Конспекты логопедических занятий
В данном разделе размещены конспекты логопедических занятий для дошкольников, которые можно проводить на групповых и индивидуальных занятиях как в ДОУ, так и дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей 5 лет
(Общее развитие речи)
Тема: Путешествие в страну Звуков.
Цель: Развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
- Совершенствовать умение выделять первый и последний звук в слове.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме "Животные".
- Формировать умение составлять простые предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух и внимание.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Развивать мышление (анализ, синтез, сравнение).
Воспитательные:
- Формировать интерес к занятиям логопедией.
- Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции.
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, медведь, лиса, волк), карточки с гласными и согласными буквами, мяч, зеркала индивидуальные для каждого ребенка, предметные картинки для артикуляционной гимнастики, аудиозапись звуков животных, игрушка-персонаж (например, зайчик), магниты или липучки для крепления картинок.
Ход занятия:
Этап занятия | Виды деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Организационный момент (2 минуты) | Приветствие | Логопед приветствует детей, создает положительный эмоциональный настрой | Ритуал начала занятия "Здравствуй, язычок!" | Дети повторяют за логопедом |
2.Артикуляционная гимнастика (5 минут) | Артикуляционная гимнастика | "Ребята, давайте разогреем наши язычки перед путешествием!" Каждое упражнение выполняется 5-7 раз. Важно следить за правильным выполнением упражнений каждым ребенком. | Выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом (по показу логопеда): "Лопаточка" "Часики" "Качели" "Кисточка" "Лошадка" | Дети выполняют упражнение |
3.Основная часть (20 минут) | Знакомство с темой (2 минуты) | "Сегодня мы отправляемся в страну Звуков! В этой стране живут разные звуки и слова. Нас будет сопровождать зайчик-путешественник!" | Показывает игрушку-зайчика | |
Различение гласных и согласных звуков (5 минут) | В стране Звуков живут гласные и согласные звуки. Давайте вспомним, какие звуки гласные, а какие согласные. | Игра "Поймай звук" Логопед называет звуки, дети хлопают в ладоши, когда слышат гласный звук | Дети хлопают в ладоши | |
Работа с карточками | Логопед показывает карточки с гласными и согласными буквами, дети называют их и примеры слов с этими звуками | Дети отвечают | ||
Игра "Угадай звук" (5 минут) | "В стране Звуков можно услышать разные голоса. Давайте послушаем и угадаем, кто это?" | Логопед включает аудиозапись звуков животных. Дети угадывают, какое животное издает звук. Логопед выставляет на доску картинки с изображением угаданных животных | ||
Выделение первого и последнего звука в слове (5 минут) | "А теперь давайте поиграем со словами! Я буду называть животное, а вы – говорить, какой звук стоит первым и последним в этом слове." | Работа с картинками животных. Логопед называет животное (например, кошка), дети называют первый (К) и последний (А) звук. Игра "Мячик": Логопед бросает мяч ребенку, называет слово, ребенок ловит мяч и называет первый или последний звук (по заданию логопеда). | ||
Физкультминутка (3 минуты) | "Наши язычки и ушки устали, давайте немного отдохнем и потанцуем как животные!" | Логопед показывает движения | Дети имитируют движения животных (прыгают как зайчики, ходят как медведи, лают как собаки и т.д.). | |
4. Закрепление материала (5 минут): | Составление предложений (3 минуты | "Зайчику очень интересно узнать, что умеют делать животные. Давайте расскажем ему!" | Работа с картинками животных. Логопед предлагает детям составить простые предложения о животных (например, "Кошка пьет молоко", "Собака охраняет дом") | Дети отвечают. |
Игра "Кто что ест?" (2 минуты | "Зайчик хочет узнать, что едят животные!" | Логопед задает вопросы: "Что ест корова?", "Что ест лиса?" и т.д. | ||
5.Итог занятия (3 минуты) | Логопед: "Вот и закончилось наше путешествие в страну Звуков! Мы сегодня очень хорошо поработали! Что мы сегодня делали?" | Обсуждение с детьми, что им больше всего понравилось на занятии. Похвала детей. Прощание с зайчиком и детьми. |
Примечания:
Данный конспект является примерным, логопед может его адаптировать в соответствии с индивидуальными потребностями и уровнем развития речи детей.
Важно поддерживать положительный эмоциональный настрой на занятии, использовать игровые приемы и наглядный материал.
Необходимо следить за произношением детей и корректировать ошибки.
Домашнее задание (по желанию): повторить артикуляционную гимнастику, вспомнить названия животных и составить с ними предложения.
Этот конспект поможет вам провести интересное и эффективное логопедическое занятие! Удачи!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Предмет: Логопедия
Класс: Подготовительная группа
Тип занятия: Коррекционно-развивающее занятие
Тема: Школьные принадлежности.
