ПУБЛИКАЦИИ
На страничке сайта "ПУБЛИКАЦИИ" вы сможете посмотреть опубликованные методические материалы
по работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsatya.docx | 31.63 КБ |
eksperiment.docx | 179.75 КБ |
proekt_meteostantsii.docx | 817.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.
Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Невозможно научить ребенка правде, добру, любви и уважению без формирования у него стремления к защите этих качеств и проявлений. Невозможно воспитать личность, обладающую общей культурой, имеющую нравственные и эстетические качества, обладающую умением видеть красоту окружающего мира без формирования у ребенка таких понятий, как «красивое», «прекрасное», «истинное», без воспитания духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен, но общим педагогическим условием данной работы является предоставление всем детям равных возможностей для развития творческих способностей, основанных на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду.
Воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических качеств и отношений успешно решается посредством разных видов искусства. Особое же значение в усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье имеет народное декоративно-прикладное искусство. Именно данный вид искусства помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и, что очень важно, воспитывает патриотические чувства. Ведь патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал К.Д. Ушинский.
Константин Дмитриевич доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана модель процесса нравственно-эстетического воспитания детей всех возрастных групп посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства. Основные цели данной работы – развитие стремления к прекрасному, воспитание уважительного отношения к народным традициям и культурным ценностям, формирование понятий наследие, традиции через обучение искусству художественных ремесел.
Задачи, решаемые в процессе нравственно-эстетического воспитания, основаны на требованиях ФГОС ДО.
- Приобщение детей к народной культуре, декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности. |
- Воспитание устойчивого интереса к народной культуре и творчеству как эталону красоты. |
- Развитие эстетического (эмоционально-оценочного), образного восприятия, эстетических чувств. |
- Развитие художественно-творческих способностей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь. |
- Учить использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы. |
- На основе освоения опыта народных умельцев, мастеров, ознакомления истории и культуры своего народа развивать творчество, нравственность, гордость за свою Родину. |
Первым компонентом данной модели является формирование у детей эмоционально-нравственных отношений. Это процесс приобщения детей к истокам, истории русского народа. На данном этапе создаются условия, что бы каждый ребенок имел возможность эмоционально пережить и откликнуться на традиционные произведения народного искусства - фольклорные произведения, народные игры, предметы, традиции, народные игрушки.
В качестве второго компонента выступает работа по формированию у детей способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Этот процесс направлен на то, что бы, не просто обучить детей каким-либо практическим навыкам и передать им определенную сумму знаний, а в большей степени, научить передавать свое отношение, испытывать радость от процесса исполнения, стремиться к самостоятельности.
Третьим компонентом является формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. На этом этапе педагогический процесс направлен на обучение детей самостоятельному оцениванию, определению собственных суждений.
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре позволяет естественно сочетать воспитание и обучение без резких границ между ними. Знакомство с народным фольклором, традициями, промыслом проходит в форме активного участия и практической деятельности каждого ребенка. Условия непосредственного участия детей в данном процессе предполагает глубокое изучение и адаптация такого материала, который может естественно войти в жизнь ребенка-дошкольника. Так же важнейшим условием является условие продвижения от опыта к знаниям – не просто педагоги учат и объясняют, дети осваивают новое через собственную практику.
Нравственно-эстетическое воспитание осуществляется по двум направлениям углубленного изучения народного фольклора и народного декоративно-прикладного искусства.
Модель данного педагогического процесса оформлена в виде перспективного плана на учебный год, который охватывает всех его участников. План состоит из следующих разделов:
– работа с детьми (интегрированные занятия, развлечения и досуги, просмотр видеофильмов, игровая деятельность, продуктивная деятельность, виртуальные экскурсии, чтение художественной литературы, музыкальное воспитание);
- работа с педагогами по повышению их компетентности по данному направлению (самообразование, разработка мероприятий с детьми, подготовка видеопрезентаций, представление собственного опыта работы и методических разработок на мероприятиях разного уровня, организация мини-музеев, выставок);
- работа с родителями воспитанников (мастер-классы, открытые мероприятия, выставка детских работ, совместные досуги и развлечения, информационный материал).
Преемственность всех участников педагогического процесса проходит через всю деятельность данного направления. Интегрированные занятия воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда. Совместные мероприятия с родителями, организация выставок поделок. Осуществляется преемственность и с социокультурными организациями города и района (музеи и библиотеки).
Работа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности.
Результаты работы с детьми хорошо видны в организованных традиционных ежегодных открытых мероприятиях – интегрированных развлечениях для детей по народному фольклору и интегрированных занятиях «Город мастеров», «Ярмарка народных умельцев».
Не смотря на ежегодные проведения таких мероприятий, каждое из них удивляет своими идеями, необычностью, новизной. Каждое из таких занятий объединено одной тематикой, стилистикой. Дети исполняют фольклорные старинные песни, хороводы, читают прибаутки, потешки, играют в народные игры, инсценируют. Затем дети самостоятельно демонстрируют полученные навыки и умения в декоративной росписи различных предметов, которые изготавливают самостоятельно или с помощью родителей заранее.
Опыт показывает, что такая организация работы позволяет сформировать у каждого ребенка фундаментальные черты личности, эстетический вкус, неиссякаемый интерес к познанию истории своего народа, основ русской народной культуры. Освоение традиционной культуры становится не просто проведением отдельных праздников, стилизованных «под фольклор», а настоящим образом жизни.
Предварительный просмотр:
«У природы нет плохой погоды»
проект по созданию метеорологической станции
на территории прогулочной площадки.
Пояснительная записка.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Как часто бывает, что прекрасное солнечное утро, голубое небо в одну минуту могут измениться и превратиться в дождь с грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных,изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и люди не смогут предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты.
Работа метеорологазаключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.
Наблюдение за погодой, погодными изменениями в живой и неживой природе, знакомство с народными приметами, касающимися погодных изменений, осадками и т.д. входит в экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
При этом, основными принципами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что создание метеорологической станции в детском саду позволит наглядно подтвердить полученные знания и научные факты, создать условия для расширения исследовательской и экспериментальной деятельности детей, дает возможность уйти от стереотипов в наблюдениях на прогулках и погрузить детей в мир исследований и открытий, научит делать выводы, основанные на собственных наблюдениях и экспериментах.
Актуальность проекта.
1. Процесс наблюдения за погодой начинает осуществляться с младшего дошкольного возраста и к старшему дошкольному возрасту становится уже неинтересен для детей. Метеорологическая станция процесс наблюдения за явлениями погоды делает интересным.
2. Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с малознакомой профессией метеоролога, метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
3. У детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения
выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
4. К процессу изготовления станции привлекаются родители (законные представители) воспитанников, что приводит к совместной деятельности с семьями воспитанников.
Проблема.
У старших дошкольников знания о изменениях погоды достаточно однообразны по причине недостаточных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта.
Создание образовательной предметно - развивающего пространства на территории прогулочной площадки для познавательной и исследовательской детской деятельности, где появится возможность для формирования у старших дошкольников элементарных представлений о погоде, ее изменениях и ее значении в жизни человека.
Задачи.
- Познакомить с профессией метеоролога.
2.Формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира ( накапливание знаний народных примет о погоде); кроме этого дети научатся пользоваться
3. Познакомить детей с приборами-помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом,гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами и т.п.
4. Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их и фиксированию результатов наблюдений в дневниках наблюдений.
5. Формировать представления о четырех частях света.
6. Познакомить детей с назначением метеорологической станцией и его содержимым.
7. Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.
Вид проекта.
Информационно-экспериментально- исследовательский.
Участники проекта.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Воспитатели группы.
Родители (законные представители) воспитанников.
Продолжительность проекта.
