Материалы к конкурсу "Учитель года -2018"

Милова Елена Владимировна

Конкурсное задание "Методический семинар" (презентация)

Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года 2018»

Конкурсное задание «Методический семинар»

                                                                     «Надо любить то, что вы делаете,

                                                                     надо делать то, что вы любите».

Рэй   Брэдбери

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Я работаю в той самой школе, которую окончила в 1989 году. Мои наставники в педагогической деятельности – это учителя, привившие мне в своё время любовь к предмету и интерес к профессии учителя.  Мой учительский опыт пока невелик, и «обобщение опыта» относительно него, наверное, несколько преувеличено. Это будет, скорее, попытка осмысления своего педагогического опыта, его анализа.  

Учитель начальных классов I квалификационной категории Милова Елена Владимировна МБОУ Ушаковской средней школы Гагинского муниципального района

Образование: высшее, НГПУ имени К. Минина. Учитель начальных классов I квалификационной категории Стаж работы 22 год

Тема: «Современные образовательные технологии, как средство повышения качества образования в начальной школе»

Начало моей педагогической деятельности в должности учителя совпало с началом реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения на ступени начального общего образования. Предстояло решить на практике сразу несколько важных задач: пройти курсовую подготовку, выстроить образовательный процесс с учётом требований стандарта и грамотно использовать в работе основные методы и приёмы.  ФГОС ставит перед учителем следующие задачи.

  Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

  Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

  Развитие коммуникативных навыков у учащихся.  

 Индивидуальный подход к ученикам.  Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Условия формирования опыта

  • Изучение ключевых нормативных документов ФГОС второго поколения;
  • Изучение методической литературы по проблеме реализации различных технологий на уроках в начальной школе;
  • Изучение передового педагогического опыта коллег;
  • Прохождение курсов повышения квалификации;
  • Участие в профессиональных конкурсах.

 Актуальность: 

Современная школа в условиях перехода на стандарты второго поколения (ФГОС НОО) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, креативном, требовательном, обладающем современными методами и технологиями образования.

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент конструкции ФГОС второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

За время своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, посещая открытые уроки своих коллег, районные семинары, мастер – классы ведущих учителей, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, сотрудничества, здоровьесберегающие , проектного обучения.

Требования к результатам освоения ООП

Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

Личностные результаты — сформировавшая в      образовательном    процессе система ценностных отношений   обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Переход от традиционного урока к современному

Традиционный урок

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы учителем.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление знаний учениками.

6. Домашнее задание.

Современный урок

1. Организационный этап.        

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание

Моей практической задачей стал поиск эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и готовности к саморазвитию, с учётом запросов самих обучающихся и имеющейся материально-технической базы.

  Современная школа имеет возможности использовать в образовательном процессе интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. При этом учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее, и умело использовать ИКТ. Реализовать новые требования помогают следующие технологии:

Технологии здоровьесберегающие . Создание психологически-комфортных условий для учащихся в процессе обучения и внеурочной деятельности. Формирование культуры здоровья, мотивации к здоровому образу жизни В ежедневной практике проводятся физминутки, зрительная гимнастика, рациональная смена видов деятельности

Технологии сотрудничества Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Развитие каждого ребёнка (сильного и слабого.) Разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся сами открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются в виде готовых правил, а исследуются в течение всего урока.

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили) и зарубежных педагогов (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн).

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною работа в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Достижение уровневой дифференциации обучения учащихся. Наглядность учебного материала. Активизация обучения младшего школьника. В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, словари. Обучающие программы позволяют отрабатывать полученные знания, осуществлять дифференцированный подход. Применяю интерактивные тесты по предметам.

В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ:
- ведение рабочей документации в электронном формате;
- использование Интернет-ресурсов;
- создание собственных мультимедийных презентаций;
- использование ИКТ во внеурочной работе;
- выступления с опорой на мультимедиапрезентацию.
При подготовке к урокам  я использую
электронные ресурсы учебного назначения:
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные карты и атласы.

Проектно-исследовательская деятельность Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

В своей работе я использую следующие типы проектов:

  • По доминирующему методу – информационные и творческие;
  • По количеству участников – индивидуальный;
  • По продолжительности – краткосрочный.

Примеры проектов на уроках окружающего мира - «Российский флот от Петра I до наших дней», «Золотое кольцо России»; на уроках литературного чтения – «Жизнь и творчество Н. Н. Носова».

Использую личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами с инструкциями; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу). Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию своего продукта.

Работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализуя на практике современные технологии по формированию учебно-познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.  

Исходя из вышеизложенного, я считаю, что реализация современных образовательных технологий в процессе обучения обеспечивает развитие предметных результатов учащихся начальных классов, и как следствие, повышение качества знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Надо любить то, что вы делаете, надо делать то, что вы любите» . Рэй Брэдбери

Слайд 2

Милова Елена Владимировна Учитель начальных классов МБОУ Ушаковская СШ

Слайд 3

Разрешите представиться Образование высшее З акончила Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина по специальности «Учитель начальных классов и БЖ». Общий трудовой стаж - 22 года. Место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ушаковская средняя школа. Стаж в данном учреждении – 5 лет.

Слайд 4

Условия формирования опыта Изучение ключевых нормативных документов ФГОС второго поколения; Изучение методической литературы по проблеме реализации различных технологий на уроках в начальной школе; Изучение передового педагогического опыта коллег; Прохождение курсов повышения квалификации; Участие в профессиональных конкурсах.

Слайд 5

Конкурсное задание «Методический семинар» Современные образовательные технологии, как средство повышения образования в начальной школе.

Слайд 6

Актуальность Современная школа в условиях перехода на стандарты второго поколения (ФГОС НОО ) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, креативном, требовательном, обладающем современными методами и технологиями образования. Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент конструкции ФГОС второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Слайд 7

Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; 3 . Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Требования к результатам освоения ООП

Слайд 8

Переход от традиционного урока к современному Традиционный урок 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3 . Объявление темы учителем. 4 . Объяснение нового материала. 5. Закрепление знаний учениками. 6. Домашнее задание. Современный урок 1. Организационный этап. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 . Актуализация знаний. 4 . Первичное усвоение новых знаний. 5 . Первичная проверка понимания. 6 . Первичное закрепление. 7 . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8 . Рефлексия. 9. Домашнее задание.

Слайд 9

Использование современных технологий обучения Наименование технологии Обоснование выбора Способ применения Здоровьесберегающие технологии. Создание психологически-комфортных условий для учащихся в процессе обучения и внеурочной деятельности. Формирование культуры здоровья, мотивации к здоровому образу жизни. Физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры на перемене, проветривание класса, контроль за питанием. Технологии сотрудничества. Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Развитие каждого ребёнка (сильного и слабого). Разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся сами открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются в виде готовых правил, а исследуются в течение всего урока.

Слайд 10

Использование современных технологий обучения Наименование технологии Обоснование выбора Способ применения Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Достижение уровневой дифференциации обучения учащихся. Наглядность учебного материала. Активизация обучения младшего школьника. В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, словари, презентации. Обучающие программы позволяют отрабатывать полученные знания, осуществлять дифференцированный подход. Применяю интерактивные тесты по предметам. Проектно-исследовательская деятельность. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска . Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Слайд 11

Здоровьесберегающие технологии Физкультминутка Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Проветривание класса Подвижные игры на перемене Контроль за питанием

Слайд 12

Технология сотрудничества Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре , в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации.

Слайд 13

Технология сотрудничества Востребована мною работа в группах , так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Слайд 14

Информационно-коммуникативные технологии В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ: - ведение рабочей документации в электронном формате; - использование Интернет-ресурсов; - создание собственных мультимедийных презентаций; - использование ИКТ во внеурочной работе; - выступления с опорой на мультимедиапрезентацию . При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: - электронные энциклопедии и справочники; - тренажеры и программы тестирования; - образовательные ресурсы Интернета; - DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; - видео и аудиотехника; - интерактивные карты и атласы.

Слайд 15

Проектно-исследовательская деятельность В своей работе я использую следующие типы проектов: По доминирующему методу – информационные и творческие; По количеству участников – индивидуальный; По продолжительности – краткосрочный. Примеры проектов н а уроках окружающего мира - «Российский флот от Петра I до наших дней» , «Золотое кольцо России» ; на уроках литературного чтения – «Жизнь и творчество Н. Н. Носова» .

Слайд 16

Результаты качества знаний по итогам мониторингов

Слайд 17

Используемые ресурсы: Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. М. «Просвещение» 2011 Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Начальная школа. – 1999. - №7 Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. - № 5 Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М. «Просвещение» 2010 Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель» 2011 6. Планируемые результаты начального общего образования / ( Л.Л. Алексеева , С.В. Анащенкова , М.З. Биболетова и др.) ; под. ред . Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 . 7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(1-4 КЛ .) Чулихина Е. А. Эффективное использование документ- камеры как инструмента реализации основных принципов ФГОС

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Гражданская позиция современного учителя

«Счастлив тот, кого судьба привела к тому,

к чему предназначила его природа.

Счастлив он сам, и счастливо через него человечество».

                                                                                            (А. Дистервег)

Я - счастливый человек, я занимаюсь любимым делом.  С удовольствием спешу каждое утро в школу, где меня встречают мои ученики. Я работаю учителем начальных классов. У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям. И я с удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству: любви к родителям, окружающему миру, Родине. Мое педагогическое кредо: сделать мир лучше и добрее. Я хочу сделать так, чтобы и мои ученики тоже хотели и могли изменить мир к лучшему.

Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Я получаю удовольствие от общения с детьми и коллегами, мне нравится постоянное движение вперёд, возможность саморазвития. Я бесконечно люблю свою школу, искренне отношусь к своим коллегам и верю, что у профессии педагога большое будущее.

В современном мире все действия педагога должны быть направлены на воспитание гражданина, любящего свою страну, имеющего твердую гражданскую позицию, на воспитание человека, который хочет и умеет быть полезным обществу; воспитание личности, у которой понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека стоит на первом месте, на воспитание всесторонне развитой духовно-нравственной личности, которая сможет грамотно применить свои знания и будет востребована в обществе.

Настоящий педагог - это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца.

Главное в работе учителя начальных классов - гуманное и демократическое отношение к детям, проявляющиеся в заинтересованности в их судьбе, в оптимистической вере в ребенка, в толерантности. Я выбираю такие формы взаимодействия, которые предполагают сотрудничество с детьми.

Мой педагогический стаж составляет 22 года. За эти годы я была и директором школы, и воспитателем в детском доме и даже учила детей физике. Но всегда была какая-то неуверенность. А моё ли это? Всегда хотелось заниматься с маленькими детьми, учить с ними буквы, складывать слоги, петь песенки, проводить праздники, ходить на экскурсии. И, когда 4 года назад я пришла в Ушаковскую школу, где сама получала знания, я твёрдо поняла – вот оно, то место, где я мечтала работать.  Вместе с желанием работать, растет профессионализм, опыт, понимание, что все, что я делаю – делаю неслучайно и не зря.

Довольна ли я своей профессией? Безусловно! Работа учителем приносит мне массу ярких впечатлений, заставляет развиваться в профессиональном плане, а также быть уверенной в светлом будущем нашей молодёжи, ведь именно учитель начальных классов закладывает тот самый «фундамент», на котором через несколько десятков лет вырастает социально-значимая личность. Хочу подчеркнуть многофункциональность современного учителя, ведь приходится решать одновременно множество задач: и учебных, и воспитательных, и нравственных; отлично владеть своим предметом, быть тонким психологом, мастером, рукодельником, актёром и просто человеком.

Для меня активная гражданская позиция – это желание приносить пользу своей стране всегда и во всем. Моя гражданская позиция формируется в трех направлениях: семья, школа и патриотизм.

        Итак, первое направление - семья. Наша жизнь начинается с детства. А детство начинается с семьи. Именно семья играет огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании ребенка. Именно в семье зарождается чувство патриотизма.   Любовь к Родине начинается с любви к родителям, другим близким людям.  Мои  родители подают мне  хороший пример, как быть честным, добропорядочным гражданином.

Второе направление - школа. Своей школе я благодарна за то, что она научила меня задумываться над жизненными проблемами, смотреть на мир серьёзными глазами, а главное - брать на себя ответственность за свои поступки.

Так как в нашей школе большое внимание уделяется гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся, я активно оказываю помощь в организации и проведении школьных мероприятий: «День пожилого человека», «День Матери», «День Героев Отечества», «День защитников Отечества», линейки, посвященные памятным датам истории.

Третье же направление - патриотизм - тесно связано с семьей и школой и четко проявляется именно в этих составляющих.

        Для меня быть гражданином и патриотом России это большая гордость и, вместе с тем, большая ответственность. Хорошей работой, охраной природы, уважением старших, сохранением исторической памяти я приношу лишь небольшую пользу своей большой стране. Но, всегда нужно стремиться к большему, ведь настоящим патриотом и гражданином становятся не на время, а на всю жизнь. Каждый человек может назвать себя патриотом. Но истинного патриота отличают не слова, а прежде всего, поступки.