Эссе "Я- учитель!"

Кыргыс Чечена Сараат-ооловна

Я – УЧИТЕЛЬ. 

Пусть учится тот, кто хочет учиться, - это его дело.

Но кто хочет учиться у меня,

тот должен чему-нибудь научиться, - это моё дело.

Николай Пирогов.

Я – учитель математики. Размышляя сейчас над тем, чего же во мне больше, «учителя» или «математики», понимаю, что это соотношение имеет свойство изменяться. Когда в роли учителя я перешагнула порог школы, то во мне было много «математики» и мало «учителя».

И вот тогда я стала растить в себе «учителя». Искать пути, методы, приёмы, чтобы достучаться до каждого. Я вновь и вновь перечитывала Коменского Я. А., Песталоцци И. Г., Корчака Я., Сухомлинского В. А., изучала опыт педагогов-новаторов, от корки до корки читала «Первое сентября» и «Учительскую газету», журнал «Математика в школе». И всё больше склонялась к выводу, что не могу взять чей-то опыт в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу и обязана, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь. Во мне не стало меньше «математики», но я чувствовала, что «учителя» становится всё больше.

Называться учителем и быть им, на мой взгляд, не одно и то же … Что же даёт право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Наивно было бы считать, что учитель обладает этим правом, зная больше других. Особенно сейчас, в век информационных технологий. Важно не только как много ты знаешь, но и как можешь научить другого добывать знания, заинтересовать, увлечь своим предметом. Важно, как можешь обозначить нравственные ориентиры для своих учеников.

Учителю необходимо быть очень требовательным, прежде всего, к себе. Н. К. Рерих писал: «Самое лучшее, что можно сделать для усовершенствования мира – это усовершенствовать себя». И только когда эта планка высока, у тебя есть право учить, советовать, оказывать влияние. А ещё есть возможность учиться у своих учеников - оптимизму, мобильности, открытости.

Учитель не только «даёт знания», он живёт рядом со своими учениками на протяжении нескольких лет их жизни. Именно поэтому важна чуткость учителя, понимание проблем неполных, неблагополучных семей, многонациональных школ..

Самое прекрасное в школе – дети, в глазах которых искрится желание продвигаться вперёд, преодолевая трудности и неудачи, радуясь успехам и победам.

Когда мои выпускники поступают в вузы на специальности, где профильным предметом является математика, это, конечно, приятно. Но вот когда, поступая в педагогический, идут не только на физико-математический факультет, но и на филологический, на факультет дошкольного обучения, объясняя, что хотят работать с детьми по моему примеру, то я смею надеяться, что учу своих учеников не только математике, но и чему-то большему …

Когда я слышу слова благодарности от родителей своих учеников, от выпускников прошлых лет, я хочу поклониться всем своим учителям. И первой учительнице Даваа Дарья Шангыш-ооловне, которая каждый день одаривала нас не только новыми знаниями и открытиями, но и своей лучезарной улыбкой, необыкновенной добротой и пониманием, верой в наши силы. И учителям математики – Сундуй-оол Любовь Сюрюн-ооловне, Долдуп Долбаа Монгушовне , которые щедро делились своей любовью к этой науке. И преподавателям института, интеллигентным, виртуозно знающим свой предмет- Троякова Галине Александровне, Кара-Сал Надежде Маасовне и другие. Все эти годы они были и остаются для меня образцом настоящего учителя.

Моим педагогическим кредо являются слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». И этот свет я нахожу в храме, книгах, театре, путешествиях, общении с окружающими людьми, в стремлении осознать истину, заключающуюся в том, что нельзя стать счастливым человеком, счастливым можно только быть… Черпаю этот свет в своей семье, где любимые муж и дочь всегда готовы помочь, поддержать, понять, разделить со мной радости и огорчения.

Цветные стёклышки из далекого детства складываются в новые узоры в калейдоскопе моей жизни. Каждый новый узор не похож на предыдущий - и это прекрасно! Ведь древние считали, что жизнь существует только в переменах…