Страничка воспитателя Шевченко Елены Петровны МБДОУ №1 "Родничок"

Шевченко Елена Петровна

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ ШЕВЧЕНКО ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ.

МОЙ САЙТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ КОЛЛЕГ - ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ.

ЗДЕСЬ ВЫ СМОЖЕТЕ НАЙТИ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ И МНОГОЕ ДРУГОЕ.

БУДУ РАДА, ЕСЛИ  МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ ВАС!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями заболеваний.

Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Ведь развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Речь. Что может быть проще и одновременно с этим сложнее для маленького ребёнка? Это тайна не только детской психологии, но и педагогики.

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Конечно, развитие речи – это долгий и кропотливый труд. А что, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья? Взрослея, эти дети покидают рамки узких семейных отношений,   включаются в общение с более широким кругом людей, в особенности, со сверстниками. К сожалению, не всегда дети с ОВЗ полноценно овладевают средствами общения.

Именно поэтому мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ представляет собой целую науку, которая является частью увлекательной профессии. Моя профессия уникальна тем, что приходится постоянно наблюдать за детьми, индивидуально оценивать их возможности, раскрывать их способности.

Каждый ребенок – это, прежде всего,  уникальность и неповторимость. Мы стремимся создать все условия для их развития, сделать их мир ярче и разнообразнее. И вместе с тем радуемся вместе с ними этому миру. Именно радость заставляет задумываться над их восприятием этого огромного мира. Дети, как маленькие росточки, тянутся ко всему новому и неизведанному.  Причем это стремление настолько искреннее  и эмоциональное, что ему могут позавидовать даже взрослые.

Мир глазами детей – это мир веселых и озорных игр, а воспитатель в этом мире – путеводная звезда, которая направляет каждого из них по индивидуальной траектории развития. В любом мире, хоть в сказочном, хоть в настоящем,  существуют свои правила, которых ребенок должен придерживаться, чтобы успешно пройти процесс социализации.

Попробуем представить мир ребенка с ОВЗ? Этот мир не так уж прост, как нам кажется. Дети, имеющие нарушения речи, больше остальных стремятся к общению и больше чем другие нуждаются в нем.

Как я замечаю, среди них очень много творческих личностей, эмоционально ранимых. И пусть они не говорят или говорят крайне мало, но их богатый внутренний мир можно раскрыть с помощью творческой деятельности – рисунка или поделки.

На мой взгляд, дети с ОВЗ больше чем их сверстники требуют формирования правосознания. Ведь кому как не им приходится ощущать на себе взгляды окружающих: порой сочувствующие, порою осуждающие.

Но как сформировать правосознание у дошкольника? Как привить ему понимание, что такое хорошо, а что такое плохо?

Конечно же, это можно реализовать только через сказочные сюжеты, которые еще больше разнообразят их фантазию и внутренний мир. Казалось бы, что может нести в себе сказка, кроме волшебства?

На самом деле сказка – это воплощение мудрости наших предков. И любую сказку можно заново перечитать, но уже по-новому, через проектную деятельность.

Так, веселый Колобок реализует свое право на жизнь, пробегая мимо зайца, волка и медведя. Не успел он свернуть с тропинки, как за ним следом  торопятся  построить свои домики три поросенка, ведь они тоже спасаются от опасности, как и колобок.

Но если вам и удалось спасти жизнь, то это еще не значит, что не надо в дальнейшем заботиться о своем здоровье. И, конечно же, на помощь к нам приходит доктор Айболит, который дает ценные советы, реализуя право на укрепление здоровья.

А как же укреплять свое здоровье, не имея собственного домика? Маленькие зверушки должны жить в домике, чтобы быть здоровыми, чтобы их не застали снег, дождь и холодный ветер. И вот мы встречаемся с многоэтажным зданием – теремком, где под одной крышей живут и медведь, и лиса, и мышка, и каждый имеет право на свой уголок в этом доме.

В этом большом доме можно затеряться, поэтому любой из ребят должен знать свое спальное место, свое имя и уметь откликаться. Определить важность своего имени нам помогают такие сказки, как «Золушка» и «Дюймовочка».

