Методическая работа

Николаева Валентина Петровна

Самообразование, аналитические отчеты, публикации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Сортируем мусор правильно»

Даже невозможно представить, что произойдет с нашей планетой через много сотен лет, если отходы на свалку будут поступать с такой же скоростью, как это происходит в настоящее время. Вся  планета может превратиться в одну большую свалку. Иной мусор, разлагаясь, отравляет почву, а вместе с ней и все растения, деревья, травы и они становятся непригодными для употребления

Так что же делать людям, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье, окружающих им людей.  Ответ очень прост: правильно сортировать мусор.

Весь мусор можно разделить на опасные  и безопасные виды.

К безопасным видам относятся: пищевые остатки, картон и бумага, целлофан (но не полиэтилен), садовый мусор (древесина, листья деревьев). Безопасные виды отходов, разлагаясь, не отравляют  почву и воду, они не являются источником опасности для человека, животных и растений. Хочется сказать, что органический мусор может приносить пользу, он пригоден для производства удобрений.

 Опасными  видами мусора являются: использованные аккумуляторы, батарейки, лекарства и вакцины с истекшим сроком годности, лакокрасочные изделия, автомобильные покрышки, градусники, ртутные лампы, полиэтилен. Эти отходы очень опасны, и попадая на свалку, отравляют землю и воду. Данные отходы не подлежат переработке, их просто уничтожат в специальных заводах.

Одним из вариантов решения проблемы является создание специальных контейнеров для сбора мусора. Например, пластик выбрасывать в один контейнер, стекло – в другой, батарейки, ртутные лампы – в отдельный контейнер и т.д. Так, мусор будет быстрее перерабатываться. Бумага и картон должны собираться для макулатуры.

Второй вариант решения глобальной проблемы: построить заводы по переработке отходов.

Теперь мы знаем, зачем нужна сортировка мусора. Разделяя отходы, мы намного сокращаем засоренные территории, получаем доходы, бережем богатства нашей Родины, делаем планету чище, возвращаем добытые ресурсы в производство.

Мы должны беречь природу и научить этому наших детей. Только мы сами можем повлиять на экологию планеты в будущем. Если каждый начнет с правильного распределения мусора, то экология нашей планеты станет намного чище.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ художественных произведений с помощью картинок

Слайд 2

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Слайд 3

Ни для кого не секрет, что у большинства детей существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Актуальность

Слайд 4

Проблема: какие социально - педагогические условия будут способствовать формированию интереса к чтению и пересказу художественных произведений с помощью картинок. Цель: создание всех необходимых социально - педагогических условий для формирования интереса к чтению и пересказу художественных произведений с помощью картинок для детей дошкольного возраста

Слайд 5

Задачи 1. организация предметно – развивающей среды группы 2. внедрение новых форм организации образовательной деятельности; 3. организация педагогической и просветительской работы с родителями, привлечение их к активному участию в совместной, творческой и проектной деятельности.

Слайд 6

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа: доступное, понятное детям содержание; разнообразие жанров; четкая композиция; простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; небольшой объем.

Слайд 7

1.Вводная часть. 2. Первичное чтение 3. Подготовительная беседа (анализ произведения). 4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 6. Пересказ (3—7 человек). 7. Анализ пересказов детей Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру :

Слайд 8

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа; использование загадок, пословиц, потешек , стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа; наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей. Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения :

Слайд 9

беседа по произведению выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке; выделение из текста фраз к каждой картинке; придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста; частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц); составление плана произведения Приемы работы над текстом произведения:

Слайд 10

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Цель обучения с ее использованием – развитие речи, различных видов памяти, внимания, воображения.

Слайд 11

Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов , последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам . Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы

Слайд 12

Примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам . Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например:

Слайд 13

Предметно – развивающая среда

Слайд 15

систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием картинок, мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Вывод:

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №161

Аналитический отчет

Составила: воспитатель Николаева В. П.

Екатеринбург 2019г.

Введение

Тема социально – личностного развития остается актуальным в наше время. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники. В настоящее время ребенку предстоит во многом самостоятельно определять тактику своего поведения в какой – либо ситуации. Современный ребенок, входящий в этот мир, должен быть уверенным в себе, успешным, умным, умеющим взаимодействовать со взрослыми, со сверстниками, в дальнейшем найти свое место в этой жизни. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам, ценностям – одно из самых главных условий жизни ребенка в обществе.

Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных  технологиях, касающихся развития личности. В большинстве случаев дети не готовы к реальной жизни, совершенно не приспособлены к жизни, недостаточно формируется способность разрешить проблемы в общении со сверстниками, а если формируется, и топрибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самостоятельно определяться в своих желаниях, то есть, одним словом, у ребенка дошкольного возраста не происходит развития социальных навыков.

Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Конечно же, это происходит во время режимных моментов (прогулка, самостоятельная деятельность детей). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

Необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности – предоставление ребенку условий для социального развития.

За последние несколько лет появилось немало программ и методик социализации детей, где рассматриваются вопросы социальных навыков, знаний, умений и лишь единицы касаются изменения всей технологии жизни ребенка в ДОО.

Фундаментом развития социальных навыков у ребенка дошкольного возраста служит развитие саморегуляции поведения. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Исследователи Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И. В. Дубровина, А. В. Захарова, А. К. Маркова, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Одной из важных задач воспитания и развития в образовательном учреждении: научить ребёнка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств.

Под способностью к саморегуляции  понимается развитая способность, связанная с оценкой, организацией и накоплением личностного опыта, приобретаемого в процессе организации в совместной с педагогом деятельности. Она определяется возможностью постановки ребенком личностно значимых смыслов, целей, задач, планированием действий, самоконтролем и коррекцией результатов деятельности.

Механизмами развития саморегуляции поведения детей в дошкольных учреждениях являются:

  • создание развивающей трансформируемой среды как предметной, так и среды «Развивающего общения»;
  • трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения;
  • регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
  • создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность;
  • разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых.

Исходя из актуальности данной проблемы, возникло противоречие: между признанием необходимости повышения требований детских садов к интеллектуальному уровню дошкольников и недостаточной разработанностью технологий социально - личностного развития ребенка дошкольного возраста и организованностью педагогического процесса.

Цель – создание системы педагогических условий для социально-личностного развития детей  дошкольного возраста.

Объект – образовательный процесс, направленный на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет – педагогические условия, обеспечивающие социально-личностное развитие дошкольников.

Гипотеза – процессразвития  дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1. нормативно-правовое обеспечение;

2.  повышение собственной профессиональной компетентности;

3.создание предметно-пространственной среды;

4.обеспечение программно-дидактическим материалом;

5.  создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;

6.  разработка технологии овладения навыками всех видов деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

- развивать социальную компетентность детей дошкольного  возраста посредством использования  технологии эффективной социализации;

- создать предметно-пространственную среду, обеспечивающую социально – личностное развитиедетей дошкольного  возраста;

- организация педагогической и просветительской работы с родителями

Аналитический отчет составлен в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и локальными актами:

1.        Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября

1950 года с изменениями и дополнениями);

  1. Конвенция о правах ребенка, 1989 г;

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 М273-ФЗ;

4.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

5.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 г, N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН

2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

6.        Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-

249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

7.        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26

августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.;

8.        Устав МАДОУ детского сада №161.

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период

Так как наш детский сад работает по образовательной программе «Тропинки», я остановила свой выбор на технологии эффективной социализации  детей Н.П. Гришаевой, а именно решила в своей педагогической деятельности применить такую технологию, как клубный час.

Предлагаемая система социализации дошкольника включает девять технологий: клубный час, ежедневный круг рефлексии, ситуация месяца, заключительные праздники по «Ситуациям месяца», проблемная педагогическая ситуация, дети – волонтеры, социальные акции, волшебный телефон, технология включения родителей в педагогический процесс, развивающее общение. Данные технологии могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно. Освоение данных технологий будет намного успешным, если выявлен интерес ребенка и если педагог проявит все желание и умение соблюдать правила работы по технологиям.

Рассмотрим особенности данной технологии Н. П. Гришаевой:

  1. Воспитанник учится своими силами добывать знания, приобретает положительный опыт проживания в различных ситуациях, ролях.
  2. У родителей воспитанников проявляется интерес к жизни ребенка, его внутреннему миру.
  3. Идет взаимосвязь всех участников процесса: детей, родителей, педагогов.

Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы, проводят опыты, используют свой  опыт в решении той или иной задачи.

  1. У детей в полной степени формируются социальные навыки. Ребенку предоставлена возможность выбора и самоопределения, самими детьмиразработаны правила общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Клубный час – время, когда дети могут перемещаться по всему зданию (участку) детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу.

Цели клубного часа:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • поощрять попытки ребенка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Выделяются следующие типы клубного часа:

  • свободный (дети свободно передвигаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых);
  • тематический;
  • деятельностный (ребенок сам выбирает вид деятельности);
  • творческий;
  • группообразование (дети объединятся в группы);
  • квест (дети на территории участка или в помещении ищут по схеме какую – либо вещь);
  • музейный (дети собирают музейные экспонаты);
  • большая игра

Существуют правила поведения детей во время клубного часа:

  • «Говори «Здравстуйте» и «До свидания», когда входишь в другое помещение»;
  •  «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
  • «Кто первый взял игрушку, тот в нее и играет»;
  • «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время клубного часа»;
  • «Говори спокойно»;
  • «Ходи спокойно»;
  • «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
  • «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»

В начале мы познакомили родителей с новой технологией, рассказали о правилах поведения клубного часа.  Вместе с родителями мы выбрали темы, которые было бы интересно провести с воспитанниками. Были проведены клубные часы «Золотая осень», День космонавтики», «День туризма», «Безопасность».

Во время клубного часа «Золотая осень» дети показали спектакль «Муха - Цокотуха», вместе с родителями приготовили салат из фруктов, рисовали «Осенний натюрморт», играли в игру «Собери листья», на выставке рассматривали настоящие овощи, была проведена игра «Угадай на ощупь» (дети с закрытыми глазами узнавали овощ или фрукт), составляли рассказ по картинкам, рассматривали лэпбук «Витамины – наши друзья», собирали урожай в огороде на участке детского сада. После завершения клубного часа все  дети собирались в группе, садились полукругом, образуя рефлексивный круг, где делились своими впечатлениями. Я следила за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждались такие вопросы «Где ребенок был?», «Что тебе запомнилось?», «Хочешь ли ты еще туда пойти и почему?», «Планировал ли ты перед клубным часом куда – то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?»,  «Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?»

Во время клубного часа «День космонавтики» было проведено мероприятие «Космическое путешествие», рисование с элементами аппликации «Космонавт», эстафета, рассматривание иллюстраций, книг, конструирование ракеты.

Во время клубного часа «Безопасность» дети рассказывали о своих поделках, приготовленных совместно с родителями, рассказывали о дорожных знаках (что означает каждый знак), рассматривали иллюстрации, плакаты, играли в сюжетно – ролевые игры, рисовали знаки, пожарную машину, совместно с родителями изготовили светоотражающий значок.

Клубный час «День туризма» проходил на территории детского сада. Вначале детям дана была карта и обозначены места, какие препятствия, преграды им нужно преодолеть, то есть на каждом участке стояло по одному взрослому и детям надо было выполнить то или иное задание, упражнение и  в завершение необходимо было найти клад. Детям было  интересно, они очень увлеклись. И в конце все – таки нашли клад, там оказались монетки (шоколадные конфеты). После этого все дети собирались и делились впечатлениями.

Во время клубных часов дети приобретают умение  найти себе дело и довести до конца. Они способны сделать определенные выводы.  Миша сказал «Сегодня я очень долго играл в физкультурном зале и не успел порисовать. Но в следующий раз обязательно всё успею». Даша ответила «Я очень долго рисовала, поэтому не успела везде побывать.  В следующий раз постараюсь распределить время». Данил сказал «Я сегодня нарушил некоторые правила, но в следующий раз такое не повторится, так как сегодня пропустил самое интересное». Обсуждение в кругу того, что происходило во время клубного часа, дисциплинирует детей, дети становятся отзывчивее друг к другу, конфликтов между ними становится все меньше, у многих детей снижется уровень агрессивности. Они все больше проявляют самостоятельность и инициативность.

Заключение

Считаю, что стоящие передо мной задачи выполнены.

Созданы все условия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. И созданные мною условия привели к качественным изменениям в развитии дошкольников.

Воспитанники проявляют устойчивый интерес к клубному часу, активность и инициативу, дети более самостоятельны, свободно общаются, творчески взаимодействуют не только друг с другом, но и со взрослыми. У детей воспитываются дружеские отношения, навыки сотрудничества, повысилась  культура общения. Они стремятся побыстрее взяться за интересное дело, увлекая своих товарищей.



Предварительный просмотр:

Статья «Пространство детского сада: лучшие технологии и практики дошкольного образования города Екатеринбурга»

Раздел сборника: Территория командной работы

Николаева Валентина Петровна

а.det.161@yandex.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение - детский сад № 161

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос обучения детей дошкольного возраста командной работе, о том, как важно научить ребенка работать в команде. Тем более работа в команде особенно важна в современных условиях. Главное внимание в работе уделяется возможности применения данного вида деятельности для успешной адаптации и достижения высоких результатов в будущем.

В настоящее время огромное место в образовательной деятельности заняла модель технологического образования. Это начальная подготовка к занятиям по техническому творчеству в школьном возрасте. Важно на ранней ступени, а именно в дошкольных организациях  до учебы в школе выявить наклонности у детей  по технологическому обучению. Ведь именно в этом возрасте дети начинают придумывать новое, конструировать, творить. И нам, взрослым надо всеми силами  поощрять, помогать им совершенствовать  задуманное. Ведь нам так важно, чтобы дети исследовали мир физически.

Техническое творчество детей способствует улучшению пространственного мышления и помогает при освоении школьных дисциплин в дальнейшем.

Огромное значение в образовательной деятельности имеет учебное и игровое оборудование, что способствует стимулированию интереса и развития навыков решения многих образовательных задач.

В нашем детском саду организовано групповое пространство, отвечающее всем требованиям современного образовательного стандарта. Правильно организованное рабочее пространство в дошкольном учреждении позволяет увидеть ребенку действия других детей, обсуждать ход работы в непринужденной обстановке и получать положительные результаты, обмениваться своими мыслями и мнениями с товарищами. Наше дошкольное образовательное учреждение стало площадкой по освоению парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Создано материально – техническое наполнение предметно - игровой среды. В течение недели в режимных моментах ведется предварительная работа, а в конце недели проводятся занятия.

Таким образом, правильно организованное групповое пространство, разнообразие и широкий выбор материалов в системе конструирования и робототехники, систематическая работа позволяет детям превращаться в архитекторов, строителей, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои мечты, идеи и желания.

В чем же преимущество набора «Даря Фрёбеля» для развития дошкольника и воспитательно – образовательного процесса? Это развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность, развитие творческо - продуктивной деятельности, создание условий для эмоционального единения взрослого и ребёнка, организация проектной деятельности.

А какое влияние имеют конструкторы на развитие дошкольников и образовательного процесса? Это способность к длительным волевым усилиям, что способствует основам трудолюбия у ребенка в дальнейшем, способность планирования, развитие моторики рук, мышления, творческой активности. Во время занятий с конструктором у детей развиваются такие качества, как самостоятельность, организованность, ответственность, целеустремленность. И самое главное, занятия с конструктором очень помогают при подготовке к школе: дети производят простые действия по арифметике, разбирают состав числа, осваивают устный счет.

Роботехника – интересное, увлекательное занятие для детей, процесс познания таких областей, как электроника, механика и программирование. Использование робототехники способствует техническому процессу. Дети знакомятся с современными технологическими предпосылками. У дошкольников развиваются все познавательные процессы: мышление, воображение, память, речь, формируются личностные качества дошкольников. В данном процессе дети самостоятельно ищут решения технических задач. Важно отметить, что робототехника развивает математическое мышление. Дети становятся более креативными. Порой, дошкольники ошибаются, но изучение робототехники учит любые ошибки исправлять, делать выводы, искать новые пути к решению задач. И в дальнейшем дети не будут бояться ошибаться, наоборот, будут находить правильные решения в той или иной ситуации. А самое главное, в процессе робототехники осуществляется взаимодействие каждого ребенка с другими детьми. Важное преимущество – умение работать в команде. Работать в группе – это значит, сотрудничать, взаимодействовать, согласовывать свои действия с действиями других детей. Ведь одна из задач воспитания в образовательной деятельности: научить детей жить в обществе. Вот здесь и помогает умение работать в команде: обучение навыкам работы в группе, в команде, то есть работать сообща, вместе помогает детям найти место в любом социуме. В ходе командной работы дети чувствуют себя как единое целое, как настоящая команда, способная достичь целей и получить положительный результат. Работа в команде помогает детям внимательно и осторожно относиться друг к другу, уметь договариваться, находить выход из положения, оказывать взаимопомощь, содействие, взаимовыручку.

А еще важная сторона в нашей работе – это общение. Уровень взаимодействия у дошкольников  друг с другом проявляется тогда, когда они называют своего товарища по имени и прикасаются к нему, если это необходимо. В связи с этим проявляются адекватные положительные эмоции активная речь. Дети начинают уверенно, спокойно общаться.

В процессе нашей работы по данной программе у детей развиваются навыки доброжелательных отношений: дошкольники умеют внимательно выслушать собеседника, ценят действия другого ребенка, согласовывают свои действия. Работа в команде позволяет поддерживать друг друга, придумывать и разрабатывать новые идеи. Каждый дошкольник в процессе работы обязательно принимает участие в общем деле. У них есть общая цель деятельности, для достижения которой дети прилагают все усилия. И все участники выполняют ту или иную роль, чтобы достичь положительного результата. Дети с удовольствием работают в команде, понимают, как важно работать в команде, им весело и интересно, получают только положительные эмоции.

Таким образом, мы пришли к выводу, что без навыков командной работы ребенку очень сложно адаптироваться и достичь высоких результатов, успехов в дальнейшем будущем.

Список литературы:

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2–е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018.
  2. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации/ Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова. А.В.Соколова; Под. Общ. ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.


Предварительный просмотр:

Эссе «Краеведы России»

Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольного образования. А важным составляющим в развитии дошкольников является такая отрасль, как краеведение. Что же такое краеведение? Это и знания о природе нашего края,  об истории, о  культуре нашей Родины; это и рассказы бабушек, дедушек; это то самое наследство, которое мы должны беречь и охранять.

Когда  знакомим детей с родным краем, мы должны побудить их к той или иной деятельности. Это может быть желание ребенка посадить около дома цветок, чтобы двор стал уютным, еще более краше, нарисовать то, что интересного услышал на занятии. То есть мы, взрослые, должны научить детей замечать вокруг себя только самое положительное, интересное, что создается руками человека, любоваться этой красотой, ценить и беречь все прекрасное, что нас окружает.

Какие же формы работы в данном направлении я использую? Это беседы по данной теме, тематические занятия, экскурсии, игровые методы и приемы, игры по краеведению, которые приобщают детей к истории, природе, исследовательская работа, развлечения, праздники, где воспитанники знакомятся с традициями своего народа, целевые прогулки, выставки, конкурсы детских рисунков. Большое значение имеет такая форма работы, как метод проектов, который способствует самостоятельности, целеустремленности, умению взаимодействовать с товарищами и со взрослыми.  

Немаловажное значение имеет организация предметно – развивающей среды. Представлен мини – музей, главная задача которого создание условий для вовлечения воспитанников в общение и деятельность. Коллекционирование. Это такое направление, которое связано с собиранием предметов, вызывающих к размышлению. В процессе коллекционирования  развивается познавательная активность.

Оформлен патриотический уголок с российской символикой.

Работа по краеведению ведется и в книжном уголке, где в свободном доступе для воспитанников находятся  книги познавательного характера, картинки, иллюстрации о природе родного края. Различные фотографии.

Также предметно – пространственная среда оснащена наглядно – демонстрационным материалом (фотографии, иллюстрации животных, растений и т. д.), художественной литературой, видеоматериалами (голоса птиц, животных, звуки природы), картотекой игр по краеведению, дидактическими пособиями, гербариями, коллекцией полезных ископаемых. муляжами фруктов и овощей.

Родители принимают активное участие по данному направлению. Я привлекаю их к сбору познавательного и краеведческого материала для пополнения предметно – развивающей среды в уголке краеведения. Провожу консультации на тему «Воспитание у дошкольников любви к Родине», «Старинные предметы быта», «Поход с ребенком в выходной день по окрестностям Екатеринбурга» и т.д.

Осуществляя деятельность в краеведческих уголках группы, ребята могут применить на практике те знания, умения, которые получили во время различных экскурсий, посещении музеев и т.д. Во время работы в уголках краеведения у воспитанников развиваются такие психические процессы, как память, воображение, речь, мышление, расширяется кругозор, воспитывается патриотизм,  любовь к родному краю. 

Таким образом, создание уголков краеведения в детском саду позволяет повысить качество работы в сфере ознакомления с историей, обычаями, традициями нашей Родины.



Предварительный просмотр:

Статья на педагогическую тему «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

Обучение грамоте, развитие речи – очень важный период в жизни воспитанников. Чтобы в школе у ребенка обучение грамоте было успешным, нам – педагогам надо создавать условия для формирования знаний, умений, навыков по обучению грамоте, развитию речи в детском саду. Насколько процесс обучения грамоте будет успешным, в большей степени зависит от воспитателя, как он сконструирует непосредственно образовательную деятельность, как её проведет с точки зрения методики, учтет ли возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Но и родители не должны оставаться в стороне. Ведь именно совместная работа: воспитателей и родителей могут дать огромный положительный результат. И от того, как ребята будут подготовлены к обучению грамоте, зависят их  дальнейшие успехи, достижения в чтении, письме и  усвоение русского языка.

Педагогу надо постараться сделать так, чтобы процесс обучения для дошкольников стал интересным, насыщенным, понятным и доступным. А для этого надо применять в своей педагогической деятельности разные наглядные пособия, игровые задания, обыгрывания, демонстрационный, дидактический материалы. А самое главное, как организовать начало занятия, ведь именно от мотивации зависят дальнейшие успехи воспитанников, то есть воспитателю нужно настроить ребят на познание нового, интересного, неизведанного, чтоб у них появилось желание поучаствовать в этом. А для этого послужит любое стихотворение, загадка, приход  сказочного героя, то есть можно использовать разные педагогические приемы, чтобы дети с удовольствием начали заниматься.  

Вопросами по обучению грамоте занимались ученые по психологии, лингвисты, классики дошкольной педагогики, современные педагоги. Некоторые ученые пришли к выводу, что воспитанники готовы к обучению грамоте уже к четырём годам, так как именно этот период от четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности».

При обучении грамоте важными считаются следующие критерии:

  1. Дети должны быть морально подготовлены к данному процессу, а также у них должно быть желание изучать буквы, желание научиться читать, у них должны быть развиты такие процессы, как память, мышление, речь, внимание как зрительное, так и слуховое.
  2. Так как основная форма деятельности – это игра, то обучение грамоте следует проводить с применением различных игровых методик в увлекательной игровой форме.
  3. Атмосфера обучения должна быть спокойная, положительная, дружеская, доброжелательная, без давления. Детей не надо принуждать, а наоборот привлекать, чтобы они с удовольствием и с охотой шли к азам получения новых знаний.

Работая в подготовительной группе с детьми 6 – 7 лет я поставила цель: создать все условия для развития фонетической стороны речи дошкольников, фонематического слуха, для подготовки воспитанников к обучению грамоте, звуковому анализу слов.

Для работы с дошкольниками отобрала наглядный материал с изображениями на тему «Звуки и буквы», приготовила картотеку игр по дидактике, «Скороговорки и чистоговорки», игры со звуками «Поймай звук», «Узнай звук», «Определи место звука в слове», изготовила коллекцию штриховок и обводок. Для родителей оформила консультации, беседы «Подготовка детей к обучению грамоте», «Ваш ребенок идет в школу: что он должен знать и уметь», «Как научить ребенка читать», «Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический звук».

Ожидаю планируемые результаты в конце года:

Дети должны знать такие термины, как «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение», «речь», выучить все буквы алфавита, должны различать гласные звуки от согласных (а также различать звонкие и глухие, твердые и мягкие), определять количество звуков в слове, выполнять звуковой и слоговой анализ слов, научиться читать по слогам сначала слова, предложения, а затем и небольшие тексты, уметь разгадывать самые простые ребусы и кроссворды, отвечать на вопросы взрослых полным ответом, уметь ориентироваться на листе бумаги, то есть видеть строчку и клетку,  писать печатные буквы, должны помнить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Все дети разные, каждый ребенок уникален и не все одинаково идут по лесенке развития, то есть не все дошкольники одинаково осваивают навыки чтения. Наша задача: помочь каждому ребенку достигнуть успехов в получении знаний, умений и навыков, всячески их поддерживать, прислушиваться к ним. Мы – взрослые должны помочь детям в получении и освоении качественного дошкольного образования. Ведь придя в школу, ребенок уже должен знать основы грамоты. А самое главное, мы должны детям привить «чувство языка».

Список литературы:

  1. О.С. Ушакова. Речевое развитие детей 6 – 7 лет. Методическое пособие.
  2. Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие. Издание второе. – М., Центр педагогического образования, 2009.
  3. Знакомлюсь со школой. Дидактический материал в картинках.
  4. Обучение грамоте. Готов ли ты к школе? 5 – 7 лет. Тестовые задания для проверки знаний детей.



Предварительный просмотр:

Эссе «Экология жизни»

В настоящее время многие проблемы жизни связаны с экологией, что оставляет неравнодушными не только учёных, геологов, но и простых людей. Природный мир – это то, что нас окружат. Это все живое и неживое на земле: это и трава, и  вода, и земля, и цветы, и горы, и даже солнце. Если мы с вами не будем заботиться о природе, то в итоге ее просто не станет, иными словами, она умрет, перестанет существовать.

Природа в жизни людей имеет огромное значение. Она дает нам все: и воздух, которым мы дышим, и воду, которая так нам жизненно необходима, и еду и т.д. Все это имеет тесную связь между собой.

Что же отрицательно влияет на нашу природу? Это дым, выхлопные газы, выбрасываемые транспортом, охота на животных, вырубка лесов, это даже мелкий мусор, выброшенный человеком. Все это отрицательно сказывается на окружающем мире, на природе.

И чтобы  глобальных проблем с экологией не было, необходимо всем задуматься о своих поступках и действиях, научиться рационально использовать природные богатства. Иначе с нами произойдет как в мультфильме, окажемся среди черных тучек, а зеленого цвета, это цветов, лугов, трав не будет совсем. И не будет мест, где можно полюбоваться красотой природы, отдохнуть в зелени травы, цветов, окунуться в сосновый благоухающий мир. Окружающая природа – это наш родной дом. И зачем же нам своими собственными руками разрушать дом, в котором мы живем?

Ведь сколько богатства мы берем у природы, столько же надо отдавать взамен. Обязательно должна быть самоотдача, взаимосвязь. Азы экологической дисциплины надо вкладывать с детства. Ребенок как губка впитывает всё, ребенок – это чистый лист, и что ты на этом листе напишешь, то и будет на всю жизнь. И если привить эту любовь к природе у ребенка с самого детства, то и на всех этапах жизненного пути он будет бережно относиться к окружающей природе. И у нас, у взрослых, педагогов главная задача: научить детей не мусорить, не бросать где попало бумажки, обертки, не рвать понапрасну цветы, не ломать ветки деревьев и кустарников, не разорять птичьи гнезда (ведь птенчики останутся без родителей!), не обижать животных, не топтать муравейники, не тратить зря воду, экономно использовать природные богатства и ресурсы. Воспитание любви к природе – это очень хорошо, замечательно, здорово! Но этого мало. Необходимо еще развивать в детях такие качества, как сопереживание, сострадание, понимание, чуткость, доброту, уважительное отношение к природе.  Со своими воспитанниками я провожу  беседы на темы «Береги все живое», «Береги природу!», на прогулках мы наблюдаем за всеми происходящими изменениями в природе, таким образом, развиваю способность видеть, слушать, чувствовать красоту природы. В непосредственно образовательной деятельности использую стихи, пословицы, поговорки, приметы о природе. При рассматривании с детьми «Красной книги» подчеркиваю, что есть такие растения и животные, которых нужно любым способом сохранить, чтобы они не исчезли с лица Земли. С воспитанниками провожу мероприятия по сохранению окружающей природы: сажаем деревья, убираем участок от мусора, провожу экологические акции «Покормите птиц зимой», «Поможем зимующим птицам». А также провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями воспитанников, чтобы и они принимали активное  участие в воспитании бережного отношения к окружающей нас природе.

Если мы с вами будем с благодарностью и бережно относиться к природе, то и она отплатит нам тем же. Если каждый из нас сделает что – то полезное для природы, то и все вокруг будет цвести и будет продолжать процветать очень много лет.

Берегите природу, цените ее, проявляйте заботу о ней!!! Никогда не забывайте, что мы -  друзья природы и всегда готовы прийти к ней на помощь!



Предварительный просмотр:

Эссе «Сортируем мусор правильно»

Даже невозможно представить, что произойдет с нашей планетой через много сотен лет, если отходы на свалку будут поступать с такой же скоростью, как это происходит в настоящее время. Вся  планета может превратиться в одну большую свалку. Иной мусор, разлагаясь, отравляет почву, а вместе с ней и все растения, деревья, травы и они становятся непригодными для употребления

Так что же делать людям, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье, окружающих им людей.  Ответ очень прост: правильно сортировать мусор.

Весь мусор можно разделить на опасные  и безопасные виды.

К безопасным видам относятся: пищевые остатки, картон и бумага, целлофан (но не полиэтилен), садовый мусор (древесина, листья деревьев). Безопасные виды отходов, разлагаясь, не отравляют  почву и воду, они не являются источником опасности для человека, животных и растений. Хочется сказать, что органический мусор может приносить пользу, он пригоден для производства удобрений.

 Опасными  видами мусора являются: использованные аккумуляторы, батарейки, лекарства и вакцины с истекшим сроком годности, лакокрасочные изделия, автомобильные покрышки, градусники, ртутные лампы, полиэтилен. Эти отходы очень опасны, и попадая на свалку, отравляют землю и воду. Данные отходы не подлежат переработке, их просто уничтожат в специальных заводах.

Одним из вариантов решения проблемы является создание специальных контейнеров для сбора мусора. Например, пластик выбрасывать в один контейнер, стекло – в другой, батарейки, ртутные лампы – в отдельный контейнер и т.д. Так, мусор будет быстрее перерабатываться. Бумага и картон должны собираться для макулатуры.

Второй вариант решения глобальной проблемы: построить заводы по переработке отходов.

Теперь мы знаем, зачем нужна сортировка мусора. Разделяя отходы, мы намного сокращаем засоренные территории, получаем доходы, бережем богатства нашей Родины, делаем планету чище, возвращаем добытые ресурсы в производство.

Мы должны беречь природу и научить этому наших детей. Только мы сами можем повлиять на экологию планеты в будущем. Если каждый начнет с правильного распределения мусора, то экология нашей планеты станет намного чище.