Цель: Активизация лексико-грамматической стороны речи и формирование правильной артикуляции согласных звуков у старших дошкольников.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Освоение нового лексического материала по теме «Школьные принадлежности», формирование умения образовывать существительные множественного числа, прилагательные от существительных.
Метапредметные: Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия); совершенствование связной речи.
Личностные: Повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание интереса к изучению русского языка.
Основные понятия и термины:
Школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, альбом, учебник, дневник, кисточка, краски, бумага) — Согласные звуки: [р], [л]
Оборудование: карточки с изображением школьных принадлежностей, набор игрушек-предметов школьного инвентаря, демонстрационные таблицы, зеркала для индивидуальной работы.
Ход занятия:
Этап занятия | Виды деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Организационный момент (1 минута) | Приветствие | Создание положительного эмоционального настроя у детей. Объяснение цели занятия: «Сегодня мы познакомимся с новыми словами и попробуем говорить ясно и понятно!» | Приветствие группы, постановка целей занятия | Ответное приветствие, слушают цель занятия |
2. Актуализация знаний (5 минут) | Просмотр карточек с предметами школьных принадлежностей. Беседа о значении предметов, знакомство с новым материалом. Учитель просит назвать известные предметы, демонстрируя изображение каждой вещи. Например: - Что это такое? - Для чего нужен этот предмет? - Какого цвета эта ручка/карандаш? | Просмотр карточек, беседа по теме школы и школьных принадлежностей | Называют известные предметы, вспоминают названия школьных вещей | |
3.Артикуляционная гимнастика (7 минут) | Артикуляционная гимнастика | Артикуляционные упражнения для отработки звуков [р], [л]: — Удерживаем улыбочку (артикуляция ротового отверстия); — Губы растягиваются в широкую улыбку, зубы видны (отработка положения губ для звука [р]); — Язык сворачивается трубочкой («ложечкой») для образования [л]; — Зеркало используется для самоконтроля. Дети выполняют движения языком и губами индивидуально, затем проверяются групповые способности произносить отдельные звуки. | Демонстрация артикуляционных упражнений для звуков [р], [л]. Показ образца правильной артикуляции | Выполняют упражнения перед зеркалом, контролируют положение губ и языка |
4.Основная часть (18 минут) | Словообразование (8 минут) | Обучение образованию форм множественного числа имен существительных. Например: — Учебник → Учебники— Карандаш → Карандаши. Затем составляются короткие предложения с новыми словами, учащиеся показывают уровень понимания и запоминания словарного запаса. | Составление предложений с использованием новых слов, образование форм множественного числа | Образуют формы единственного и множественного числа существительных |
Речевая практика. Автоматизация звуков в речи (10 минут) | Отработка правильности произношения звуков [р], [л]: — Чистоговорки: «Рыбка плавала в пруду, рыбак её поймать пойдёт.» — Скороговорки: «Маша варила кашу, рис рассыпался повсюду.» Учитель следит за качеством произношения, поправляет ошибки детей. | Чтение стихов, скороговорок с заданием произнести правильно звуки [р], [л]; обсуждение стихотворений | Произносят чистоговорки и стихи, исправляют собственные ошибки | |
5.Итог занятия (5 минут) | Подведение итогов занятия. Вопросы :— Какие новые слова запомнили? — Какой звук было труднее всего произнести? Учитель оценивает деятельность детей, хвалит активных участников, обращает внимание на достижения каждого ребёнка. | Подведение итогов занятия, поощрение активности ребят | Рассказывают, чему научились, отмечают успехи товарищей |
Методические рекомендации:
При проведении занятия важно учитывать индивидуальные особенности детей, помогать каждому ребёнку преодолеть трудности произношения. Регулярная поддержка родителями вне занятий способствует быстрому освоению учебного материала.
Для успешного усвоения рекомендуется повторить полученные знания в домашних условиях путём игры и совместного общения с ребёнком, стимулируя его желание активно общаться и выражать мысли вслух.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с детьми с сенсорной алалией 3 лет
Логопедическое занятие с детьми трёх лет, страдающими сенсорной алалией, должно учитывать специфику данной патологии, проявляющуюся нарушением восприятия речи окружающих и сложностью понимания обращённой речи. Важно проводить занятия эмоционально привлекательно, активно вовлекая ребёнка в игровую деятельность и создавая условия, благоприятствующие восприятию и пониманию устной речи.
Цель занятия:
Развитие слухового внимания, улучшение фонематического слуха, активизация интереса к звучащей речи, формирование предпосылок активной коммуникации.
Оборудование:
Игрушки (животные), картинки, карточки, зеркало, музыкальные инструменты (колокольчик, барабан).
Ход занятия:
1. Организационный этап
Цель этапа: Привлечение внимания ребёнка, создание положительного настроя.
Методика:
- Приветствие педагога и ребёнок отвечают улыбкой, взглядом, звуковым откликом.
- Использование простых игровых заданий типа «Покажи глазки, ушки».
- Короткая ритмичная песенка-приветствие с сопровождением музыкальным инструментом.