В современной жизни мало иметь красивое и запоминающееся имя, надо много знать, реализуя свое право на образование. И, конечно же, к нам на помощь спешит веселый и любопытный Буратино, который интересуется всем, что происходит вокруг него, а в конечном счёте приходит  в школу, чтобы получить знания.

Получив образование,  мы смело можем отправиться на работу. Вот и  в сознании детей мы начинаем формировать право на труд, используя сказочный сюжет «Золушки».

Именно последнее, на мой взгляд, способно  не только благотворно повлиять на развитие психической сферы ребёнка, но и привить любовь и понимание важности труда. К последнему наиболее легко подобрать пословицы из русского фольклора, что позволяет им ощущать себя частью единой нации, несмотря на ограничения по здоровью.

В других сказках мы можем найти примеры жизненной стойкости персонажей, которая так важна для детей с ОВЗ. Для этого можно использовать литературные произведения «Серая шейка» или «Стойкий оловянный солдатик».

Конечно,  мне, как человеку ответственному за их развитие, не безразличны изменения, которые будут происходить в личностной сфере.

Замечаю, что нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие, усилился интерес к сказкам, проявилось желание и умение их слушать, понимать смысл. Дети начинают разглядывать персонажей, пытаются обыгрывать их действия и диалоги. Вот где проявляется их фантазия, и вот что стимулирует их правильную речь. И это великолепно! В такие моменты понимаешь, что не зря выбрала эту профессию.

А если удалось развить эмоциональную отзывчивость, если дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, то это, на мой взгляд, самая высшая ценность, к которой можно стремиться в своей профессии.

 Но не только происходят изменения в их внутреннем мире, изменяется и отношение к окружающим. Дети с уважением начинают относиться к близким, окружающим людям, природе. В ответ же они получают благосклонность.

Ребята раскрепощаются, становятся  менее застенчивыми при выборе роли в сказке. Кто-то хочет изображать колобка, а кто-то с удовольствием играет роль волка или медведя, изображая повадки этих животных.

Проекты с участием детей не только благотворно сказываются на творческом воображении, умении ставить цели и решать проблемы, но и способствуют познавательной активности.

Дети начинают тянуться ко всему новому, останавливая свое внимание. Мне это как раз и нужно.  Когда они сосредоточены на чем-то, то можно вести с ними любую работу, в том числе и логопедическую. Вижу порой, как им нелегко дается каждое слово, но как они рады, когда, наконец, получается. Да, пусть где-то с маленьким дефектиком, но для нас это уже прогресс.

В их глазах, кажется, скрыта искорка, которая может разжечь целое пламя. И важно поймать эту искорку, которая  будет движущей силой в их нелегком процессе познания этого большого и удивительного мира. Разве мы не помним, что когда были маленькими, то этот мир нам казался больше. Деревья больше, дома выше, а значит и впечатления от этого намного глубже. Наверно поэтому у нас самих до сих пор свежи некоторые воспоминания о собственном детстве.

Каждый день, я отмечаю для себя их успехи. Это очень важно и для меня, так как придает мне уверенности в себе. Дети чувствуют мое расположение духа и тянутся ко мне, воспринимая меня за определенный источник знаний, источник поддержки. При этом всегда поражает их откровенность и эмоциональность. Если это радость, то радость искренняя, которая исходит из глубин души. Отмечу, что не всегда она ярко выражена, что является особенностью их поведения. Тем не менее, по отдельным чертам лица, по манере двигаться, можно рассмотреть, что творится в их маленьком сердце, то есть чему оно радуется или чем встревожено.

Всегда храню в своей душе веру в их светлое будущее, которое в том числе зависит и от моей работы. Они мне все как родные, а я для них почти вторая мамочка. Возможно, от этого их маленькие ручонки тянутся каждый раз ко мне, как  родной,  и порой вызывают слезы умиления.



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего возраста

         «Путешествие  в гости в сказочный природный дом Берендея».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цели: способствовать развитию интереса к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками;  развивать у детей чувство юмора; продолжать знакомить с иллюстрациями художников;  приблизить детей к познанию окружающей нас природы; формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, представления об экологических проблемах природного дома; систематизировать знания детей о связи человека с природой: природа помогает человеку жить, трудиться, отдыхать и наслаждаться красотой;  учить любить и понимать природу с детства, поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы и задавать их.  

