Аттестация (представление педагогического опыта).

Нестеренко Ангелина Викторовна

На этой странице представлен педагогический опыт, конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx20.13 КБ
Файл urok.docx268.21 КБ
Файл urok.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического опыта

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся                                            в учебной и внеурочной  деятельности»

           

Актуальность опыта

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных.

В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. История - это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Ведь сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявление непреходящих духовных богатств, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понимание взаимосвязи каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

В основе ведущей педагогической идеи моего опыта лежит идея формирования духовно-нравственной культуры школьника 

Задачи, решаемые в опыте:
• Воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание  языка, литературы, культуры своего края,  наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
• Формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки – «становиться лучше».
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Условия возникновения опыта.

Вопросы духовности, нравственности волновали   людей во все времена. Еще Аристотель говорил: «Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.»

          Как современно звучат эти строки.

Жизнь поставила школу в такие условия, когда воспитание нравственности перешло на первостепенный уровень. В проекте «Новая программа развития школы» духовно-нравственному воспитанию придается особое значение: «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы... Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы».

     Технология опыта

Моя цель как учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Эта задача на уроках истории решается прежде всего  на примере выдающихся исторических деятелей.

Например, при изучении темы Первая мировая война, обращаю особое внимание на тот факт, что неоценимый вклад в дело развития благотворительности внесли император Николай II и члены его августейшей семьи. Так, под покровительством императрицы местному отделению Красного Креста удалось уже 10 августа 1914 г. организовать два лазарета, а впоследствии их число было увеличено до семидесяти. В то же время оборудовались санитарные поезда для перевозки раненых с мест военных действий. 13 ноября 1914 г. в Царском Селе был освящен военно-санитарный поезд № 143, которому было присвоено имя императрицы. Под покровительством Александры Федоровны было создано 4 поезда-склада для снабжения армии медицинским снаряжением.

Я глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощным, старым, больным, всем тем, кто в этом нуждается. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души.

Развитию и стимулированию интереса к изучению истории способствует использование мной различных форм и типов уроков:

1. Лекция, игра, исследование, портрет, встреча, дискуссия, конкурс.

2.Историческая личность, уроки–размышления, урок–праздник, интегрированный урок, урок – путешествие. Например, большой популярностью пользуются такие задания, как

Ассоциативный ряд

Тема. Князь Владимир.

Крещение, «Красное солнышко», вера, доброта.

Составление синквейна

Тема.  Великая Отечественная война.

Победа

Долгожданная, грандиозная

Воевали, сражались, победили

Подвиг и слава русского народа

Героизм

Интересно проходят у нас уроки доброты. Например, при изучении темы «Правления царя Алексея Михайловича (Тишайшего)», который по словам историка Василия Осиповича Ключевского: «Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление – но только не на престоле. Природа или воспитание было виною того, что в нем развились преимущественно те свойства, которые имеют цену в ежедневном житейском обиходе, вносят столько света и тепла  в домашние отношения. Он любил людей и желал им всякого добра.»

Еще я практикую такую форму урока, как урок в музее,  где сама обстановка способствует более яркому восприятию.

Методические приемы и средства. Я стараюсь использовать различные методические приемы. Например,

1.Обсуждаем – размышляем. Тема беседы: « О военном подвиге, любви к врагам своим, о духовной радости».

  • Что значит защищать Отечество от врагов?
  • В чем должна выражаться любовь к своим врагам?
  • Что значит слово «миротворцы»?
  • Существуют ли сегодня войска миротворцев?
  • Какая разница между личным врагом и врагом Отечества?

2.Рубрика на уроке «Красота души».

  • Чтение стихотворений духовно-нравственного содержания, посвященных историческим деятелям.

