3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.

Тинмей Аида Чаш-ооловна

1-4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертные  листы  оценивания, протокол посещения открытых уроков от МО муниципального уровня).

. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия):

1. Открытый урок по русскому языку по теме "Обращение и знаки препинания при нём" - ГАОУ РТ Республиканский лицей-интернат - 8 класс, 17.02.2014 год (экспертный лист, анализ, отзыв)

2. Открытый урок по русскому языку по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым" - КЦО "Аныяк" - 8 класс, 15.11.2014 год (экспертный лист, анализ, отзыв)

3. Открытый урок по русскому языку по теме: "Цитаты и знаки препинания при них" - МБОУ СОШ №4 г.Кызыла - 10.05.2016 год (экспертный лист, анализ )

4. Открытый урок по русской литературе по теме: "М.Ю.Лермонтов и история" - МБОУ "Гимназия №5 г.Кызыла РТ" - 8 класс, 30.11.2016 год (экспертный лист, анализ, отзыв)

6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях:

    Проведена лекция модульного обучения по программе: "Реализация требований ФГОС ООО по предметной линии

    "Русский язык"  и "Русская литература". - Серт.№866 от 20.03.15 г., ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК.

    Модуль 2:  "Проектирование и анализ урока русского языка и литературы на основе требований ФГОС".

     7. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ekspert.pdf2.07 МБ
Файл obrashchenie.docx21.91 КБ
Файл tire.docx21.56 КБ
Файл tsitaty.docx19.82 КБ
Файл lermontov.docx11.76 КБ
PDF icon lektsiya.pdf164.75 КБ
PDF icon kursy.pdf447.94 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

8 класс (русский язык).

Тема: Обращение и знаки препинания при нем.

Цели: (обучающие):1)углубить представление учащихся об обращении и его роли в предложении  2) ознакомить со звательным падежом как грамматической категорией, со интонацией обращения, его эмоциональной окраской 3) развивать пунктуационные навыки 4) учить отличать обращение от подлежащего 5) учить отличать обращения от личных местоимений ты, вы 6) раскрыть понятие обращения-олицетворения в поэтической речи 7) отличать обращение от слов вежливости;

(развивающие):1) показать связь с исторической грамматикой на примере сопоставления тем «Обращение» и «Звательный падеж» 2) развивать умение произносить обращение со особой звательной интонацией 3) межпредметная связь;

(воспитательные): 1) прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи 2) воспитывать ответственность за сказанное слово.

Ход урока:

1 Мобилизующий этап урока.

- Ребята, я рада приветствовать вас на своем уроке. Надеюсь, что вам будет сегодня интересно, вы будете вовлечены в трудную работу, но, думаю, что вы с ней справитесь успешно.

- Алаш, справишься?

- А ты, Хорлуу, как думаешь?

- А как вы догадались, что я обратилась именно к вам?

Учащимся предлагается рассмотреть предложения и определить к кому или к чему обращается автор, а также найти соответствующую предложению схему. Слайд №1.

1 Спи, Аленушка, спи, красавица!

2 Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

3 Я люблю тебя, жизнь!

4 Цветок, ты уже появился?

                                1) [o,    ].

                                2) [  ,o, ].

                                3) [    ,o].

В поэтической речи обращения к неодушевленным предметам называются олицетворениями. Назовите их, если таковые имеются.        

2 Самостоятельное формулирование учащимися темы урока.

- Попробуем сформулировать тему нашего урока. Как же называются слова, которые называют того, к кому обращаются с речью? Запишите в тетрадь. Слайд №2.

Обращение и знаки препинания при нем.

3 Целеполагание.

- Тему мы сформулировали, а теперь определим цель урока. С чем мы должны ознакомиться? Чему должны научиться? Слайд №3.

Цель: углубить представление об обращении и его роли в предложении, развивать пунктуационные навыки.

4Активизация деятельности учащихся при объяснении нового материала.

1) Звательный падеж как грамматическая категория.

- Основное правило мы уже сформулировали. А теперь необходимо познакомиться с ним поближе, узнать о нем кое-что еще. Обратимся к предложениям. Слайд №4.

Задание №1 Определите падеж существительных, расставьте знаки препинания.

Пошел старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче?

- Остановимся подробнее на последнем примере. Что значит слово «старче»? (Старик). Почему Пушкин употребил такую странную форму слова? У существительного старче сложно определить падеж, так как оно употреблено в форме звательного падежа. А что значит «стал кликать золотую рыбку»? (Звать).

Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7 падежа, которого сейчас нет в современном языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Другие примеры следов звательного падежа в современной речи: други (вместо друзья), Отче наш (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа – сокращенная форма слова: мам, Тань, Дим, пап и т.д. Такая форма применима только в разговорной речи.

2) Отличие обращения от подлежащего.

Слайд №5. Задание №2
1.В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой звательной интонацией, а в каком это же слово является подлежащим?
2.Почему выделяется словосочетание «косой глаз» во втором предложении запятыми?
3.Какова синтаксическая роль словосочетания «косой глаз» во втором предложении?
4.Найдите грамматическую основу в этом предложении?
5.Сделайте вывод.

Косой глаз и волка не боится.

Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?

- Обращение не является членом предложения. Чтобы не спутать обращение с подлежащим надо их различать. Подлежащее является членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения.

3)Звательная интонация.

- В устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Таким образом, опознавательный признак обращения звательная интонация. Вот и встретились две темы. В русском языке – звательная интонация, в церковнославянском языке – звательный падеж. Таким образом, в устной речи обращение выделяется с помощью звательной интонации, а на письме - запятыми. Давайте уточним, как оформляется запятыми обращение в письменной речи?


                                1) [o,    ].

                                2) [  ,o, ].

                                3) [    ,o].

Упражнение 356. Чтение учебника под редакцией Бархударова стр 179, 180 -181.

4) Отличие личных местоимений ты, вы от обращения.

Личные местоимения ты, вы не являются обращениями, следовательно запятыми не выделяются.

 Слайд № 6, 7. Задание №3.

 1.Есть ли в данном предложении обращение?

 2.Узнали про кого говорится в предложении?

 3.Назовите автора и название произведения.

Ты всех милее, всех румяней и белее?

- Введите «пушкинское» обращение в это предложение.

 Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее?

- Почему во втором предложении местоимение ты выделено запятой?

5 Физкультминутка. Слайд №8.

5) Отличие обращений от слов вежливости.

Вежливые слова. Слайд № 9, 10.

Здравствуйте. Пожалуйста. До свидания. Спасибо. Благодарю. Извините. Будьте добры.

- В репликах культурных людей обращения обычно сопровождаются словами вежливости. На письме важно уметь разделять реплику на, собственно, обращение и слова вежливости, чтобы правильно расставить знаки препинания. Слайд №11.

1.Будьте добры сказать, молодой человек, скоро ли будет остановка?
2.Будьте любезны, девушка, пропустите меня вперед.
3.Мария Андреевна, простите, но мне кажется, вы неверно посчитали мои ошибки.

6) Цифровой диктант. Задание №4. Слайд №13.
Предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Выпишите цифры тех предложений, где есть обращения.

1.Извините можно пройти?

2.Друзья мои прекрасен наш союз!

3.Благодарю я не нуждаюсь в вашей поддержке.

4.Ты ответила абсолютно верно.

5.Будьте добры сказать когда начнется прием пациентов?

6.Вы можете решить задачу?

7.Здравствуйте проходите пожалуйста.

8.Прочитай Маша свое сообщение.

9. Сыпь ты черемуха снегом!

Работа в парах.

- После того, как выполните цифровой диктант, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ваша задача проверить друг у друга цифровой диктант и оценить, пользуясь критериями оценок.

Критерии оценок.

Оценка «5» - 0 ошибок.

Оценка «4» - 1 ошибка.

Оценка «3» - 2 ошибки.

Оценка «2» - 3 и более

6 Итоги. Выставление оценок за работу на уроке учащимся.

- Вот подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились поставленной цели? Чему мы должны были научиться? Теперь составьте предложение с обращением ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.

7 Дача домашнего задания. Параграф 32, упражнение 357.



Предварительный просмотр:

8 класс (русский язык).

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели: (образовательная): 1) расширить знания учащихся о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым 2) формировать умение применять это правило на письме;

(развивающая): 1)прививать умение работать с предложением 2) развитие речи учащихся;

(воспитательная): воспитание любви к слову, к его красоте через чтение художественной литературы.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала.

Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы, презентация.

Ход урока:

1 Проверка итогов предыдущей работы.

1) Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности.

- Здравствуйте, садитесь, запишите число в тетради.

2) Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

- Какие сказуемые называются составными именными? ( Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола- связки и именной части).

- Чем может быть выражена именная часть? ( Существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, наречием, синтаксически неделимым словосочетанием).

- Какие слова могут выступать в роли глагола-связки? (Быть, делаться, казаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, называться, прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.)

- Если глагол-связка отсутствует в предложении, как называется такая связка? (Нулевая).

Проверка письменного домашнего задания.

В домашнем задании нужно было списать текст, вставить пропущенные буквы, определить вид сказуемых.

Учащиеся отвечают по цепочке. ( В данных предложениях составные именные сказуемые).

1) С детских лет путешествия были моей мечтой.

2) Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

3) Старый охотник стал моим лучшим другом.

4)Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

5)Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

2 Целеполагание.

На примере предложений из домашнего задания создается проблемная ситуация перед изучением нового материала.

- Найдите сказуемое. Чем отличается данное предложение от первичного? Слайд №1.

1) С детских лет  путешествия - моя мечта. (Отсутствует глагол-связка, то есть мы можем утверждать, что здесь нулевая связка.)

- Что стоит на месте нулевой связки? (Прочерк, называемый в русском языке тире).

- О чем мы сейчас говорили? Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Тире между подлежащим и сказуемым.

- Запишите ее в тетради. Тему мы сформулировали. Давайте определим цель нашего урока. Чему мы должны научиться? ( Распознавать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым). Слайд №2.

- Итак, попробуйте сделать вывод. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте пропущенной связки (нулевой) в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным. Числительным в именительном падеже).

3 Презентация нового материала. Слайд №3.

Запись учащимися в тетрадь.

Опорный конспект.

Сущ в И.п         Т      Сущ в И.п

Числ в И.п                 Числ в И.п

Н.Ф гл            И         Н.Ф гл

Сущ в И.п                  Числ в И.п

Числ в И.п           Р         Сущ в И.п

Сущ в И.п                   Н.Ф гл

Н.Ф гл            Е         Н.Ф гл

Тире не ставится:

Личное местоимение     сказуемое.

Подлежащее     частица не  сказуемое.

Подлежащее   союз как (словно, будто, точно, вроде как, все равно что, что) сказуемое.

Обобщение основных случаев постановки тире:

1) На месте пропущенной связки (нулевой) в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительными или числительными в именительном падеже; при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются.

2)При выражении хотя бы одного из главных членов Н.Ф глагола.

3)Когда перед сказуемым стоит указательная частица это или вот.

- Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи:

1)если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что, что и др.

2)если подлежащее выражено личным местоимением (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они  т.д.)

3)если при сказуемом есть отрицательная частица не.

На постановку тире влияет интонация: если логическое ударение падает на подлежащее, тире ставится.

4 Чтение учебника.

5 Практика под руководством учителя. Слайд №4.

Разбор примеров и аналогий по заданным схемам.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить.

1)Дважды два четыре.2)Курить зд…ровью  вр…дить.3)Зима не лето.4)В…сна это время обн…вления.5)Я ученик восьмого класса.6)Ночь как день.7)Изделия Фаберже подлинные произведения искус…тва.

6 Здоровьесберегающая технология. Слайд №5.

- Ребята, посмотрите на картину, представьте себя на природе ( наступление утра, восход солнца). А теперь давайте отдохнем от экрана, надо дать возможность отдохнуть нашим глазам, закройте их, сосчитайте до 10 про себя, открываем глаза,  повернитесь направо, налево, а теперь приступаем к работе.

7 Независимая практика обучаемых.

1) Индивидуальная работа с учащимися слабого звена (разноуровневое обучение). Карточка №1,2.

2) Работа в парах. Упражнение 153 ( учебник Бархударова).

3) Цифровой диктант. Слайд №7.

- Ребята, все предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Ваша задача выписать цифры тех предложений, где нужно поставить знак тире.

1.Пятью пять двадцать пять.

2.Читать вечером книги мое любимое занятие.

3.Яхты на колесах удивительное зрелище.

4.Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

5.Ты настоящий друг.

6.Хлеб в пути не тяжесть.

7.Большое озеро как блюдо.

8.Простота есть необходимое условие прекрасного.

9.Она девушка с характером

8 Самоконтроль и самооценка.

Критерии оценивания. Слайд №6.

Оценка «5» - 0 ошибок.

Оценка «4» - 1 ошибка.

Оценка «3» - 2 ошибки.

Оценка «2» - 3 и более ошибок.

9 Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

- Вот подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вы думаете мы добились поставленной цели? Чему мы должны были научиться? (Распознавать при каких условиях в предложениях ставится тире).

- Получилось?

Выставление оценок за работу на уроке учащимся.

10 Информация о домашнем задании.

1) Сконструировать предложения по заданным схемам.

2) Подобрать из художественных произведений 3 простых предложения со знаком тире между подлежащим и сказуемым.

                                 

 



Предварительный просмотр:

8 класс.

Тема: Цитаты и знаки препинания при них.

Цель:  

(обучающая): ознакомить с цитатой как с разновидностью прямой речи, учить постановке знаков препинания при цитировании;

(развивающая): обучить правильно цитировать высказывания, вводить в речь цитаты;

(воспитательная): развивать устную речь, обучать навыкам выразительной речи, прививать любовь к языку через высказывания великих мастеров слова.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), наглядные пособия.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2 Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос:

- Для чего служат предложения с косвенной речью?  (Для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит).

- Что передают предложения с косвенной речью?  (Только содержание чужой речи).

- Чего не могут передать предложения с косвенной речью? (Все особенности ее формы и интонации).

- Предложения с косвенной речью являются простыми или сложными? (Это сложные предложения, состоящие из двух частей ( слов автора и косвенной речи).

- С помощью чего присоединяется косвенная речь к первой части? ( Союзы что, будто, чтобы или местоимения и наречия кто, что, какой, как, когда, где, почему и др., или частицей ли).

- Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса и с помощью каких знаков препинания оформляется предложение с косвенной речью? (Вопрос не ставится, а слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой).

2) Проверка домашнего  упражнение 403 по цепочке .

4) Физминутка.

3 Изучение нового материала.

Слово учителя:

- Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые выражения, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты могут стоять при словах автора. Тогда они представляют собой прямую речь, знаки препинания ставятся такие же, как и при прямой речи. (На доске вывешивается наглядное пособие с примерами):

Вот эти слова: «Редеет облаков летучая гряда»

- Если цитируется часть  предложения, то цитата выделяется кавычками и пишется со строчной буквы:

 И упоминал, что за ним «водятся грешки».

 - Если фраза цитируется не полностью, то на месте пропущенных слов ставится троеточие: 

Он так и пишет: «Спешу тебя уведомить…»

- Если цитируются строки из поэтических текстов, то они пишутся с новой строки и кавычки не ставятся:

1)Далее читаем:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

- Возможен и такой вариант:

2)Далее читаем: «Онегин, добрый мой приятель,/ Родился на брегах Невы…».

4 Работа по учебнику. Чтение теории (страница 184 учебника).

5 Закрепление изученного материала.

1) Запись предложений под диктовку:

1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».

2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:

В минуту унынья, о родина-мать,

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Выполнить синтаксический разбор предложения №1, фонетический разбор слова есть из предложения №3, а также морфологический разбор слова русского из последнего предложения.

2)Выполнение упражнения на закрепление (406).

Составить на выбор 2-3 предложения с цитатами в виде прямой речи. В авторских словах укажите, кому принадлежит данное высказывание? (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев).

1 Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

2 Гляжу на будущность с боязнью,

   Гляжу на прошлое с тоской

   И, как преступник перед казнью,

   Ищу кругом души родной…

3Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

4 Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

3) Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1.

Исправить предложения:

1) И сказал он Марье  Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.

2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.

Карточка №2

Прочитать полусказку  Ф.Кривина  «Скромность». Почему автор ее так назвал?  Перестройте диалог в прямую речь.

 - Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.

 - Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.

 - Мы ничего не  видим, - отвечают деревья.

 - Нам ничего не видно, - отвечает мебель.

 - Мы видим только тебя…

 - Только тебя…

 - Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…

6 Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?  Что такое цитата? С помощью каких знаков препинания оформляется цитата на письме?

