Участие в конкурсе "Лучший педагог, работающий с детьми с ОВЗ - 2021"

Морозова Алиса Ивановна

Участие в конкурсе "Лучший педагог, работающий с детьми с ОВЗ - 2021"

 

https://www.youtube.com/watch?v=sPSJtrOnSmI Самопрезентация

 

https://youtu.be/Q6LdOtR4xOQ   Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_provedeniya.docx76.71 КБ
Файл prezentatsiya_na_urok_1.pptx1.76 МБ
Файл gotovyy_master-klass.docx17.02 КБ
Файл master-klass.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Задачи

Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а также работать над правильным и выразительным чтением. Развивать устную речь учащихся. Учить правильно составлять тексты.

Метапредметные

•        познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;

•        коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

•        регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

•        личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения

•        Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и т.д. Учебник  «Литературное чтение 4 класс» 2 часть- Москва: Просвещение, 2016;

•        компьютерная презентация;

•        раздаточный материал;

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Ход урока.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно

метраж        

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Организационный момент

2

Прозвенел звонок. Все встали. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу, учителю.

2. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

2

Речевая разминка.

Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.

Прочтите строки стихотворения сначала: медленно, затем с понижением голоса, потом выразительно.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

Выполняют речевую разминку.

3. Постановка учебной задачи.

3

Ролик «Пение стрижей»

- Чьи голоса вы слышите?

- Зачем я поставила пение стрижей?

- Какое произведение изучаем?  

- Как думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?  

- Правильно, ребята! Сегодня мы продолжим работать с произведением «Стрижонок Скрип».

Тема появляется на доске.

-Ребята, но прежде, чем мы продолжим работу над текстом, вы должны хорошо знать содержание текста.

-Проверим. Дома вы должны были дочитать рассказ.

Прослушивают ролик;

Отвечают на вопросы;

Определяют тему, цели урока.

4. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

10

Решим тест.

1. «Стрижонок вылупился…»                                                                          

а)  гнезде;                                                                                                                                        б) в темной норке;                                                                                                                            в) в скворечнике

2. «Понял стрижонок, какая у них____ и_____мама.»          

а) справедливая, милая;                                                                                                                       б) серьезная, добрая;                                                                                                                      в) серьезная, строгая                                                                                          

3)  «А вот у стрижонка Скрипа папы не было.»                        

а)  убили из оружия;                                                                                                                        б)  сшибли из рогатки;                                                                                                                      в)  сокол ударил крылом                                                      

4)  «Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы из норки и разбился. Но тут появилась мама – стрижиха.»                                                  а)  схватила и уволокла;                                                                                                                   б)  ударила крылом;                                                                                                                         в)  подтолкнула к выходу                                                

5) «Ему делалось жутко, когда за норкой раздалось пронзительное «Тиу!».  Тогда мама-стрижиха …»                  

а)   спряталась в норке;                                                                                                                       б)  громко кричала;                                                                                                                               в)  мчалась из норки.

6) « Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, они всё равно…»                                                                  а) дружно налетали на врага;                                                                                                                б)  дружно прятались в норке;                                                                                                           в) дружно улетали из гнезда.

7)  «Но мама-стрижиха ещё гналась за ______________,  чтобы  уж навсегда отвадить…»                                            

а) гадюкой                                                                                                                                            б) соколом                                                                                                                                       в) коршуном.

8)  «Ночью к стрижатам нырнул…»                                        

а) сокол;                                                                                                                                                  б)  вожак;                                                                                                                                         в)  гадюка.

9) «А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась…»      

а) соседка-стрижиха;                                                                                                                     б)  вожак Белое брюшко;                                                                                                                    в) коршун.

10) « Это было радостно и жутко. Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко…»                          

а) дал капельку воды;                                                                                                                         б)  дал  мошку;                                                                                                                               в)  ухватил и поволок.

11)  Все стрижиные дома заняты. Что же делать?            

а)  ночевать на берегу;                                                                                                                       б)  найти  пустую  норку;                                                                                                                    в)  начать делать свою  норку.  

12)  Мальчишки пришли к стрижиному яру.   Один мальчишка засунул руку в норку и ….   Что  сделали ребятишки?                                                                          

а)  унесли домой;                                                                                                                                  б)  бросили на землю;                                                                                                                       в) погладили и выпустили.

-Молодцы. Текст знаете хорошо.

Меняются карточками в паре, проверяют работу.

Взаимопроверка.

Проверь  работу! 1-А, 2-В, 3-Б,  4-А, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-А, 10-В, 11-В, 12-В.

Оценивают товарища

0 ошибок –  «5».

1-2 ошибки – «4».

3 ошибки –     «3».

Подведем итог работы: «5» получили   …    человек   «4»    получили  …     человек  «3»   получили  …     человек   

5. Работа по теме урока. Словарно-лексическая работа.

3

Вернёмся к рассказу, который вы читали дома.

Какие слова вам были непонятны?

Объясним значение слов:

БЕСЦЕРЕМОННО – беззастенчиво  развязно, выходя за границы вежливости.

ЗАПОЛОШНО – (прост.) – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

ЛЕПИТЬСЯ – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

ЯР – крутой берег, обрыв.

Подберите синонимы к словам:

мерцала (светилась);

серьёзный (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный); угревшись (согревшись);

потухло (погасло, прекратилось).

Дети называют выбранные дома слова

Подбирают синонимы

6. Физминутка.

3

А сейчас, дети, предлагаю немного отдохнуть и сделать зарядку.

Под музыку выполняют физические упражнения.

 «Если нравится тебе»

Учитель поет песню и показывает движения.

Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками)

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе, то и другим ты покажи..

Под музыку выполняют физические упражнения.

7. Продолжение работы по теме урока.

1)Фронтальная работа

2)Работа в парах.

15

1) Работа над пословицами. Слайд 9

Прочитайте пословицы и догадайтесь, о ком в них говорится.

Птица рада весне, а дитя – ей.

Сердце её лучше солнца греет.

Роднее её родни нет.

Да, эти пословицы о матери.

Давайте составим характеристику мамы-стрижихи, используя синквейн.

2) Составление синквейна. Слайд 10

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

-Какие правила составления синквейна вы знаете?

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Составляется несколько вариантов общего синквейна.

Слайд 11

А сейчас я предлагаю вам составить свой синквейн, посвященный Скрипу. Рассмотрите картинки стрижа. Вспомните какой он, что делает, как живет. Слайд 12

Каждая пара получает лист бумаги.

Все варианты вывешиваются на доску. Прочитываются, где необходимо, поясняются.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Ребята, вы видите, что, работая над одним и тем же произведением, анализируя одного героя, так по-разному описали его. -Я думаю, что сердечко каждого из вас прочувствовало, как не просто жилось нашему герою Скрипу. Я надеюсь, что вы всегда по - доброму будете относиться к братьям нашим меньшим.

Читают пословицы, определяют тему.

Вспоминают правила составления синквейна.

Составляют синквейн.

 1 вариант:

  1. Стрижиха
  2. Добрая, заботливая.
  3. Кормит, любит, оберегает.
  4. С ней всегда спокойно.
  5. Мама.

2 вариант:

  1. Мама
  2. Строгая, хорошая.
  3. Заботится, защищает, согревает.
  4. Она дарит любовь.
  5. Родная.

После составления синквейна, дети составляют текст описание, характеристику героя.

(Дети с ОВЗ получают лист с подсказками, которые отражают структуру синквейна) 1вариант.

1.Скрип.

2.Маленький, несмышленый.

3.Вылупился, усвоил, вырос.

4.Он получил много уроков жизни.

5.Взрослый.

-Прокомментируй свою творческую работу. (Как Скрип рос и стал взрослым)

2вариант.

