Методическая копилка

Балданова Туяна Кимовна

Уважаемые коллеги, на данной странице представлены учебно- методические материалы, конспекты уроков, мастер-классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».

Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения  учащимися  алгоритма действий при умножении  на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность. 

Задачи урока для учителя: 

1. Обучить  приемам умножения на двузначные числа  через организацию  поисково – исследовательской деятельности учащихся.

2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров,  задач.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

5.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:

 1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Рассмотреть приемы умножения  на двузначные числа и вывести соответствующие правила.

3. Применять полученные знания при решении математических выражений,  задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

  освоение способов решения проблем  поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Прогнозируемый результат:        

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.

2.Умеют письменно умножать на двузначные числа.

Метапредметные

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: 

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм  умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: Моро М.И. и др« Математика» 4 класс, часть 2.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

I этап.  Самоопределение к деятельности.   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки.

Знакомится и создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность. 

СЛАЙД 1

         Сегодня на урок к нам пришли гости, поприветствуем их.

В нашем классе все друзья?  

Класс наш  дружная семья?  

     

       - Повернитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте удачи соседу по парте.

      - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. А сколько хороших дел можно сделать за урок!

    - Я желаю вам сделать много хороших дел на уроке и получить положительные эмоции от результатов своей работы.    

     -Девиз нашего урока:  

«Лучший способ  изучить что-либо – это открыть самому».

- Вы с ним согласны?

 -Не будем терять время. Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? 

СЛАЙД 2

(Ой, ребята, кажется я что-то напутала. Помогите мне восстановить правильную последовательность действий .)

Отвечают:  Да!

                   Да!

Хором читают по экрану.

- Да.

Знакомятся с  содержанием слайда.

Называют правильную последовательность этапов урока.

Личностные УУД:

самоопределение

2.

II этап.  

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

/4 мин./

Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

2) фиксация свойств умножения и приемов умножения(устных и письменных);

3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый  способ умножения.

СЛАЙД 3

ПЕРВЫЙ ШАГ – «Вспоминаем то, что важно для урока»

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Математический диктант:

Учитель читает задания.

1.Увеличьте 3000 на 8 сотен.

2.Первый множитель 42, второй-20. Чему равно произведение?

3.Какое число меньше 720 на 100?

4.1 слагаемое 920, 2 слагаемое 80, Сумма

5.Чему равна Разность чисел 120 и 60

6.Увеличьте 350 в 20 раз

7. Уменьшаемое 86 тысяч , Вычитаемое 4 тысячи. Запишите разность

8.Запишите  наибольшее пятизначное число.

9.На сколько 260 больше 60

В результате проверки на экране появляется запись

3800       840        620       1000        60        7000       ж            с             с             у               р           д

82000   99999      200        

 а              й             а

- Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Запишите это слово под ответами.

-Какое же слово получилось?

- Это слово не случайно, оно своего рода обращение к вам .

СЛАЙД 4

- Посмотрите внимательно на экран,  исследуйте выражения  и распределите на группы и найдите значения выражений

1) 6·9= 54         2) 26·3                  3) 139 · 10

4) 7х8=             5) 32· 2               6)  215· 43

7) 9х7=             8)  25х4                9)  32х100

Участвуют в диалоге.

ДАТ решают на листочках

Слово «рассуждай»

1) табличное умножение;

2) внетабличное умножение      

3) увеличение числа в 10,100,1000 раз

4) затрудняются

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникатив

ные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

3.

III этап.  

Выявление места и причины затруднения.  

/1 мин/

Цель: 1) организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) выявление и фиксирование причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для  решения задания такого типа.

- Почему вы затруднились назвать  это произведение?

-Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше?

- У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения?

- Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний?

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы.

- Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце).

Выдвигают гипотезы:

- устно

- на калькуляторе

- столбиком.

- Нет.

4

IV этап.

Постановка  учебной задачи,

темы урока.

 Построение проекта  выхода  из затруднения. (5 мин)

Цель: построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1.уточнение цели проекта;

2. уточнение темы урока;

3. определение средств;

4. построение плана достижения цели

- Значит, время  определить основной вопрос урока.

- Так какую же  учебную задачу вы поставите перед собой? СЛАЙД 5

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 6

- Вы предложили устно выполнить вычисления.     Как именно? СЛАЙД 7    

- Какие приемы умножения использовали?    

 

       

- Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа.

- Какие приемы из изученных мы применим?

- Повторим  алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) СЛАЙД  8    

-Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа.

- Умножение на двузначное число.

Объясняют приём умножения.

1) прием умножения суммы на число;  

2) письменный прием умножения на однозначное число;  

3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

4) письменный приём сложения чисел.

- Нет.

- Да.Письменное умножение столбиком

-Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное:

1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.

3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.

5. Прочитать ответ.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникатив

ные:

- умение выражать свои мысли;

5

V этап.

Реализация построенного проекта

(8 мин)

Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия  в речи: правило

2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик.

3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию)

3)организовать уточнение общего характера нового знания

 -СЛЕДУЮЩИЙ  НАШ ШАГ: СЛАЙД 9

«Открываем новые знания»

- Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. 

СЛАЙД 10

 

- Посмотрим результаты.

- Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным?  

- Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий?

Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть).

- Подошла ли к вашему заданию данная схема?

- Какой шаг отсутствует в известном алгоритме?

- Почему сложно было справиться с заданием?

- Какую цель поставим дальше?

-Эту работу я предлагаю выполнить  в группах под девизом: 

Смело иди вперёд, не стой на месте.

        Что не сделаешь один, сделаем вместе.

(Вспомните правила работы в группе).

Можно пользоваться карточками-помощницами.

  1. Сформулировать недостающие шаги в алгоритме.
  2. Составить опорный сигнал.

Учитель  по ходу чтения алгоритма учащимися фиксирует на экране схему – опору. СЛАЙД  10

   

-Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее).

 

Проверка по эталону  СЛАЙД  11    

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно.

- Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно?

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?  

 

- Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели?

- Какие задания вы теперь сможете выполнять?

215х43=9 245

Записывает решение на доске (если может, комментирует).

Нет.

-Умножение на десятки.

Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число

 

-Составить алгоритм умножения на двузначное число.

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке,

зачитывают.

Проверяют.

-В учебнике (сравнивают с объяснением темы  на с. 94)

Ответы учащихся.

Умножать на двузначное число.

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

Физкультминутка

(2 мин)

6.

VI этап.

Первичное закрепление с проговариванием.

/5 мин./

Цель:

Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

   Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке?

- Какую цель вы поставите на следующий  этап?

- Что для этого надо сделать?

-СЛЕДУЮЩИЙ  НАШ ШАГ: СЛАЙД 12

«Применяем новые знания»

а)  с.44, № 156. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре.

б)  Кто желает попробовать решить выражение на доске?

с.44, № 157 -  остальные самостоятельно.

Кому нужна помощь консультантов? (ДАТ с консультантами)

 –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по  образцу. (На доске)

-Как вы думаете, нет ли “опасного места” при решении таких примеров?
- Посмотрите на пример. Где допущена ошибка?

СЛАЙД 13

-Нет.

-Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число.

-Потренироваться в использовании нового алгоритма.

Объясняет 1 из пары.

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

Объясняют.

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

7.

VII этап.

Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону.

/3 мин./

Цель:

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

Поработаем с карточками №1.- 1 вариант,№2 -2 вариант

На ней записаны примеры.                                                                          

 ( 84 ·17             683 · 38)

    46.29              524.36

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

- Передайте карточку соседу.

Выводит ответы к заданию  на экран.

СЛАЙД 14

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

- Решить примеры самостоятельно.

Прогнозируют результат и выполняют задание.

        

Взаимопроверка по готовым ответам с доски.

Ответы детей

Регулятивные УУД:

Прогнозиро

вание;

Самоконтроль;

Коррекция;

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

8.

VIII этап.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

/7 мин./

Цель:

- закрепить умение решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

- При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке?

  • Решите задачу: ( на карточках №2)

 Длина  коридора 16 м, а ширина на 9м меньше. Найдите  периметр и площадь коридора.  

(Для чего на практике нужно знать периметр и площадь коридора?)

- Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? Назовите  первый вопрос. Каким действием ответите на первый вопрос?

Назовите  второй вопрос. Каким действием ответите на второй вопрос?

Назовите  третий вопрос. Каким действием ответите на третий вопрос?

- Выполните решение в тетради.  (Проверка устно).

А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно:  уравнения на красной, желтой, зелёной полосках.  (На полосках представлены  дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 15

Красная – (сложное)  х-783=58*45

Желтая  -   среднее)  х : 12 =336

Зеленая – (легкое)     х:6=123

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

- Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 16

При решении задач, уравнений.

Один ученик у доски, другие в тетрадях.

Выбирают и выполняют задание.

Сверяют решение с образцом на слайде.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Познаватель

ные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

9.

IX этап.

Рефлексия учебной деятельности.

1.Что нового узнали?

/ 3 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

2.Домашнее задание

-Какую цель ставили перед собой?

- Достигли мы цели?

 -Как умножают  на двузначное число?

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?

- Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте:

 - кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зеленый цветок;

 -кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку, - покажите желтый цветок;

 - кто еще не уверен в своих возможностях –

покажите красный цвет ок.

 Давайте составим большой букет из ваших цветочков. Это наглядный результат вашей работы на уроке.

Проводит инструктаж домашнего задания.

1) С 44,  № 157 – обязательный для всех

2) С. 45, № 161(1 строчка)– предлагаю тем, кто не боится трудностей.

3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить.

Благодарит ребят за работу.

- Вспомните девиз нашего урока.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Спасибо вам за активное участие. Мне было очень приятно работать с вами.

Ответы детей.

(Каждый ряд получает лист  А 3 с нарисованной вазой и стеблями цветов и, ученики прикрепляют к нему свои цветки).

Записывают задание в дневники.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познаватель

ные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                   

Карточка № 1

Запиши примеры в столбик и реши их.                     

  84 ·17

 683 · 38

Карточка № 2

Запиши примеры в столбик и реши их.                     

  46 ·29

 524 · 36

Карточка  №3

     Реши задачу:

    Длина  коридора 16 м, а ширина на 9м меньше. Найди  периметр и площадь коридора.  

Карточка  №3

     Реши задачу:

    Длина  коридора 16 м, а ширина на 9м меньше. Найди  периметр и площадь коридора.  

                           

   

 

Алгоритм умножения (карточка-помощница)

Умножаю первый множитель на число единиц…..

Получу первое неполное произведение…

Умножу первый множитель на число десятков….

Получу второе неполное произведение…..

Начну подписывать второе неполное произведение под десятками.

Сложу неполные произведения.

Читаю ответ…





Предварительный просмотр:

МБОУ Загустайская СОШ

Селенгинского района республика Бурятия

Мастер – класс

«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»

Учитель I категории Балданова Туяна Кимовна

Мастер-класс «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

•        Познакомить коллег с понятием «рефлексия»;

•        Дать представление о классификации рефлексии;

•        Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

•        Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

 Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё».

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

В нашей школе решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия «образование» как формированию образа собственного «Я».

Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел)

- сенсорную (комфортно – дискомфортно)

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

- духовную (стал лучше – хуже)

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю «поиграть в пазлы», из букв попробуйте собрать слово.  И мы получили слово:

 Р Е Ф Л Е К С И Я

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

              Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия»  давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

              А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

              Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

              Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

              В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

              Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;  

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

            «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать в конце урока общий плакат «Мое разноцветное настроение». В своей практике я использовала «Дневник настроения». Он представляет собой таблицу со списком класса и рабочими днями текущего месяца. «Дневник» размещается в классном уголке, рядом – стаканчики с нарезанными квадратиками разных цветов и клей. В определенное учителем время дети вклеивают в нужную клетку соответствующий настроению цветной квадратик. Учитель отслеживает настроение детей, проводит индивидуальные беседы, групповые тренинги. За месяц получается эффектное цветовое панно.

В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко».

Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.

  • рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)          

Какие варианты?

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.  

Например, рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям:  «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»

  • рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент: Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».

(показ «Карты рефлексии урока»,  используемой в классе)

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого  вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

  • эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

  • как вариант – рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… - Теперь я знаю…);
  • достаточно известный прием «Синквейн», пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Может использоваться и в 3-4 классах начальной школы и в старших классах, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования.

1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму урока по данной схеме».

Разработка учителем рефлексивной методики.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

  • возрастные особенности учащихся и состав класса;

Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

  • особенности предмета, тему и тип урока;

уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.

  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени (интерактивный урок  по Е. Пометун, то есть 10 – 12 минут).

Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие. Исходя из особенностей своего класса я нашла свой рациональный и достаточно эффективный способ рефлексивной деятельности. Назову его «Фоторефлексия». Современному учителю доступны такие технические средства, как цифровые фото и видео камеры и компьютер. Во время урока делаю несколько фотографий (их количество зависит от занятости учителя на конкретном уроке). В конце урока фотографии просматриваем. Можно организовать просмотр на фоне музыкального сопровождения, или в тишине, или сопровождая его вопросами, беседой, иногда даже смехом. У ребенка включаются процессы непроизвольной самооценки, таким образом, развиваются навыки рефлексивной деятельности.

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так  в парах и группах. Это рефлексия по теме сегодняшнего мастер-класса.   Выполним ее, используя разные методики.    

  • Синквейн
  • Пять пальцев
  • Рефлексивный экран

       Фоторефлексия мастер-класса.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.


Творческое задание

Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.

Методика: «Рефлексивный экран».

Оборудование: Экран с незаконченными предложениями.

Указание: по желанию выбрать себе фразу (несколько фраз), закончить ее (их) самостоятельно, озвучить.

Сегодня я узнал(а)…_________________________

__________________________________________

Было интересно…__________________________

__________________________________________

Было трудно…_____________________________

__________________________________________

Я выполнял(а) задания…_____________________

__________________________________________

Я понял(а), что…___________________________

__________________________________________

Теперь я могу…_____________________________

__________________________________________

Я почувствовал(а), что…____________________

__________________________________________

Я приобрел(а)…____________________________

__________________________________________

Я научился(ась)…___________________________

__________________________________________

У меня получилось…________________________

__________________________________________

Я смог(ла)…_______________________________

__________________________________________

Я попробую…______________________________

__________________________________________

Меня удивило…_____________________________

__________________________________________

Урок дал мне для жизни…___________________

__________________________________________

Мне захотелось…___________________________

__________________________________________

Расскажу дома, что …______________________

__________________________________________

____________________________________________________________________________________

Что-нибудь свое?

Данная методика приемлема в _________________ классах.  

Творческое задание

Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.

Методика: «5 пальцев».

Указание: продумать основные моменты рефлексии по теме мастер-класса в соответствии со значениями каждого пальца, показать, озвучить.

Значения:  и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Пять пальцев:

Мизинец _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безымянный

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средний

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Указательный

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большой

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данная методика приемлема в ______________ классах

Творческое задание

Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.

Методика: «Синквейн».

Указание: написать синквейн(ы) по теме мастер-класса, озвучить.

Пояснение: Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтеза сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

                Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

                Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Примеры:

Пример синквейна  «Пушкин»:

Пушкин. (Заголовок)

Великий, талантливый. (2 прилаг)

Думает, страдает, любит. (3 глагола)

Чувства добрые пробуждает. (Суть)

Гений. (Синоним ключевого слова)

Пример синквейна «Медведь»:

Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.

Пример синквейна «Ландыш»:

Ландыш.
Зеленый, свежий.
Растет, цветет, пахнет.
Красивый весенний цветок.
Растение.

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Пример синквейна «Политика»:

Политика.
Внутренняя, внешняя.
Устанавливает, достигает, выполняет.
Искусство управления государством.
Власть.


Наш синквейн:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Или так

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данная  методика приемлема в ________________ классах



Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса песен, посвящённое  «САГААЛГАНУ - 2023

ВЫХОД Дамбиевой Ирины, дефиле

ХОРОМ

Амар Сайн, Здравствуйте

Ведущий:

В праздник Белого месяца

Как у нас повелось –

Людям надо бы

Встретиться чтоб светлее жилось.

 Ведущий: 

Чтоб убавилось горя

Чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем

 Голубело всегда.

Ведущий:

Праздник белого месяца

 Праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

Только в светлое верится.

Сагаалганаар ! Сагаан hараар!-хором

Песня      , исполняет ________________________

Ведущий:

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поем.

А где найти нам лучше песни,

Рожденной, здесь в краю родном

Ведущий:

 Буряад hайхан заншалнай

Бугэдэ зоноо нэгэдуулжэ байг!

Буряад аялга дунууднай

Бусад холуур зэдэлжэ байг!

Ведущий: Буряты издревна считают что в дни празднования Сагаалгана должно быть очень много гостей в твоем доме –это знак успеха удачи в этом году. Сегодня на нашем празднике бурятской песни тоже присутствуют гости –это наше многоуважаемое жюри. Представляем вам наше жюри:

Мельникова Надежда Анатольевна, учитель музыки

Лубсанова Надежда Ринчиновна, педагог- библиотекарь

Шарапова Дарима Владимировна, учитель начальных классов

Ведущий: Итак, мы начинаем конкурс инсценированной песни, посвящённый празднику Сагаалган -2023

Ведущий:

Ты хороша в любое время года

В разливе мая, в блеске февраля

Счастливый край счастливого народа

Цветущая Бурятия моя!

Ведущий: Я предлагаю отгадать загадку:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –

Когда спать, когда вставать ,  

а когда  работу начинать. Что это?                 ЧАСЫ

Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «тик-так». 

Ведущий: Теперь вы можете  подпевать 2 классу, который исполнит песню ЧААСай дуун

-------------------------------------------------------------------------------

Ведущий:  отгадайте следующую загадку

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(ШАХМАТЫ)

Ведущий: А кто знает, как переводится на бурятский язык слово шахматы?  ШАТАР 

Немного из истории:

Шахматы пришли к нам в Бурятию из Индии с буддийскими ламами. Бурятам настолько полюбилась эта игра, что она тут же вошла в обиход. Играли в нее все: дети и старики, мужчины и женщины. В хрониках отмечены многочисленные воспоминания декабристов, которые удивлялись, как распространена игра в шахматы среди бурят, и как они ее любят.

Ведущий: Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Доскажи словечко.

Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур, 
Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,
А зовут его …
(король)

Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая …
(пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же …
(конь)

Есть сестра у корабля –
Очень важная …
(ладья)
 

 

Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и  …
(слон)

Самый главный в войске есть,
А для вас он просто
… (ферзь)



Королю ещё не крах,
Если ты заметишь …
(шах)


Нет пути теперь назад!
Я уверен – это …
(мат)

Ведущий: Для вас исполняют песню ШАТАР учащиеся 3 а класса

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий: Ребята, послушайте песню и отгадайте о какой игрушке идёт речь?

Звучит песня :(Я был когда то странной игрушкой безымянной )               ЧЕБУРАШКА

Ведущий: кто написал сказку про Чебурашку  и его друзей? (Эдуард Успенский)

Ведущий: А сегодня Чебурашка и его друзья прибыли на наш конкурс, на ёхор

Ведущий: Песню про Чебурашку и других героев исполнит 3 б класс

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий: Когда приходит белый месяц

Как предки, можжевельник воскуряем

Очаг свой прочищаем, поздравляем

Друг друга с окончанием зимы!

Ведущий:

На скакалке я готова
Прыгать  кряду три часа,
Говорит мне  мама снова,
Что я просто егоза,

Скачет солнце, скачет небо,
Им так весело со мной,
Вместе с нами скачет лето,
Скачет с нами шар земной!

Ведущий: Песню Тоб-тоб тобороб исполняет 4 клас

Ведущий: 

Шум веселья над полями
Ветер весть несет всем нам,
Потому-что нынче радость
Славный праздник – Сагаалган!

Ведущий:

На бурятской земле Сагаалган,
Это праздник добра и тепла,
Обычай этот нам предками дан,
Эту силу земля нам дала!

Ведущий:

Пожелаем родимой земле
Солнца, мира и счастья навек
Чтоб у всех было всё на столе,
И был счастлив любой человек!

Ведущий: Как же быстро, как степной ветерок, пролетел наш праздник. Мы надеемся, что радость встречи, общение, единение согрели ваши сердца и будут помниться долго-долго. До новых встреч!

Ведущий: Караоке Бурятский алфавит или ЁХОР

 Старинная приветственная песня «Аялга дуунуудни» исполняет учитель г

Второй ведущий:В мире нет ничего лучше и приятней дружбы; исключить из жизни дружбу- все равно что лишить мир солнечного света. Так сказал древне римский политический деятель оратор и философ Марк Туллий Цицерон. Песня о друзьях Хани нухэдни

 Исполняет 8 «б» класс. _____________________________

Первый ведущий:

Эжы, минии наhанай амиды бурхан,
Эжы, сэдьхэлэйм минии нангин мушэн,

Эжы, хундэ сагайн дутын нухэр,
Эжы, наhанайм найдал баяр, жаргал.

Второй ведущий:

Песня «Эжыдээ» Слова:С.Бадмаева Музыка: Б.Батодоржиева

Исполняет ученик 8 «в» класса __________________.

Первый ведущий:

Уг гарбалта ууган буряад араднай

Уни холын убгэ эсэгын hургаалтай

Аха зоноо аргагуй ехээр хэндэлхэ

Аба эжыгээ, альган дээрэ ургэхэ,

Ахирхан дуугээ – абажа хододоо ябаха,

Анда нухэдоо, алишье сагта дэмжэхэ

Второй ведущий:

Богат наш народ традициями и обычаями. В старину мальчикам с раннего детства внушали, что они должны быть идеальными мужчинами. А идеальный мужчина у бурят должен освоить 9 наук.

1. умение выслеживать зверя на охоте

2. уметь стрелять из лука и ружья

3. знать столярное и кузнечное дело

4. уметь мастерить сани, телегу и конскую упряжь

5. ездить верхом

6. соблюдать режим, диету

7. уметь мастерить сани, телегу и конскую упряжь

8. уметь плести бич

9. плести волосяные путы для лошадей

Песня «Баярай амар мэндэ» Слова и музыка Гэрэлмы Жалсановой исполняют ученики 8 «а» класса.

Первый ведущий:

    Дуулаа hэн гут?

   Эхэ Буряад тухай ульгэр туужа,

    Дуулгата Мунхэ-Сарьдаг дуулим ундэр Хамар- Дабаан тухай?

Второй ведущий:

Есть земля ту, которую свято

Помнит каждый , где б он не бывал.

Потому-что в душе у бурята

Степь синеет грохочет Байкал.

Песня «Родная мелодия» слова Ц Галсанова, музыка Ч. Павлова

Исполняют учащиеся 7 «а» класса.

Еще одна песня прозвучит в исполнении Зорикто Дашинимаева. Песня __________________________

Первый ведущий:

Буряад – Монгол оромнай

Баян жаргал, байдалтай.

Баатар туруу ажалшаднай

Батажанхай найдалтай.

Второй ведущий:

Я слышал однажды

в бурятской степи

песню не песню,

стихи не стихи.

Тихо качаясь

на белом коне,

старый бурят

напевал мне:

«Этой земли высока трава,

над этой травой высока синева.

Но ты, мой друг,

не забудь одного:

народ – он вечно превыше всего!

Песня Табунщика слова______________ музыка __________________в исполнении: Учащихся 10-го класса  ___________________________________

Второй ведущий:  Буряты издревна считают что в дни празднования Сагаалгана должно быть очень много гостей в твоем доме –это знак успеха удачи в этом году. Сегодня в нашей школе тоже присутствуют гости . Давайте пригласим на сцену

   Пилданову С.Б. с песней «Сагаалган» Елены Борохитовой.

    Следующая песня «Тоонто нютаг» слова Г.Чимитова муз: А.Андреева исполняет вокальная группа родителей 8 класса.  

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Эрдынеева Октябрина Будожаповна  исполнит народную песню « Алтаргана».

Чимитова Римма Цыреновна исполнит песню «Хабарай хубуун»

 

Второй ведущий:

Бурятия родная сторона.

В ней гул ветров 

И рек журчанье.

В ней стук копыт,

Коней игривых в поле ржанье.

И чистоты Байкала-достоянье,

Любимая Бурятия моя!   

        

Гимн Бурятии в исполнении 9 «б» класса.

Первый Ведущий:

 Мянган жэлдэ, мунхэ дорюун

Мунгэн мэтэ ялалзан

 Арюун, сарюун, амгалан тайбан

Аза талаантай, алдар солотой

 Ажаhуухатнай болтогой!

Шэнэ жэлээр Шэнэ hараар

Сагаан сэдьхэлээр Сагаалганар!

Второй Ведущий: Как же быстро, как степной ветерок, пролетел наш праздник. Мы надеемся, что радость встречи, общение, единение согрели ваши сердца и будут помниться долго-долго. До новых встреч!