Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Чернышова Ульяна Николаевна

В рамках программы школы  реализуется подпрограмма "Лингвистичекий Олимп"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя общеобразовательная школа» Гагаринского района Смоленской области

C:\Users\HP\AppData\Local\Temp\РП печать.jpg

Лингвистический Олимп,

или

Почтительное отношение к слову .дополнительная образовательная программа

Автор: Чернышова Ульяна Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

2021 год

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                   стр. 3

2.Использование технологии освоения концептов русской

культуры как требование современности при работе

 с одарёнными детьми.                                                                     стр. 5

3.   Планируемые результаты освоения программы                         стр.7

4. Содержание программы                                                               стр.8

5. Тематическое планирование занятий                                            стр.11

6. Библиография                                                                                стр.13

6. Приложения                                                                                   стр. 15

Пояснительная записка

    Актуальность программы «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову» определяется тем, что развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно - ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребёнка. Современные условия таковы, что  взрослеющему человеку нужно уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, уметь видеть проблему и пути её решения. Очень важно уметь работать в команде и то же время решать многие проблемы самостоятельно. А значит, самостоятельность, творческие способности и в то же время высокие нравственные ориентиры крайне востребованы общественностью. Бережное, почтительное отношение к родному слову – одно из направлений ценностного ориентира работы с одарёнными детьми.

     Слово, по убеждению многих учёных, не только передаёт информацию, но и само является инструментом мысли и способно аккумулировать в себе культуру, культурные смыслы. Следовательно, и на уроке, и во внеурочной деятельности необходимо уделять больше внимания «внутренним» резервам слова,  знакомить обучающихся с динамикой слова, его цветовой гаммой и т.д. Подходить к слову необходимо не только со стороны лингвистики, но и со стороны мышления и логики как к концепту.     Обоснованность исследовательской и проектной деятельности в данном направлении: проекты, исследования  позволяют проследить связи между различными учебными предметами в контексте  проблем         реального                мира,        задействовать        у учащихся        благодаря        работе        с      основополагающими идеями, мышление высокого уровня, привлечь обучающихся в   активный                процесс        обучения.        

     Проблема. Известны слова  исследователя русского языка И.И. Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» То есть И.И. Срезневский утверждал: каждое слово. У нас есть уникальная возможность доказать в сотрудничестве с учениками: действительно ли каждое? Гипотеза: если каждое слово может открыть нам многие тайны культуры и искусства, то, стараясь разгадать загадки слова, мы находим путь к истокам нашей культуры, вступаем в диалог разных народов, разных культур. И это один из способов мотивации обучающихся, как бы заново открывающих для себя родной язык, погружающихся в него в качестве лингвистов, исследователей, творцов.

    Цели: 1)через технологию освоения концептов русской культуры, через проектную деятельность и эффективные средства и методы обеспечить развитие самостоятельной познавательной деятельности одарённых обучающихся при работе со словом           , текстом;

2)исходить из того, что каждое слово может открыть нам многие тайны культуры, истории, поможет вступить в диалог культур.

Задачи:

  • создавать условия для творческого развития обучающихся;
  • повысить качество обучения учащихся за счёт введения проблемных, поисковых, исследовательских и др. «увлекательных добавок».
  • использовать в общении с учащимися принцип трёх «П» - понимание, принятие и  поддержка личности ребёнка.

Предмет исследования на занятиях с одарёнными детьми: слово во всём его многообразии. Путь от слова к тексту и от текста к слову.

Методы и технологии, используемые учителем: через технологию освоения концептов русской культуры  исследование психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков самостоятельной деятельности учащихся как средства повышения качества образования; исследование литературы по работе со словом, создание семантических полей, создание портрета слова; наблюдение, создание и защита проектов, методы стимулирования и поддержки обучающихся.

2. Использование технологии освоения концептов русской культуры как требование современности при работе с одарёнными детьми.

     Как известно, время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Как ни в какой другой профессии именно временные отрезки измеряют нашу педагогическую деятельность: 45 минут урок, 10-15 минут перемена,   11 лет обучения в школе. А на сегодня это ещё и время, когда пришла пора поговорить о первых результатах ФГОС. Достаточно ли времени прошло для подведения первых итогов, какие условия и возможности для изменения мы получили - ответы на эти вопросы важные и явно не однозначные. Ведь для учителя время не только философское понятие, когда приходит время собирать камни, но и категория фундаментальная, метапредметная. Как и такие фундаментальные понятия: слово, число, пространство, бесконечность, информация, жизнь, смерть, апеллировать к которым должен каждый учитель, будь он физик или лирик, учитель начальной или старшей школы. И многое зависит от того, как будут работать (или не работать) эти метапредметные понятия, концепты, на школьном пространстве при работе с одарёнными детьми в рамках ФГОС.

