Методическая копилка

На этой странице собраны методические материалы (разработка уроков по развитию речи; конспект интегрированного урока, рабочая программа по литературе)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_po_razvitiyu_rechi.docx33.8 КБ
Файл konspekt_uroka_semya.docx20.3 КБ
Файл programma.docx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Моя методическая проблема – развитие устной и письменной речи учащихся. Развитие речи – большая и сложная область методики русского языка. И, тем не менее, развитие речи как область теории только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития речи учащихся.

         Работа в аспекте развития речи проводится «попутно» в связи с изучением материала основной программы и, конечно, предполагает определенный отбор и методическую интерпретацию.

         Связная речь – раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества.

         Совершенствование письменной речи учащихся является одной из важных задач современной школы. В лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица высшего ранга.

         Разрабатывая уроки развития речи, в частности работу над сочинением и изложением, я придерживаюсь следующих принципов:

  1. Углубленная работа над текстом, предшествующая написанию.
  2. Тщательный отбор образцовых текстов, тематики.
  3. Ориентир на интересы учащихся и уровень подготовленности класса.
  4. Тесная межпредметная связь (литература, музыка, изобразительное искусство и др.)
  5. Четкая постановка цели и тщательный анализ работ.
  6.  Связь с изучаемым материалом основной программы.
  7. Наличие элемента исследования.
  8. Использование дополнительных средств обучения: репродукций картин, иллюстраций, фотографий, различных видов словарей, раздаточного материала, ИКТ.
  9. Разноуровневые задания.

       Методисты  выделяют три этапа обучения речи в школе: подготовительный, систематический и завершающий. Уроки обучения связной речи в 5-7 классах – это основной учебный цикл, который формирует основные умения и навыки.

      Мной разработаны и представлены уроки развития речи – выборочные изложения в 6 классе, сочинения по картинам в 5 классе. Изложения по литературным текстам, сочинения по картинам – это также средства идейно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, более глубокого проникновения в творческий замысел и содержание художественного произведения, картины художника, средство обучения самостоятельной работе.

В данной работе я представляю свои разработки уроков по развитию речи в 5-6 классах.

Урок развития речи в 5 классе

Составление проекта сочинения по картине

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»  

         Обучающая цель: формирование умения строить текст, подчиняя его основной мысли; выбор стиля речи, типа речи, соответствующих языковых средств. Повторение и закрепление знаний по разделу «Лексика». Составление сложного плана.

         Развивающая цель: развитие устной и письменной монологической речи.

         Воспитывающая цель: воспитание умения видеть прекрасное в обыденном, «читать» замысел художника.

        Предварительная работа: подбор стихотворных текстов о зиме, березах, снеге учениками; подготовка устных сообщений о И. Э. Грабаре и истории создания картины.

        Ход урока: 

      Сообщение темы и цели урока.

1.Демонстрация картины на экране. (Пусть ученики побудут наедине с картиной. Начинается самое главное – ее восприятие).

2.Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, вы готовы написать сочинение по картине? Почему? Какая проблема стоит перед нами? Да, недостаточно материалов для сочинения. Почему вам так понравилась картина? Ведь на ней не изображено ничего особенного – деревья. Обычные русские березы. Без листьев даже. (Поставлена проблема. Произошла завязка урока).

В беседе учитель постепенно направляет к определению основной мысли картины: «Художник задался целью показать удивительную красоту, взволновать этой красотой других».

3.Чтение воспоминаний художника: «Я стоял возле дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому рисунку ветвей. Когда я взглянул на верхушку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты цветов: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю красоты передать, то и это будет бесподобно».

- Как вы думаете, удалось ли это художнику?

4. Наблюдение за композицией (ракурсом, ритмом линий, цветом). Замечаем, что угол зрения на деревья не совсем обычный.

5. Сообщение учеников о том, как создавалась картина.

Продолжение беседы:

- Да, работая над картиной, художник выбрал самую низкую точку обозрения, прорыв глубокую траншею. Зачем? Почему так изображены березы?

6. Работа с вопросами учебника.

- Почему именно так расположены вопросы? Да, они нам подсказывают план сочинения.

7. Совместное составление сложного плана.

8. Лексико-орфографическая работа (мольберт, репродукция, лазурный, фиолетовый, лиловый, серебряный, сиреневый, и др.)

9. Обратимся к материалу, который вы подобрали к уроку. Что вы можете использовать как эпиграф, цитату? Учащиеся зачитывают, например:

Серебро, огни и блестки!

Целый мир из серебра,

В жемчугах горят березки…

Ах, какая красота!

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

9. Заключительное обращение к картине.

- Какая по характеру музыка может сопровождать работу над сочинением? (Классическая, спокойная и др.).

10. Прослушивание музыки Вивальди из альбома «Зима». Обмен мнениями, впечатлениями.

- А теперь вы готовы к написанию сочинения?

11. Написание сочинения в сопровождении данного музыкального произведения.

                                                           Урок развития речи в 5 классе

Устное сочинение по картине

 П. П. Кончаловского «Сирень»

         Обучающая цель: формирование умения строить текст, подчиняя его основной мысли, выбор стиля, типа речи, соответствующих языковых средств. Повторение и обобщение знаний по лексике.

         Развивающая цель: развитие устной и письменной  монологической речи.

         Воспитывающая цель: воспитание высоких тонких чувств, умения видеть прекрасное в обыденном, определять замысел художника.

        Предварительная работа: подбор стихотворных текстов о сирени, музыкальных произведений, картин художников. С одной из картин знакомимся на предыдущем уроке. Это «Сирень» Врубеля. Учащиеся имеют возможность сравнивать, анализировать.

        Ход урока:

  1. Демонстрация картины П. П. Кончаловского «Сирень» в сопровождении романса «Сирень» С. В. Рахманинова.
  2. Сообщение темы урока, постановка цели.
  3. Беседа по вопросам:

- Понравилась ли вам картина? О чем вы подумали? Что почувствовали? Что вы узнали из статьи учебника об авторе? (Кончаловский очень любил сирень.  Картин с изображением сирени у него много).

4.   Сообщение учителя об авторе картины:

  -         Родился П. П. Кончаловский в городе Славянске (ныне Донецкая область) в 1876 году. Учился живописи в Париже, затем в Петербургской Академии Художеств. Работал в разных жанрах. Он писал портреты, пейзажи, в театрально-декорационной живописи.

             С особенной силой талант художника проявился в натюрморте. В нем он видит живописное воплощение радостного изобилия земной красоты – «творчества жизни». Художник стремился передать не столько форму, сколько конструкцию предмета, его вес, массу. Он не просто похоже передает цветы, а создает художественные образы, чувствуя поэзию природы. Кончаловский считал, что цветы нельзя писать «так себе», простыми мазками, их надо глубоко изучать. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах.

5.Работа над картиной:

- Рассмотрите внимательно картину. Тщательно ли выписывает художник детали: листочки, лепестки? Что это придает картине?

- Обратите внимание на цвет. Какие цвета и оттенки вы будете употреблять?

- Сравните эту картину с картиной Врубеля «Сирень». (Букет – заросли, мазки – детали, черный цвет, фигура женщины – у Врубеля, яркие цвета, тона – у Кончаловского).

Определите основную мысль картины. Что, по-вашему, хотел нам передать художник? (Красоту, хорошее настроение, надежду на приход весны, лета и др.)

- Да, буйное весеннее цветение символизирует богатство, красоту русской природы. Художник хочет передать свое жизнелюбие нам, чтобы мы увидели в самом обычном прекрасное.

6. Прослушивание романса С. В. Рахманинова «Сирень».

7. Продолжение беседы:

- Можно ли сказать, что романс иллюстрирует картину? Кто почувствовал это? «Увидели» ли вы сирень в музыке? Совпадает ли настроение, переданное в картине и в музыке? Поделитесь своими ощущениями, впечатлениями.

 8. Составление плана необходимо, так как устное сочинение составляет определенную сложность для пятиклассников. План записывается на доске. В составлении плана поможет материал учебника.

Изложение в системе работы по развитию

языковой компетенции учащихся

         Развитие речи – большая и сложная область методики русского языка. Связная речь – раздел, который всегда выделялся как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества. В методике понятие «связная речь» употребляется в трех значениях:

        1.Это процесс деятельности говорящего (пишущего);

        2.Продукт, результат этой деятельности;

        3.Название работы по развитию речи;

                         Для методистов связная речь (как высказывание) – это и речевая деятельность ученика, когда ученик  выступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины, устно и письменно воспроизводит содержание прочитанного, пишет рассуждение, рассказ, статью. А также результат этой деятельности: развернутый ответ, изложение (устное или письменное), рассуждение, рассказ, т. е. определенное речевое воспроизведение, большее, чем предложение.

                      «Текст» употребляется в методике как синоним слова «высказывание». (Результат речевой деятельности). В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица высшего ранга. Основные признаки текста:

  1. Смысловое и семантическое единство;
  2. Стилистическое единство;
  3. Структурное грамматическое единство;

            Коммуникативные задачи текста: общение, сообщение, воздействие.

            Характеристика изложения как вида работы по развитию речи связана с особенностями воспроизводящей деятельности, лежащей в основе письменной и устной передачи содержания исходного текста.

Работа над изложением выполняет одну из важнейших функций филологического образования в целом, она формирует коммуникативную функцию человека, развивает его речевые умения, навыки, которые он используют в устной и письменной речи.

           Цели работы над изложением:

  1. Обогащение лексики учащихся;
  2. Пополнение фразеологических запасов;
  3. Обогащение грамматического строя  речи;
  4. Усвоение морфологических норм согласования и управления;
  5. Построение предложений разных видов;
  6. Составление собственного текста на основе образцового;

         Совершенствование письменной речи учащихся является одной из важных задач современной школы. Письменная речевая культура учащихся зависит от многих факторов: умения читать и начитанности, от активности словаря, которым он владеет, от умения включить вновь освоенную лексику в собственную речь

         Какова технология работы над изложением, как лучше подготовить школьников к экзаменационным испытаниям – эти вопросы волнуют не одно поколение учителей-словесников.

         Выдающийся психолингвист Н. И. Жинкин отмечал, что изложение представляет два взаимосвязанных речемыслительных фактора: восприятие текста и его воспроизведение. А что есть воспроизведение текста? Это активное слушание, это понимание смысла, это запоминание, а самое главное, это усвоение его языковой формы.

          Суть деятельности учащихся при написании изложения – уяснить содержание текста, понять основной смысл, авторскую идею, чтобы позже воспроизвести, передать его логически четко, т. е. создать на его основе собственный текст.

          Основное требование при написании изложения – это целевая установка педагога. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые изложения. По отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием.

           По восприятию исходного текста различаются изложения: 1. Прочитанного, воспринятого зрительно; 2. Услышанного, воспринятого на слух; 3. Воспринятого и на слух, и зрительно.

           По степени знакомства с исходным текстом различаются изложения незнакомого, т.е. воспринимаемого впервые текста и знакомого, т. е. ранее известного (Обычно используется на уроках литературы).

            Готовя школьников к написанию изложения, учитель особо обращает внимание на самый существенный признак – функцию этого текста: сообщение, общение или воздействие. У текстов делового, научного стиля – функция сообщения; у текстов публицистического, художественного стиля – функция воздействия или общения.

            Каждый текст на обучающих занятиях может быть разобран по следующему алгоритму:

- основная функция, задача текста;

- монологическая или диалогическая речь;

- из какого произведения взят отрывок?

- языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика;

- основная мысль;

- на какие размышления вас наталкивает текст?

            В ходе работы над обучающими изложениями проводится беседа, объясняется вариант работы, воспроизводятся наиболее важные, «трудные» места, записываются цитаты. Бывает, целесообразно совместно составить план, а иногда и предложить образец готового изложения. Все зависит от уровня подготовленности класса.

             Составление плана – один из видов аналитической работы над текстом. Текст делится на микротемы и,  составляя план, школьники получают представление о принципе и целесообразности деления текста на части, о последовательности расположения этих частей, о внутренних логических связях в произведении. Таким образом, осмысливают такое сложное понятие как композиция.

              Работа по составлению плана приучает школьников приводить в систему свои мысли и четко формулировать их. Заголовки плана должны иметь единый стиль и быть обращены к одной из трех форм: повествовательной, вопросительной или в форме назывных предложений.

               План изложения зависит от целевой установки, он может передавать ход действий или подчеркнуть идейную направленность произведения. Работая над планом, целесообразно рассмотреть виды связи между предложениями и частями текста (параллельная или цепная?) Определить не только смысловую связь, но и лексико-грамматическую, т. е. повторы, синонимы, порядок слов, однокоренные слова и др.

               В   зависимости от композиции текста, необходимо правильно выбрать вид плана. Планы делятся:

  1. На простые и сложные;
  2. В форме односоставных и двусоставных предложений;
  3. Цитатный план;

       В современную методику ученые Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М.Д.Морозова, Н. А. Пленкин внесли новое. Во-первых, обновили классификацию изложений; во-вторых, предложили внести в работу над текстом анализ изобразительно-выразительных средств.

       Каждый вид изложения имеет свою коммуникативную задачу. Главное – понять позицию автора, создавая свой текст. Очень важно на современном этапе умение писать сжатое изложение, так как экзаменационная работа в 9 классе предусматривает именно этот вид работы.

      Сжатое изложение способствует совершенствованию навыка лаконичной речи. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию. Практика показывает, что краткое изложение дается учащимся с трудом: они обычно сбиваются на подробный пересказ.

      В 1979-е годы И. Д. Морозова, ученый-лингвист, выделила основные способы сжатия текста:

  1. Исключение подробностей и деталей;
  2. Обобщение единичных явлений;
  3. Сочетание исключения и обобщения;          

Список использованной литературы:

  1. Богуславская Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Киреев В. Л. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием. – Ленинград: Просвещение, 1981.
  4. Коровина В. Я. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Ладыженская Т. А. и др. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Лидман- Орлова К. Г. Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. – М.: 1963.
  7. Пустовалов П. С. и др. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1976.
  8. Санжадаева Г. С. Технология работы над изложением. – Улан-Удэ: изд.: БГСХА, 2007.

Урок развития речи в 6 классе

Обучающее выборочное изложение по повести А. С. Пушкина «Метель»

Цель: Формирование умения строить свой текст на основе данного.

Задачи: Развивать речь учащихся;

               Прививать навык связного изложения; умение вычленять материал на заданную тему, находить средства связи предложений в тексте.

               Систематизировать материал, отбирать средства связи предложений;

               Вырабатывать умение определять основную мысль предстоящего высказывания;

Межпредметная связь: литература, музыка.   

Предварительная работа: знакомство с повестью «Метель». 

Ход урока:

  1. Вступительная беседа. Цель – пробудить у учащихся интерес к работе, подготовить к восприятию текста.  Учитель сообщает цель урока – более подробное знакомство с особенностями выборочного изложения.
  2. Чтение и анализ исходного текста. Беседа:

- Какова основная мысль текста? (Метель сыграла злую шутку над героем).

- К какому типу речи относится данный отрывок? (Повествование с элементами описания).

- Как расположен материал на заданную тему? Сосредоточен или рассредоточен? (Рассредоточен по всему тексту).

- Каким будет тип изложенного текста? (Текст представляет собой чистое описание).

           3. Чтение текста учителем. Содержательный и языковой анализ текста.

                  - Что описывается в тексте? (Метель, состояние заблудившегося героя).

- Выделите слова, которые использует автор для описания метели. Определите их часть речи.

- Какие изобразительно-выразительные средства вы встретили в тексте? (Исчезла во мгле, слилось с землей, мрак дерев, свирепствовать и др.).

                  - Найдите устаревшие слова.

- Какие слова повторяются? Для чего использовал повторы автор?

          4. Сбор материала для сжатого изложения. (здесь возможна парная и групповая работа). Учащимся предложено сначала исключит целые предложения, затем части сложных предложений и т. д.

          5. Чтение полученного текста вслух. Редактирование.

          6. Лексико-орфографическая работа:

- Какие слова и выражения вам непонятны? Выпишите «трудные» слова.

7. Минутка для эмоций.

- Давайте встанем, попробуем изобразить метель при помощи жестов, звуков.

- А какая по характеру, настроению музыка могла бы сопровождать данный эпизод? (Стремительная, тревожная, с нарастанием или сменой темпа, быстрая).  

                8. Учащимся предлагается прослушать отрывок из музыкальных иллюстраций к                              повести А. С. Пушкина «Метель»  русского композитора Г. Свиридова.

- Соответствует ли прослушанный эпизод содержанию? Точно ли по вашему мнению композитор изобразил метель? Итак, мы готовы к воспроизведению.

      9. Написание изложения.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Семья – спасительная гавань…

(интегрированный урок литературы и обществознания)

Цели:

Воспитывающая:  воспитывать ценностное отношение к семье;

Образовательная: помочь усвоить учащимся идейную направленность художественных произведений;

Развивающая: совершенствовать учебные и исследовательские компетентности , развивать умения и навыки анализа текста, формировать коммуникативные компетенции.

Средства обучения: художественные тексты, справочная литература, ИК-технологии.

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок открытых мыслей.

Предварительная подготовка: распределены роли лингвиста, литературоведа, социолога, правоведа, пресс-секретаря.

Ход урока:

  1. Организацинный момент (приветствие, объявление темы, цели)

А. В.  Эпиграф.  Мотивация учебной деятельности. Наша главная задача – вернуть российской семье  авторитет… Д. Медведев.

                       2. Актуализация знаний.

Значение понятия семья (социолог Туяна). Т. А.  Обратимся к лексическому значению слова «Семья». Учащиеся дают определения. Слово «лингвисту».  (Низовцев Д. определения по словарю Ожегова).

 - Итак, мы обратимся к произведениям русской литературы, в которых концепт «семья», «дом», «кров» является ведущим. Назовите их. Слово первому «литературоведу» - Аносова К. (предлагается остановиться на примерах из рус. литературы разных веков и жанров). Наш литературовед сделал выбор и предложил начать с комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1). Предлагаю вспомнить комедию. С чего бы вы начали разговор? (В центре внимания – семья Простаковых-Скотининых. Значащие фамилии и имена. Диалоги героев. Лексика. Взаимоотношения членов семьи. Финал комедии). Вывод: Нет семьи там, где правит невежество, деспотизм, ханжество, грубость; где нет взаимоуважения.

2). Обратимся к роману-эпопее «Война и мир», где «мысль семейная» является ведущей. На каких положительных примерах остановимся? (Семья Ростовых, Болконских). С чего бы вы начали разговор? (Поступки героев. Примеры: именины Наташи, русская пляска, подводы раненым, уход за ранеными, смерть Пети…

А. Болконский. Жажда подвига и др.) Вывод: Основа этих семьей – любовь, семейные традиции, патриотизм, взаимопонимание, взаимоуважение. 

Обратимся к семье Курагиных. Герои – Элен, Анатоль. Примеры: замужество Элен, измена, совращение Наташи Анатолем). Вывод: Там, где правит бездуховность, жажда наживы, достижение целей любым путем, хитрость, обман – нет семьи.

3). Продолжая наш разговор, мы не можем обойти вниманием роман «Господа Головлевы», хотя бы потому, что критика определила его как «семейную хронику». Слово второму «литературоведу» о истории, значимости романа, появлении новой темы.  (Цыдыпов А.)  Обсуждение по вопросам: Какова идея романа? (Распад, гибель семьи). Причины: Арина Петровна, мать семейства, приложила все силы на то, чтобы увеличить свое имение, округлить капитал. У всех членов семьи – праздность, непригодность к какому-либо делу, стремление урвать кусок побольше, получше. Дети делятся на «любимчиков». «постылых», внучек А. П. называет «щенками», родного брата заточает в людскую, где он ест из одной чашки с Трезоркой. Страшен пример того, что за всю жизнь мать не сказала детям ни одного ласкового слова. Ужасен финал: один за другим уходят из жизни члены семьи. Вывод: Там, где семьей правит накопительство, хищничество, лицемерие, жестокость при полном отсутствии любви и взаимопонимания – нет семьи.

4).  Обращаясь к литературе 20 века литературоведами были предложены рассказ И. Полянской «Утюжок и мороженое» и очерк Сергея Львова. Обоснуйте свой выбор. (На данных примерах мы видим и проблемы современной семьи. В очерке - это отсутствие взаимопонимания между супругами, нежелание идти на компромисс, хотя, казалось бы, проблема – мизерная. В рассказе – проблемы более глубокие. Обсуждение. Слово третьему «литературоведу». (Дабаева Д.)

Вывод: К распаду семьи ведет непонимание, отсутствие всяких духовных связей между тремя поколениями, желание «закрыть глаза», «заткнуть уши», чтобы не решать проблемы, отсутствие ценностей, жестокость.

Т. А. Подводя итоги нашего разговора, предлагаю прослушать ваше домашнее задание: подборку пословиц, поговорок о семье и доме с отрицательной и положительной оценкой.

5). Слово четвертому «литературоведу» (Мельникова А.).

А.В. Слово «Социологам» о функциях и типах семьи (Даша, Настя).

Т.А. Приведите примеры из худ. произведений.

А.В. Слово «Социологам» (Оля, Ваня).

А.В. Беседа о современных проблемах семьи. Слово «Правоведу». Задачи и решения правительства. Примеры из жизни.

4. Рефлексия.  Выступление пресс-секретарей. Обмен мнениями. Оценки.

5. Дом. зад. Эссе, раскрывающее одно из высказываний: тему, эпиграф, пословицу. Привести аргументы из худ. литературы и жизненного опыта. Инд. зад: написать отзыв о занятии пресс-секретарям.


Предварительный просмотр: