Педагогическая копилка

Коноплева Ольга Сергеевна

Материалы открытых уроков и мероприятий

Круглый стол " Достойный труд в 21 веке" https://drive.google.com/file/d/1ZAC23FBEA3wME9wnT...

Технология развития критического мышления https://drive.google.com/file/d/1CFSuWiwofkrYMDiFo...

Историко-культурный стандарт https://drive.google.com/file/d/1kgKbl5lUxfP2pDYKY...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русь Древняя

Тип занятия: систематизация изученного материала (обобщение).

Форма проведения занятия: урок-практикум с элементами игрового моделирования.

Ход урока

Вводно-мотивационный. Учитель: Учитель:Ребята , давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем гостей.

- Вам тепло? (Да.)

- Вам светло? (Да.)

- Прозвенел звонок? (Да.)

- Уже закончился урок? (Нет.)

- Хотите учиться? (Да.)

- Можете садиться и на уроке не лениться.

Возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока 

Хорошо. Отложите закладки в сторону. Я предлагаю посмотреть ролик, который поможет нам определить тему урока

Учитель: ребята, перед вами памятник Тысячелетие России .Он был воздвигнут в честь  юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Находится он в Великом Новгороде. ( почему именно в этом городе?)

Открытие памятника произошло 20 сентября 1862 года. Авторы памятника Михаил Микешин , Иван Шредер и Виктор Гартман

В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные Сыны России.

…Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу - эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел - символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии.

Учитель: Скажите, ребята,

  • В каком веке был воздвигнут этот памятник?Кто был внимателен?( 19)
  • А как называлось наше государство в древности? (Киевская Русь или Древнерусское государство)
  • Итак, о чем же пойдет сегодня речь на уроке? ( о Древней Руси)

Учитель:  Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей Древней Руси, а сегодня мы эти знания закрепим и приведем в систему.

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
(Н.Кончаловская)

Учитель:.Ребята, а вы знаете как называется  первый известный текст, повествующий о жизни наших предков. Кем он был составлен?

  Правильно - “Нестор, инок монастыря Киево-Печерского: одаренный умом любопытным слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказы: видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских, читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества, составив первую летопись “Повесть временных лет” самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси. Частью сокращённая, частью дополненная вставками, она вошла в разные летописные своды. А начинается историческое сочинение с  трех вопросов:

 на которые вам предстоит ответить. Сформулируйте их.

Ответы обучающихся:

  • Откуда пошла русская земля? «Откуда есть пошла Русская земля?
  • Кто стал первым княжить в Киеве? Кто в Киеве начапервеекняжити?
  • Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в государстве? И с коих пор Русская земля стала есть?»

Учитель: Сегодня мы работаем в группах.

Вспоминаем Правила работы в группе

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Обратите  ваше внимание на конверты, которые лежат  у вас на столах. В каждом из них находится фрагменты пазла ,Их вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего урока . Время на выполнение каждого задания ограничено музыкальным отрезком

Учитель: Сейчас мы с вами составим “Кластер” со словом “Киевская Русь”.Я вам немного помогу: предлагаю вам 4 слова, в которые необходимо вставить пропущенную букву и объяснить. А теперь запишите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием “Древняя Русь”? Составление кластера.

Пожалуйста, ваши слова!

Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл). 1 пазл

Учитель: Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего урока . Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком - тест в программе MyTestX):

1. Предками русского, украинского и белорусского народов были:

А) восточные славяне Б) западные славяне В) южные славяне

2. Какой князь считается родоначальником династии русских князей:

А) Аскольд Б) Кий В) Дир Г) Рюрик

3. Кто и кому отправил послание: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Приходите и княжите нами”?:

А) новгородцы – варяжскому князю Рюрику

Б) новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру

В) древляне – киевскому князю Игорю

4. Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось:

А) вече Б) ареопаг В) ополчение

5. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян:

А) усиление рои народного собрания

Б) создание единой системы управления

В) появление религиозных верований

6. Образование Древнерусского государства относится к:

А) 862 г. Б) 882 г. В) 988 г.