  Учить и учиться по-новому – значит учить ответственности за каждую минуту, каждую секунду своего и чужого времени. Это касается не только ученика, но и учителя. Согласно идее ФГОС учитель только направляет, координирует деятельность учеников. Как показал мой собственный опыт и опыт многих моих коллег, это оказалось не такой простой задачей. Продолжить сказанную учеником фразу, перехватить инициативу - значит, казалось, сэкономить время на объяснение и закрепление материала. Но годы работы по ФГОС показали, что каждая минута, секунда, отданные ученику для самостоятельного анализа, синтеза, исследования, для работы в паре, группе, команде, рефлексивные паузы, способствуют воспитанию таких важных качеств как ответственность, коммуникативность, инициативность. Проектная, исследовательская деятельность, решение олимпиадных заданий, выполнение творческих работ, анализ текста, работа со словом – это время твоего развития, возможность новых открытий, обращения к прошлым знаниям, поэтому важно тратить это время с пользой - только с таким подходом можно мотивировать каждого ученика. Эти слова можно смело адресовать и учителю: каждая минута, секунда, отданные ученику для самостоятельного анализа, синтеза, исследования, для работы в паре, группе, команде, рефлексивные паузы, способствуют воспитанию таких важных качеств как ответственность, коммуникативность, инициативность. Это возможность новых открытий, обращения к прошлым знаниям, поэтому важно тратить это время с пользой - только с таким подходом можно мотивировать каждого ученика.

   Настоящее творчество не укладывается ни в какой сценарий. Но каждое занятие– это ещё и обязательная научная, исследовательская деятельность. Значит, и учитель, и ученик должны чётко формулировать цели и задачи своей деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать неудачи. В то же время среди безбрежного океана методических пособий, педагогических сайтов не так и много таких, которые по-настоящему информативны, полезны самому учителю. Именно поэтому каждый педагогический  проект, программа для работы с одарёнными детьми – это не только крупицы опыта, но вклад в систему образования страны.

    У каждого учителя должна быть свобода творчества, свобода выбора, чтобы донести до каждого ученика живое слово. И это касается не только словесников. Слово как метапредметная категория была и будет всегда, на мой взгляд, основой формирования нравственности. Без нравственности не будет ни воспитания, ни обучения, ни страны. Важно, чтобы одарённые способностями дети были одарены и нравственными  началами, развивать которые мы считаем своим долгом.

 

   Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- стремление проявить свои знания в творческих, исследовательских, проектных работах, олимпиадах по русскому языку и литературе.

Метапредметные результаты:

- понимание темы и идеи речевого произведения, умение разграничивать основную и дополнительную информацию;

- умение использовать разные виды чтения при работе с текстами;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая Интернет, пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- умение самостоятельно вести поиск информации;

- сопоставление и сравнение различных точек зрения;

- способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- составление различных видов плана, вопросов к тексту, пересказа;

- умение создавать тексты с учётом замысла;

- применение полученных знаний на межпредметном уровне ( на уровне литературы, истории, биологии и др.);

Предметные:  

Работа с текстом, речевая деятельность.

Обучающийся научится:

чтение и понимание текста. Понимать смысл научно-учебного, публицистического и художественного текста; находить в тексте разные виды информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую);

     определять тему, проблему, главную мысль  (концепт) текста, принадлежность к типу и стилю речи;

     сравнивать тексты со сходной фактуальной и различной концептуальной информацией;

составлять тезисный план; писать конспект;

Развитие воображения: опираться на воссоздающее и творческое  воображение при работе с чужим и собственным текстом.  

Развитие речи. Создавать устное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения;

подробно и сжато излагать письменно тексты разных типов; писать сочинения разных видов: рассуждения на лингвистические и морально-этические темы, сочинение на литературную тему и др..

Обучающийся получит возможность научиться:

 совершенствовать содержание и языковое оформление текста

Содержание  программы

Слово как концепт и слово как ключ к диалогу культур.

Лингвистический эксперимент «Баскаково… Что в имени твоём?»

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Смоленщина в диалоге культур.

«Музыка жизни звучит?»:  путь от слова к тексту и от текста к слову.

«Люди хотят иметь души»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

«И плыл лебедь. И больше ничего»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

Что такое проект. Цели и задачи проекта по русскому языку .

Выбор темы проекта. Определение целей и задач каждого участника проекта.

Подбор справочников, словарей, в том числе электронных для реализации проекта.

Что такое портрет слова. Создание  семантических полей.

Велик ли словарный запас русского языка.

Цвет и звук в русской литературе.

Заполнение семантических полей.

Эксперимент «Как видят звук и цвет мои ровесники»

Какую тайну несут этимологические словари. Этимологические задачи в олимпиадах по русскому языку и литературе.

Как расцвечивают нашу речь синонимы и антонимы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Как расцвечивают нашу речь  фразеологизмы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Роль метафор в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Роль сравнения  в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Роль эпитетов в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

Наблюдения над цветом и звуком в творчестве С.А. Есенина

Наблюдение над звуком и цветом  в творчестве И.А. Бунина

Как правильно оформить титульный лист проектной работы. Как  систематизировать собранный по проекту материал.

Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу

Как  систематизировать собранный по проекту материал

Как  систематизировать собранный по проекту материал

Как правильно оформить список использованных источников.

Секреты ораторского искусства

Секреты ораторского искусства

Редактирование проектов и исследовательских работ.

Защита проектов и исследовательских работ

Тематическое планирование занятий

№пп

Тема занятия

Кол-во часов

Слово как концепт и слово как ключ к диалогу культур.

1

Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»

1

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу

1

Смоленщина в диалоге культур.

1

«Музыка жизни звучит?»:  путь от слова к тексту и от текста к слову.

1

«Люди хотят иметь души»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

1

«И плыл лебедь. И больше ничего»: путь от слова к тексту и от текста к слову.

1

Что такое проект. Цели и задачи проекта по русскому языку .

1

Выбор темы проекта. Определение целей и задач каждого участника проекта.

1

Подбор справочников, словарей, в том числе электронных для реализации проекта.

1

Что такое портрет слова. Создание  семантических полей.

1

Велик ли словарный запас русского языка.

1

Цвет и звук в русской литературе.

1

Заполнение семантических полей.

1

Эксперимент «Как видят звук и цвет мои ровесники»

1

Какую тайну несут этимологические словари. Этимологические задачи в олимпиадах по русскому языку и литературе.

1

Как расцвечивают нашу речь синонимы и антонимы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Как расцвечивают нашу речь  фразеологизмы. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Роль метафор в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Роль сравнения  в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Роль эпитетов в создании портрета слова. Их роль в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу.

1

Наблюдения над цветом и звуком в творчестве С.А. Есенина

1

Наблюдение над звуком и цветом  в творчестве И.А. Бунина

1

Как правильно оформить титульный лист проектной работы. Как  систематизировать собранный по проекту материал.

1

Занятие исследование «Баскаково… Что в имени твоём?»

Роль топонимики  в создании портрета слова и на пути к лингвистическому Олимпу

1

Как  систематизировать собранный по проекту материал

1

Как  систематизировать собранный по проекту материал

Как правильно оформить список использованных источников.

1

Секреты ораторского искусства

1

Секреты ораторского искусства

1

Редактирование проектов, творческих и и исследовательских работ.

1

Редактирование проектов, творческих и  исследовательских работ.

1

Защита проектов и исследовательских работ

1

           

Библиография

Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.

Лихачёв Д.С. Концептосфера  русского языка.//Изв.РАН. сер. лит и яз. – 1993. – Т.52. -№ 1. – Сб.

Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка. //Русский язык в школе.- 2009.- №2. –с.7-11.
Мишитина Н.Л.Современная методика: инновационный путь развития.//Русский язык в школе.- 2009.- №2. – с.3-6.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995

Русина Н.Ю. Обучение созданию лигвокультурологического  словаря к художественному тексту. .//Русский язык в школе.- 2009.- №2. – с.41-43.

 http://www.ug.ru/archive/35591

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm

http://www.poskart.ru/drug.html

 http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html 

http://www.poskart.ru/drug.htm

  http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt

_ http://persona.rin.ru/view/f/0/26861/pifagorsamosskij

 http://metodisty.ru/chernyshova13

 http://metodisty.ru/walkman21099sozdaem_portret_slova

 http://www.gramota.ru   Словари для всех. – разделы информационно

http://ru.wikipedia.org/wiki/Срезневский,_Измаил_Иванович 

http://sufismru.files.wordpress.com/2010/04/200906171305321.jpg

 http://img104.imageshack.us/img104/5332/2fd286fe224e2c889931529.jpg 28 29

.                                                                                                                         Приложение 1

                  Пути реализации программы:

1.Выявление творческих и лингвистических способностей обучающихся

(планово-прогностический уровень). Метод проектов Л.С. Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, личностно- ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская, методика А. А. Лосевой (опросник для выявления одаренных школьников).

2. Практическая  и теоретическая деятельность по реализации программы:

2010-2011 гг. Создание элективного курса «Музыка жизни звучит?!.», публикации цикла статей по технологии освоения концептов русской культуры в «Учительской газете», ставших в дальнейшем основой программы «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову»:

https://dlib.eastview.com/browse/doc/22193746

https://studylib.ru/doc/2462894/zapah-duhov-i-duh-slova

Чернышова, У.Н. Фундаментальные понятия. Случайность и закономерность / Учительская газета. 13 июля 2010 года.

Чернышова, У.Н. Фундаментальные понятия. Информация. / Учительская газета. 19 сентября 2010 года.

3.2011 -2012 уч. год: теоретическое обоснование, изучение психолого-педагогической литературы. Редактирование элективного курса «Музыка жизни звучит?!».

4.2013-2014 уч.год. Организация сетевого всероссийского проекта «Создаём портрет слова»

5.2015-2016 уч.г. Разработка и внедрение программы для курса внеурочной деятельности «Почтительное отношение к слову, или создаём портрет слова»

6. 2016-2017 уч.г. Разработка цикла внеурочных занятий по теме «Лексика, или Почтительное отношение к слову».

7. 2018 год. Обобщение собственного опыта по работе с одарёнными и детьми и создание программы «Лингвистический Олимп» на основе авторских программ «Баскаково, Мифы и реальность» (программа элективного курса), «Музыка жизни звучит?!,» (программа элективного курса),  «Создаём портрет слова» (педагогический проект).

8. 2018 -2021. год. Проектная и исследовательская деятельность по программе «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову».

В течение всего времени: организация проектов, исследовательских, творческих работ, выполнение и анализ олимпиадных заданий по русскому языку и литературе  с одарёнными обучающимися по данному направлению.

                                                                                    Приложение 2.

            Диссеминация педагогического опыта по проблеме

2013 год Мастер-класс «Создаём портрет слова» на районной конференции для директоров школ на базе Баскаковской школы.

2014 год. Выступление на Международной научно-практической конференции

«Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» с докладом «Сетевой проект как средство реализации культур ориентированного компонента в школе» (Итог: публикация в сборнике).

2015 год. Выступление с докладом «Сетевой проект как средство воспитания компетентной личности школьника в условиях реализации ФГОС» на Региональной научно-практической конференции «Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» (публикация в региональном сборнике)

2015        год.        Выступление        с        докладом        на        региональных        августовских        

Чтениях «Формирование национальной идентичности через технологию освоения концептов русской культуры» (Благодарность СОИРО).

2016        год. Представление на региональный конкурс сценарий урока-проекта (итог: урок-победитель)

2017 год .Открытый урок «От слова к тексту и от текста к слову»

2018 год.        Мастер-класс в СОИРО        на семинаре «Мастер-класс как интерактивная форма диссеминации педагогического опыта»

2018 год –публикация в международном журнале «Наука через призму времени» статьи «Запах духов и дух слова» 

2018 год. Методическая разработка «Почтительное отношение к слову» рекомендована к размещению в Банке регионального педагогического опыта.

2018 год победитель районного конкурса педагогических проектов. Представлен  проект «Технология освоения концептов русской культуры, или Почтительное отношение к слову». Выступление по проблеме на районном семинаре для директоров школ и на заседание районного РМО.

2019 год . Победитель регионального конкурса методических разработок. Представлен классный час «Золото, золото сердце народное», в основе которого исследовательская деятельность учеников.

2020 год  открытое  занятие  «Полёт во времени вместе с пчелой: путь от слова к тексту».

                                                                                    Приложение 3

     Достижения учеников за последние три года:

1.Ежегодно участники, победители и призёры школьных, муниципальных и региональных олимпиад по русскому языку: https://nsportal.ru/albom/2018/03/19/chernyshova-ulyana-nikolaevna/gramoty-i-diplomy-moih-uchenikov.

В том числе, 2020/2021 год: Никанорова Амина - участник региональной олимпиады по русскому языку и призёр региональной олимпиады по литературе. http://gagarin-gazeta.ru/2021-01-19/shkola-regionalnyj-tur-pervaya-medal-gagarinczev/

2. Участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности 

2018- 2019 уч.г

Тема работы

К-во участников

Результативность

Уважительное отношение к слову лес. Лесными тропинками Смоленского края

11

В рамках проекта совместное мероприятие с

Кармановским и

Гагаринским лесничествами. Почётная грамота учителю от лесничества.

Мой памятник букве

11

Создан альбом «Мой

памятник букве»

Никола Зимний. От предания к милосердию.

20

Ежегодный Праздник Николы в Баскаковской школе.

Создаём портрет слова

22

Выступление на школьной  научно-практической

конференции. Создан

концептуальный словарь  слов.

Космический портрет слова яблоко

1

Дипломант Международных Гагаринских чтений

Звук и цвет Космоса

1

Дипломант Международных

Гагаринских чтений

Космические традиции

1

Дипломант Международных Гагаринских чтений

Читатель электронного века

11

Создан электронный альбом

Мы слышим звук

11

Альбом иллюстраций

Читаем детям о войне. «Словом можно полки за собой повести»

20

Участие в Международной акции «Читаем детям о войне». Грамоты учителю, родителям обучающихся, обучающимся.

Что такое доброта?

10

Участие во всероссийском

«Добром уроке».

Благодарность учителю и ученикам

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных наук», Москва, 2019

2

Диплом(3 место) и призёр

 

2020-2021 уч.г. Победитель Гусева С. (2 место) и участники  (Никанорова А., Юнг Е., Шушина А.) регионального конкурса в номинации «Создаём портрет слова».

Андреев Д. И Мойгатова Е. стали призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса «Без срока давности». https://schoolbas.edusite.ru/p25aa1.html

ВЫВОД: программа «Лингвистический Олимп, или Почтительное отношение к слову» востребована среди учеников МБОУ «Баскаковская школа», нашла всестороннюю поддержку со стороны родителей обучающихся, общественности. Через взаимодействие – к личностным результатам, через поиск ответов на поставленные вопросы - к решению проблемы, через ошибки и сомнения – к истине. Таков наш путь. Но самое главное – это

воспитание ценностного отношения к родному слову, родной культуре как источнику мира, добра и глубоким, прочным знаниям. Это наша формула будущего!

                                                                                        Приложение 4.

            Отзывы 

  1. В диссертации Сухой Н.В. дана высокая оценка занятию «Баскаково… Что в имени твоём», которое включено в программу по работе с одарёнными детьми. Приводится так же фрагменты из моих статей по технологии освоения концептов русской культуры и даются на них ссылки.

Сухая Наталья Викторовна. Формирование социально-ценностной направленности личности старшеклассника в урочной и внеурочной деятельности.

http://www.smolgu.ru/files/doc/D212_254_02/disser/Suhaya.pdf

  1. Идеи, заложенные в основе программы, опыт по созданию портрета слова используется коллегами из разных регионов.

Отзывы коллег об участии в сетевом всероссийском проекте «Создаём портрет слова», опыт участия в котором так же положен в основу моей программы.

https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:5324:15835367

https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-uchastiya-vo-vserossiyskom-internet-proekte-sozdaem-portret-slova.

https://znanio.ru/media/proekt_portret_odnogo_slova_7_klass-30463

https://present5.com/setevoj-proekt-sozdayom-portret-slova-slovo-v-slovare/

http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt_-sozdaem_portret_slova

Интернет-ресурсы:

http://www.poskart.ru/drug.html

 http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html 

http://www.poskart.ru/drug.htm

  http://metodisty.ru/m/events/view/setevoi_proekt

_ http://persona.rin.ru/view/f/0/26861/pifagorsamosskij

 http://metodisty.ru/chernyshova13

 http://metodisty.ru/walkman21099sozdaem_portret_slova

 http://www.gramota.ru   Словари для всех. – разделы информационно

http://ru.wikipedia.org/wiki/Срезневский,_Измаил_Иванович 

http://sufismru.files.wordpress.com/2010/04/200906171305321.jpg

 http://img104.imageshack.us/img104/5332/2fd286fe224e2c889931529.jpg 28 29

Литература:

1.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

2.Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.

3.Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
4.Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.

 10 кл.-Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 10 класс(базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019,11 кл. -Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 11класс(базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019.