Предварительная работа: рассматривание альбомов: «Времена года», «Животный мир», «Растительный мир»;  чтение художественной литературы природоведческого характера; конкурс загадок о природе; прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»; беседы: «Правила поведения в лесу», «Земля – наша планета», «Животный и растительный мир наших лесов»; заучивание стихотворений, загадок о растениях, животных, насекомых, пословиц и поговорок о природе; дидактические игры: «Береги природу», «Скажи название», «Назвать растение по листу», «Узнай  животное по голосу», «Распутай путаницу», «Кто, где живет?»; рисунки детей на тему: «Береги природу!», «Не поступайте так!»; ознакомление с объектами неживой природы, наблюдение за живыми объектами, растениями, деревьями и др.

Активизация словаря: Вселенная, планета, природа, равноденствие.

Материалы и оборудование: репродукции картин художников; изображения планеты Земля, картинки: сломанные деревья, догорающие костры;  рисунки детей на тему:  «Берегите  природу!», «Не поступайте так!»; аудиозапись «Голоса леса»;  декорации с изображением деревьев, солнца, цветов, грибов, животных.

                   

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела

           телеграмму для детей группы «Радуга» (воспитатель читает телеграмму).

 «Дорогие ребята, я и жители природного земного дома, приглашаем вас в гости на праздник Всемирный  день Земли, который будет проводиться на лесной полянке, где будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе с жителями природного земного дома беречь лес, заботится о природе».  Берендей – царь лесной».

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на праздник?  (ответы детей).  А на чем мы отправимся в природный земной дом? (ответы детей).

Предлагаю отправиться на праздник на необычайном транспорте. Хотите узнать на каком транспорте? Отгадайте загадку: С виду он ковер обычный, но летает очень быстро (ковер – самолет).

Ребята, вы догадались, на чем мы отправимся? (ответы детей). Правильно, мы полетим на ковре – самолете. Но чтобы он взлетел, нам нужно сказать волшебные слова: «Ковер – самолет, возьми нас в полет. Над полями, над лугами ты лети сегодня с нами» (под музыку дети «взлетают»). Но чтобы не было скучно во время полета, вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о природе.

Дети рассказывают:

- Не жди от природы милости: сам ты садик  посади, сам и вырасти.

- Лес и вода – брат и сестра.

- Нет плохой земли - есть плохие хозяева.

- Не беречь поросли – не видать и дерева.

- Лес – богатство и краса. Береги свои леса.

- Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!

- Враг природы тот, кто ее не бережет.

Воспитатель.

Ребята, молодцы!  Пока вы рассказывали поговорки и пословицы, наш ковер – самолет приземлился в  природном доме. Как вы думаете, как называется этот природный  дом? Отгадайте загадку: В шубе летом, а зимой раздетый? (ответы детей: лес).  А что же такое лес? (ответы детей). Правильно, это общий дом для растений, животных, которые там находят пищу, места для гнезд и нор, спасаются от врагов. Ребята, посмотрите, вот узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться цветами, деревьями, вдохнуть свежий лесной воздух. Но вы, ребята, должны помнить, что вы здесь только в гостях. «Люди в лесу – гости», - так говорят о лесе. Поэтому ведите себя скромно. Давайте пойдем по этой лесной тропинке, вставайте друг за другом и идите за мной, а пока мы идем,  предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу.

Дети рассказывают правила поведения в лесу: Не шуметь, не сорить, не рвать с корнем растения, не ломать ветки, не жечь костры, не распугивать обитателей леса, не разорять гнезда и т. д.

Воспитател:. Молодцы, ребята, теперь я уверена, что вы правильно будете вести себя в лесу. Ребята, пожалуйста, закройте глаза, покружитесь (Дети открывают глаза и видят лесного царя Берендея) (в роле  Берендея – воспитатель).

Берендей:  Здравствуйте, юные друзья!  Спал я в лесу, в овраге, да разбудили меня голоса звонкие. Забыл совсем, что пригласил вас на праздник, который называется   Всемирный день Земли (Берендей приглашает детей на лесную полянку). Рассаживайтесь, ребята.  Как вы думаете, это веселый или грустный праздник Всемирный День Земли? (ответы детей).

Берендей: Ребята, своей жизнью мы все обязаны нашей планете – прекрасной и единственной земле – матери. Голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, но стонущей от боли, взывающей о помощи, остающейся по-детски беззащитной перед человеком. Земля – наша планета, наш дом. Но в последнее время люди не заботятся о своем доме: вырубают леса, бездумно рвут цветы, загрязняют воздух, уничтожают животных. Разве весело от этого Земле?  А знаете ли вы, что обозначает слово «экология»? (ответы детей).  Поэтому День Земли – это день защиты ее от экологической безопасности.  Всемирный День Земли – это праздник, который отмечают каждый год 21 марта в день весеннего равноденствия. Это день, при проведении которого по традиции звонит Колокол Мира. Ребята, а вы знаете, что означает слово «природа»? (дети высказывают свои предположения).

Берендей: Ребята, как вы думаете, волки, они хорошие или плохие?  (ответы детей).  А вот если их уничтожить, то начинают болеть олени, лоси, зайцы, так как некому поедать больных животных. Не зря ведь волка называют «санитаром леса». Если уничтожить волков, то расплодится очень много травоядных животных, а они могут до основания поесть травы, кустарники, деревья – от этого страдает уже весь лес. Ребята, как вы думаете,  так нужно ли уничтожать всех волков? (ответы детей).

Берендей: Ребята, а  ведь мы пригласили вас не просто в природный дом, а в сказочный природный дом. Всем вам знакома Сказка «Красная Шапочка и Серый Волк». А скажите, какой в этой сказке был волк? (ответы детей: злой, жадный, хитрый). Правильно, дети, поэтому он был наказан за это. Но времена меняются, изменилась и всем знакомая сказка. Сейчас вы увидите ее в новом варианте. Как известно, в старой сказке волка убили охотники, а Красная Шапочка стала жить поживать да добра наживать. Выросла она и родилась у нее дочка, а потом появилась и внучка. Связала Красная Шапочка ей из шерсти убитого волка серую шапочку, и стали все звать эту девочку Серая Шапочка. Сама бабушка Красной Шапочки осталась жить в избушке на опушке леса, а Серая Шапочка с мамой живут в городе.

Инсценировка  сказки «Серая  Шапочка и Красный Волк».

ребята, а вы знаете загадки? (ответы детей)

Самого не видно,

А песню слышно (Комар).

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост – как упор (Дятел).

Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

Кто ты… (Одуванчик).

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает,

Медок собирает (Пчела).

На зеленом стебельке  – белые звоночки (Ландыш).

Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо (Оса).

Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

Он в берлоге спит зимой

Под огромною сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна (Медведь).

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Ушки больше головы? (Заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее… (Лиса).

Днем спит,

А ночью летает

И прохожих пугает (Сова).

В лесу меня крутым считают,

И с этим бы не спорил я.

Все птицы меня здесь уважают,

Все звери для меня – друзья (Волк).

Воспитатель: Ребята, кто живет в природном земном  доме? Какую роль играют растения и животные в нашей жизни? Что вам понравилось в сказочном  природном доме?   Хотите побывать в гостях еще? (ответы детей.)

Ребята, как мы с вами можем помочь природе? (ответы детей).

Воспитатель:  (обобщение ответов детей) Правильно, ребята, собрать везде мусор, посадить деревья и цветы, огородить муравейники, расчистить роднички, сделать зимой кормушки для птиц. И, конечно же, никогда никого не обижать и не убивать.

 А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы с вами обязательно встретимся еще с Берендеем.

Берендей: Ребята, вам понравилась наша встреча? (ответы детей). Воспитатель: Ребята, садитесь на ковер-самолет, полетим обратно в детский сад  (дети говорят волшебные слова и под музыку взлетают).

Воспитатель: Вот мы и снова  в нашем детском саду! Ребята, как же мы с вами можем помочь нашей планете? (ответы детей: надо научиться любить природу с детства, с уважением относиться к тому, что имеем,  беречь и охранять нашу планету).

Ребенок:

Мы,  юннаты, обещаем:

Мы природу защитим,

Мы природу сохраним

И в обиду не дадим!

Ребенок:

Мы серьезные ребята,

Мы охинские юннаты.

Для нас – почетный труд и честь.

Природу нашей Земли беречь!

Воспитатель.

Ребята, давайте будем беречь нашу Землю, и она отплатит всем нам – крепким здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, и незабываемой красотой!

 



Предварительный просмотр:

                               ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т.п.

D:\Мои документы\Фото\ff7d4fdfd7.jpg



Предварительный просмотр:

                           Конспект непрерывной  образовательной деятельности

 старших дошкольников

 «Россия – Родина моя!»

        Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Вызвать у детей желание больше узнать о своей Родине.

Программные задачи:

Обучающие:

Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.

Познакомить детей с историей герба, флага, их  значением в прошлом и настоящем России.

Закрепить знания детей  о столице нашей Родины, о нашем городе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к истории государства.

Развивать смекалку и сообразительность.

Развивать коммуникативные навыки, память,  логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать гражданско – патриотические чувства, любовь к Родине.

Воспитывать уважительное отношение к символам нашей страны.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Речевое

Предварительная работа:

Беседы о Родине, чтение  произведений русских писателей о Родине, рассматривание иллюстраций книг, карт, флагов, гербов стран, города;  чтение и заучивание  стихотворений о символике государства, о Родине, пословиц, поговорок о Родине, посещение городского музея.

Дидактические игры:

«Сложи герб (флаг) России», «Радуга» (расположение цветов спектра полос флага), «Найди общее», «Назови верно».

Материал и оборудование: Карта России, глобус, изображения Российского герба и флага, паззлы:  «Российский флаг», «Российский герб», маленький красный флажок, «ковер – самолет»,  платочки и полоски трех цветов, мультимедийное оборудование.

Музыка: гимн Российской Федерации.

Активизация словаря: россияне,  держава, символы, двуглавый орел, скипетр,  Георгий Победоносец.

                            Ход образовательной деятельности

Воспитатель вносит глобус.

Воспитатель: Это – важный господин, гордо кружится один…  Ребята, как вы думаете, что это? (глобус).

Воспитатель:  Давайте встанем в круг, рассмотрим глобус. Для того чтобы было удобно пользоваться глобусом, люди перенесли его на бумагу, сделали его плоским. Вот таким (показать карту мира). Найдите, пожалуйста, на карте нашу страну и скажите,  как она называется (Россия).

Воспитатель:  Правильно, ребята. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя  – Россия. Ребята, на планете много разных стран, но самая большая и красивая наша страна. Сегодня еще раз поговорим с вами о нашей Родине – России.

Ребенок:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины, в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей!

                                 В. Гудимов.

Ребенок:

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

                                     Т. Бокова.

(Воспитатель обращает внимание детей на карту России, дети вместе с детьми рассматривают карту России).

Воспитатель: Давайте, найдем наше государство на карте. (Воспитатель вызывает детей по очереди, обводят границу России).

Воспитатель: Ребята, какая она, Россия?

Дети:  Любимая, родная,  огромная, сильная,  богатая, красивая.

Воспитатель: Но Россия и добрая страна. По-братски делится она всем, что имеет, со своими сестрами. Она, как старшая, помогает младшим сестрам – странам быстро расти, развиваться, делаться все богаче и красивее.

(Звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»).

Воспитатель: Ребята, вы прослушали песню Ю. Антонова, о чем эта песня?

Дети:  О родном уголочке, о родном месте, о нашей Родине.

Воспитатель: А что такое Родина для каждого из нас?

Дети: Это мой дом, это моя улица,  моя семья, моя мама и я, мой город, моя сторона.

Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, Мой дом, мой город).  «Родная  сторона» – это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Такое место, по-другому, еще называют «Родина».  Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Давайте вспомним знакомые стихотворения русских поэтов о Родине.

Ребенок:

 Солнце золотое

 Светит над страной

 Это край любимый

 Это край родной.

 Хорошо ребятам

 Жить в родном краю.

 Всей душой мы любим

 Родину свою.

 Воспитатель: А как еще мы можем называть Россию?

 Дети: Родиной – матушкой, Русью, Отчизной. 

 Воспитатель:

 Россия. Как  из песни слово,

 Березок юная листва.

 Вокруг моря, сады и горы,

 Раздолье, русская душа.

 Люблю тебя, моя Россия!

 За ясный свет твоих очей!

 За ум, за подвиги святые,

 За голос звонкий как ручей.

 Люблю, глубоко понимаю

 Степей задумчивую грусть!

 Люблю все то, что называют

 Одним широким слово Русь.

                            С. Васильев.

 Воспитатель: А люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне). (Повторить это слово индивидуально и хором).

Викторина «Мы – россияне».

1. Назовите известные города России.

2. Какие знаете известные реки России?

3. Кто является президентом нашей страны?

4. Как называется главный город страны?

5.Наше государство называется… (Россия, Российская Федерация)

6. В каких двух частях света расположена Россия?  (Ответы детей)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми вопросами викторины.

Воспитатель:  Как называется столица нашей страны? (Ответы детей)

Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о Москве?

Ребенок:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое  любит тебя.                            

Воспитатель: Столица России – Москва. Сердце Москвы, ее исторический центр – Красная площадь и Кремль. Красная площадь – место проведения военных парадов и веселых праздничных гуляний. Кремль очаровывает своей красотой: белоснежные соборы  золотыми куполами, богато украшенные дворцы, великан царь – колокол, огромных размеров царь – пушка – и все это Кремль.

Воспитатель: Чем отличается наше государство от других?

Дети: Гербом, гимном, флагом, денежными знаками, языком, размером, традициями.

Воспитатель: Все правильно, дети.  А назовите известные вам символы страны.

Дети: Гимн, флаг, герб.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Герб, гимн и флаг – вот ценность нашей жизни.  Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы. Символы России – наши главные слова.

Ребенок:

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

Как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Воспитатель:  У каждого из  городов тоже есть свои отличительные знаки – символы.  Город Москва также имеет свои символы.

Игра «Назови верно».

Воспитатель выставляет картинки с изображением символов нашей страны и называет их,  допускает ошибку, назвав символ неверно.  Дети должны захлопать в ладоши, заметив ошибку и перечислить все символы верно.

Воспитатель:  Ребята, вы замечательно справились, порадовали меня. А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране «Символика». Вы хотите попутешествовать? (ответы детей).

Воспитатель: А на чем  вы хотели бы отправиться в эту страну? (ответы детей).

 Ребята, мы отправимся на необычном транспорте. Хотите узнать, на каком транспорте? Отгадайте загадку:

 С виду он ковер обычный, но летает он отлично (ковер – самолет).

 Может, кто-нибудь догадался, на чем мы полетим? (ответы детей).

 Воспитатель:  Молодцы, ребята! Присаживайтесь на ковер-самолет. Чтобы  он взлетел, нам нужно сказать волшебные слова: «Ковер – самолет», возьми-ка нас в полет. Над полями, над лесами ты лети сегодня с нами» (под музыку дети «взлетают»).

Воспитатель: Итак, присаживайтесь, мы отправляемся в путь. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, вспомните поговорки и пословицы о Родине.

1. Нет краше земли, чем Родина наша.

2. Родина – мать, умей за нее постоять.

3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

4. Жить – Родине служить.

5. Родина поучает – Родина выручает.

Воспитатель: Ребята, русский народ сложил  эти пословицы и поговорки о Родине в знак любви и гордости за свою страну. Пока вы рассказывали поговорки и пословицы о Родине, наш ковер-самолет приземлился в стране «Символика».  Ребята, отгадайте, на какой остров мы попали?

 А еще над Кремлем

 Гордо развивается

 Символ России –

 Как он называется?

Дети: Российский флаг.

Воспитатель: Верно, ребята, мы попали на остров «Российский флаг».

(Рассматривание Государственного флага России).

Воспитатель: Расскажите, как выглядит флаг России?

Дети:

1. Наш флаг состоит из трех горизонтальных полос. Сверху белое, посередине голубое, внизу – красное. Эти цвета символизируют: единство мира, земли и неба.

2. А еще оно символизирует  сотрудничество трех славянских народов: русских, украинцев, белорусов.

3. А еще наш флаг называют трико лором, стягом, трехцветным полотнищем.   

Воспитатель: Молодцы, вы дали полные ответы и разъяснения о символе государства, в котором вы живете – Российском флаге. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных горизонтальных полос белого (верхняя полоса), голубого (средняя) и красного (нижнего)  цветов. Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Россию.

Игра «Радуга».

(Дети располагают полоски трех цветов в соответствии с последовательностью полос на флаге России).

