Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников

Миронова Ольга Викторовна

Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. Математические представления являются средством математического развития ребенка. Выделяют пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Миронова О.В., воспитатель 

                                         ГБДОУ детский сад №90 Фрунзенского района  

                                                                                         Санкт-Петербурга 

 

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников

(из личного опыта педагога).

Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. Математические представления являются средством математического развития ребенка. Выделяют пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные. При формировании элементарных математических представлений у детей выделяются следующие главные задачи:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основе математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

 - формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

 - овладение математической терминологией;

 - развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).  Очень важно правильно найти форму организации детей:

 - экспериментирование;

- игра-эксперимент;

- опыты;

- игровые ситуации;

 - проблемно-игровые ситуации и их варианты;

 - соединение игр (многовариативность);

 - игры-проекты (специально конструируются). 

Математика – наука сложная, точная. Дошкольники часто с трудом осваивают математические понятия, не любят решать логические задачи, что приводит к потере интереса. Соответственно следует учитывать физические и психические особенности ребенка, нужно не только привлекать детей к совместному решению учебных задач, но и грамотно подводить к самостоятельным выводам, через решение примеров проблемных ситуаций. Создание таких ситуаций часть условий, в которые рекомендуется ставить дошкольников, чтобы развивать закономерность логического мышления, стимулировать продуктивное мышление и повышать уровень мышления в целом. При этом важно чтобы по итогам занятий дети понимали сущность явлений и сами математические понятия. Я стараюсь так вести образовательный процесс, чтобы было выслушано мнение каждого ребёнка, а решение задачи находилось путём совместных усилий детей. Для наиболее продуктивного развития математических представлений я обращаюсь к этой теме при каждом удобном случае, например, во время рисования рисунков с геометрическими фигурами, применимо ко многим предметам можно акцентировать внимание детей на числе, размере, количестве, развивая счетные навыки, пространственные и временные понятия. В различных подвижных играх могут использоваться знания дошкольников об измерениях величин предметов. Не меньше для закрепления математических представлений используются дидактические игры, основанные на систематичности, последовательности, постепенности и т.д. Самостоятельная поисковая деятельность дошкольника обязательно сопровождается другими видами обучения. Таким образом, я в педагогическим процессе, использую все виды деятельности для развития у дошкольников математических способностей.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры». Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола. В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.

Список Литературы.

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.

 2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.