3.Творческие задания по тексту исторического источника:

  • Выбери, какие качества могут украсить душу человека: радость, печаль, заботливость, ложь, честность, подозрительность, отчаяние, дружелюбие, надежда.
  • Какими ценностями души ты можешь поделиться с окружающими: гордость, терпение, верность, нахальство, бескорыстие, осуждение, любовь, жадность, стыдливость, мужество?
  • Распредели дела исторического деятеля  на группы: дела любви, дела мира, дела долготерпения, дела милости, дела смирения.

В процессе самостоятельной творческой учебной деятельности очень эффективна проектно-исследовательская деятельность. Такая форма организации учебной работы способствует развитию у обучающихся исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.

Ученики работают над проектами:

6 класс «Феодальная раздробленность».

7 класс «Иван Грозный: добро и зло».

8 класс «Дети и война»

9 класс «Великий подвиг великого народа.»

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.  Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор в нравственных категориях был не формальным, а актуальным,  необходимо проводить его на новом современном уровне. А это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения. Они открывают новые возможности для развития интереса к изучаемому материалу.

Поэтому я стараюсь на уроках истории использовать интерактивную доску, мультимедийный проектор, аудио и видео приложения к учебникам.

Внеклассные мероприятия.

С целью формирования духовно- нравственных ценностей проводятся следующие формы работы по внеклассной деятельности:

-школьные праздники (праздник знаний, праздник последнего звонка, , праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия и др.);

-школьные традиционные мероприятия (неделя истории, проведение различных мероприятий, посвященных различным историческим датам, олимпиады,  викторины и др.);

-народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Новый год и др.;

-выпуск газет, оформление стендов, буклетов, альбомов, презентаций

Анализ результативности 

Мой педагогический стаж небольшой. В Судосевской школе работаю второй год. Поэтому говорить о каких-то результатах пока рано. Но я стараюсь на своих уроках дать максимум информации, учить детей думать, анализировать, сравнивать. Кроме того я  посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. И я рада тому, что интерес детей к моим урокам растет.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.



Предварительный просмотр:

Тип урока: урок-образ, урок открытия нового знания

Цели и задачи: познакомить с особенностями образования Монгольской империи; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, клей – карандаш исторические карты, ПК, проектор, экран, презентация.

Ход урока:

Слайд 1.

  1. Организационный момент ( 1мин.)

Здравствуйте, ребята! Приготовились все к уроку. Присаживайтесь. Вам хорошо меня видно, слышно? Тогда давайте поговорим о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой» как писал А.С. Пушкин.

  • Микромодуль мотивационного образа

II Мотивационная беседа

Скажите, вам бывает страшно? А ночью? Когда раздаются раскаты грома? А если рядом с вами будет мама? А представьте, что вы с отцом идёте по улице и вдруг хулиганы, как поступит ваш отец?

Сейчас Даша Комиссарова расскажет вам историю одного мальчика, вы внимательно послушаете и ответите на вопросы.

Вопрос: Как вы думаете, что думал он о своих врагах?

Ответ: С детства для него самый главный враг стал убийца его отца, он мечтал как вырастит обязательно ему отомстит.

Учитель: Когда он вырос, добился свободы, все кто его знал, говорили: « Тяжелыми шагами и неуклюжей походкой он похож на медведя, хитростью- на лисицу, злобой- на змею, стремительностью- на барса, неутомимостью –на верблюда»

Хотите его увидеть?

Слайд 2.

  1. Символ- статуя сидящего Чингисхана

Это- грозный Тимучин в 1206 году на съезде монгольской знати ( нойонов) его провозгласили « Океан-ханом», в историю он вошел под именем ЧИНГИСХАН( 1155-1227гг). Его избрание означало начало создания Монгольской империи. Теперь скажите, как будет называться тема сегодняшнего урока?

Слайд 3.

Тема на слайде « Монгольская империя и изменение политической карты мира»

Откройте тетради и запишите тему урока.

Слайд 4.

На столах у вас находится план сегодняшнего урока, возьмите клей и приклейте его в тетради.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

Ребята, давайте вспомним, какими словами Чингисхана характеризовали сами монголы, скажите какой главный вопрос, исходя из нашего плана урока, мы можем сформулировать?

Слайд 5.

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи? Запишите его.

Слайд 6-9 ( 4 слайда)

Запишите имя Чингисхана и даты его жизни в тетради.

Главным занятием монголов проживавших на бескрайних степных просторах было кочевое скотоводство, табуны лошадей и отары овец составляли их главное богатство.

Поэтому пастбища были жизненно важны для этих народов. Монгольская знать состояла из нойонов и богатуров, им служили воины нукеры. С их помощью знать овладела стадами и пастбищами. Рядовые монголы пасли скот, стригли овец, делали кумыс. Со временем пастбища истощались, и это приводило к межплеменным столкновениям. Победители получали все богатства, проигравших ждала участь рабов. Поделив между сильными родами территорию, монгольская знать понимает, что самым быстрым способом увеличения богатства было ограбление соседних государств.

Теперь давайте проверим, вы меня внимательно слушали? Какие слова в моём рассказе вы услышали впервые? Запишите их в свои тетради.

понятия: Чингисхан, нойон, богатур, нукеры, кумыс.

Монголы были не единственным народом, обитавшим в тех степях, но самым многочисленным, поэтому легко уничтожили или подчинили племена татар, кереитов. Всё так перемешалось, что в соседних странах их стали называть монголо-татары или просто монголы. Установив жесточайшую военную дисциплину Чингизхан для удобства контроля, разделил всех подданных на 10,100,1000, 10 000 ( тумены ), под страхом смертной казни им было запрещено переходить в другую десятку.

Слайд 10-11

Чтобы все знали о неотвратимости и жестокости наказания Чингизхан создал единый закон- «Великая Яса». В 1220 году он начнет возведение новой столицы своего государства – Каракорум.

Какие слова вы добавили в свои тетради?

понятия: монголо-татары, тумены, Великая Яса, Каракорум.

Какие даты вы узнали?

Слайд 12

Ближайшим богатым соседом Монгольской империи был Китай. Давайте мы с вами обратимся к учебнику на странице 5 к пункту 2. И Наташа нам прочитает о том как начались завоевания Чингизхана.

Давайте вспомним: как мы сформулировали главный вопрос/проблему сегодняшнего урока?

Слайд 13

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Ответ: Жестокость, с которой действовали завоеватели, лишала людей воли к сопротивлению. Завоевания сопровождалось грабежом всего и вся, остатки населения облагались огромной данью. Кроме того, покоренные народы должны были поставлять воинов в монгольскую армию, которая все увеличивалась.

  • Микромодуль действия:

На ваших столах находятся листы, на них написана цифра 1. Переверните, познакомьтесь с заданиями. Задания понятны? Приступайте - у вас 1 минута.

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Закончили? Проверим

Слайд 14.( Ответ на слайде цветом).

Кто не допустил ошибок? Молодцы. Тот, кто будет самым активным, получит высокую оценку.

А сейчас давайте немножко отдохнем и потом продолжим работу.

физкультминутка

А теперь предлагаю разделиться на три группы.

Слайд 15

Прочтите, выполните задание. Подготовьте короткий рассказ из 2-3 предложений по теме вашего задания, и ответьте на вопрос. Выберите того кто зачитает ваш ответ, у вас2 мин.

Задание 2. Групповая работа

Группа1.

Прочтите текст. Оцените значение военных походов для монгольского государства.

Во время похода 1206-1211 гг в Восточную Азию подчинили Енисейские земли, и жившие там народы бурятов, уйгуров, якутов в Приморье. Разгромили Тангутское царство. Завладели железоделательными промыслами, что позволило изменить вооружение армии. В 1211—1215 гг. войска Чингисхана вторглись в СеверныйКитай, в 1212 г. в Корею. Вывезенные мастера и ремесленники производили камнеметные и стенобитные орудия, которые потом успешно штурмовали крепости. Китайские военные специалисты были включены в монгольскую армию.

Подчинив Восточную Азию, монголо-татары двинулись в Среднюю Азию, напав в 1218-1221 г. на государство Хорезмшахов, вторглись в индийские султанаты, вывезли искусных мастеров в Монголию.

Все покоренные народы должны были платить дань Монгольскому хану, дань собирали баскаки.

ОТВЕТ

 Группа 2. Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос- «В чем причина побед монгольского войска?»

«Все воины боятся Чингисхана, больше чем пожара или грома, и если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу, они бросятся на врага, не задумываясь, так как будут верить, что победят» Чингисхан лично назначал командиров крупных подразделений, основываясь только на заслугах и талантах человека независимо от его происхождения. Благодаря этому сумели выдвинуться ряд талантливых военачальников

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружения до вступления в поход, и следить, чтобы у воинов было всё необходимое. Если воин потеряет вещь, которой ранее был обеспечен, следовало строго наказать воина.

Если из десяти один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если десять из ста, то убивали сто воинов, а если бежали сто , то умерщвлялась тысяча.

При встрече с сильным противником монголы инсценировали отступление малыми группами, противник начинал преследование, которое длилось даже несколько дней, а когда преследователи уже начинали верить в беспорядочное бегство монголов, они разворачивались и атаковали врага.

ОТВЕТ

 Группа 3.

Прочитайте текст и объясните, в чём сила монгольского войска?

Оружие все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Длина лука 150-170 см., а длина стрел 90см. Они могли прицельно стрелять на расстояние до 300 м. Пробивая металлические доспехи, не прикрытые щитом.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. У некоторых и лошади прикрыты кожаными латами…у некоторых из них есть копья, на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если смогут, стаскивают человека с седла….Железные наконечники их стрел остры и режут с обеих сторон, наподобие обоюдоострого меча, они всегда носят в колчане напильники, которыми затачивания стрел. Щит из ивовых или других прутьев.

Сражались обычно конными. Так как в седле чувствовали себя лучше, чем на ногах.

ОТВЕТ

Слайд 20

В долине ковыльной,
Под тенью кургана,
Стояла когда-то
Орда Чингисхана.
Орлы в поднебесьи
Над нею кружили,
Костры под орлами
Угаром чадили.
Скрипели повозки,
Верблюды кричали,
Воинственно кони
Монгольские ржали.
В долине ковыльной,
Что тесною стала,
От дальних походов
Орда отдыхала.
И только лишь в юрте
Владыки по-волчьи,
Светилось зрачков
Чингисхана двуточье.

Во власти бессонницы
Неги и лени,
Сидел он, рукой
Опершись о колени.

Слайд 21.

Общее задание 3.

Перед вами кроссворд- наоборот он составлен из терминов, которые вы узнали сегодня на уроке. Давайте составим определения к этим словам. 2 мин.

Готовы? Можно по очереди. Называйте номер слова и его определение.

Как думаете, жажда богатства Великого хана и его нойонов была удовлетворена? Вы правы - нет, следующей территорией подвергшейся разграблению стали половецкие степи.

Слайд 22.

В 1223 году половецкий князь Котян обратился к своему родственнику Галицкому князю Мстиславу Удалому « Сегодня он перебьет нас, а завтра - вас, если вы нам не поможете»

Собрав совет в Киеве, Мстислав убедил еще нескольких князей, и они вступились за половцев. На реке Калке дружины Мстислава Удалого, Даниила Романовича и половецкие полки первыми вступили в бой, но другие русские князья не торопились и выжидали, пока монгольские силы иссякнут. Но этого не случилось, и, уничтожив храбрецов, монголы атаковали киевского князя Мстислава Романовича, три дня воины сражались, их силы были на исходе, их раны кровоточили, тогда монголы предложили сдать оружие, и уйти с миром. Сказали, что восхищаются их храбростью, и если русичи заплатят за себя выкуп, то живыми уйдут домой.

Вы бы поверили словам монгольских военачальников? Но уставшие воины, согласилисьСдавшихся князей монголы тут же связали. Простых воинов почти всех перебили.