1.Скрип

2. Глупый, эгоистичный упрямый

3.Вылупился, учился, повзрослел

4.Хорошо усвоил уроки жизни.

5. Стриж. (Какие уроки жизни получил стрижонок и как их усвоил)

3вариант.

1.Скрип

2. Одинокий, несмышленый.

3.Зябнет, страдает, голодает

4. Стал членом большой семьи.

5.Счастье.

(Как он обрел счастье)

  1. Рефлексия .

2

Слайд 13

Дети, перед вами облако слов с различными эмоциями. Выберите ту, которая наиболее подходит вашему настроению в конце урока.

Вы хорошо работали. Большое спасибо за работу.

  1. Домашнее задание.  

1

Слайд 14

Выборочный пересказ от имени Скрипа

В. П. Афанасьев «Стрижонок Скрип»

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Характеристика Стрижонка Скрипа

Синквейн:

  1. Существительное (тема)

 _______________________________________________

  1. Два прилагательных (описание)

________________________________________________

  1. Три глагола (действие)

________________________________________________

  1. Фраза из четырёх слов (описание)

________________________________________________

  1. Существительное (ассоциация с темой)

________________________________________________

Характеристика Стрижонка Скрипа

Синквейн:

1._________________________________________________

2._________________________________________________

3._________________________________________________

4._________________________________________________

5._________________________________________________

C:\Users\User\Downloads\Настроение на уроке Рефлексия_637528245972802554.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.П. Астафьев. « Стрижонок Скрип»

Слайд 2

« Стрижонок Скрип» Ласточка Стриж

Слайд 3

Стрижи Очень похожи на ласточек чёрные стрижи. Эти длиннокрылые чёрные птички, со свистом летающие над нашими головами, также всю жизнь проводят в воздухе, на землю никогда не садятся. Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи- самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полёта они не имеют. Прилетают к нам стрижи ещё позднее ласточек. Стрижи, как и ласточки, питаются исключительно насекомыми. (По И. Соколову-Микитову)

Слайд 4

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 )

Слайд 5

Словарно-лексическая работа Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости. Заполошно – (прост.) – суматошно, неспокойно, взбалмошно. Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному. Яр – крутой берег, обрыв.

Слайд 6

Подберите синонимы Мерцала – светилась Серьёзный – вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный Угревшись – согревшись Потухло – погасло, прекратилось

Слайд 7

Подберите антонимы Мерцала – темнела, мрачнела Строгий – ласковый Тревога – покой, спокойствие

Слайд 8

Стрижонок Скрип

Слайд 9

пословицы Птица рада весне, а дитя ей. Сердце её лучше солнца греет Роднее её родни нет

Слайд 10

Структура синквейна Синквейн : 1. Существительное (тема) _______________________________________________ 2. Два прилагательных (описание) ________________________________________________ 3. Три глагола (действие) ________________________________________________ 4. Фраза из четырёх слов (описание) ________________________________________________ 5. Существительное (ассоциация с темой) ________________________________________________

Слайд 11

Мама-стрижиха Синквейн : 1. мама 2.справедливая, заботливая 3.помогает, кормит,защищает 4.Любящая мать стрижат 5.защитница

Слайд 12

Стрижонок Скрип

Слайд 13

Выберите то слово, которое наиболее подходит вашему настроению в конце урока

Слайд 14

Спасибо за урок! Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Стрижонка Скрипа.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Песочное волшебство»

Автор-составитель: Морозова А. И., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 12 им. Маршала Жукова

Цель:

способствовать овладению детьми техники рисования и развивающих игр с песком.

формировать интерес к работе за песочным столом

Задачи:

познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства и технического творчества – рисование песком;

поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

Материалы и инструменты: столы для рисования, песок (манка), экран, проектор.

Наглядные пособия: слайд-презентация.

Слайд 1

Песочная анимация или рисование песком - очень увлекательный и расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир ребенка. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами.

Слайд 2

Игра с песком — это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Своим прикосновением песок может оказывать положительное воздействие на психику. Причем это касается не только детей. Даже взрослые в задумчивости подолгу могут пересыпать песок из руки в руку. Наверное, замечали за собой эту особенность летом, вовремя отдыха на пляже. Такие манипуляции с песком способны оказывать успокоительное действие на психологическое состояние человека и его эмоциональные ощущения.

Слайд 3

Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать на песке, необязательно владеть какими-то особыми умениями или образованием. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

Слайд 4

Работа над рисунком начинается с фона. Возможны два варианта фона, то есть мы можем рисовать или темным по светлому, или светлым по темному. (Показываю на примерах). Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.

Технические элементы рисования:

Кулаком.

Ладонью.

Ребром большого пальца.

Щепотью

Мизинцами.

Одновременное использование нескольких пальцев.

Симметрично двумя руками.

Отсечение лишнего.

Насыпание из кулачка.

Каждый прием разбираем на световом столе.

Освоив основную технику рисования на песке, детям самим предлагается познакомиться с песком, создавать образы по прочитанной сказке, стихотворению и т.д.- то ,что больше всего запомнилось детям или впечатлило ребенка. Необходимо обеспечить свободный подход к столику с песком, где они смогут самостоятельно зарисовывать отдельные предметы или образы собственного сочинения. Некоторые дети могут писать цифры, буквы или слова и т.д., то есть то что им хочется в данный момент.

Слайд 5.

 При обучении рисованию на световом столе выделяют три этапа.

Первый этап- «Знакомство с песком как художественным материалом»

На данном этапе дети знакомятся с песком как художественным материалом, со свойствами песка, его структурой и качествами. (сыпучий, мелкий, зернистый, сухой)

Второй  этап - «Создание следов на песке» Он направлен на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал (пуговицы, бусины, ватные палочки, трафареты и др) используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора , отпечатки и т.п.)

И третий  этап - «Создание образов» На  этом этапе на основе ранее полученных навыков рисования дети создают разные образы. Здесь можно использовать обыгрывание образов с помощью художественного слова, иллюстраций, пальчиковых игр.

                                                      Практическая часть

А сейчас я вам предлагаю посмотреть завораживающее видео – песочное шоу, когда под прекрасную музыку на светящем стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.(Просмотр видеоролика)

Прошу подойти ко мне желающих и нарисовать картину вместе. Давайте нарисуем солнечный день.

Для того, чтобы начать рисовать, нужно сначала рассыпать песок по экрану - создать фон.

Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем стол. Затем на рассыпанном песке пальцами, разными частями рук наносится рисунок.

- Рисуем круг указательным пальцем. Добавляем к нему лучики.

- Теперь рисуем сбоку крышу дома, сам дом. Внутри окно.

- Затем указательным пальцем рисуем землю. Рядом с домом дерево.

- Нарисуем людей.

- Можно добавить птиц.

- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!

Слайд 6

Итоги

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов. Прикасаясь впервые к песку, рассыпанному на подсвеченном стекле, чувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Спасибо за внимание!

Литература:

Н.В. Дубровская «Рисунки , спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.

Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Песочное волшебство» Автор: Морозова Алиса Ивановна, учитель начальных классов

Слайд 4

Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Слайд 5

два варианта фона. мы можем рисовать или темным по светлому, или светлым по темному.

Слайд 6

Технические элементы рисования: Кулаком . Ладонью. Ребром большого пальца. Щепотью Мизинцами. Одновременное использование нескольких пальцев. Симметрично двумя руками. Отсечение лишнего. Насыпание из кулачка.

Слайд 7

При обучении рисованию песком на световом столе выделяют три этапа: Первый этап- «Знакомство с песком как художественным материалом» Второй этап - «Создание следов на песке» третий этап - «Создание образов »

Слайд 8

Практическая часть. Рисуем солнечный день

Слайд 9

Спасибо за внимание!