Конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Елецкая  Марина Викторовна

Методика экспертизы материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3433.27 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться. Меня зовут Елецкая Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г. Зернограда. Вот уже 14 год я работаю в своей родной школе, преподаю русский язык и литературу.

Сегодня вашему вниманию я представлю результаты своей работы за последние три года по различным направлениям моей педагогической деятельности.

  Тема моего опыта «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности учащихся». Моя методическая разработка в рамках данного опыта представлена программой «Чтобы помнили». Программа курса «Чтобы помнили» входит в вариативную часть учебного плана гимназии и имеет статус «авторской программы», что соответствует ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа разработана в условиях актуализации литературного чтения в школе и обществе, духовно-гражданского становления молодого поколения, что нашло отражение в государственных приоритетах:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 
  • Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования на 2013-2020 годы"»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 года № ПР-271;

            Программа данного курса предлагает не только новое содержание литературного школьного образования- не входящие в основную программу по литературе произведения на гражданско-патриотическую тему, но и интересные формы организации учебных занятий: диспуты, заседания в литературной гостиной. Это позволяет мне реализовать принципы индивидуализации и дифференциации, диалоговый режим общения, коллективное обсуждение. В этом и есть инновационный подход к школьному литературному образованию. Не заставлять, а приобщать к чтению. Содержание данной программы сформировано с учётом возрастных особенностей, обучающихся 6-11 классов.

             Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый ученик в классе в течение учебных четвертей, работая индивидуально или в группе, выбирает литературные произведения (1-3), прочитывает самостоятельно и презентует его перед одноклассниками.  

             Программа «Чтобы помнили» представлена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы в 2017 году. По итогам заседания программа получила одобрение и взята педагогами гимназии г. Зернограда для реализации в рамках вариативной части урочной и внеурочной деятельности.

             Программа  и результаты ее реализации представлены на сайте МБОУ гимназии г. Зернограда  в виде работ учащихся (сообщений, собственных сочинений и др.) - http://gimnazia-zern.ru, а также на моем личном сайте, расположенном на платформе «Социальная сеть работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/marina-eletskaya. Экспертное заключение на программу «Чтобы помнили» подписано Ларионовой Людмилой Геннадиевной, доктором педагогических наук, профессором кафедры теории языка и русского языка ИФЖ и МКК ЮФУ г. Ростов-на-Дону. Программа «Чтобы помнили» в виде брошюры распечатана и распространена среди учителей русского языка и литературы Зерноградского района. На региональном уровне особенности моей методической разработки отражены в статье «Программа «Чтобы помнили» как идея приобщения современного подростка к литературе о героическом прошлом нашей страны» опубликованной в печатном сборнике V Областной научно-практической конференции «Региональный компонент в контексте развития современного образования и сохранения традиций многонациональной культуры», Зерноград –Ростов –на –Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2018 г.

Статья «О проектной деятельности на уроках русского языка и литературы» опубликована в региональном методическом журнале «Практические советы учителю» №3, 2018 г. На федеральном уровне   я подготовила   доклад   на тему «Роль чтения в героико-патриотическом воспитании школьников. О программе «Чтобы помнили» и приняла участие во Всероссийской интернет-конференции «Основное среднее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» на «Портале образования». Моя работа по презентации, продвижению и оценке результативности моей методической разработки профессиональным сообществом включает в себя:

  • проведение мастер-класса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности обучающихся» на кафедре теории языка и русского языка ИФЖ и МКК. Получено благодарственное письмо от заведующего кафедрой русского языка и теории языка В.Ю. Меликяна.
  • плодотворное сотрудничество с кафедрой ИФЖ и МКК, за распространение своего педагогического опыта   для   магистрантов награждена благодарственным письмом И. о. ИФЖ и МКК Г.Р. Ломакиной.      

            Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.  На диаграмме отражена позитивная, с незначительными отклонениями, динамика качества освоения моими обучающимися учебных программ по русскому языку при уровне обученности -100%. Несущественное расхождение показателя качества 2018-2019 уч. года (на 1,8%) с показателями 2017-2018 уч. года объясняется изменениями в составе обучающихся классных коллективов.

 Таким образом, в течение трех лет:

  • прослеживается положительная динамика качества освоения учебных программ по русскому языку;
  • среднее значение качества освоения учебных программ по русскому языку составляет 78 %.

Средний балл по русскому языку у моих обучающихся составляет 4,0. 

             Уровень обученности по литературе -100%. Несущественное расхождение показателя качества 2018-2019 уч. года (на 2%) с показателями 2017-2018 уч. года также объясняется изменениями в составе обучающихся классных коллективов.  Таким образом, в течение трех лет:

  • налицо положительная динамика качества освоения учебных программ по литературе;
  • среднее значение качества освоения учебных программ литературе составляет 95 %.
  • Средний балл по литературе у моих обучающихся составляет 4,4.

       Стабильность и положительная динамика результатов в освоении русского языка и литературы отмечается в приказах администрации гимназии.

          Целенаправленная, системная работа по формированию у моих учеников коммуникативной, литературоведческой компетенций, явилась залогом успешного написания в декабре 2017 года итогового сочинения. О высокой результативности моей работы свидетельствует выписка из приказа директора гимназии Л.Ю. Решетняк.

          Наблюдается позитивная динамика качества подготовки девятиклассников и к итоговому собеседованию. Учеников, не сдавших итоговое собеседование в течение 2 лет, не было. Средний балл увеличился на 2 балла (15%) с 14 до 17, средний показатель за два года-16 баллов из 20.

           Я обеспечиваю стабильную положительную динамику качества обучения и по предмету «литература» благодаря чёткому планированию и грамотному использованию в своей работе разнообразных методов, способов и приёмов проблемно – поискового обучения.

           Анализ результатов государственной итоговой аттестации обучающихся по русскому языку подтверждает положительную динамику уровня обученности и качества знаний, обучающихся по предмету. Среди моих учеников, получивших в 2017-2018 учебном году на ЕГЭ по русскому языку наивысшие баллы,3 человека - Трунова Виктория (89 баллов), Данилова Алиса (82 балла), Дюба Виктория (82 балла). В 2017-2018 учебном году литературу сдавали литературу 4 человека. Максимальный балл получила Данилова Алиса (71 балл). Анализ результатов выполненных работ на ОГЭ по русскому языку показал, что 68% обучающихся 9 в класс (15 человек из 22) написали экзамен по русскому языку на «4» и «5». Следует отметить, что все выпускники 9-х классов справились с экзаменационной работой в форме ОГЭ. 15 выпускников (64%) подтвердили свою годовую отметку по русскому языку.

26 октября 2017 г. мои пятиклассники (5а и 5б классы) участвовали в ВПР. Из приведенных ниже данных таблицы и диаграммы виден достаточно высокий уровень сформированности индивидуальных достижений у обучающихся 5 классов по русскому языку. Мое участие в данном проекте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки отмечено благодарностью Московского центра непрерывного математического образования за участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ по русскому языку.

В рамках реализации целевой комплексной программы «Одарённые дети» МБОУ гимназии г. Зернограда мои ученики ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе.

         В 2017 году мною была разработана программа для работы в театральной студии «Браво». В основе программы по внеурочной деятельности лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

            Новизна данной образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников театральной студии. Данная программа прорецензирована на кафедре гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института филиала ФГБОУ ВО Донской ГАУ в г. Зернограде, рецензент - кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры ГД и ИЯ М.Н. Крылова.

             В течение учебного года я проводила занятия теоретической и практической направленности, сотрудничала и сотрудничаю с театром драмы им. М.  Горького г. Ростова-на-Дону. Под моим руководством обучающиеся совершают увлекательные путешествия в г.  Ростов - на Дону в театральный мир и в мир театрального закулисья, в «Театр на подушках», где осваивают технологии работы с париками, роль костюмера, режиссера, гримера и, конечно же, актера. Студийцы приняли участие во 2 (заочном) этапе областного фестиваля детских театральных коллективов «Мир красотой спасется», посвящённого празднованию 80 –  лития Ростовской области, номинация «Золотая маска». Программа кружка, фотоотчеты и др. размещены на моем личном сайте  https://nsportal.ru/marina-eletskaya. Словесные зарисовки о поездках в театр можно прочитать на сайте гимназии в разделе «Авторские заметки».          

             Элементы театрализации я использую и на уроках литературы. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования позволяет мне раскрыть потенциал учащихся и расширить возможности приобретения ими социального опыта, способствует   формированию и развитию личности в целом. Мои ученики неоднократно становились участниками и победителями городских и региональных конкурсов исследовательских работ, поэтического творчества, выразительного чтения, инсценировок.

  • Одиннадцатиклассницы Трунова Виктория, Ломакина Ирина, Чижевская Кристина приняли участие в Областном интернет-конкурсе чтецов «Мне имя Марина…», посвященном 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой. Видеоролики размещены на https://vk.com/public130231365.
  • Стребко Максим награжден грамотой директора МБУК ЗГП «Центральная городская библиотека имени А. Гайдара» И.Б.Галисхановой за участие в литературно-музыкальном вечере «Давайте Пушкина читать» в честь 220-летия со дня рождения поэта и Года театра в России.
  • Шестиклассницы Клименко Анна, Маренич Анастасия приняли участие Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка-2018», проводимого на конкурсной основе в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Сертификат,2018г., г. Москва, РАНХ и ГС)
  • Анна Клименко приняла участие во Всероссийской акции «Родные языки России», приуроченной к Международному дню родного языка и направленной на популяризацию изучения родных языков народов Российской Федерации, которые являются национальным достоянием и историко-культурным наследием Российского государства. (Сертификат,2020 г., Москва, Министерство просвещения Российской Федерации) и др.

Одну из важнейших задач своей работы я вижу в вовлечении учащихся в международные конкурсы и проекты.

Клименко Анна

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» (Сезон XII) –диплом 2 степени, 2019 г.

Шишина Валерия

Международный конкурс по русскому языку «Олимпис-2019-Осенняя сессия»-диплом 1 степени.

Такой подход позволяет расширить творческую направленность моего предмета, дает простор для саморазвития ученика, повышения его самооценки.

Общественная оценка высоких результатов моей внеурочной деятельности в грамотах и благодарственных письмах:

  • Благодарность начальника управления образования Администрации Зерноградского района Л.М.Калашниковой за подготовку победителей в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений Колесниковой Виктории и Свечниковой Киры. 2017 год.
  • Благодарность начальника управления образования Администрации Зерноградского района Л.М.Калашниковой за подготовку победителя муниципального конкурса на лучшее произведение, посвященное малой родине «Донскому краю-80 лет» Дюба Виктории, занявшей 1 место в номинации «Поэзия».2017 год.
  • Благодарственное письмо начальника управления образования Администрации Зерноградского района Л.М.Калашниковой и директора МБУК ЗГП «Центральная городская библиотека имени А. Гайдара» И.Б.Галисхановой за активное участие в литературно-творческом конкурсе «Поэзия природы», посвященном Году экологии в Росиии.2017 год.
  • Благодарственное директора МБУК ЗГП «Центральная городская библиотека имени А. Гайдара» И.Б.Галисхановой за подготовку участника конкурса чтецов «Любимые стихи детства»,2018 год.
  • Благодарность руководителя «Учебного центра «Инфоурок» И.В.Жаборовского за активное участие при проведении международной дистанционной олимпиады «Инфоурок», осенний сезон 2019, подготовку 63 учеников.2019 год.
  • Благодарственное письмо директора по учебной работе онлайн-школы «Фрксфорд» Б.В.Трушина за высокий уровень подготовки учеников, ставших призерами Международной онлайн-олимпиады «Фоксфорда»,2019 год.

           Активно занимаюсь организацией научно-исследовательской и проектной работы обучающихся. Большинство проектов носят социально-значимый характер, направлены на сохранение культуры русского языка, популяризации чтения и   литературного творчества, истории   малой родины. Так в конце 2017-2018 учебного года моя ученица Данилова Алиса, ныне студентка Кубанского государственного университета, будущий журналист, под моим руководством проделала колоссальную работу и   составила сборник стихотворений зерноградской поэтессы М.Т. Морозовой под названием «Кружат мысли стихами в моей голове». В данной работе мы впервые попытались собрать все стихи местной поэтессы   воедино и упорядочить их тематически. Общественная значимость данного проекта для жителей нашего города и района очевидна, об этом свидетельствуют отзывы директора Зерноградского историко-краеведческого музея Н.Н. Ивановой, заведующей библиотекой МБОУ гимназия г. Зернограда Л.Н. Панферовой директора МБУК ЗГП «Центральная городская библиотека имени А. Гайдара» И.Б. Галисхановой. 

                  Также общественное признание получила исследовательская работа «Символ любви, семьи и верности», посвященная ветерану Великой Отечественной войны, почетному жителю г. Зернограда Д.К. Баранчуку (ныне ушедшему из жизни) и его супруге, над которым работала ученица гимназии Елецкая Арина. Этим проектом я руководила совместно с учителем истории Т.А. Молочинской, Заслуженным учителем РФ. Данный проект высоко оценен на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Моя Россия» Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия» в 2018 году, автору работы вручен диплом 2 степени. Данная работа опубликована 18 января 2019 г. в районной газете «Донской маяк» №3(1812) в рубрике «Творчество юных».

        Сотрудничество с ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» (коррекционного обучения V вида) проходит в тесном контакте воспитанников и моих учеников. Проявление терпения, снисходительности, сочувствия – эти качества формируются в позитивной среде общения, в дружественной обстановке, в уважительном отношении к другому человеку. Такой социальный опыт общения с разными людьми помогает моим подросткам познавать палитру человеческих чувств, богатство жизненных смыслов и эмоций. Толерантность – это понимание того, что я – любой другой. Моя работа отмечена Благодарностью директора ГКОУ РО              «Зерноградская специальная школа-интернат» В. Н. Харченко,2017 года. 

                     Мои ученики участвуют в патриотических, социальных и экологических акциях: акция «Чистый город», «Поклонимся великим тем годам» (поздравление ветеранов ВОВ), акция поддержки военнослужащих, социальный проект «Письмо ветерану» (изготовление писем-поздравлений) и др. Создание благоприятного психологического климата в классе, налаженная работа Родительского комитета и Совета класса, отсутствие правонарушений, активное участие обучающихся в жизни гимназии и в решении проблем местного социума, – все это является позитивным результатом моей социальной деятельности как педагога. Наиболее популярным направлением среди моих воспитанников стало участие в волонтерском движении, а точнее в социальном проекте «Дорогою добра», который реализуется комитетом по молодежной политике Ростовской области и ГАУ РО «Донской волонтерский центр» совместно с НКО «От сердца к сердцу» в рамках проекта «Регион добрых дел» ФАДМ «Росмолодежь», 44% обучающихся  моего класса имеют волонтерские книжки и принимают активное участие в школьных, городских и региональных проектах, акциях, мероприятиях.

                Я активно взаимодействую с общественными организациями (музеями, компаниями, помогающими с профориентацией моих семиклассников). Отмечу, что ни один мой ученик не стоит на учете КДН и ВШУ. Отсутствие правонарушений и пагубных привычек среди моих обучающихся стало результатом моей плодотворной работы как классного руководителя. Мои классные часы и инструктажи – не просто формальность, а мероприятия, вызывающие у подростков искренний интерес.

               На протяжении многих лет я активно занимаюсь работой с одаренными детьми как в рамках кружковой работы в гимназии, так и на уровне Зерноградского района. С октября 2019 года я работаю в Центре развития одаренных детей на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций управления образования Администрации Зерноградского района «Путь к успеху». Являюсь куратором литературного направления в данном центре.  

              В своей работе с детьми с ОВЗ я уделяю внимание формированию у обучающихся полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени образования. Мною разработаны и реализуются индивидуальные адаптированные общеобразовательные программы по русскому языку и литературе. Это индивидуальные программы для 7 «Б» класса (Лемешко Никита). Этот ребенок обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Никита, находящийся на индивидуальном обучении, по возможности посещает и занятия с классом. У мальчика наблюдается отставание в усвоении знаний (в отличие от одноклассников). Поэтому, опираясь на советы психолога и рекомендации специалистов, реализую индивидуальный подход к Никите.

        Я старательно привлекаю родителей к организации учебной деятельности и координации воспитательной работы. Для этого я регулярно провожу родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, общаюсь с ними по телефону и переписываюсь посредством интернет-мессенджеров (Viber, WhatsApp). Для обучающихся, переведенных на домашнее обучение, некоторые занятия провожу с помощью «Скайпа» (один из видов дистанционного обучения). С большинством своих учеников взаимодействую посредством электронной почты, размещения полезных материалов и ссылок. Я организую процесс обучения своих учеников на основе использования современных образовательных технологий. Принимала участие в вебинарах, проводимых Центром развития талантов «Мега-талант» «GOOGL CLASSROOM-простой способ организовать дистанционное обучение» и «Организация дистанционного обучения на GOOGL CLASSROOM». Освоила технологию деятельностного метода – метода обучения, когда ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Интернет я использую и для проведения виртуальных экскурсий, путешествий и т.д. Часто использую ресурсы сети Интернет для самоподготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Один из приемов – это работа с демоверсиями, тренировочными и диагностическими работами. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/ публикуется много материалов о ЕГЭ, ОГЭ и тестовых технологиях в образовании в целом, в том числе есть демоверсии. В качестве инструмента повышения грамотности использую разработку АНО «Центр Развития Молодёжи» - онлайн -  тренажёр «Веб Грамотей»: http://gramotei.cerm.ru.  В настоящий момент в Ростовской области действует автоматизированная информационная система «Контингент обучающихся», которая включает в себя систему «Электронная школа АИС «Контингент». Я являюсь активным пользователем данного ресурса, имею доступ к этой системе как учитель – предметник и классный руководитель.

Государственная политика в области образования определяет приоритетом непрерывное образование. Повышение своей квалификации осуществляю посредством дистанционных курсов, вебинаров, семинаров, тренингов, коучинг-обучения и др. 

В течение десяти лет выступаю основным экспертом по проверке и оцениванию экзаменационных работ по русскому языку и литературе   при проведении ОГЭ. С 2019 года являюсь председателем областной подкомиссии, ведущим экспертом по учебному предмету «Литература» ОГЭ. Регулярно вхожу в состав   экспертного объединения района учителей-словесников по проверке конкурсных работ по литературе, русскому языку, ежегодно являюсь членом временного коллектива по проверке итогового декабрьского сочинения, по проверке репетиционных работ по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, проводимых по инициативе управления образования.  

Развиваю свою педагогическую культуру в условиях профессионального конкурсного движения:

  • участие в региональном XII фестивале-конкурсе «Учитель профильной школы», ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО г. Ростов-на-Дону, 28.09.2018 г.
  • участие в муниципальном этапе конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, 07.06.2017 г. Сертификат участника.
  • участие в IV Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогические инновации» на образовательном портале profiped.com, диплом № 4 ПИ 033 от 01.03.2018 г.
  • участие в муниципальном этапе конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования от 12.03.2018 г.
  • награждена Дипломом лауреата премии губернатора Ростовской области конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2018 году. Распоряжение Правительства Ростовской области от 19.09.2018 №560.

Спасибо за внимание!