учениками П.Ф. Лесгафта.

Валентин Владиславович  Гориневский (1857-1937гг) – последователь Лесгафта, один из основоположников отечественной науки о физическом воспитании советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля. считал подвижные игры гигиеническим средством, так как они благотворно влияют на работоспособность человека. Особенно полезно проводить игры на открытом воздухе. Он считал правильно организованные игры отличным средством активного отдыха.

Известный педагог-организатор Владимир Гергиевич Г. Марц (1894 – 1922гг) , основоположник теории подвижных игр,  автор многих книг и сценариев,, использовал игры для объединения большого количества детей и создал так называемые «массовые игры», которые стали использовать на массовых детских праздниках. В.Г. Марц уделял большое внимание подготовке кадров руководителей игр, изданию пособий по подвижным играм. Им были организованы в 1909-10гг первые детские клубы и игровые площадки в Москве, а позже и  научно-исследовательский институт игры и праздника.

Cегодня каждый знает, что с пеленок,

Играя, развивается ребенок

И если есть у нас призвание – учить

Судьбой своей умейте дорожить.

Добавить запись

Защита от спам-роботов