Литература.

Селезнева Таиса Сергеевна

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка  по литературе

на тему:

«Система заданий при изучении эпических, лирических и драматических произведений в

9 классе на примере произведений И.С. Тургенева,

А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова»

Выполнил:

Селезнева Т.С.,  

учитель русского языка и литературы,

МБОУ лицея № 15,

г. Пятигорска

Ставропольского края

Пятигорск, 2017

Произведения, взятые мною  в качестве иллюстраций к заданиям практической работы, предусмотрены программой под редакцией В.Я. Коровиной, предметная линия учебников « Литература 5-9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной.  М.: Просвещение, 2014, 2015. УМК к учебникам  «Литература .5-9 классы,

  1. Изучение эпического произведения на примере повести И.С. Тургенева «Ася», 8 класс. Ч 2

При разработке системы уроков по повести И.С. Тургенева «Ася», я иду проторённым путём, придерживаясь  рекомендаций, определённых методикой, потому что  в условиях учебного заведения, в котором я работаю, другой способ работы нецелесообразен:

  1. Тема, проблематика, сюжет.
  2. Образы героев.
  3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

Выписка из календарно-тематического плана:

Урок 1. Знакомство с героями повести. Роль пейзажа в произведении (главы1-3)

Урок 2 «Что за хамелеон эта девушка!» (главы 4-10)

Урок 3. «У счастья нет завтрашнего дня». (Главы 11-22)

Урок 4 Образ тургеневской девушки в произведении.

Система заданий к повести И.С. Тургенева «Ася»

  1. Предварительное домашнее чтение произведения.
  2. Составление «паспорта» произведения:
  • Название;
  • Автор;
  • Герои;
  • Краткое изложение сюжета
  • Жанр.

Урок 1. Интригующее начало: прослушивание романса на стих И.С. Тургенева  «Утро туманное»  Беседа по вопросам: О чем это произведение? Какие чувства вы испытали, слушая его? Знает ли кто-нибудь, кто автор текста этого романса? ( Подчеркнуть, что И.С. Тургенев в начале своего творческого пути писал стихи, некоторые были переложены на музыку и стали романсами).

Случайно ли я начала урок с этого романса? Почему?

 Размышление о любви, подбор эпитетов к слову любовь. Вопрос: почему так много ликов у любви (она и прекрасная, она и коварная, она загадочная, мимолётная, вечная и  т.д.)? Можем ли дать исчерпывающий ответ на этот вопрос?  А какую роль играет любовь в жизни человека? ( Подвести  учащихся к мысли о том, что  в русской литературе традиционно герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность). Эта традиция особенно ярко проявилась в произведениях И.С. Тургенева, в них он воспел любовь и благородство в отношении к женщине, считал любовь одним из самых добрых чувств.

 Переход к анализу произведения. Используем «Паспорт «произведения, составленный дома.

  Название по имени главной героини повести.  Вспомните настоящее имя девушки. Что значит имя Анна? Каково значение имени Ася? (индивидуальные домашние задания)

Рассказ об истории создания повести учащиеся читают в учебнике, можно дополнить рассказом истории незаконнорождённой дочери Тургенева.

Анализ 1-3 глав повести «Ася»

  • Чтение учителем начала повести. Беседа по вопросам.
  1. От чьего имени ведётся повествование?
  2. Почему Тургенев не даёт своему герою имени, а называет его  Н.Н.?
  3.  Что можно сказать о господине Н.Н.? Каковы его занятия, увлечения? (работаем с текстом, отмечаем важные фрагменты).
  4. Почему герой оказался в городке З.?
  5. Размышляем, интерпретируем  цитаты из текста: «поражён в сердце», «жестоко меня уязвили, «краснощёкий лейтенант». Что помогают нам узнать о чувствах героя?
  6.  Находим в тексте пейзажные зарисовки и определяем, какую роль играют они в раскрытии человеческого характера вообще и как относится к природе Н.Н. Таким образом, Находим ответ на вопрос, почему герой оказался в городке З.

Постоянно обращаясь к тексту, перечитывая важные для понимания замысла  произведения, для раскрытия образов героев произведения, отмечая в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения, мы постепенно знакомимся с героями повести.

 Основные  приёмы – перечитывание текста, анализ эпизодов,  интерпретация фрагментов текста; определение роли пейзажа в тексте, обобщения.  

Второй урок  посвящён Асе, её необычному поведению. Кроме выше названных приёмов анализа текста, можно использовать «литературное рисование», создать галерею портретных зарисовок Аси.  Обязательными  элементами являются:  перечитывание эпизодов с последующей интерпретацией, словарная работа, вкрапления музыкальных фрагментов, определение средств, с помощью которых автор создаёт образ героини (прямых или   косвенных: портрет, паузы, интонация, намёки, её поступки). Работа направлена  на   истолкование таких загадок, как:

  • Что даёт возможность Н.Н. назвать Асю «совершенно русской девушкой?»
  • Как происходит зарождение и эволюция любовного чувства в героях?
  • В чём смысл разговора о крыльях?

Можно составить таблицу «Две встречи – два разговора» (по главам  9 и 16).

 Работая таким образом над текстом повести,  постепенно подойти к ответу на главный вопрос: Почему не состоялось счастье героев? После дискуссии сделать обобщение: причина несостоявшегося счастья в том, что душевная жизнь у Аси и господина Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а господин Н.Н в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви пришло к нему позднее.

Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н. романтик с созерцательным отношением к миру. Это не позволяет ему вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему совершить верное действие. Ася живёт непосредственным движением сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.