7Дача домашнего задания.

Параграф 37, упражнение 405.

 



Предварительный просмотр:

8 класс (литература).

Тема:  Лермонтов и история.

Цели:

1) образовательная: ознакомить учащихся с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова, обобщение ранее изученного;

2) развивающая: развитие речи учащихся, выразительное чтение наизусть;

3) воспитательная: воспитание любви,  интереса к поэтическому слову русской классической литературы.

Методологические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова художников К.А. Горбункова, Ф.О. Будкина, Д.П. Палена и др; автопортрет, картины с изображением Кавказа.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Ход урока:

        I. Повторение изученного.

        - Итак, начнем с проверки индивидуального опережающего домашнего задания, краткого сообщения о биографии М.Ю .Лермонтова.

        1)Краткий рассказ учащегося о биографии Лермонтова.

     М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь ( 27 лет), но успел немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был посажен под арест, потом отправлен прапорщиком в Нижегородский  драгунский полк, а  позже выслан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником Э де Барантом. На Кавказе же в июле 1841 года жизнь его оборвалась от пули Николая Мартынова, на дуэли в предгорьях Машука в окрестностях Пятигорска.

        2) Беседа по вопросам:

        - Какие произведения Лермонтова вы помните? А какие знаете наизусть?

Декламация стихов учащимися ( не более 5 человек).

        - Какие из прочитанных сейчас вами наизусть стихов  написаны на историческую тему? («Бородино»)

        - Зачем Лермонтов обращается к теме войны 1812 года? ( Найти в прошедшем идеалы, показать, как измельчало «нынешнее племя»).

        - А еще вспомните какие произведения Лермонтова на историческую тему вы читали? ( «Песня про купца Калашникова…» в 7 классе).

        - Какова цель обращения поэта к историческим событиям и личностям? ( В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблемы, проблемы чести и достоинства человека, власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали).

        II. Целеполагание .

        - Как вы думаете какова тема нашего урока? ( Лермонтов и история).

        - Запишите в тетради. А какова цель урока?  ( Увидеть, как проявляется историческая тема в творчестве поэта, понять, зачем Лермонтов обращается к историческим событиям, показать, что поэма «Мцыри» также связана с историей).

        III. Здоровьесберегающая технология (отдых для глаз).

        IV. Работа по учебнику. Чтение статьи В. Коровина «М.Ю. Лермонтов». Обсуждение вопроса: «В чем вы видите особенности историзма М.Ю. Лермонтова?»  

        V. Cлово учителя:

        Послепушкинское поколение – люди «совсем другой эпохи», жаждавшие деятельности и борьбы, тосковавшие по героическому и не находившие этого в современной жизни. Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъема времен Отечественной войны 1812 года, времен тайных обществ и демократических устремлений. Размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о бесцельной жизни, безверии – во многих стихотворениях Лермонтова, например, «И скучно и грустно…», «Дума» ( «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто иль темно…) Поэт предсказывает, что «нынешнее», поколение «в бездействии состарится» - лучшие времена России прошли. В «Бородино» люди прошлого поколения противопоставляются «нынешним».  «Богатыри - не вы!» Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей, героев.

        VI. Выступления учащихся, подготовивших сообщения об истории создания поэмы «Мцыри»  (проверка опережающего домашнего задания):

        1)  В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет». С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится... идеала...». От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в средние века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осущжденный за это на смерть.          В 1835-1836 годах  появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и так же предан суду монахов, но ему удается бежать. Как видим, и в этих произведениях Лермонтов обращается к истории. В обеих поэмах, где большое место занимают монологи — исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение. На рукописи выставлено число; «1839 года 5 августа». А на обложке написао заглавие: «Бэри». К тому слову Лермонтов сделал примечание: «Бэри по грузински: монах». Но герой поэмы не монах: его еще только  готовят в монахи. А для таких в грузинском языке имеется другое название -  «Мцыри». И Лермонтов переменил заглавие.

2.Знакомый Лермонтова, А.Н.Муравьев, писал, что ему посчастливилось стать первым читателем этой поэмы, когда он навестил

Лермонтова в Царском Селе.
        «В  летний вечер я к нему зашел, - вспомнил Муравьев, - и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

         - Что с тобой? - спросил Муравьев.