Проект долгосрочный.
Март 2019г. – подготовительный этап - изготовление и приобретение приборов для метеостанции.
Апрель-сентябрь 2019г. – основной этап - установка метеостанции на территории прогулочной площадки, непосредственная работа на метеостанции.
Сентябрь 2019г. – заключительный этап – мониторинг эффективности проекта, корректировка, планирование использования метеостанции в дальнейшем.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап.
Анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта (изучение литературы по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомление с опытом других педагогов; знакомство детей с народными приметами, указывающими на перемены погоды (которые можно использовать на практике); разработка макета метеостанции; знакомство детей с оснащением метеостанции, профессией метеоролога).
2. Основной этап.
Структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; непосредственная работа по наблюдению за погодой.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Предполагаемые результаты.
Развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время.
Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.
Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде и видеть их подтверждение.
Публикация в сборнике результатов проектной деятельности.
Продукт проекта.
Метеостанция.
Дневники наблюдений за погодой.
Сборник народных примет, пословиц и поговорок, загадок, закличек о погодных условиях.
Содержание работы.
Образовательная деятельность.
Наблюдения за погодой. Сравнение результатов.
Названия погодных явлений, осадков, частей света.
Определение силы и направления ветра.
Умение оперировать условными обозначениями в дневниках наблюдений.
Знания профессий, связанных с определением погоды.
Понимание значения определения погоды на ближайшее время для людей.
Знания названий и назначений метеорологических приборов и приспособлений.
Умение делать умозаключения, выводы, логически мыслить.
Знание народного фольклора (приметы, заклички, загадки, пословицы и поговорки о природе и погоде).
Практическая деятельность.
Ведение дневников наблюдений.
Зарисовки.
Элементарные опыты и экспериментирование.
Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы.
Произведения различных авторов о природе и погоде.
Народный фольклор о природе и погоде.
Приложение.
1. Названия и описание назначения приборов и оборудования метеостанции.
2. Макеты дневников наблюдений.
3. Сценарии организованной деятельности с детьми на метеостанции.
4. Сборник народных примет о погоде.
5. Рекомендации родителям по работе с детьми в данном направлении.
Метеостанция.
Расположение метеостанции на прогулочной площадке.
Оборудование метеостанции.
Наименование оборудования. | Назначение. | Внешний вид. | Способы приобретения/изготовления и установки |
Основа стенда для наблюдения. | Прикрепление оборудования и наглядных пособий. | Стенд, прикрепленный на прочную вертикальную основу на уровне роста детей. | Покупка ЭППС листа. |
Флюгер. | Определение силы и направления ветра. | Оборудование, изготовленное из пластиковых бутылок с указателями частей света. | Самостоятельное изготовление из бросового материала и установка. |
Ветроуказатель (ветряной рукав). | Определение скорости и силы ветра. | Длинная узкая «труба» из яркой легкой ткани общей длиной около пяти метров, прикрепленная на прочный устойчивый каркас. | Приобретение ткани. Самостоятельное изготовление и установка. |
Вертушки. | Определение направления и силы ветра. | Вертушки различного вида и из различных материалов. | Изготовление родителями из подручного материала. |
Осадкомер. | Определение количества выпадаемых осадков. | Мерная емкость с мерными делениями, в которую вставлена воронка для сбора воды. | Приобретение мерной емкости и воронки. |
Термометр (2 штуки) | Определение температуры воздуха в тени и на солнце. | Термометр для определения температуры воздуха, расположенные на теневой и солнечной стороне площадки. | Приобретение. |
Компас (на подгруппу детей). | Знакомство и определение частей света. | Компас фабричного производства. | Приобретение. |
Мобильные солнечные часы. | Закрепление понятия о движении Земли вокруг солнца, понятия «время». | Переносной щит с макетом солнечных часов. | Самостоятельное изготовление из бросового и природного материалов. Приобретение фанерного щита. |
Барометр-анероид. | Измерение атмосферного давления. | Прозрачная банка с шариком, соломинкой и листом со шкалами. | Самостоятельное изготовление из подручного материала. |
Рамка-определитель типов облаков | Определение видов облаков. | Карточки с изображением различных видов облаков. | Распечатывание цветных иллюстраций, ламинирование. |
Дневники наблюдений. | Фиксирование результатов наблюдений. | Специально разработанные тетради на каждого ребенка. | Распечатывание. |
Доска для фиксирования наблюдений. | Фиксирование результатов наблюдений. | Специальная доска для написания маркером. Маркеры. | Приобретение и установка. |
Наглядные и демонстративные пособия «Погодные явления», «Осадки», «Времена года» и т.п. | Закрепление и развитие представление о погоде. | Демонстрационный и раздаточный материал. | Приобретение. |
Художественная и методическая литература. | Повышение компетентности и интереса к данному направлению работу у детей, педагогов, родителей. | Художественная и методическая литература. | Приобретение. |
Емкости для экспериментирования, хранения различных предметов. | Эстетичность и практичность. | Емкости различного объема и величины. | Приобретение. |
Оборудование для метеостанции.
Внешний вид. | Описание. Материал для изготовления. |
ФЛЮГЕР | Пластиковая бутылка. Металлический стержень. Взять пустую 1,0- или 1,5-литровую бутылку, желательно цветную. Сверху, в начале ровной поверхности, разметить равной ширины полоски. Расстояние между ними тоже должно быть одинаковым. Прорезаем по полученным линиям до конца ровной части бутылки, до нижнего ободка. Дальше делаем надрезы полос снизу, через одну. Одну полосу оставляем на месте, а следующую нужно снизу надрезать и загнуть в противоположную сторону. Край полосы лучше закруглить. Дальше в крышке делаем отверстие для металлического прутика. Одну часть его вставляем в деревянный брусок, а другой - в бутылку через крышку. Лопасти украшаем по своему желанию. |
ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ | 1. Конус из яркой ткани. 2. Каркас, к которому этот конус крепить. Он не только должен держать входное отверстие трубы всегда в открытом состоянии, но и свободно вращаться на некой оси. Ведь ему надо легко менять свое положение, чтобы показывать направление ветра. (при помощи проволочного кольца, закрепленного на гвозде). Гвоздь вбит в деревянный столбик так, чтобы кольцо могло свободно вращаться вокруг него. Можно одеть на ось ракушку - ее выпуклая сферическая поверхность сводит к минимуму силу трения. 3. Чтобы точно знать направление ветра, мы сделали розу ветров - крестовину из палочек от мороженного, которую промаркировали и расположили в соответствии со сторонами света. |
ОСАДКОМЕТР | Можно сделать из большой пластиковой бутылки. Для этого надо срезать ее верхнюю часть, перевернуть горлышком вниз и поставить в нижнюю часть бутылки. Маркером обозначить на стенке деления (в сантиметрах). Осадкометр надо расположить в ямке таким образом, чтобы его верхняя часть находилась над поверхностью земли. С помощью этого нехитрого прибора можно определить: сколько дождя выпало за день, неделю, месяц. Если расположить несколько дождемеров в разных местах (под деревом, на поляне), можно выяснить, куда попало больше воды и почему. |
МОБИЛЬНЫЕ СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ | Солнечные часы состоят из стрелки-указателя (эта стрела называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам, определяют по тени отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делиться на 24 часа, а не на 12 часов как в обычных механических часах. Солнечные часы работают только летом в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток. |
Барометр-анероид. |
|
Словарик юного метеоролога.
Метеоплощадка - это площадка на которой установлено специальное оборудование дляэлементарного прогнозирования погоды.
Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.
Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.
Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означаетхорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).
Термометр прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.
Ветряной рукав – определяет силу ветра.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Осадки - влага которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.
Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.
Компас - прибор для определения сторон света.
Гигрометр - определяет влажность воздуха.