7. Древнерусское государство называлось:

А) Киевская Русь Б) Московская Русь В) Золотая Орда

8. Кто считается первым князем Древнерусского государства:

А) Рюрик Б) Олег В) Игорь

9. Торговый путь “из варяг в греки” проходил:

А) из Белого моря в Каспийское

Б) из Балтийского моря в Чёрное

В) из Белого моря в Чёрное

10. Кто составлял основную массу населения Руси:

А) дружинники Б) ремесленники В) крестьяне - общинники

Учитель: на компьютере учителя появляются результаты теста.  Молодцы! Хорошо, справились с заданием. Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла. ( 1 пазл за правильный тест)

Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос “ Откуда пошла Русская земля?” или “Кто были наши предки и когда образовалось государство Киевская Русь?” 

Учитель:Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?!

Теперь вы работаете в парах. Ваша совместная задача создать альбом “ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ”. Каждая пара готовит одну страницу, соотнеся изображение с одной из предложенных характеристик. Наклейте выбранную характеристику к предложенному портрету, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком.– для выполнения задания возьмите конверт №3.

Капитаны работают с фрагментом летописи заполняют таблицу (1 пазл за верную таблицу.)

Учитель: Закончили работу. А теперь проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране ( 3 пазла за 3 верных листа) 

1 стр. альбома РЮРИК. У кого эта страница? Прочитайте, что получилось. Посмотрите на слайд. Правильно? Хорошо! Помести данную страницу в альбом “История в лицах”.

2 стр. альбома ОЛЕГ. У кого она? Прочитайте, что получилось. Посмотрите на слайд. Правильно? Нет! Ошибка. Помести данную страницу в альбом “Историческая ошибка”. И т.д.

Учитель: Ребята, посмотрите, у нас получилось 2 альбома: “История в лицах” и “Исторические ошибки”. Им(и) в качестве дидактического материала могут пользоваться и другие учащиеся.

 Поднимите руку, у какой пары правильно выполнено задание (получают пазл).

Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? - Олег.  (Устный ответ) Молодцы, справились с поставленной задачей.

А сейчас исторический флешмоб

Мы расскажем вам сейчас

Кто такой великий князь:

Много городов славянских

Существует на Руси.

Но один из них – особый, 

Про него мы не забыли –

Это наш любимый Киев!

Знаем - этот стольный град 

Удивительно богат:

Правит в нем  великий князь –

Самый старший он из нас.

Наши земли объезжает 

И полюдье собирает:

Все для Киевской казны

Все на пользу для Руси.

Князь великий правит мудро

Хоть порой бывает трудно.

- Руки на пояс, повороты вправо – влево;

- Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх;

- Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева;

- Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»;

- Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»;

- Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя;

- «сгребающие» движение руками к себе;

- Несколько  приседаний.

 

 

 

 

Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе урока– Как русская земля развивалась? Работа с контурной картой. Откройте конверт №4 и выполните предложенное задание, ограничено музыкальным отрывком. Ребята работают с картой. Верно/неверно

Учитель: Время истекло, проверяем, поменяйтесь листами с другой группой.

  1. Верно ли, что этот город был главным среди древнерусских городов
  2. Верно ли, что этот город пострадал от мести княгини Ольги
  3. Верно ли, что в этом месте принял крещение князь Владимир
  4. Верно ли, что эта территория не входила в Древнерусское государство
  5. Верно ли, что эта река не входила в путь « Из варяг в греки»

за правильный ответ получают  1 пазл) - 

Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля?  ( устный ответ)

Учитель: Молодцы! Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание “Загадки Хроноса” (исторические задачи). Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.

1. 8628829079119881019 (Слайд )

  • 862 год - призвание варягов
  • 882 год - образование Древнерусского государства “Киевская Русь”
  • 907, 911 года - походы князя Олега на Царьград
  • 988 год – крещение Руси
  • 1019 год – начало правления Ярослава Мудрого

2. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат:

(Создание “Повести временных лет” + Первый поход Олега на Царьград) - (Основание древнерусского государства - Приход варягов в славянские земли) + Крещение Руси = ?

(Слайд на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

(1113 + 907) – (882 - 862 ) + 988 = 2988

Подведение итогов. Выставление оценок:

Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале урока . Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Его мы можем назвать “ПУТЬ УСПЕХА”   Успешен тот, кто достигает цели. А на сколько была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие памятники архитектуры Руси у вас получились? (“Десятинная церковь”, “Золотые ворота”, “Софийский собор в Киеве).  На 7 частей разделить

Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку “5”.