         - Сядьте и слушайте, - отвечал Лермонтов.

        «И в ту же минуту, - говорит Муравьев, - в порыве восторга прочел мне от начала до конца всю свою великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылились из-под его вдохновенного пера», Муравьев, конечно, и не подозревал, что поэма, которую он слышал в тот вечер в чтении самого лермонтова, вынашивалась и обдумывалась в продолжение девяти лет.

  1. — Действие поэмы происходит в Грузии, которую лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А.Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Сцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся  могилы последних грузинских царей Ираклия П и Георгия ХП. Там, по свидетельству родственника Лермонтова А.П.Шан-Гирея, Лермонтов встретил  одинокого монаха, который рассказал ему свою историю Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

      Прообразом описанного  в поэме монастыря стал монастырь Джвари (Монастырь креста), стоящий на осроконечной горе напротив Светицховели, на другой стороне реки. Его нередко назывют монастырем Мцыри.

              4) Сопоставим некотоыре факты биографи Лермонтова с его творчеством. В 1837 году, когда поэт начал работать над поэмой «Мцыри», его посадили под арест в здание Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта», а потом отправили прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. В 1839 году поэма «Мцыри» была закончена. В этом году случилась дуэль Лермонтова с Де Барантом, затем — военный суд, содержание под арестомю Эти сопоставления во много м объясняют романтический пафос стремления к свободе, который поэт выразил в поэме «Мцыри».

         VII. Комментированное чтение первой главы поэмы

        5.Известный исследователь творчества лермонтова И.Л.АНдроников в книге «Лермонтов в Грузии в 1837 году» пишет: «Перед Грузией стоял тогда вопрос: быть поглощенной отсталыми феодальными странами — шахской персией и султанской Турцией — или присоединиться к России. Присоединение к России обеспечивало Грузии безопасность от внешних врагов и представляло собой единственно возможный путь для развития ее экономики и культурыю Царь Ираклий П и Екатерина П в 1783 году подписали «трактат», по которому грузинский царь признавал верховную властьь и покровительство Российской императрицы, та же принимала на себя защиту Грузии от внешних врагов. Георгий ХП вручил судьбу Грузии России».

       Эти исторические факты объясняют последние строки 1-й главы. Отметим значение необычного эпитета, парадоксального словосочетания: «за гранью дружески штыков».

           VIII. Комментированное чтение второй главы поэмы

         6) После того как к России присоедилилось Грузинское царство, перед Россией встала важная задача: обеспечить торговлю и безопасное сообщение с Закавказьем. Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и через ущелье Главного Кавказского хребта, заселенные горскими народами, которые противились продвижению русской власти на Кавказ. Так началась кавказская война, длившаяся долги годы. После окончания войны с Наполеоном царское правительство решило  повести с горцами более решительную борьбу. На Кавказ был послан генерал А.П.ЕРмолов, прославившийся в сражениях Отечественной войны 1812 года. Он был назначен командующим войсками Кавказского корпса и «главноуправляющим» в Грузию. Ермолов прибыл в Тифлис в 1816 году. Прежде всего он занялся постройкой укрпелений на северном кавказе, вдоль берегов Терека и Сунжи, а через два года повел оттуда планомерное наступление в горы Центрального Кавказа. Таким образом, «русский генерал», оставивший мальчика в монастыре, - это генерал Ермолов.

          VIV. Подведение итогов, выставление оценок  за работу.

- Что нового узнали? Открыли для себя? ( В творчестве Лермонтова русская и мировая история представлена широко и разнообразно. Поэт обращается и к прошлому человечества, и к настоящему. Прошлое являлось поэту через фольклор («Песня про купца Калашникова…»), через предания, устные рассказы («Бородино»), настоящее выражалось в запомнившихся и лично пережитых событиях. История Мцыри является эпизодом русско-кавказских отношений ( генерал привозит пленного ребенка в монастырь).

- Именно обращение к истории помогло М.Ю. Лермонтову увидеть, понять и полюбить Россию.

           X. Дача домашнего задания.

       1)  Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав ( заранее распределить, кто какую главу готовит)

           2) Уточнить значение терминов : тема, идея, сюжет, композиция, поэма.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: