Материалы к аттестации

Кузнецова Наталья Николаевна

ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья»

 

Сценарий мероприятия для детей

«Летняя мозаика»


 

28 июня 2019 года


 

Подготовили и провели:

                                                                                                                                     Кузнецова Н.Н.

Крепких М.В.

 

Ведущий: Здравствуйте ребята!

Рада видеть всех сейчас!

Этот праздник – он для вас!

Я приветствую всех собравшихся на празднике «Летняя мозаика»!

Вот и наступили долгожданные каникулы!

Можно загорать, купаться, ходить в поход и просто гулять во дворе.

Сегодня будем веселиться, танцевать, играть, петь.

Пусть летнее солнышко увидит вас задорными и веселыми!

Ведущая: Ребята, вы знаете, что лучшее средство от скуки –

Разминать ежедневно ноги и руки.

Предлагаю убедиться, добрым духом зарядиться!

Прямо с самого утра: раз-два, раз-два!

Потянуться и прогнуться, ваши мышцы все проснуться!

Ваши лица улыбнуться!

Становитесь по порядку на веселую зарядку!

Все за мною повторяйте, только, чур, не отставайте!

Зарядка: Руки к пяткам…

И к плечам…

На колени…

И к ушам…

В стороны…

На пояс…

Вверх…

А теперь веселый смех!..

Сначала смеются девочки: «Хи-хи-хи!»

А теперь мальчики: «Ха-ха-ха!»

Итак, все сначала и под музыку!…

«Веселая мульт-зарядка»

Ведущий: А сейчас можно присесть. 
Подключайся, детвора, у меня для вас игра.

Сейчас я буду называть разные явления природы, если они относятся к лету –

хлопайте в ладоши, а если «нет» - топайте!

Летом распускаются цветы,

Зеленеют травы,

С деревьев падают листья,

Поспевают ягоды,

Звери впадают в спячку,

Летают бабочки, стрекозы,

Все в валенках и рукавицах,

Птицы выводят птенцов,

и улетают на юг.

Часто бывает грибной дождь,

и радуга! Молодцы!

А сейчас играем в игру «Прилетели птицы». Я буду говорить фразу «Прилетели птицы», а потом называть птиц. А вы должны будете взмахивать руками, как крыльями. А когда я буду называть не птиц, вы руки не поднимаете. Будьте внимательны! Попробуем?

- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, вороны, чайки, макароны…

- Ага, у кого-то уже макароны полетели!

- Попробуем еще раз, будьте внимательны!

- Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, стрижи, сороки, ежи…

- Теперь ежи полетели!

- Играем еще раз: Вороны, галки, ласточки, палки.

- Где же вы видели летающие палки?

- Последний раз для самых невнимательных.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, соловьи, грачи, скворцы, кирпичи…

Ну что ж, молодцы!

Вот вам новая игра!

Кто со мной готов сразиться —

Пошалить и порезвиться? Приглашаю вас всех в круг.

Предлагаю вам игру «Шалунишки». Пока звучит музыка – все танцуют. Как только музыка стихнет, я объявляю задание, а вы должны его выполнить. Например, я объявлю:

«Визжалки!», значит вы должны визжать. Итак, начинаем.

(ведущий объявляет «Пищалки!» (дети пищат), «Кричалки!» (дети кричат), «Визжалки!» (дети визжат); «Смешинки!» (дети смеются), «Прыгалки!», «Приседалки!», «Хлопалки!»

Порядок объявления шалостей периодически меняется)

(звучит фонограмма рок-н-рол) После игры дети остаются на месте.

- Давайте играть в новую игру.

- А на нашем празднике

Празднике - проказнике

Есть порядок вот такой –

Помашите мне рукой –

Левою! И – правою! (машут)

- Головой кудрявою!

- А теперь подпрыгнули!

- Правой ножкой дрыгнули!

– А представьте, что на лодке (показывает руками греблю)

Вместе с вами мы плывѐм!

– А теперь на мотоцикле (показывает руками «вращание рукоятки газа»)

Дружно газу поддаѐм!

– А теперь на дельтаплане (показывает руками крылья)

Вместе с птицами летим!

– И, как ѐжики в тумане, - (закрывает руками глаза, качается)

Ничего не разглядим!

– А теперь – на паровозе - (показывает руками тяги паровоза)

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

– Прямо в сказку нас отвозит

Во весь дух! Во весь дух!

– Пересели на лошадку - (хлопает руками по коленкам)

Иго-го, иго-го

- А теперь вокруг себя трижды повернулись!

- И улыбкой во-от такой (показывает руками) дружно улыбнулись!

- Дети улыбаются – значит наш праздник продолжается!

 

Мы отправляемя с вами в путешествия по летним станциям…

СТАНЦИЯ  СПОРТИВНАЯ

Эстафета «Водители»

Первым двум мальчикам вручаются детские машинки на веревочках. Задача участников «проехать» дистанцию, огибая кегли, расставленные на полу, и не сбить их. Та команда, которая сделает это быстрее и точнее, побеждает.

Проводится игра «Самый ловкий»

Дети пытаются воздушным шариком сбить кеглю.

Эстафета «Раз дождинка, два дождинка»

Дети делятся на 2 команды. и выстраиваются 2-е команды в колонны, на расстоянии примерно 10 м. Около первых участников (у одной команды слева, а у второй команды справа) лежат обручи с рассыпанными в них дождинками - разноцветными пластмассовыми шарами. По сигналу Солнышка: «Раз – два – три! Дождинки собери!» дети по очереди берут по одному шару, бегут к ведру, кладут в него шар и возвращаются к своей команде, встают в конец колонны. Во время эстафеты звучит весёлая музыка.

Проводится подвижная игра «Кто быстрее?»

(дети бегают по кругу, в центре круга стоят кегли (меньше на 1 чем количество детей), задача игроков схватить кеглю, когда остановится музыка. Кто остался без кегли выходит из игры)

СТАНЦИЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальная игра «Ленивые танцы»

СТАНЦИЯ  УГАДАЙКИНО

Отгадывание загадок по лексическим темам. Ребусы для школьников…

СТАНЦИЯ  ВОДИЧКИНО

СТАНЦИЯ  РИСОВАЛКИНО

Рисование закрытыми глазами. (Листы ватмана, маркеры, фломастеры, повязка на глаза)

Нарисовать бабочку на цветочке, солнце…

Ведущий: Лето – лучшая пора

Любит лето детвора

Сколько солнца! Сколько света!

Любит лето весь народ!

Вот бы сделать так, что б лето…

С нами было целый год!

На этом наше мероприятие подошло к концу. До новых встреч.

 

 


 


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_pri_rinolalii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коррекции голоса при ринолалии

И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

. Нормализация тембра.

. Развитие природных голосовых данных детей.

. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.

. Воспитание навыков правильного голосоведения.

Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба:

) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

) Коррекция звукопроизношения.

Работа над голосом после операции:

) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление неб-

но-глоточного смыкания.

) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.

Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.

Iэтап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем (см. параграф "Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии").

II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки).

Вначале поются [а] и [э], через 2 - 3 урока - [о], через неделю - [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.

К вокальным упражнениям приступают на 3-4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2-3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.

Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют

громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.

Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:

Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.

Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.

Петь на коротких певческих фразах.

Петь без напряжения, не очень громко.

Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапазонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):

- 4 года - ми1 - соль1 7 - 10 лет - ре1 - ре2

- 6 лет - ми1 - си1 10 - 14 лет - ми1 - ре2.

Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.

Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и).

Далее переходят к "мычанию" - протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6 - 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]).

Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].

Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:

1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов: Вон Валя, вон мама, вон яма. Я мыл (а) Милу. Я нарезал (а) лимон. Я съел (а) сметану.

) распространение фразы, вводимое постепенно: Я поливал (а). Я поливал (а) лилии. Я поливал (а) лилии из лейки.

) ввод навыков в спонтанную речь.

Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:

На мели мы налима ловили.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:

1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише - громче;

) мычание;

) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.

Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 - 5 минут за один приём.

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.

Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне.

Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.

С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной наглядно-ситуативной форме - через подражание - детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского,". все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., - все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), - все это по звуковой лестнице пойдет вниз. "

С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

Далеко - близко (или тихо - громко).

А далеко

А близко А

Высоко - низко (тонко поет птичка - толсто, грубо поет медведь).

А

А А

Коротко - длительно (отрывисто, быстро, скоро - протяжно, медленно).

Протяжно - отрывисто.

А_____________________

А___ ___ ___ ___ ___

Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.

С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:

а) Звук [а] на качелях.

Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук "взлетает" и

"падает" в одном диапазоне - вдох! - выдох! - [а]).

б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] - [а] на одном выдохе).

Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо - влево.

в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).

Звук [а] взбирается на вершину горы.

На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим "Ура!".)

Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности.


2. Работа по коррекции дыхания


Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15-20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

ВдохВыдохВдохВыдохнос нос нос ротнос рот нос роттнос рот нос ротнос нос рот рот

Упражнения повторяются 6-8 раз подряд 3-4 раза в день.

Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых - нормализация артикуляции.

Артикуляционная гимнастика для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное. Медленное втягивание губ: "хоботком и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ "хоботком. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек. Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа "поцелуй. Оскал с последующим движением губ в "хоботок" при зажатых челюстях. Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам. Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы). Вибрация губ - тпр-тпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.

Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить. Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно. Втягивание щек в полость рта. Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.

Чтобы заинтересовать детей в работе по развитию речевого дыхания можно использовать такие игры, как "Бабочка, лети, "Чья птичка дальше улетит?", "Одуванчики летят" и другие.

"Бабочка, лети". Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.

Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: "Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?! Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

"Чья птичка дальше улетит?". Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу "Птички полетели дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

"Одуванчики летят". Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.

Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.

Для работы по развитию речевого слуха были подобраны следующие игры: "Угадай, чей это голос?", "Улиточка, "Улавливай шепот.

"Угадай, чей это голос?". Цель: определить товарища по голосу. Играющие дети сидят. Один из них становится в центр круга и закрывает глаза. Логопед, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре ребенка. Последний должен угадать, кто назвал его имя. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если он ошибся, то снова закрывает глаза.

"Улиточка". Цель: узнавать товарища по голосу.

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: "Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я? Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Список литературы

1.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие - Ставрополь, 2008.

2.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение; 1996.

3.Топтапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М., 1984.