Воспитатель: А что же обозначают эти цвета полосок?  (Ответы детей).  Что всегда бывает красным?

Дети: огонь… 

Воспитатель: Красный цвет обозначает отвагу, силу, мужество, храбрость, жизнь. А еще в древности красным называли все красивое, например:

Девица какая? (Красная)

Солнышко какое? (Красное)

Весна – красна.

Самая красивая площадь Москвы, какая? (Красная).

Воспитатель: Ребята, что же обозначает красный цвет? (Ответы  детей -  красоту).

Воспитатель:  Что бывает голубым?

Дети:   Небо, моря, реки….

Воспитатель: Этот цвет обозначает верность, свободу, правду.

Воспитатель: Что бывает белым?

Дети: Снег, облака….

Воспитатель:  Белый снег – цвет миролюбия, чистоты, символ мудрости. Ребята, давайте вспомним стихотворения о Российском флаге.

Ребенок 1.

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Ребенок 2.

А флаг России – трико лор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный – это красота.

Ребенок 3.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет  верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем почему

У флага есть еще цвета,

Что значит еще цвета два.

«Синий» – Украины цвет,

«Белый» – Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

Ребенок 4.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Воспитатель: Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете?  (рассуждения детей).

Воспитатель: Красная полоса – это наша красивая земля. Над землей голубое небо – это голубая полоса.  А как вы думаете, что можно считать добрым, светлым?

Дети:  Дружбу, добрые поступки, улыбки, помощь….

Воспитатель:  Поэтому, ребята, верхняя полоса предназначена для белого цвета.

Игра «Что общее?»

На доске фотографии.  (На каждой фотографии присутствует изображение  Российского флага: на борту крейсера и вертолета, в руках лыжника, на крыше Большого Кремлевского дворца).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографии и найдите что-то общее (Ответы детей).

Упражнение «Оркестр».

(Предлагается детям сыграть оркестром с помощью цветных платочков):

белый платочек – «нежно» играют металлические предметы (металлофон),

голубой платочек – духовные (флейта, дудка),

красный платочек – «шуршащие» (киндер сюрприз с зернами).

(Дети берут музыкальные инструменты, играют на них поочередно (в соответствии с цветом платочка: белый, голубой, красный)).

Игра «Сложи Российский флаг».

Воспитатель: А что вы знаете об истории возникновения флага?  Как выглядел флаг раньше?

Рассказы  детей:

1. Рассказ: Флаг  - это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру.

2. Рассказ: Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А еще по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или к дружеской встрече.

3. Рассказ: Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже.

Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Знаете историю возникновения флага, я  горжусь вами.

Стихотворение «Флаг над Рейхстагом» (читает ребенок):

Мы водрузили

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет:

«Побежден жестокий враг» (в руках ребенка красный флажок).

 Воспитатель: Ребята, отправимся  на следующий остров страны «Символика». Он находится недалеко,  и мы доплывем до него на лодке. ( Дети садятся в изображаемую лодку и гребут веслами) (под музыку).

Воспитатель:  Вот мы и оказались на втором острове (звучит Гимн России).

Что это за музыкальное произведение?  (ответы детей).

Воспитатель: Гимн – это самая главная музыка в нашей стране.  Гимн российской Федерации – это музыка русского композитора М.И. Глинки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за остров?

Дети:  Гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы на острове, который называется Гимн Российской Федерации.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть слова:

«Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нет на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

Александров  ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Воспитатель: Как ведут себя люди,  когда звучит гимн?

Дети: Слушают стоя, мужчины снимают шапки, нельзя  разговаривать.

Воспитатель: В каких случаях звучит гимн России? (Ответы детей).

Воспитатель уточняет и дополняет ответы детей: Гимн – звуковая эмблема государства. Во время исполнения гимна все встают, мужчины обнажают головы (военные – отдают честь). При этом не принято переговариваться, оглядываться по сторонам – подобное поведение может быть воспринято как неуважение к государству. Каждый гражданин должен знать мелодию и слова гимна своего государства.

Детям предлагается исполнить первый куплет гимна Российской Федерации (Стоя).

Воспитатель: Ребята, хочу рассказать вам известный случай, когда на одной из Олимпиад победил спортсмен из страны, записи гимна которой у организаторов не оказалось. Как быть? Ведь исполнение в честь победителя его страны – важная олимпийская традиция… Выход нашел сам спортсмен. Он подошел к микрофону и спел гимн своего государства, показав тем самым уважение, как к олимпийским традициям, так и к своей Родине.

Воспитатель: Следующий остров совсем близко, чтобы попасть на него, мы пройдем по узкой тропинке. Вставайте друг за другом и идите за мной.

(Дети произносят вместе с воспитателем):

Друг за другом мы идем

К другому острову придем

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем

И дорогу к острову найдем.

Дети подходят к острову «Герб России».

Воспитатель:  Итак, мы оказались на острове, который называется… 

(Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением герба Российской  Федерации).  

Дети: Герб России.

Воспитатель:

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица – царь

В две стороны внимательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

(Дети рассматривают герб Российский, подробно описывают изображение).

Дети:

1. Герб у нас красивый, на нем изображен двуглавый орел.

2. Орел – символ солнца и небесной силы, бессмертия. Внутри герба, на груди орла расположен Герб города Москвы.

3. Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле.

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы очень хорошо описали изображение Российского герба. А как вы думаете, где изображается эмблема государства?

 Дети: на вывесках государственных учреждений, печатях, документах, паспортах…

(Выслушав ответы детей, воспитатель уточняет их и продолжает рассказ).

Воспитатель:  Герб России – один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном.  Это самый древний символ государственной власти: символ борьбы добра со злом, света с тьмой, символ защиты Отечества. На фоне щита красного цвета изображен двуглавый орел. Правой лапой он сжимает скипетр  - это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим три короны. На груди орла помещен Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец («ездец» - от слова «ездить»). Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копье, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он побежден героем. Верный конь воина топчет дракона корытами. Орел – символ победы.

Игра «Найди герб России».

(Раскладываются изображения гербов, дети находят герб России, Москвы, Охи, Сахалинской области).

(Предлагается детям видеозапись о России, гербах ).

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране,  где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. 

Воспитатель:  Как называется наш город, в котором мы живем?  (Оха).

Воспитатель: А как называют жителей нашего города? (охинцы).

Воспитатель: Ребята, значит, мы с вами тоже охинцы,  и у нашего города, как и у других городов  тоже есть символика.

Воспитатель:  Символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за нее. Важно гордиться своей Родиной, любить ее, защищать, быть достойным гражданином страны.

Ребенок:

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей жить.

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой -  

Нет России другой.

Рефлексия: детям предлагается закончить фразу: «Я люблю мою Россию потому, что...».

(Предлагается вниманию детей просмотр сказки «Егорий Храбрый»).

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.  Предлагаю полететь на наших разноцветных шариках, вы согласны?  (Да).

(Корзина с разноцветными воздушными шарами, на них изображены улыбки).

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и дружно скажем:

       «Если дружба велика – будет Родина  крепка!»

         Список литературы

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112 с.

2.Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.  Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ,  Сфера, 2010. – 160 с. (Серия «Вместе с детьми»). .

3. Кузнецов А.П. С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской.

4. Ривина Е.К. Государственные символы России.  -  М.:  АРКТИ, 2009.

5. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЭМП (форма, величина) в первой младшей группе «В гостях у зайчика»

Слайд 2

Программное содержание: Д/и «Большие и маленькие кубики» Цель: Обучать детей сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения. Сортировать предметы двух резко различающихся размеров. Закрепить понятие много.

Слайд 3

Физкультминутка «Мы становимся все выше» Используемый материал: игрушка зайчик, большая и маленькая коробка, разноцветные большие и маленькие кубики.

Слайд 4

Д/и «Большие и маленькие кубики» Постройка башни большой и маленькой .

Слайд 7

Физкультминутка «Мы становимся все выше»

Слайд 8

Д/и « Соберем кубики» Дети складывают кубики в коробки соответствующего размера .

Слайд 10

Используемая литература: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (1-3 года) Е. А. Янушенко, 2009г. «Утренняя гимнастика в детском саду» (упражнения для детей 2-3 лет) Т. Е. Харченко, 2009г. 3. «Игры- занятия с малышом от рождения до трех лет» Э.Г. Пилюгина, 2010г.