У кого не хватает одного пазла? – оценка “4”, двух пазлов – оценка “3”.

Дом.задание. УчительНаш урок подходит к коцу, и для закрепления знаний я предлагаю выбрать вам буклет-домашнее задание,  по силам СЛАЙД 33 с дом.заданием.

Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока. Приятно, что наша совместная работа подняла вам настроение.

Учитель:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

Большое спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам успехов в изучении истории нашей страны. Всего доброго! До свидания! –

Прочитай документ и определи: Название документа?  Кто автор? О чём речь?

Более чем полторы тысячи лет прошло с тех пор как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Это земли нынешних России, Украины и Белоруссии, и это были народ от которого мы происходим. Этот народ называл себя славянами и разделялся на многие племена: поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и другие. Одно из племен звалось просто славянами, оно жило по берегам озера Ильмень и реки Волхов.

У славян этих был город Новгород, у кривичей – Смоленск, у полян – Киев. Городов таких было немного, состояли они из таких же домов, как и поселки, - только поселки были поменьше. Города были огорожены валом (земляной насыпью), рвом (глубокой канавой), тыном (оставленными вплотную одно к другому заостренными бревнами) или засекой (поваленным лесом). Правда, поселками земля славянская в то время тоже была небогата – земли было много, а народу мало.

Славяне жили родами (все были в родстве между собой). Главный среди родичей назывался князем.

Если, возникали какие- то разногласия между родами – собирали вече (собрание). Зачастую вече кончалось дракой, тогда вопрос решался в пользу победившей стороны.

Жили славяне в бревенчатых  домах. Пол в доме был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки , прорубленные в стенах , на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит , что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери отверстия в кровле. В доме почти все свободное место занимали стол и две три деревянные лавки . В углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами – это были постели. Как непросто было устроено жилье , в нем можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

 

Славяне были людьми добрыми и гостеприимными. Выходя из дому, дверь не запирали, а на столе оставляли еду, на случай если зайдет странник.

Славяне пахали землю, сеяли хлеб, жили другими промыслами. Торговали хлебом, пушниной, воском, медом и всем тем что добывали своим трудом.

Вот от этого народа, от общего славянского корня и произошли три живущих сейчас по соседству народа: русские, украинцы и белорусы.

Заполните пропуски (подчеркните правильный ответ в скобках).

«Изгнали (хазар, византийцев, варяг, печенегов) за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море...».

«И повелел (Олег, Игорь, Святослав, Владимир) своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались…».

«...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. (Вятичи, древляне, поляне, кривичи) же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит"».

Кто стал первым княжить в Киеве?

Варяга Рюрика призвали новгородцы княжить, то есть навести порядок на своей земле.

Олег вещий. один из известнейших князей Руси, первый из правителей Новгородской Руси. Стал править в Ладоге и будущем Новгороде Великом после смерти Рюрика  В 882 году объединил  Новгород с Киевом, названном им «матерью городов русских»

Дальше княжение продолжил Игорь, который был убит древлянами за повторный сбор дани, Его жена Ольга провела первые реформы на Руси- установила уроки и погосты.

Внук Ольги- Владимир принял решение объединить  земли Руси с помощью одной веры. Он крестил Русь в 988 году. Его сын Ярослав продолжил укреплять православие на Руси , за что и получил прозвище Мудрый.

Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в государстве?

Древнерусское государство развивалось благодаря правильной политике первых князей. Они защищали важнейший торговый путь « Из варяг в греки» , который проходил по территории Древней Руси и помогал нашему государству развиваться. Выгодные договоры с Византией позволили вести успешную торговлю. А принятие христианства повлияло на культурное развитие Руси. Появилась грамота, развивалось строительство храмов, украшалась земля древнерусская.  Усобицы  и споры за киевский престол  , набеги кочевников  на южные границы  Руси мешали развитию древнерусского государства. Перед князьями стояла задача защитить землю от кочевников.



Предварительный просмотр:

«Служить Отечеству»

Цель:

  •  расширить представление учащихся о Российской армии,
  • воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Задачи:
• создание праздничного настроения;
• развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма; 
• развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей воспитанников, умения работать в команде.

На фоне музыки: ( средь полей Руси широких. Гусли))

Рыбина А. Летопись Р. Рождественский

Ведущий

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

1-й богатырь.  

2-й богатырь.  

3-й богатырь.  

Хором.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Петр I

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущий.

Ведущая

Ведущий.

Ведущий.

Лена Астафурова.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Саша  К.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Самира

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Курганами славы покрыта родная равнина,

И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга-река.

Ты лжешь, чужеземец, что медленна кровь славянина,

Что в грозные годы душа славянина кротка.

От нас убегали монгольские орды Мамая,

Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,

На полчища Гитлера кованый меч поднимая,

Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.

 О! Русская земля! Много ты видела на своем веку. Колокола твои гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то в честь Кутузова в 1812 году. То гремели победные салюты на Красной площади в 1945  в честь советских воинов, разгромивших фашистов.

Обратимся к истории.

Древняя Русь.

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю от ворогов русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.                

      Звучит музыка из песни «Добры молодцы» (С. Намина, анс. «Ариель») выходят дети, одетые в костюмы русских богатырей.

  А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Песня 1 куп. «Богатырская наша слава»

Не скакать ворогу по родной земле!

Не топтать ему землю русскую!

Не затмить ему солнце наше красное!

 

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

               

 Богатыри уходят под музыку.

Лето 1242. Рыцари немецкие много раз посягали на земли русские. Летописец ливонский сказывает, что «5 апреля 1242 года новгородский князь Александр оказал искусство благоразумного военачальника. Зная силу немцев, отступил назад и встал на Чудском озере. Острою колонною врезались немцы в наши ряды, но мужественный князь, ударив неприятеля сбоку, замешал их, сломил. 400 рыцарей немецких пали от наших мечей, 50 были взяты в плен, тела ворога лежали на семи верстах». Ужас сковал немцев.

Слышится колокольный звон.

За эту победу Александр был назван Невским и объявлен православной церковью святым.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные кресты.

                                   (К.М. Симонов «Ледовое побоище»)

В учебниках истории мало говорится  об Александре Невском. Отец Михаил, расскажите  поподробнее о нём.  

( на доске Настоятель храмов Покрова Божией Матери и Казанской иконы Божией Матери иерей  Михаил Иванников)

Хореографическая композиция на музыку Бородина из оперы «Князь Игорь», «Половецкие пляски»

О, поле Куликово – стон Руси!

Его неумирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

Ты видишь, даже павшие в безвестье

Опять, опять в руках сжимают меч,

Они готовы вновь к высокой чести

Иль выстоять, иль снова в землю лечь…

                                                (П. Проскурин «Память»)

Засеченная черта (Ильяс, Саша)

Лето 1704. Петр I издает указ о создании регулярной армии.

Выходит ученик в треуголке, в костюме времен Петра I.

(Ренат А.)

Указ:

Дабы защитить великую землю русскую от ворога повелеваю: набирать в армию рекрутов повсеместно двадцати лет отроду, а служить им пожизненно.

Видео «Про указ Петра»

Исполняется русская народная песня «Как служил солдат».

Лето 1812, 12 июня. Наполеон вероломно вторгся в пределы России.

И вскоре новой брани

Зарделась грозная заря,

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Развеяв миф о непобедимости армии Наполеона, русские войска в сражении у Бородина одержали славную победу.

Дабы спасти армию, полководец М.И. Кутузов решил оставить Москву. Началась партизанская война. Французские войска стали спасаться поспешным бегством. 14-16 ноября на реке Березине остатки армии Наполеона были разгромлены.

 Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». (А.Буланов)

Век 20. 1918 год. Февраль.

К Петрограду приближаются немецкие захватчики.

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

Утром 23 февраля 1918 года под городом Псковом встретили врага только что созданные регулярные части Красной Армии. И разбили. С той поры и начала свой победоносный путь Красная Армия.

 «Закаты алые» (5  класс)

Звучит пение птиц. Год 1941. 22 июня.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

                                                        (С. Щипачев)

И всё  о той весне. (3-4 кл.)

Про пионеров-героев.

В перерывах между боями, в короткие минуты тишины и отдыха они вспоминали родной дом и писали письма.

«Катюша»

В годы Великой Отечественной войны  с Астраханской земли на фронт ушло свыше 154 тысяч чел. 75.161 человек погиб или пропал без вести.   Среди них есть жители села Кочкаватки.134 односельчанина не вернулись с поля боя.

Нет с нами и тех, кто дошёл до Берлина, но не дожил до сегодняшнего дня.

 Ильяс М. Стих.

Война подлая является вечным спутником человечества. И независимо от того, малая она или большая, мировая, она несет с собой смерть одним во имя жизни других.

        

Афганистан. Жернов, через который прошли внуки нынешних седоволосых ветеранов Великой Отечественной войны. С гордостью и честью пронесли они славу настоящего солдата.

Звучит песня об Афганистане (фон)

За спиною и горы, и горе,

За спиною – военный Афган.

И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в туман.

        

За спиною – погибшие души

И пропавшие души ребят.

И мы с болью еще будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

Впереди ждут нас радость, и слезы,

И немые вопросы страны,

И заменит нам сонные грезы

Эхо долгое долгой войны.

Три воина-интернационалиста не вернулись в Харабалинский район из Афганистана. Они, выполняя приказ, сложили свои головы в чужой стороне, но не посрамили воинского звания, чести не запятнали. Вечная им память!

Слово предоставляется Председателю районного совета ветеранов-афганцев Исабаеву М

21 век. Россия. Чечня. Горы. Бандитские группировки, которые не жалеют никого: ни взрослых, ни детей. Теракт за терактом. Взрывы.  Стоны. Смерть. Теракт в Беслане, унесший жизни 330 детей.

Кто остановит этот кошмар? Кто поможет этим людям в трудную минуту? Армия всегда стояла на стороне обездоленных. И сейчас сотни воинов служат в Чеченской Республике, чтобы противостоять злу, смерти, насилию. Кто, если не они?

Так надоело видеть страдания

Женщин, стариков и детей

И горькие слезы на их щеках,

И отчаяние матерей.

Поначалу все кажется странным,

Словно это какой-то сон,

Очень страшный и непонятный,

Но реальным становится он.

На войне сближаются люди,

Здесь все товарищи и друзья,

На доверии легче выжить,

Умрут, но не бросят тебя.

Жизнь отдавая Родине,

Сердце кладут за страну,

Чтоб не катились слезы горькие

По страдающему лицу.

                                            (Н. Белянский

Кукушка (8-9 кл.)

Посмотрите, как прекрасна светлая наша страна!

Горы, леса, ширь – конца-краю нет!

Кому не понятна гордость и нежная сыновняя любовь к ней? Какой враг может выжечь любовь к ней?  (Б. Пермитин).

Русский человек всегда был и остается мирным жителем планеты. Он трудится, растит детей, радуется солнцу, протягивает руку дружбы соседям. Но случись беда, не раздумывая, мужественно ринется на защиту своей земли, своей семьи от захватчиков. Ему не нужно чужого. Он хочет жить мирно, спокойно, счастливо.

В преддверии праздника  Дня защитника Отечества  мы поздравляем всех  мужчин, пап, которые присутствуют в этом зале .Не так  давно  вы выполнили  свой  воинский долг. Спасибо вам!

На улице – февраль, последний месяц зимы. Скоро весна! А значит, сотни мальчишек пойдут служить в армию, чтобы стать сильными, мужественными, чтобы в нужный момент защитить свой дом, город, Родину.

Звучит песня «Служить России».

        

Спасибо за внимание.

Я бы с песни начала рассказ,

 С той нехитрой песни, сокровенной,

 Что, как символ радости, неслась

 Над Варшавой, Будапештом, Веной…

 Пешим ходом и на грузовике,

 Жарким днем и зимнею порошей

 Мы ее носили в вещмешке

 Самой легкой драгоценной ношей…

 В час затишья сядешь, запоешь,

 И подтянут весело солдаты:

Все мы любим милую “Катюшу”,

 Любим слушать как она поёт

 Из врага выматывает душу,

 А друзьям отваги придаёт…!