Последний урок по повести «Ася» можно посвятить  подготовке к сочинению на тему «История одной любви». В ходе урока можно реализовать две важные цели:

 1. учить создавать текст-рассуждение, а именно: развивать  умение логически анализировать тему сочинения, определять содержание и объём основной мысли сочинения; 2) обобщить изученное о повести «Ася», сделать выводы о проблемах, поднятых на страницах повести И.С. Тургеневым.

Урок можно построить так. Записать  в тетради тему сочинения, жанр (эссе), тип речи (рассуждение с элементами описания и повествования), стиль (художественно-публицистический).

Устно фронтально повторить основные сведения о строении текста рассуждения по таблице - схеме:

Тезис

Почему?

Обоснование:

Что из этого следует?

ВЫВОД

Потому что,

Так как……

(Аргументы,

Примеры)

Поэтому,

таким образом

Работа над основной частью сочинения.

Вопросы к учащимся.

  1. Чем заканчивается повесть «Ася»?
  2. О чём заставляет задуматься современного читателя? Какие уроки помогает извлечь?
  3.  Много проблем поднимает автор на страницах своей повести. А мы попробуем поразмышлять над загадками истории любви Господина Н.Н. и Аси. Тема сочинения «История одной любви»
  4. Понятно ли из формулировки темы, о чём рассуждать?
  5. Не понятно. Тогда  поступим таким образом: найдём в формулировке темы вопрос, который, возможно, поможет выйти из затруднительного положения.

Возможные вопросы:

  • Почему история любви Аси и господина Н.Н обернулась жизненной драмой?
  • Чему может научить современного молодого человека история любви главных героев повести  «Ася» И.С. Тургенева?
  • Почему история любви Аси и господина Н.Н. заставляет задуматься о смысле жизни и выборе жизненной позиции?

 Выбираем любой вопрос, скажем №3, и даём точный ответ на него:

История любви  главных героев повести «Ася» заставляет читателя задуматься о смысле жизни и выборе жизненной позиции, потому что

неспособность господина Н.Н. вовремя задуматься об этом и отсутствие у него твёрдой жизненной позиции являются причиной жизненной драмы, обрекают его на безотрадную жизнь бобыля...

 Из этого ответа формулируем тезис рассуждения в форме грамматически законченного предложения:

История любви Аси и господина Н.Н.  есть раздумья автора о выборе жизненной позиции, о смысле жизни.

Подбираем аргументы для обоснования тезиса. Для этого определяем, какое слово или словосочетание в формулировке тезиса требует доказательства (...раздумья о смысле жизни...).

Аргумент 1: Главному герою повести «Ася» не знакомы мучительные раздумья о смысле жизни.

 Пример-гл.1: …»Я жил без оглядки»

Пример 2 – «Меня забавляло наблюдать людей...»

Пример 3: «В толпе мне было весело…»

Аргумент 2: Главный герой предпочёл спокойствие бескрылого существования беспокойной, но счастливой семейной жизни.

Пример 1: «…Я не могу на ней жениться...»

Пример 2: «Жениться на семнадцатилетней девчонке с её нравом…как это можно!»

Пример 3:  «Сама Ася с её огненной головой…она меня пугала…».

 Выводы: 1. «Жизнь без оглядки»,  «жизнь в толпе», зависимость от толпы – помеха на пути к счастью. Спокойствие бескрылого существования – признак ленивой души, преграда в выборе  жизненной позиции главного героя.

 Домашнее задание: написать вступление и заключение, оформить сочинение.

II. Система заданий при изучении лирических произведений. На примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Пророк». 9 класс УМК под редакцией В.Я. Коровиной.

Анализ стихотворения проводится в контексте творчества поэта (А.С. Пушкина) и в историко-литературной перспективе

 Вступительная часть урока открывается чтением отрывка из стихотворения «К другу стихотворцу».

НЕ так любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки:

Лачужка под землёй, высоки чердаки –

Вот пышны их дворцы, великолепны залы…

Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока  (Тема поэта  и поэзии в творчестве А.С. Пушкина).

 Краткий рассказ учителя о взглядах Пушкина на задачи поэзии и поэта, используя в рассказе  фрагменты из стихотворений «К другу стихотворцу»,  «К Лицинию»(1815), «К Н.Я. Плюсковой»(1818) и подчеркивая, что  взгляды поэта менялись по мере взросления.   В своих стихотворениях Пушкин утверждал новый облик поэта, прямо противоположный привычным представлениям поэтов  18 века о своем  назначении. Поэт, по Пушкину,  не одописатель в честь вельмож и царей, он -  «эхо русского народа».

 Взгляды свои на задачи поэта А.С. Пушкин выразил в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Пророк»:

  • Поэт свободен в своём творчестве;
  • Он идёт своими путями, определёнными его высоким призванием;
  • Творчество поэта  -  «благородный подвиг»;
  • Поэт независим от служения «светской толпе» и «черни»;
  • Он независим от суждения современников.

Мыслью о высоком общественном назначении поэзии пронизано и стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году.

Выразительное чтение  стихотворения наизусть  учителем... (Пауза)

Анализ стихотворения в контексте историческом: обращаем внимание на дату написания стихотворения и вспоминаем, какие события произошли в общественной и политической жизни России в эти годы.

Слушаем сообщение заранее подготовленного  учащегося об истории написания стихотворения. (Стихотворение «Пророк» - непосредственный отклик А.С. Пушкина  на разгром декабристов).

Обращаемся к тексту стихотворения в учебнике, перечитываем про себя.

Все ли слова понятны нам? Проводим словарную работу (можно словарик напечатать и перед уроком раздать детям, можно вывести на экран, если есть компьютер)

Обращаемся к названию стихотворения. Почему «Пророк», почему не «Поэт»?

Объясняем лексическое значение слова «пророк». Делаем вывод: библейские образы и язык нужны Пушкину для характеристики высокого назначения поэта.

Какие приёмы использует  автор для раскрытия идейного замысла? (и  лексика (Пушкин широко использует церковно-славянские слова), и христианско-мифологические образы, и интонации библейской речи, и  композиция, и синтаксис, изобразительно-выразительные средства,  жанр стихотворения).

Определяем жанр. Учащимся трудно это сделать, поэтому учитель сам называет его: лирическое сюжетное стихотворение, а точнее, лиро - драматическая и философская аллегория. Разбираемся  в названии жанра, повторяем, что такое аллегория, что значит лирическая, драматическая, философская.

По типу речи - монолог поэта-пророка.

Сюжет: Стихотворение о том, как суровый, патриархальный, бесхитростный, жаждущий найти истину житель пустыни совершал свой мученический путь, завоёвывая право нести людям волю божества

Идея: право глаголом жечь сердца людей достигается только через смертное страдание. Она прямо связана с общественными настроениями, пробуждёнными жертвенной гибелью первых русских революционеров.

 Разбираемся в композиции: перечитываем начало стихотворения до слов «…мне явился».  – Эту часть можно назвать экспозицией. Почему?  Проводим истолкование  образов и слов, пользуясь словариком, постоянно к нему обращаясь. В итоге объясняем смысл экспозиции: Человек ведёт бесплодную жизнь, испытывая великие муки в поисках истины. И в момент, когда его муки достигли наивысшего напряжения, ему явился «шестикрылый серафим» - огненный, сжигающий ангел. Перепутье означает и перекрёсток путей, и положение человека, колеблющегося в выборе пути.

Этот посланник Бога совершает над человеком три действия, в результате которых происходит постепенное перерождение человека в мудрого Пророка.

Описание этого процесса и составляет содержание главной части стихотворения, в которой можно условно выделить три части. Следствием каждого из трёх действий стало то, что у лирического героя стихотворения появилась острота зрения («отверзлись зеницы» - открылись глаза на мир, которого он раньше не видел).

В результате второго действия у героя возникла способность всё слышать, даже «горний ангелов полёт», и «гад морских подводный ход», и «дольней лозы прозябанье», т.е. мир раскрывается не в красках, а в звуках. Это звуки природы, для понимания которых нужна сверхчеловеческая мудрость.

Третье действие превращает мудреца в Пророка. Но это действие связано с великими страданиями, оно жестоко, это вершина мучений, она означает смерть.  «Как труп в пустыне я лежал,,,2

Воскресить Пророка может только воля божества. «Восстань,  Пророк!». Так впервые в заключительной части стихотворения появляется слово давшее название всему  произведению. Герой встаёт уже обновлённый, он прошёл через человеческие муки и человеческую смерть, он перерождён в прямом смысле этого слова – перерождён в пророка Его миссия «глаголом жечь сердца людей, он провозвестник высших истин и высшей справедливости.

Анализ других средств, использованных автором.

Интонация библейской речи придаёт суровость и торжественность монологу.

Синтаксис. Его особенность проявляется в построении стихотворения по принципу анафоры (13 раз стихотворная строка начинается союзом «И»). Приём анафоры хорошо передаёт взволнованность, эмоциональную напряжённость речи пророка.

 Изобразительно-выразительные средства: аллегория, метафоры, сравнения, эпитеты. Учащиеся легко справляются с этим заданием.

Обобщение: образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определил и его собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи. Пушкин утверждал независимость и свободу своего творчества, право суда над окружающей его жизнью, право приговора ей.

 Судьба стихотворения (сообщение,  подготовленное учеником  как индивидуальное задание).

Заключение. Прослушивание фонозаписи.

III.   Изучение драматического произведения.

9класс. УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Я. КОРОВИНОЙ.

УЧЕБНИК  9 КЛАСС, Ч.1

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  1. Система уроков по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Фрагмент календарно-тематического плана)

Урок 1. А.С. Грибоедов. Жизнь и деяния. Слово учителя о жизни и творчестве А.С. Грибоедова. Метод  репродуктивный; лекция с элементами беседы  (оборудование: компьютер, проектор, презентация, фрагменты фильма «Смерть Вазир – Мухтара»).

Урок 2.Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

Урок 3. Анализ комедии  «вслед за автором». Действие 1. «Который же из двух?» (Фамусов, 10).

Урок 4. Действие 2 Фамусовская Москва. «Что за тузы в Москве живут и умирают?»

Урок 5. Действие 3. «Я странен, а не странен кто?» Анализ сцены бала в доме Фамусова.

Урок 6. Действие 4. «Чего я ждал? Что думал здесь найти?»

Урок 7. Проблематика и художественное своеобразие комедии.

«Горе от ума? А. С. Грибоедова в русской критике

  Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова

 «Горе от ума».

Урок 8. Р.р. Подготовка к сочинению.

  1. Система заданий на примере  анализа 1-го действия комедии:
  • ведущий приём анализа произведения -  «вслед за автором» -

 (3-6 уроки);  

  • по проблемному принципу -  (7);
  • обобщающий урок  №8   - подготовка к сочинению.

Предполагается предварительное чтение комедии учащимися самостоятельно, на уроках – чтение всей пьесы с купюрами.

1.Предварительное самостоятельное чтение комедии.

 Задания для осмысления прочитанного по всей комедии во время предварительного  самостоятельного чтения дома:

  1. Составить «паспорт»  произведения по плану:

А) Автор произведения -…

Б) название - …

В) время действия, признаки эпохи - …

Г) место действия -…

Д)  Действующие лица

Д)   кратко описать события.

Е) жанр произведения…

Ж) идея произведения.

2. Собрать материал для характеристики Чацкого, Фамусова, Молчалина, Софьи, оформить в виде таблицы:

Действия

 Персонажи

Действие 1.

Действие 2

Действие 3

Действие 4

3. Составить портрет московского барства

4.Составить список   внесценических персонажей.

Задания к уроку 2  по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума:

  1. Перечитать 1-е действие комедии, выписать непонятные слова и выражения, определить их значения по словарям,  заполнить таблички по общим заданиям.
  2.  Повторить сведения по теории литературы:
  • Драма как род и вид драматического рода литературы;
  • Классицизм как направление в искусстве;
  1. Подготовить устное сообщение на тему: «Работа А.С. Грибоедова над комедией «Горе от ума» (Статья учебника, стр. ….)

Урок 2.  «Погружение в атмосферу грибоедовской Москвы»

  1. Сообщение  ученика (домашнее задание), дополнения класса, рецензирование.
  2.  Обмен впечатлениями от знакомства с пьесой:

     А) Легко  ли было читать пьесу?

Б). Что затрудняло чтение?

В)  Что бросилось в глаза в поведении персонажей?  Можно ли объяснить их поведение?

4.Повторение теоретических сведений о драматическом роде литературы по вопросам:

  1. Как автор определил жанр своего творения?
  2. Что такое комедия как жанр драматического искусства?
  3. Какие комедии уже были в репертуаре русского театра до Грибоедова?
  4. Какое направление искусства было господствующим в театре начала 19 века (классицизм)?
  5. Вспоминаем правила  классицизма в развитии сюжета, создания образов, развития конфликта  комедии.

6.Работа с афишей:

  • Что даёт изучение афиши «Горя от ума»
  • Чем интересна афиша?
  • О чём говорит название комедии?
  • Какая информация о персонажах содержится в ней?
  • На  что настраивают  «говорящие» имена и фамилии?
  • По какому принципу Грибоедов разместил в афише действующих лиц комедии?
  • Все ли персонажи обозначены в афише?
  1. Слово учителя о быте и нравах барской Москвы начала 19 века («Погружение в «атмосферу грибоедовской Москвы»: чтение фрагментов из книги М.О. Гершензона «Грибоедовская Москва»).  «Заочная экскурсия» (использовать ремарки, цитаты из текста) по дому Фамусова
  2. Беседа о сценической истории пьесы. Краткие  сообщения учащихся об эпохе, о проблемах, которые интересовали людей того времени и которые нашли отражение в пьесе (индивидуальные домашние задания). Обобщение учителя.

Урок 3. Анализ 1 действия комедии:

  1. Выразительное комментированное чтение  учителем ключевых сцен (явления 1-5). Анализ ремарок.  Беседа по вопросам:

1.Какие признаки комедии проявляются  в первых же репликах персонажей, их поведении?

2.   Каким хочет казаться Фамусов? Каким он выглядит в 1-4 явлениях? Какой приём создания комического используется автором?

3. Обобщение учителя  о  роли 1 – 5 явлений в композиции комедии (можно считать  экспозицией пьесы и одновременно началом традиционной комедии классицизма: есть героиня, влюблённый герой, отец, приготовивший для  дочери ЖЕНИХА, служанка, помогающая барышне).  Составление схемы (Приложение 1 к п.3).

Анализ явления 7.

  1. Какое событие круто меняет ход комедии?
  2. Что означает появление Чацкого в комедии (оно ломает традиционные рамки комедии, но становится завязкой новой линии в пьесе).
  3. Чтение явления 7 учителем.
  4. Вопросы для анализа;
  • Что можно рассказать о жизни Чацкого до его появления на сцене (из высказываний Софьи, Лизы, Фамусова)
  • Что можно сказать о характере Чацкого, его состоянии по первой его реплике? (Пылок, полон жизни, молод, по-юношески доверчив, полон веры в себя, в свои силы, страстно влюблён).
  • Как его встретила Софья?
  • Выписать  основные темы высказываний Чацкого в этом явлении
  • Какие из этих вопросов уже были затронуты до приезда Чацкого в дом Фамусова? Кем?
  • Чем отличаются высказывания героев?
  • Как характеризуют Чацкого его взгляды?
  • Явление 8- размышление над репликой Софьи: «Ах, батюшка, сон в руку».
  • Явление 9: Обсуждение вопроса: есть ли конфликт между Чацким и Фамусовым.

Записываем выводы, сделанные при анализе 1 действия комедии «Горе от ума»:

  • 1 – 5 явление – своеобразная экспозиция (традиционная комедия);
  • 7 явление – завязка любовного конфликта между Софьей и Чацким;
  • 8-9 явления – раскрывают позиции героев относительно любовной интриги.

Для  закрепления теоретических знаний о литературных  терминах можно проводить теоретические разминки, например:  восстановить пропуски в определениях;

Реплика (в переводе с латинского…..) – краткий…., …фраза в диалоге, возникшая как… (компьютер в помощь)

Для проверки знаний о действующих лицах пьесы можно проводить «литературный коллоквиум», например:

Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету.

«Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут…

При нём остерегись, переносить горазд,

И в карты не садись: продаст!»

Или: определите, кому принадлежит реплика.

  1. «Счастливые часов не наблюдают».
  2. 2. «Учёностью меня не обморочишь».

Творческие задания;

  • «Литературное рисование» (работа в группах);
  • Письменные ответы на вопросы
  • Литературные диктанты, например: найти и исправить теоретические ошибки.

 Исследовательские задания в рамках урока можно давать в классах с углублённым изучением литературы. Например:при обсуждении проблемы, почему А.С Грибоедов нарушил законы классицизма при создании комедии «Горе от ума», была ли в это творческая необходимость или иная причина, можно провести небольшие  групповые   исследования:

Группа 1.  В «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально – политическая. Они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.

Какой закон классицизма нарушил А.С Грибоедов таким построением пьесы?

Группа 2. В «Горе от ума» главным событием становится возвращение Чацкого в Москву, Оно даёт импульс действию, но не определяет его ход. Внимание автора сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.

Какой закон классицизма нарушает драматург этим фактом?

Группа 3. Пьеса «Горе от ума» не завершена логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда героям открылась правда, и они поставлены перед тяжким выбором нового пути.

Какой закон классицизма нарушает А.С Грибоедов таким финалом пьесы?

В изучении драматических произведений можно использовать  множество разнообразных заданий, придерживаясь, конечно, рекомендаций, которые определены методикой преподавания литературы в школе. Выбор  методов и приёмов изучения того или иного произведения,  разработка системы заданий зависят от многих условий, в том числе подготовки класса.

     

Приложение к п. 3

                                                                                                                                            



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  открытого урока литературы в 11 классе по раннему творчеству А.М. Горького.

Выполнила

Селезнева Таиса Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ лицея № 15, г. Пятигорска,

Ставропольского края.

Класс:11

 УМК  Русский язык и литература. Литература 11 класс.  Учебник для общеобразовательных  организаций. Базовый уровень. В 2-х частях. О.Н.Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; под ред.В.П.Журавлева. М., Просвещение, 2016

Тема:  Своеобразие ранних романтических рассказов А.М. Горького. (На примере анализа  рассказа «Макар Чудра»). Особенности изображения неоромантических  героев в рассказах А.М. Горького.

Цели:

Образовательная: раскрыть идейное содержание  ранних романтических рассказов Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях;

развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;

формировать понятие о неоромантизме на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой».

2. Развивающая: развивать навыки логического мышления, анализа таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой, неоромантизм.

Воспитательная:  способствовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово; воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Задачи:

Обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

Вид урока: урок художественного восприятия с элементами развития речи и оценивания учебных достижений; получения новых знаний с этапом повторения.

Используемые методы: эвристический.

Оборудование урока: Портрет В.А. Серова 1905г.  « А.М. Горький», Фотографии А.М. Горького 1891 и 1899 гг. (слайды);

Выставка книг «Ранние произведения Горького»

Проектор, компьютер. Раздаточный материал: таблицы, схема анализа произведения (для каждого)

 Опережающее  домашнее задание:

  • Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Горького (По материалам учебника и конспекту лекции).
  • Работа с литературоведческим словарём;  выучить определения терминов и понятий: романтизм, романтический герой, неоромантизм, романтическое произведение и его специфические признаки;

любовь, свобода, гордость

  • Прочитать произведения: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» «Песнь о Соколе», «Хан и его сын».
  • Подготовить краткий пересказ сюжета рассказа «Макар Чудра»
  • Подготовить выразительное чтение  пейзажных зарисовок.

Ход урока:

                                                                                                 Эпиграф;

Настало время нужды в героическом,

все хотят возбуждающего, яркого, такого…

чтобы не было похоже на жизнь,

а было выше её, лучше, красивее…

М. Горький

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 1 Напоминание о теме предыдущего урока и домашнем задании.  На этом уроке мы начинаем знакомиться с  произведениями великого писателя. (Учитель обращает внимание учащихся на слайд 1 презентации, на  нём эпиграф к уроку). Выразительно читает его и просит учащихся, подумав, определить, о чем пойдёт разговор на уроке. Выслушивает мнения учащихся и объявляет тему урока).

 Слайд №2.

Тема урока:  Ранние романтические рассказы Горького.

Особенности изображения героев в них.

2  Реализация домашнего задания.

А) Учитель: Определите по вашим хронологическим таблицам  временные рамки раннего творчества А.М.Горького и кратко расскажите о нём. 1891 -1905

1.  Какие жизненные впечатления легли в основу сюжетов ранних произведений Горького?

2. Какие произведения были созданы в этот период?

(Ответы учащихся)

У-1: Ранние произведения были подсказаны впечатлениями от встреч с разными людьми. Как нам известно, из биографии писателя, в возрасте 10 лет Алёша Пешков (будущий великий русский писатель) по воле своего деда Василия Каширина, оказался «в людях». <…> Скитания эти были вызваны, по воспоминаниям писателя, «не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве. (Р.)

У-2: В ноябре 1891 года Горький пришёл в Тифлис. А спустя год, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», первое печатное произведение автора. Подписано оно было псевдонимом – М Горький, который остался за ним на всю жизнь. В октябре 1892 года начинающий писатель возвращается в Нижний Новгород и начинает систематические занятия литературным трудом. Необычная по истокам, удивительно красочная проза молодого писателя сразу привлекает внимание сначала волжских газет, затем столичной критики. К ранним рассказам М.Горького относятся «Старуха Изергиль» (1894), « Песня о Соколе» (1894), поэма «Девушка и смерть» (1895), «Хан и его сын»(1896),   «Песня о Буревестнике» (1901).(р.р).

Обобщение учителя. Ранний период творчества Максима Горького представлен романтическими рассказами. Мы поведём разговор не просто о романтизме, а о  романтизме особом. Нам предстоит встреча с героями, у которых «солнце в крови». Нам предстоит  выяснить, как черты и свойства поэтики романтизма работают в произведении Горького, что нового внёс Горький в поэтику романтизма, чем отличаются герои рассказов Горького от романтических героев Жуковского, Пушкина, Лермонтова. На прошлом уроке мы с вами подробно разбирали теоретические сведения о романтизме и обо всех понятиях, связанных с ним. Повторим определения.  

Б) Теоретическая разминка.  Восстановить пропуски в определениях (задание проецируется на экран).

Слайд 3

  • Романтизм (французское  …, от испанского… = «…», «…», «…». – это особый вид … в  искусстве и литературе  ….. веков, и одновременно - …,  состоящее в стремлении авторов    …  …  неудовлетворяющей их действительности  необычные….и …, подсказанные им … . ( мировоззрение, 18-19 веков, направление (течение), противопоставить, образы и сюжеты, жизненными явлениями.
  • Романтизм в литературе есть не что иное, как…  …  …человека, сокровенная жизнь его сердца
  • Главная задача романтизма  -  изображение   …   … человека, его …  жизни. 
  • Романтический герой  -   человек с … энергией, с  … страстями; это личность сложная, страстная. …   мир необычайно глубок и бесконечен.
  • Отличительные черты романтизма:
  • Необычность …, исключительность …;
  •  Провозглашение…  …, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней … человеческой …;
  • Трагический поединок …  и  …;
  • Взгляд на жизнь «…  …  …»;
  • Интерес ко всему …(пейзаж, события, люди),  сильному, яркому, возвышенному
  • Тяготение к …, условности форм, смешение высокого и …, трагического и  …, обыденного и…;
  • Культ  свободы: стремление личности  к …  …, к недостижимому  … в сочетании с пониманием несовершенства мира;  к духовному …;
  • Мучительное переживание разлада с…;
  • Отказ от …

Ключ к теоретической разминке.

  • Романтизм - это особый вид мировоззрения в  искусстве и литературе 18 – 19 веков; и одновременно - направление,  состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности  необычные  образы  и сюжеты, подсказанные им, жизненными явлениями.
  •  Романтизм в литературе есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца
  • Главная задача романтизма  -  изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни.
  • Романтический герой  -   человек с необузданной энергией, с бурными страстями; это личность сложная, страстная. Внутренний мир необычайно глубок и бесконечен.

     •        Отличительные черты романтизма:

  • Необычность характеров, исключительность обстоятельств;
  •  провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • Трагический поединок личности  и  судьбы;
  • Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»
  • Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди),  сильному, яркому, возвышенному
  • Тяготение к фантастике, условности форм, смешение высокого и низкого, трагического и  комического, обыденного и необычного;
  • Культ  свободы: стремление личности  к  абсолютной свободе, к недостижимому  идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира;  к духовному совершенству;
  • Мучительное переживание разлада с действительностью;
  • Отказ от обыденного

3. Работа с текстом произведения.  

Эвристическая беседа  с этапом проверки домашнего задания. (Используем  схему). Слайд 4):

  1. Автор – А.М. Горький. «Горький» - это псевдоним, которым он подписал своё первое печатное произведение «Макар Чудра» и который  остался за ним всю жизнь
  2. Название – «Макар Чудра». Произведение названо по имени одного из главных героев. Возникает проблемный вопрос: почему рассказ, повествующий об истории любви Лойко и Радды, носит имя рассказчика?

Ответ: главным предметом изображения в рассказе  является сознание и характер Макара Чудры.    А эпическая часть (история любви Лойко и Радды) носит характер иллюстрации к философским взглядам лирического героя: его представлению о ценностях жизни, его идеалах. Она звучит так: стремление к внутренней свободе, свободе без ограничений естественно для человека, ибо свобода есть единственная ценность на земле, ради неё стоит жить и умереть.

Главный герой рассказа -  Макар Чудра. Он находится в центре повествования, писатель наделяет его правом говорить свободно,  высказывать свои взгляды.  Вот поэтому рассказ и назван именем главного героя.

3. Сюжет. (Краткий пересказ с элементами  интерпретации и  анализа поступков героев рассказа, подготовленный одним из  учащихся как индивидуальное домашнее задание).

 Ученик: Макар Чудра – старый цыган, стороживший на берегу моря коней своего табора. Он рассказывает своему собеседнику (повествователю, от имени которого ведётся рассказ) историю страстной трагической любви двух молодых цыган: красавицы Радды, дочери старого Данилы-солдата, и удалого Лойко Зобара, бесстрашного конокрада, талантливого музыканта, надёжного товарища и всеобщего любимца.  <…>

Каждый захотел главенствовать в любви, каждый захотел, чтобы ему покорился другой. И одновременно каждый боялся того, что другой сдастся в этом любовном поединке и покорится. Боялись оба этого потому, что полюбили-то они друг друга как раз за это самое свободолюбие, за бешеную гордость, переходящую в бесовскую гордыню, то есть за те качества, которые не терпят ничьей воли над собой. Р.Р.)

Вопросы к учащимся. Работа с ключевыми понятиями.

  1. Какие ключевые понятия в этом рассказе? (любовь, свобода, гордость, воля).
  2. Задание: дать толкование этим понятиям, пользуясь материалами работы со словарём в домашней работе. Р.Р.)
  3. Что было неожиданным для вас? (гибель героев).

Какой конфликт мы наблюдаем в произведении, как он разрешается?  (Конфликт между страстной любовью и неудержимым стремлением к свободе). Любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание  безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению)

 Определим идею произведения. (Слайд 5  презентации: закончить предложение):

Идея рассказа М.Горького « Макар Чудра» заключается в том,  чтобы показать героя (какого?) сложного, страстного, с необычайно глубоким внутренним миром, полного противоречий, считающего стремление к внутренней  свободе, свободе без ограничений – единственной ценностью на земле, ради которой стоит жить и умереть.

Учитель: Так считают герои этого рассказа. Именно этим продиктованы поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы и  нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».

4. Композиция рассказа: (пояснение учителя)  она немножко необычная, её можно определить как рассказ в рассказе или рассказ с обрамлением. НО легко заметить, что структура здесь не двухуровневая, а трёхуровневая: это рассказ о рассказе в рассказе. В этих трёх уровнях разные герои, разные фабулы.

1 уровень. (Кто нам рассказывает эту  необычную историю?) -  Герой – автор-рассказчик (повествователь).

 Фабула – встреча и беседа со старым цыганом во время странствий по степям северного Причерноморья.

2.уровень. (О чём и о ком рассказывает повествователь?)  Герой – цыган Макар Чудра.

Фабула – философствования Чудры о смысле жизни, о счастье людском, о любви, о воле, об иерархии жизненных ценностей: эти разговоры выливаются в предложение: «…сказать одну быль?»  Эта быль – третий уровень сюжета.

3.уровень. Герои – Лойко Зобар и Радда.

Фабула – история их встречи, любви, смерти.

Эти три уровня связаны между собой не линейно, а круговой циркулярной связью: Но есть ещё один, четвёртый уровень (внешний) уровень. Это четвёртый уровень можно назвать фоном повествования,  а можно посчитать ещё одной фабулой: это жизнь вечной мощной природы; действующие лица этого сюжета – море, ветер, степь, мгла осенней ночи. (Выразительное чтение учеником) начала рассказа.

 Какую роль в повествовании играет этот фрагмент? (является фоном, на котором вырисовывается образ главного героя).  Пейзаж романтический,

Какие стихии  входят в понятие «романтический пейзаж? (Стихия неба, стихия гор, стихия моря). В данном рассказе присутствуют понятия, олицетворяющие свободу, волю (море, степь) с их помощью автор  намекает на безграничность свободы героя, его нежелание и неспособность променять её ни на что. Морской пейзаж – своеобразное обрамление всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевым состоянием героев.

Композиционная структура этого рассказа такова, что читатель должен понять: идейные  предпочтения автора – повествователя, цыгана – рассказчика и центральных героев (Радды и Лойко) различны, не совпадают друг с другом.

Авторское «Я» - живой  реальный человек, живущий в реальных условиях конца 19 («железного») века, его мировоззрение должно быть приземлённым, прагматичным, без этого не выжить во время скитаний по Руси. Повествователь почти незаметен в рассказе, он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим, но из реплик цыгана можно догадаться о реакции и ответных репликах его собеседника. Такая необычная форма диалога служит автору для того, чтобы сделать своё присутствие менее заметным.

    Можно ли назвать автора - повествователя романтическим героем?

(Да, потому что у него есть интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди),  сильному, яркому, возвышенному Его видение мира проявляется в том, что он вносит в рассказ романтическое начало). Именно он создаёт, радость от соприкосновения с прекрасной природой).

«Я» Макара Чудры тоже вполне земное, реалистическое, но более зрелый (по сравнению с автором) возраст и особый склад ума делают его более глубоким, менее категоричным, чем далёкие от естественной жизни горожане – интеллектуалы. Можно ли сказать, что М.Ч. – романтический герой?  (Да, потому что  у него необычный взгляд на человека, свободу, любовь).  Наиболее ценным он считает максимальное  стремление к свободе. По его мнению, Любовь и Гордость несовместимы.  М.Ч убеждён, что человек, рождённый рабом, не способен совершить подвиг. Он восхищается Лойко и Раддой и полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. (Обращаемся к тексту, перечитываем фрагменты, рассуждаем, анализируем).

И, наконец, «Я» Лойко Зобара и Радды. Оно диаметрально противоположно модному в конце 19 века прагматизму (модному среди литературных героев). Эти два молодых человека живут по законам романтизма, т.е. не в мире реальных явлений, а в мире с неукротимо страстными языками пламени костра, обжигающими нутро осенней ночи.

Каковы жизненные ценности этих героев? -  Для них воля тоже дороже всего на свете. Они фанатично верят в прекрасные идеи.  Для Радды и Лойко идея любви дороже самой любви, идея воли дороже самой воли. Безграничная свобода – вот идеал Радды и Лойко

 Чтение ученицей монолога Радды:  («Говорят красивая я очень. И словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому…»)

Монолог Лойко – аудиозапиь.

После прослушивания  размышляем, делаем вывод: Герои не могут жить друг без друга, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли? (Смерть)

  Вывод: В образах Радды и Лойко ярко проявились такие черты романтизма, как стремление личности к абсолютной свободе, к духовному  совершенству, непостижимому идеалу, утверждение внутренней бесконечной человеческой индивидуальности.

Мы видим, что Горький не изменяет традиции романтизма: В своих произведениях он показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых своенравных. Через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера – стремление к свободе, независимость. Что же отличает героев Горького от романтических героев Пушкина, Лермонтова, Тургенева?

Ответ. Активное восприятие свободы. Они деятельны,  так как их внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому они не должны быть связаны ничем, даже любовью. Выбирая между свободой и жизнью, они выбирают свободу.  Это неоромантические герои.

Запись в тетради определения (Слайд 7):

Неоромантизм (от греч. nеos – новый и романтизм), художественное течение в европейской литературе на рубеже 19–20 вв., представители которого синтезировали в своём творчестве традиции романтического искусства нач. 19 в. и реалистического искусства середины века. <…> Неоромантический взгляд отличается оптимизмом, воплощает веру в возможность духовной закалки человека под действием обстоятельств.

Учитель. Теперь, когда мы близко познакомились с героями произведения,  узнали, каковы их жизненные ценности, определили идею произведения, обсудим следующий вопрос:  

Как  удаётся автору раскрыть свой замысел, какие приёмы и средства он использует для создания образов романтических  героев, для создания романтического  сюжета, романтического произведения?

 Как нам известно, этому способствует и сюжет, и композиция, и лексика произведения, и изобразительно-выразительные средства, и синтаксис предложений, и использование особого, романтического фона произведения.  Мы уделили достаточно внимания и сюжету, и композиции.  Обсудим другие приёмы и  средства.

Как автор выражает своё отношение  к лирическим героям, при помощи каких средств?

Ответ: он, без сомнения,  любуется  Раддой и Лойко и заставляет нас читателей любоваться ими. Описывая их физическую и душевную красоту, он использует яркие сочные сравнения и метафоры, гиперболу, олицетворения. Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

(Работа с текстом произведения. Учащиеся находят изобразительные средства и заполняют табличку)

 Сравнения: ( Лойко): «...очи, как ясные звёзды», «а улыбка – целое солнце»  «стоит весь, как в крови, в огне костра», «…а Зобар бросил наземь шапку, да и говорит, весь черный, как земля»,  «… а он зашатался, как сломанное ветром дерево, и пал на землю, рыдая и смеясь»,  «Зверем посмотрел на нее Лойко, а ничего не сказал..» , «…словно его ковали из одного куска железа вместе с конём». (Это не просто сравнения, а сравнения – метафоры, поэтические, неординарные, самый частый художественный приём, к которому прибегает Горький в рассказе).

Эпитеты (красавица Радда): молодая, свободолюбивая, гордая, решительная, способная на сильное чувство; (сравнение): «…сказала, точно снегом в нас кинула».

Гипербола: «Ты и не знаешь таких краев, где я бывал»,  «красоту Радды можно только на скрипке сыграть»,  «… усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями».

Олицетворение: « в мертво молчавшую темноту степи», «ветер выл жалобно и тихо», «море шепталось, рокотало глухо и сердито, распевало мрачный и торжественный гимн». «Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». (Эти олицетворения позволяют нам говорить об отдельном сюжете – жизни природы- с отдельными героями)

Синтаксис: повтор однотипных синтаксических конструкций делает повествование ритмичным, усиливает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Прием инверсии  усиливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый».

Речь Макара Чудры выразительна и красочна. Такой её делают использованные автором просторечия (Он по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его «сокол»), свободно видоизменяет некоторые географические названия: «Галичина» вместо «Галиция»,  употребляет гиперболы, фразеологизмы. Часто в его речи встречаются риторические вопросы («Ведома ему воля?  Ширь  степная понятна? Говор морской волны  веселит  ему  сердце?»), иносказания (которые он вкладывает в уста Радды: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?»).  Его речь афористична, многие предложения звучат как пословицы: «Нет такого коня, на котором от  самого  себя ускакать можно б было!..»,  «Коли два камня друг на друга  катятся,  становиться  между  ними нельзя – изувечат».

Давая характеристику Лойко и Радде, М.Ч. говорит коротко, но  попадает в точку, то есть говорит о главном, что отличает этого человека от других.

Учитель. Мне кажется, что мы нашли достаточно признаков романтизма в этом рассказе. Давайте  обобщим наши выводы вот по такой схеме. (Слайд)

№ п./п.

Признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Примеры из текста

1

Принцип романтического двоемирия (рассказ в рассказе)

2.

Необычная обстановка, в которой происходит действие.

3.

Экзотическая обстановка (действие легенды)

4.

Романтический  пейзаж

5.

Обилие изобразительно – выразительных средств

6.

Авторская позиция

7.

Ваше мнение о прочитанном

Итог урока.

 Учитель (обобщающее слово) В начале урока мы отметили, что появление романтических рассказов в творчестве начинающего писателя было обусловлено. В тот период, период странствий, он искал героя – бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой. М Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Свою мечту он и воплотил в ранних романтических рассказах.  Он говорил: «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Предлагаю вам прокомментировать это высказывание и высказать своё согласие/несогласие с мнением великого писателя. ( Мини сочинение к следующему уроку)

Оценка деятельности учащихся.

Домашнее задание:

  1. Мини сочинение по высказыванию М. Горького.
  2.  Перечитать рассказы: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Хан и его сын»,  написать в тетради по литературе анализ  рассказа (по группам.)

Схема анализа (Слайд 8) . Распечатанные карточки раздаются каждому ученику.

1. Найти описание пейзажа в рассказе. Определить, какие средства выразительности использует автор и с какой целью. Доказать, что это типичный романтический пейзаж.

2.Найти описание романтических героев:

  • Внешность (по тексту)
  • Черты характера (текст)
  • Судьба героев
  • Особенности композиции
  • Авторская позиция