Слайд 23.

Уложили на землю связанных князей, монгольские воины положили доски поверх их тел, и устроили на этом помосте пир. Когда пленники были мертвы, монголы двинулись на черниговские земли, разрушив несколько городов и сел, они ушли обратно. Своим сыновьям Чингисхан завещал покорить все земли до последнего моря.

Слайд 24.

Этим морем, омывающем Пиренейский полуостров, было Адриатическое.

У вас на партах лежат карточки с завоеваниями Чингизхана, возьмите клей и приклейте их в свои тетради.

Давайте вспомним: как мы сформулировали главный вопрос/проблему сегодняшнего урока?

Слайд 25.

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Вы теперь готовы ответить на этот вопрос?

Как ни странно последствия были отрицательные и положительные.

Слайд 28---------------------------29

а теперь положительные последствия, пройдите к стулу (застелен белой тканью)

hello_html_m27c854d9.jpg

Давайте вернемся к плану нашего урока.

Слайд 30

Что вы сегодня узнали? Что вас удивило? Что понравилось? Если бы вы как художники писали картину, что бы вы на ней изобразили? Хочу отметить работу учеников…………….

Слайд 31

На следующих уроках вы узнаете, что после смерти Чингисхана, его наследники чингизиды, продолжат дело отца и покорят ещё множество земель.

Слайд 32

Всем спасибо за работу, и до свидания!

Разрезной материал

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет
  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет
  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет
  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет
  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Группа1.

Прочтите текст. Оцените значение военных походов для монгольского государства.

Во время похода 1206-1211 гг в Восточную Азию подчинили Енисейские земли, и жившие там народы бурятов, уйгуров, якутов в Приморье. Разгромили Тангутское царство. Завладели железоделательными промыслами, что позволило изменить вооружение армии.В 1211—1215 гг. войска Чингизхана вторглись в Северный Китай, в 1212 г. в Корею. Вывезенные мастера и ремесленники производили камнеметные и стенобитные орудия, которые потом успешно штурмовали крепости. Китайские военные специалисты были включены в монгольскую армию.

Подчинив Восточную Азию, монголо-татары двинулись в Среднюю Азию, напав в 1218-1221 г. на государство Хорезмшахов, вторглись в индийские султанаты, вывезли искусных мастеров в Монголию.

Группа1.

Прочтите текст. Оцените значение военных походов для монгольского государства.

Во время похода 1206-1211 гг в Восточную Азию подчинили Енисейские земли, и жившие там народы бурятов, уйгуров, якутов в Приморье. Разгромили Тангутское царство. Завладели железоделательными промыслами, что позволило изменить вооружение армии.В 1211—1215 гг. войска Чингизхана вторглись в Северный Китай, в 1212 г. в Корею. Вывезенные мастера и ремесленники производили камнеметные и стенобитные орудия, которые потом успешно штурмовали крепости. Китайские военные специалисты были включены в монгольскую армию.

Подчинив Восточную Азию, монголо-татары двинулись в Среднюю Азию, напав в 1218-1221 г. на государство Хорезмшахов, вторглись в индийские султанаты, вывезли искусных мастеров в Монголию.

Группа1.

Прочтите текст. Составьте краткий рассказ и ответе на вопрос – Каково значение военных походов для монгольского государства.

Во время похода 1206-1211 гг в Восточную Азию подчинили Енисейские земли, и жившие там народы бурятов, уйгуров, якутов в Приморье. Разгромили Тангутское царство. Завладели железоделательными промыслами, что позволило изменить вооружение армии.В 1211—1215 гг. войска Чингизхана вторглись в Северный Китай, в 1212 г. в Корею. Вывезенные мастера и ремесленники производили камнеметные и стенобитные орудия, которые потом успешно штурмовали крепости. Китайские военные специалисты были включены в монгольскую армию.

Подчинив Восточную Азию, монголо-татары двинулись в Среднюю Азию, напав в 1218-1221 г. на государство Хорезмшахов, вторглись в индийские султанаты, вывезли искусных мастеров в Монголию.





Группа 2. Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос - «В чем причина побед монгольского войска?»

«Все воины боятся Чингисхана, больше чем пожара или грома, и если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу, они бросятся на врага, не задумываясь, так как будут верить, что победят» Чингисхан лично назначал командиров крупных подразделений, основываясь только на заслугах и талантах человека независимо от его происхождения. Благодаря этому сумели выдвинуться ряд талантливых военачальников

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружения до вступления в поход, и следить, чтобы у воинов было всё необходимое. Если воин потеряет вещь, которой ранее был обеспечен, следовало строго наказать воина.

Если из десяти один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если десять из ста, то убивали сто воинов, а если бежали сто , то умерщвлялась тысяча.

При встрече с сильным противником монголы инсценировали отступление малыми группами, противник начинал преследование, которое длилось даже несколько дней, а когда преследователи уже начинали верить в беспорядочное бегство монголов, они разворачивались и атаковали врага.

Группа 2. Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос - «В чем причина побед монгольского войска?» «Все воины боятся Чингисхана, больше чем пожара или грома, и если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу, они бросятся на врага, не задумываясь, так как будут верить, что победят» Чингисхан лично назначал командиров крупных подразделений, основываясь только на заслугах и талантах человека независимо от его происхождения. Благодаря этому сумели выдвинуться ряд талантливых военачальников

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружения до вступления в поход, и следить, чтобы у воинов было всё необходимое. Если воин потеряет вещь, которой ранее был обеспечен, следовало строго наказать воина.

Если из десяти один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если десять из ста, то убивали сто воинов, а если бежали сто , то умерщвлялась тысяча.

При встрече с сильным противником монголы инсценировали отступление малыми группами, противник начинал преследование, которое длилось даже несколько дней, а когда преследователи уже начинали верить в беспорядочное бегство монголов, они разворачивались и атаковали врага.

Группа 2. Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос - «В чем причина побед монгольского войска?»

«Все воины боятся Чингисхана, больше чем пожара или грома, и если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу, они бросятся на врага, не задумываясь, так как будут верить, что победят» Чингисхан лично назначал командиров крупных подразделений, основываясь только на заслугах и талантах человека независимо от его происхождения. Благодаря этому сумели выдвинуться ряд талантливых военачальников

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружения до вступления в поход, и следить, чтобы у воинов было всё необходимое. Если воин потеряет вещь, которой ранее был обеспечен, следовало строго наказать воина.

Если из десяти один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если десять из ста, то убивали сто воинов, а если бежали сто , то умерщвлялась тысяча.

При встрече с сильным противником монголы инсценировали отступление малыми группами, противник начинал преследование, которое длилось даже несколько дней, а когда преследователи уже начинали верить в беспорядочное бегство монголов, они разворачивались и атаковали враг

Группа 3.

Прочитайте текст, составьте краткий рассказ и объясните, в чём сила монгольского войска?

Оружие все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Длина лука 150-170 см., а длина стрел 90см. Они могли прицельно стрелять на расстояние до 300 м. Пробивая металлические доспехи, не прикрытые щитом.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. У некоторых и лошади прикрыты кожаными латами…у некоторых из них есть копья, на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если смогут, стаскивают человека с седла…

.Железные наконечники их стрел остры и режут с обеих сторон, наподобие обоюдоострого меча, они всегда носят в колчане напильники, которыми затачивания стрел. Щит из ивовых или других прутьев.

Сражались обычно конными. Так как в седле чувствовали себя лучше, чем на ногах.

Группа 3.

Прочитайте текст, составьте краткий рассказ и объясните, в чём сила монгольского войска?

Оружие все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Длина лука 150-170 см., а длина стрел 90см. Они могли прицельно стрелять на расстояние до 300 м. Пробивая металлические доспехи, не прикрытые щитом.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. У некоторых и лошади прикрыты кожаными латами…у некоторых из них есть копья, на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если смогут, стаскивают человека с седла….

Железные наконечники их стрел остры и режут с обеих сторон, наподобие обоюдоострого меча, они всегда носят в колчане напильники, которыми затачивания стрел. Щит из ивовых или других прутьев.

Сражались обычно конными. Так как в седле чувствовали себя лучше, чем на ногах.

Группа 3.

Прочитайте текст, составьте краткий рассказ и объясните, в чём сила монгольского войска?

Оружие все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Длина лука 150-170 см., а длина стрел 90см. Они могли прицельно стрелять на расстояние до 300 м. Пробивая металлические доспехи, не прикрытые щитом.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. У некоторых и лошади прикрыты кожаными латами…у некоторых из них есть копья, на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если смогут, стаскивают человека с седла….

Железные наконечники их стрел остры и режут с обеих сторон, наподобие обоюдоострого меча, они всегда носят в колчане напильники, которыми затачивания стрел. Щит из ивовых или других прутьев.Сражались обычно конными. Так как в седле чувствовали себя лучше, чем на ногах.

hello_html_705431b0.jpghello_html_705431b0.jpg

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.

hello_html_c75e36d.jpg

hello_html_m27c854d9.jpg

hello_html_m27c854d9.jpg

hello_html_m27c854d9.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой» А.С. Пушкин. Урок-образ. Разработала: учитель истории Просандеева Ангелина Викторовна

Слайд 3

Тема урока: « Монгольская империя и изменение политической карты мира»

Слайд 4

План урока. 1.Образование державы Чингисхана. 2. Начало завоевательных походов Чингисхана. 3. Битва на Калке. 4. Историческое наследие Монгольской империи.

Слайд 5

Проблема : Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Слайд 6

ЧИНГИСХАН 1155/1157- 1227 гг .

Слайд 10

Великая Яса

Слайд 11

Каракорум

Слайд 12

Китай

Слайд 13

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Слайд 14

Задание 1 1. Основателя Монгольской империи звали Чингисхан- да 2. Съезд монгольской знати назывался тумен - нет 3. Монгольскую знать называли курултай- нет 4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да 5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да

Слайд 15

ФИЗКУЛЬТМИУТКА

Слайд 16

Задание 2. Групповая работа - Прочитайте текст, ответьте на вопрос.

Слайд 17

Группа 1. Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос- «В чем причина побед монгольского войска?» «Все воины боятся Чингисхана, больше чем пожара или грома, и если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу, они бросятся на врага, не задумываясь, так как будут верить, что победят» Чингисхан лично назначал командиров крупных подразделений, основываясь только на заслугах и талантах человека независимо от его происхождения. Благодаря этому сумели выдвинуться ряд талантливых военачальников Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружения до вступления в поход, и следить, чтобы у воинов было всё необходимое. Если воин потеряет вещь, которой ранее был обеспечен, следовало строго наказать воина. Если из десяти один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если десять из ста, то убивали сто воинов, а если бежали сто , то умерщвлялась тысяча.

Слайд 18

Группа 2. Прочитайте текст и объясните, в чём сила монгольского войска? Оружие все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Длина лука 150-170 см., а длина стрел 90см. Они могли прицельно стрелять на расстояние до 300 м. Пробивая металлические доспехи, не прикрытые щитом. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. У некоторых и лошади прикрыты кожаными латами…у некоторых из них есть копья, на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если смогут, стаскивают человека с седла….

Слайд 19

Битва на р. Калке 1223 год

Слайд 21

Дошли до «последнего моря»

Слайд 22

Задание 3

Слайд 23

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Слайд 24

Отрицательные последствия

Слайд 26

Положительные последствия

Слайд 28

Что вы сегодня узнали? Что вас удивило? Что понравилось? Если бы вы как художники писали картину, что бы вы на ней изобразили?

Слайд 30

Домашнее задание: параграф 15.