Уроки истории

Русина Елена Федоровна

Разработки уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_poyavlenie_neravensta_i_znati_gotov_sayt.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Нижнесаянтуйская СОШ", Тарбагатайский район ,РБ

Учитель истории Русина Е.Ф.

План-конспект урока 5 кл История Древнего мира

Тема урока "Появление неравенства и знати"

Цели: Способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлении новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного равенства, выделения знати, военных вождей и их дружин

Тип  урока :Усвоение и контроль знаний и способов действий .учебный практикум

Планируемые результаты: Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные результаты: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты:
 Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век

Образовательные ресурсы: Учебник. Электронное приложение к учебнику. Диск «История. 5–6 классы. Редактор тестов». Учебная картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и аппликация (слайды) «Раздел земли в общине»

Этапы урока

I. Организационный момент:.

Учитель

Учащиеся УУД

Приветствует учащихся .Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Быстрое включение в деловой ритм

II .Проверка выполнения домашнего задания

Индивидуальная, фронтальная.

Творческий, словесный. Рассказ.

Организует проверку выполнения домашнего задания

Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно.

Коммуникативные:  оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников

Форма контроля: Рассказ

III. Постановка учебной задачи

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Форма контроля: Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Развитие ремесел. Начало обработки металлов

 Индивиду-альная, фронтальная.

Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, иллюстрацией, рассказ

Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение). Организует самостоятельную работу

 Предлагает, используя иллюстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди. Зарождение плужного земледелия

 Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии

От родовой общины к общине соседской

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, аппликацией, беседа.

На основе работы с рисунком-схемой и аппликацией «Раздел земли в общине» рассказывает о переходе от родовой общины к соседской.

– Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

Выделение знати. Возникновение городов

 Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, аппликацией (слайдами), беседа

Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и аппликацию. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные
и незнатные

 

На основе текста 
и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию их изготовления. Объясняют с помощью учителя значения терминов

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные:  воспринимают текст с учетом поставленной задачи

Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом

Познавательные:  осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей

Познавательные:  используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные:  слушают 
и понимают речь других

Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. 
Усваивают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь.

Регулятивные:  учатся работать 
по предложенному учителем
плану.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи.

V. Контроль знаний и способов действий

Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. Тесты.

Организует работу с тестами

Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Жизнь первобытных людей» 

Регулятивные:  оценивают правильность выполнения задания.

Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных

VI. Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

 Комментирует задание.Задания в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют. 

Регулятивные:  принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Ресурсный материал к уроку

Приложение

То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменным веком.

Почему даже после появления медных орудий труда люди продолжали пользоваться изделиями из камня?  Ответ на этот вопрос крайне прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти невозможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом с медными насадками – вскопать твердую почву. Потому для особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами – оловом, цинком – и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.