Пример задания: Педагог произносит слово «привет!» и звонит колокольчиком. Ребёнок повторяет звуковые реакции или имитирует жест приветствия.
2. Формирование ориентировочной основы звукового образа слова
Цель этапа: Обучение различению звуков речи на слух.
Методика: Использование картинок с изображением животных, звуки которых хорошо воспринимаются ребёнком (например, собака, кошка). Педагог называет животное голосом, акцентируя звуковой образ слова (громко, чётко артикулируя губы перед зеркалом).
Задания:
- Покажи, кто гавкает?
- Кто мяукает?
Дополнительная методика: Предъявление контрастных слогов и коротких слов с разницей в первом согласном звуку (па-ма, та-да, ко-го).
3. Работа над развитием слухового внимания
Цель этапа: Повышение уровня сосредоточенности на голосовых стимулах, выделение голоса среди посторонних шумов.
Методика: Игра «Кто спрятался?»Ребёнок закрывает глаза, педагог прячет игрушки за спиной и воспроизводит характерные звуки (мяуканье кошки, лай собаки). Задача ребёнка – угадать, кто звучит.
4. Стимуляция речевой активности
Цель этапа: Побуждение ребёнка к попыткам произнесения отдельных звуков и подражательным реакциям.
Методика: Педагог показывает ребёнку игрушечную кошечку и говорит: «Мяу». Затем предлагает повторить. Постепенно вводятся другие животные с характерными звуками.
Задания:
- Произнеси «мяу» вслед за мной.
- Скажи «ав-ав», покажешь собачку.
Важно стимулировать любые попытки вокализаций, даже нечётких.
5. Закрепление результатов занятия
Подведение итогов деятельности, поощрение усилий ребёнка. Повторение пройденных элементов занятия в игровой форме.
Индивидуальная работа (при необходимости)
Индивидуально-дозированная коррекционная помощь ребёнку, нуждающемуся в дополнительной поддержке и коррекции поведенческих реакций.
Итоги занятия
Оценивается степень вовлечённости ребёнка, успешность выполнения поставленных задач, динамика общего состояния.
Рекомендации родителям:
- Продолжать работу дома с использованием ярких и понятных картинок, озвучивания животных, поощрения любых попыток воспроизвести услышанные звуки.
- Проводить регулярные короткие упражнения по слушанию голосов природы, музыкальных инструментов.
Занятие направлено на постепенное увеличение объёма воспринимаемой речи, повышение мотивации к общению и преодоление страха перед языком и речью.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя-логопеда по теме "Овощи"
Цель занятия:
• Расширить словарный запас детей по теме "Овощи".
• Формировать навыки правильного произношения и употребления новых слов.
• Развивать фонематический слух и мелкую моторику.
Возрастная группа: Подготовительная к школе (5-7 лет)
Продолжительность: 30-40 минут
Оборудование:
• Картинки с изображением различных овощей (морковь, картофель, помидор, огурец и др.).
• Настольные игры на тему овощей.
• Мягкие игрушки или фигурки овощей.
• Раздаточные материалы (раскраски, карточки со словами).
---
Ход занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
• Приветствие детей.
• Настрой на занятие: «Сегодня мы узнаем много нового о полезных и вкусных овощах!»
2. Введение в тему (5 минут)
• Показать картинки с овощами. Задать вопросы:
– «Какой это овощ?»
– «Какого он цвета?»
– «Где растет этот овощ?»
3. Основная часть занятия (20 минут)
А. Игра "Угадай овощ" (10 минут)
• Логопед описывает овощ (например, «Это оранжевый хрустящий овощ, полезный для глаз» — морковь).
• Дети поднимают руки, чтобы ответить, или показывают соответствующую картинку.
Б. Артикуляционная гимнастика "Овощи" (5 минут)
• Использовать названия овощей для артикуляционной гимнастики:
– «Морковь» — вытянуть губы в трубочку.
– «Помидор» — широко открыть рот.
– «Огурец» — произнести звук [у] с округлыми губами.
В. Игра "Собери овощи" (5 минут)
• Разделить детей на группы. Каждой группе дать набор карточек с изображениями овощей.
• Задание: собрать овощи по определённому признаку (цвет, форма) и рассказать о них.
4. Закрепление материала (5 минут)
• Раздать детям раскраски с изображением овощей.
• Попросить каждого ребенка назвать свой любимый овощ и рассказать, как его можно приготовить.
5. Итог занятия (5 минут)
• Обсудить, что нового узнали дети о овощах.
• Подвести итоги: «Какие овощи мы сегодня изучали? Как они полезны для здоровья?»
6. Рефлексия (2 минуты)
• Попросить детей оценить занятие по системе «Солнышко» (улыбка, грустное лицо).
• Завершить занятие положительными эмоциями и похвалой.
---
Задание на дом: попросить детей помочь родителям приготовить салат из овощей и поделиться впечатлениями на следующем занятии.
