Доклады и выступления

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактическая игра - как способ формирования универсальных учебных действий (УУД)»

Слайд 2

Личностные УУД Универсальные учебные действия Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 3

Личностные УУД смыслообразование самоопределение Нравственно-этическая ориентация

Слайд 4

Регулятивные УУД контроль оценка коррекция саморегуляция прогнозирование планирование целепологание

Слайд 5

Познавательные УУД общеучебные логические действия действия постановки и решения проблем

Слайд 6

Коммуникативные УУД планирование постановка вопросов разрешение конфликтов

Слайд 7

Формирование УУД Игра Формируемое УУД «Кто прав?» Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач); Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Слайд 8

Игра Формируемое УУД «Аукцион слов» Познавательные УУД (умение выбрать нужную информацию); Регулятивные УУД (умение оценивать свой и ответ собеседника)



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Вашему вниманию будет представлен доклад на тему «Дидактическая игра - как средство формирования Универсальных Учебных Действий (УУД)»

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре группы: СЛАЙД 2

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные.

СЛАЙД 3 

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД:

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

СЛАЙД 4

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие виды умений:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

СЛАЙД 5

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

СЛАЙД 6

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных УУД являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению дидактических игр в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

На современном этапе развития педагогической науки нет единой классификации дидактических игр.

Проанализировав содержание дидактических игр, можно выделить плюсы использования дидактических игр на уроках:

  • игра снимает напряжение, но повышает чувство ответственности перед одноклассниками;
  • игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;
  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;
  • игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.

СЛАЙД 7

«Кто прав?» Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач), Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Слайд 8

«Аукцион слов (выражений)» Познавательные УУД (умение выбрать нужную информацию), Регулятивные УУД (умение оценивать свой ответ и ответ собеседника)

«Что лишнее?» (звук, буква, фигура, животное) Познавательные УУД (сравнение по определенному признаку), Коммуникативные УУД (умение высказать свое мнение, умение слушать собеседника)

«Небылицы»

«Магазин»

«Начни…Закончи…»



Предварительный просмотр:

Компетентности учителя, обусловленные введением ФГОС

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно  измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует  определить,  возможно,  ли,  не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?

Отвечая  на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям  образования. Реализовать в полной мере  заявляемый системно - деятельностный, тем более -компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто   невозможно. Так  же,  как, невозможно сформировать у учащихся  ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно  очевидно, что  реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый  должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными  показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
  • мотивация на работу с учащимися;
  • способность и готовность учителя  применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
  • владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;

Содержание компетенции учителя  определяется такими характеристиками, как:

  • Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
  • Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.
  • Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
  • Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
  • Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
  • Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).
  • Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.)
  • Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Предложенная классификация не является единственной.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы:

  • осуществлять личностно - деятельностный подход к организации обучения;
  • выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее- ПРООП);
  • разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы:

  • иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения и основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;
  • иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета.
  • иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы ) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности .

Компетентность учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы:

  • эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
  • достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;
  • реализации программ воспитания и социализации учащихся;
  • эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условия реализации ФГОС;
  • индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;
  • собственного профессионально-личного развития и саморазвития;
  • эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетенции современного учителя.

Слайд 2

Качества профессиональной компетентности педагога готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию; способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности; знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи;

Слайд 3

уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы; уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка; уметь правильно выделять трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика;

Слайд 4

уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД); уметь анализировать существующие программы; уметь выбирать и применять совре­менные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям

Слайд 5

Учитель должен обладать обладать всем тем, в чем нуждается ученик… Омар Хаям



Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей. Из всего выше сказанного можно сформулировать основные задачи работы с родителями.

Основными задачами работы школы с родителями являются:

- необходимость направлять работу на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей,

-усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Для достижения поставленных задач, необходимо использовать следующие формы работы

Некоторые формы работы классного руководителя с родителями

 

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

 Традиционные

 Помогают  в психолого- педагогической поддержке родителей, в знакомстве с процессом обучения

  • Анкетирование
  • Беседы
  • Консультации
  • Создание родительского комитета класса
  • Родительские собрания
  • Лекции
  • Игры (совместные с детьми)

Новые  

Помогают установить партнерские отношения, помогают в знакомстве с содержанием различных учебных программ

  • Электронный дневник
  • Онлайн консультации
  • Электронные письма
  • Совместные дела
  • Семинары
  • web-семинары
  • Круглый стол
  • Конференции
  • Родительские вечера
  • Конференции

Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе.

К традиционным формам работы относятся родительские собрания, конференции, консультации, посещения на дому

Нетрадиционные формы: дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, Дни открытых дверей, совместное ведение «Портфолио» (учащиеся, учитель, родители) с введением ФГОС.

Правила взаимодействия с родителями

Работа учителя начальных классов и школьного психолога с родителями учащихся, в связи с требованием времени и новых образовательных стандартов, начинается до начала обучения в школе - в период Предшкольной подготовки. Ведется индивидуальная и групповая работа с родителями будущих первоклассников психолога и педагога, проводятся родительские собрания в д/саду, ЦВР, где мы знакомим родителей с современными требованиями к уровню подготовки детей, образовательной Программой, даем рекомендации т. д.

Работу учителя начальных классов с родителями с 1 по 4 классы можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями об особенностях здоровья ребенка, его увлечениях, интересах, предпочтениях в общении в семье, поведенческой реакции, мотивации учения, моральных ценностях семьи

Второй этап охватывает период до выпуска  школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию  и обучению детей. При этом педагог ставит цели:

·  повышать уровень педагогических знаний родителей;

·  направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

·  помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

·  укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

·  расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов).

Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска  школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

Родители учащихся начальных классов в основном активны, но остаются и такие  родители, которые  не очень охотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются  проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия, поэтому работать есть ещё над чем.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей. Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.



Предварительный просмотр:

Виды универсальных учебных действий

(по материалам ФГОС НОО)

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ;

- синтез;

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.