Презентации НОД художественной направленности, мастер-классы, открытые занятия

Вакуленко Наталья Михайловна

Презентации НОД художественной направленности, мастер-классы, открытые занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах»

Погремушки – оркестр для малышей.

      Едва взяв в руки погремушку, ребенок начинает ее трясти, стучать, может разломать – такой способ обследования предметов свойственен детям второго – третьего года жизни. Музыкальное воспитание нацелено на развитие произвольности действий с предметами, которые служат заменителями музыкальных инструментов.

      Сама методика начального обучения строится поэтапно: сначала осваиваются паузы, потом темпы (сначала быстрый, потом медленный и их различные чередования), после этого – ритмы или различные ритмические рисунки по мере их усложнения.

      Для игры помимо погремушки с ручкой, удобны деревянные палочки и ложки, кубики, различные коробочки (например от киндер-сюрприза), с наполнителями, морские кумушки, колокольчики, барабаны, каштаны, орехи. Все что может стучать и греметь (фантики, связки ключей и пр.)

      Молчим –слушаем – играем

     Начальное обучение темпам и ритмам строится поэтапно.

     Первая встреча с погремушкой на музыкальном занятии должна начинаться с понимания ребенком того. что она может не только греметь, но и молчать. Задача первого этапа обучения – сделать процесс чередования тишины и игры произвольным. Для того, чтобы погремушка молчала, можно положить ее на колени или в другую ладошку, держа за ручку. Это ключевой момент. Это делает процесс молчания произвольным. Если этого не сделать, не опустить руки и до, и после окончания музыки, то он будет невольно, непроизвольно, двигать руками и греметь погремушкой и тишина не наступит. А тишина, пауза – один из важнейших музыкальных моментов.

       А что же делать ребенку в то время, когда погремушка молчит? Слушать пение педагога.

Этапы работы оркестра для малышей

  1. Медленно-быстро
  2. Молчим – слушаем – играем медленно – играем быстро.
  3. Игра по подгруппам.
  4.  Работа с ритмическими рисунками.

       

Об оркестре металлофонов

Оркестр в детском саду бывает разный: шумовой, ритмический, мелодический, комбинированный - всё в зависимости от возраста и выбранного музыкального материала! И каждому возрасту - свой оркестр! 

Очень хочется узнать ваше мнение по поводу использования 
цветовой гаммы в обучении игре на металлофоне.
Я много читала и знаю, что педагоги – теоретики категорически против цветовой гаммы, считают, что должна быть только импровизация и подбор детьми мелодии! 
Но тогда максимум, извините, будет «Во саду ли, в огороде»!

При этом они не учитывают, что тогда у ребёнка должен быть, практически, абсолютный слух и у музыкантов вагон времени ( и, кстати, терпения) на это обучение, которого просто нет – ведь музицирование- это не основной вид деятельности!

Давайте порассуждаем: Физкультурные работники давно уже делают разметки в своём зале для быстрого построения детей, т.е. для продуктивного использования времени на занятии, почему же музыкантам не позаимствовать этот метод, тем более, что он эффективен и экономичен по времени!

О цветовой разметке зала мы уже говорили- как она помогает детям быстро строиться на танец:

Почему же не облегчить эту задачу и в музицировании?
Наши теоретики –педагоги непоследовательны! То они призывают не усложнять и не перегружать детей, а то…
Импровизация и подбор по слуху вещь интересная и нужная – она, несомненно, развивает слух, творческие способности, музыкальность – это всем понятная аксиома!
Но на случай выступлений на утренниках –так удобно использовать цветовую гамму для усвоения музыкальной партии!

И потом, как красиво- когда звучит 28 металлофонов в сопровождении оркестра!

Я считаю, что это обучение легко, понятно, доступно, а, значит, интересно ребятам!

Мы учим мелодию по фразам – (обычно их 4), и дети очень легко запоминают порядок и чередование цветов. Детям раздаются металлофоны, они сидят, положив металлофоны на колени. Учить удобнее, конечно же, сидя. Один металлофон- у меня.

1. Сначала" играю" сама, просто пальчиком касаясь пластинок - без звука, но проговариваю вслух последовательность цветов,разворачивая металлофон к ребятам.
2.Потом делаем это вместе с детьми - тоже пока без звука, только касаясь пальцем пластин и называя цвета.
3. После нескольких повторов играем эту фразу уже молоточком , т е со звуком, но всё ещё проговаривая последовательность цвета пластин( будто подсказываем себе).
Потом эта звучащая последовательность врезается в память- ведь на слух дети запоминают лучше, да и зрительный образ запоминается легко. 
Так учим на занятии1-2-фразы, в зависимости от сложности, а потом соединяем в одно целое.

Проговаривание последовательности цветов звучащих пластин, конечно, потом убирается: дети сначала проговаривают их шепотом, просто губками, а потом и вовсе- про себя..

А потом в музыкальный уголок выкладываю цветовую схему - несколько штук, и ребята (индивидуально, кто хочет) уже закрепляют сами - в группе или на улице.
А какое удовольствие и гордость испытывают дети в общем оркестре!

О цветовой гамме

Систему цветового восприятия тональностей ввел ещё Скрябин, он воспринимал тональности по цвету: 
- до мажор - красного цвета;
- ре мажор - желтого
- ля мажор- зелёного цвета... и тд

Но было замечено, что первые тональности - повторяли цвета радуги.

Вот так и детские металлофоны ( у меня они диатонические) - семь нот- семь цветов.

Желательно выдержать эти цвета радуги, то есть:
до-- красного цвета,
ре- оранжевого,
ми- желтого...

Но дело в том, что мы делаем эти узкие цветовые полоски из оракала- цветной самоклеящейся бумаги... и цвета: оранжевый и желтый подобрать трудно, да и воспринимать детям рядышком эти цвета тоже не очень удобно...

Поэтому цвета можно заменять на более контрастные - для удобства восприятия ребёнком!

Мы используем такие: красный, желтый, зелёный, белый, синий, голубой, фиолетовый.

А вы- делайте так, как удобно вам - какие возможности цветовые у вас будут под рукой!

И пусть ребенок, который ещё не умеет читать - что написано на пластине металлофона - играет по цветовой гамме!

Ему гораздо проще сыграть написанную последовательность цветов: например - "зелёная, красная, красная, белая" ( то есть, к примеру: " ми-до -до-си)....

Вы подбираете нужную вам последовательность нот на пианино, записываете её для себя, а потом обозначаете эти ноты по цветам - и даёте детям эту "партитуру", которую они воспринимают визуально и потому легко запоминают порядок нот.

Разучиваем мы всегда, конечно же, сидя!
Пока учим по фразам, запоминаем, соединяем выученные кусочки, закрепляем - всё, конечно же, сидя!
А вот при "концертном" исполнении - играем стоя!
Во- первых, так красивее и более впечатляюще / на мой взгляд/;

Во-вторых, опять проблема с этими стульями - пока их поставят дети, рассядутся, это же сколько грохота и времени...

В третьих: дети быстро и легко берут металлофоны и становятся рядами, врассыпную или в круг - без шума и звона, быстрое перестроение и подготовка к номеру очень важно на празднике- нет затянутостей и пауз.
И стоят-то дети и держат на весу металлофон считанные минуты,1-2 минуты, 
т.е. не успевают устать!

В четвёртых: с нижней стороны металлофона специально есть такая панель- именно для держания рукой - для чего-то она сделана?.. значит, надо использовать!

Ведь сидя, и играя на коленях, дети не держат эту панель! Она сделана ИМЕННО ДЛЯ ИГРЫ СТОЯ, чтобы было удобно держать металлофон!

Но это только моё мнение, а ты делай-как тебе и твоим деткам удобно! И ещё: это качается старших ребят и больших металлофонов!
А малыши, естественно, будут играть сидя - им инструмент большой не удержать.

Но для малышей я использую малюсенькие металлофоны: или шумовой оркестр или ритмический, или одну нотку стучат - пока учим - сидя, но всё равно на празднике- стоя - там вообще этот оркестрик звучит 20 секунд..когда им уставать? ... зато как эффектно и без грохота стульев!

И, наверное, ещё зависит от стиля исполняемого произведения: лирика это, или народная музыка! т.е. всё очень индивидуально и зависит от замысла!

Мелодический оркестр я применяю только в старшей-подготовительной группе.

А в средней группе- детки могут освоить пока только несколько нот, да и то не вразброд, то есть без скачков, чтобы пластины металлофона находились рядышком - просто в силу их возрастных способностей и возможностей. Потому и используют часто в таких первых оркестровых шагах народные мелодии- из-за простоты мелодий.

После прослушивания МОЕГО исполнения на металлофоне -сначала учим, проговаривая вслух, цветовую последовательность, затем "играем" пальчиком по клавишам без звука, затем учим по 1-2 фразы, уже играя молоточком по клавишам.

И учим сразу- все вместе, чтобы дети слышали оркестр, гармонию, согласованность звучания, тем более, что партии несложные, упрощенные, очень легко запоминаются детьми эти цветовые сочетания!

На индивидуальную работу просто нет времени на занятии...но вот если ребёнок отсутствовал при разучивании- тогда, конечно, индивидуальная работа тут просто необходима!

Вы и сами понимаете, что на каждом занятии уделять время игре на музыкальных инструментах просто невозможно - слишком много других видов деятельности - главных, а игра на ДМИ всё- таки побочный вид деятельности..

Зато ритмическим упражнениям - дидактике в озвучивании ритмов - стараюсь уделять хоть пару минут почти на каждом занятии, начиная со средней группы, поэтому сыграть ритмический оркестр - вообще не составляет труда...

А игре на металлофонах выделяю особое время на занятии, если замыслила оркестр, то делаю доминантные занятия, чтобы позаниматься оркестром более тщательно, ведь это очень кропотливый труд, с индивидуальным обучением.. надо видеть и слышать каждого ребёнка- усвоил или нет порядок звучания нот...

Но и не перегружаю этот вид деятельности, чтобы ребята не уставали и не теряли к нему интерес! 

Буквально 1 ход мелодии - 2 такта бывает достаточно на одном занятии освоить, особенно если в мелодии есть скачки и нужно на металлофоне освоить навык перемещения руки по клавиатуре металлофона .. на следующем- закрепляем эту, уже знакомую часть, и добавляем ещё 2-4 такта- в зависимости от сложности мелодии...

То есть получается принцип "нанизывания пирамидки" - каждый раз прибавляется новое "колечко"...

И ещё- очень хвалю ребят, пусть даже за "сырое" исполнение, давая надежду на то, что у них обязательно всё получится! И стараюсь дать им послушать своё звучание с оркестром или фортепиано - пусть даже этот небольшой кусочек выученного, чтобы они могли услышать и представить - КАК это красиво зазвучит, когда всё будет выучено!

Видео мастер-класса: https://www.youtube.com/watch?v=T6OYUBquG04&t=455s

В работе использована методика А.Евдотьевой и Е. Гомоновой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация НОД по художественному развитию во 2 младшей группе Тема: «Курочки и петушки резвятся» Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №125 Вакуленко Наталья Михайловна

Слайд 2

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная. Программные задачи : совершенствовать умение различать высокие и низкие звуки в пределах октавы; закреплять умение слушать музыкальное произведение до конца, пересказывать содержание песни. Планируемые результаты: составляет рассказ о том, как музыка выражает чувства, настроения, переживания; выражает положительные эмоции, исполняя аккомпанемент к песне, пересказывает содержание песни .

Слайд 3

Оборудование: музыкальное сопровождение; мультимедийное сопровождение - презентация; детские музыкальные инструменты . Предварительная работа : слушание высоких и низких звуков в пределах октавы; слушание музыкального произведения до конца, пересказывание содержание песни.

Слайд 4

Ход занятия Дети входят в зал под маршевую музыку.

Слайд 5

Вспоминают пляски « Чок да чок », «Ай туки-туки-туки». Садятся на стулья.

Слайд 6

Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Цыплята», дети угадывают. Затем происходит разучивание второго куплета.

Слайд 7

Проводятся музыкально-дидактические игры «Курочки и цыплята», «Два петушка».

Слайд 8

Музыкальный руководитель исполняет песню «Петушок» (музыка В. Витлина, слова А. Пассовой ). Дети рассказывают о настроении в музыке, ее характере, о чем поется в песне, подпевают заключительную строку: «Ку-ка-ре-ку».

Слайд 9

Музыкальный руководитель предлагает выбрать из музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов те, которыми можно проаккомпанировать данную песню. Дети выбирают «тихие» инструменты, для того чтобы передать грустный характер пьесы.

Слайд 10

Проводится игра «Курочки и петушок».

Слайд 11

Дети прощаются с музыкальным руководителем и уходят из зала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация НОД по художественному развитию в старшей группе Тема: «Осень» Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №125 Вакуленко Наталья Михайловна

Слайд 2

Цели: закреплять навык пружинящего движения под музыку, умение точно передавать голосом чередование долгих и коротких звуков, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; учить петь легким, звонким голосом; развивать голосовые возможности, умение танцевальной импровизации. Атрибуты, оборудование, репертуар: русская народная мелодия «Ах вы, сени» в обработке Т. Ломовой; русская народная песня «Ходила младешенька»; попевка «На зеленом лугу»; упражнения «Ветерок», «Ветер», «Разные ветры»; музыка А. Петрова; металлофон; песня «Осень пришла» (сл. Е. Авдиенко, муз. В. Герчик ). мультимедийное сопровождение - презентация;

Слайд 3

Ход занятия 1. Музыкально-ритмические движения. Под русскую народную плясовую дети по одному входят в зал и располагаются по кругу.

Слайд 4

– Ребята, какой характер у музыки, под которую вы сейчас вошли в зал? (Характер музыки веселый, задорный, легкий.) Что можно делать под такую музыку: петь, маршировать, плясать, бегать, прыгать? Попробуйте изобразить . – Итак, как вы заметили, характер музыки плясовой. Поэтому сейчас под нее будем выполнять одно из плясовых движений, которое называется «Пружинка».

Слайд 5

2. Подготовка голосового аппарата к пению: попевка-приветствие, попевка-упражнение. Педагог исполняет на металлофоне мелодии песен, знакомые детям. Они узнают и исполняют их без музыкального сопровождения. Задание усложняется: педагог пропевает первую часть фразы и знаком просит одного из детей продолжить; затем пропевает первую часть второй фразы, которую допевает другой ребенок. Подобное упражнение развивает внимание, владение интонацией, заставляет прислушиваться, оценивать пение своих товарищей и себя .

Слайд 6

Упражнение на дыхание «Ветерок». В упражнении «Ветер» дети используют согласные звуки [ ф ] , [ п ] : надувают щеки и резко сдувают, издавая звук «пффф». Постепенно усиливая звучание (глиссандируя голосом) , дети изображают завывание осеннего холодного ветра. Обращается внимание на эмоциональную окраску звука: завывания ветра пугают, становится страшно, неуютно. С помощью звуков [ с ] и [ ш ] изображаются шуршащие под слабым ветерком осенние листья – звуки приятные, ласковые, успокаивающие.

Слайд 7

3. Пение. Разучивание песни «Осень пришла» (сл. Е. Авдиенко, муз. В. Герчик).

Слайд 8

4. Танцевальное творчество. Педагог читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья». Вместе со взрослым дети придумывают и исполняют «Танец осенних листьев».

Слайд 9

5. Заключительная часть. – Ребята, сегодня на занятии вы познакомились с новым упражнением. Как оно называется? Напойте мелодию, под которую выполняли данное упражнение. Исполняют прощальную попевку «До свидания». Выходят из зала под мелодию песни «Ах вы, сени».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация НОД по художественному развитию в средней группе группе Тема: «Веселый петушок» Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №125 Вакуленко Наталья Михайловна

Слайд 2

Цели: познакомить с музыкальным приветствием; развивать умение улавливать изменения в характере музыки, вовремя переходить с легкой ходьбы на маршевый шаг; развивать ритмический слух, импровизационно-танцевальные навыки; учить различать разные танцевальные жанры. Основные атрибуты и оборудование, репертуар: фортепиано; мультимедийная сопровождение - презентация с изображением танцующих петушков, игрушечный петушок; попевка «С добрым утром» (слова и музыка Е. Арсениной ). Детские музыкальные инструменты.

Слайд 3

Ход занятия 1. Музыкально-ритмические упражнения. Дети свободным шагом входят в зал под мелодию песни В. Шаинского « Чунга-Чанга ». Закрепление движений в соответствии с характером музыки.

Слайд 4

2. Распевание. Педагог приветствует детей попевкой «С добрым утром» («С добрым днем»).

Слайд 5

Педагог: Ребята, теперь каждое наше с вами занятие будет начинаться с приветственной песенки. Каждый раз встречать и провожать вас будет наш петушок. Итак, петушок уже пожелал вам доброго утра. Настал ваш черед с ним поздороваться. Что вы должны ему сказать? (Здравствуйте!)

Слайд 6

3 . Игра «Познакомимся». Каждый ребенок выбирает по желанию музыкальный инструмент: ксилофон, бубен, маракас, барабан, деревянные палочки и т. п. Педагог берет в руки игрушечного петушка и «знакомится» с детьми.

Слайд 7

4 . Слушание. Педагог: Какие танцы петушок исполнил на предыдущем занятии? (Польку и вальс.) Педагог показывает две картинки: на одной – петухи, танцующии польку, на другой – несколько молодых петушков кружатся в вальсе.

Слайд 8

– Прослушайте еще раз музыкальные загадки и ответьте, какая из картинок соответствует музыке. (На первой картинке петушок пляшет польку.) – Вспомните название пьесы. («Петушиная полька». Ко второй картинке подходит «Вальс петушков».) – Что общего между «Петушиной полькой» и «Вальсом петушков»? (Обе пьесы танцевального характера. Оба танца исполняют петушки.) – Чем «Петушиная полька» отличается от «Вальса петушков»? (Характером. Полька быстрая, задорная, веселая. Вальс плавный, не такой быстрый, напевный.)

Слайд 9

– Изобразите танцующих петушков. (Педагог попеременно играет фрагменты пьес. Дети должны вовремя заметить перемену в музыке и движениями показать, переключившись с польки, например, на вальс и наоборот.)

Слайд 10

5. Заключительная часть. Заключительная попевка « Прощальная ». Подошел к концу урок, Вас с урока провожает, Наш урок, наш урок. Звонко песню напевает: Вновь запел вдруг петушок , Ку-ка-ре-ку, ку-ре-ку, Петушок, петушок. Что мы скажем петушку? Дети. Ку-ка-ре-ку, ку-ре-ку, прощай, скажем петушку.